Что хочет женщина. Часть III
...Почему бы у школьников не спросить более обтекаемо - "образ нашего современника в русской литературе"? Прежде всего, потому, что именно женские образы отражают эпоху. Не столько даже их "уровень сознательности", которым мы привычно со времен "партийности в литературе" заменяем нормальное слово "сознание", а то, как они изображены в искусстве, какие образные артефакты в литературе они о себе оставили.
Несмотря на то, что мужчины делают реальную жизнь, - олицетворять все их деяния перед потомками будут женщины.
Можно посмеяться над этой особенностью женской роли в истории, в искусстве, сказав "чисто декоративные существа", - но это суть женского образа, который словно декорирует собой интересующую нас эпоху.
Помню, сколько же сил в советское время расходовалось, чтобы хоть как-то опустить в глазах женщин "рыцарские времена". В 70-х годах прошлого столетия, в разгар "социалистического строительства" и нудной идеологической обработки, дамы вдруг начали запоем читать Жорж Санд, Дюма, Вальтера Скотта и Стивенсона. В 80-е даже на эту страсть откликнулся советский кинематограф, а у многих до сих пор в доставшихся по наследству библиотеках пылятся "подписные издания" этих авторов, массово издававшихся, чтобы хоть как-то удовлетворить необычайный спрос, возникшийв эпоху "всеобщего равенства".
Вдруг выяснилось, что этой старой беллетристике при "развитом социализме" - противопоставить абсолютно нечего, поскольку женские образы стали мутными и размытыми, а чтобы ощущать себя женщиной, дамам потребовались более определенные ориентиры.
Даже помню "диспуты" на эту тему, когда партийные начетчики пытались доказать на словах, что "в наше время общество с намного большим уважением относится к женщине". Но кого из нас, по большому счету, в молодости интересовало "мнение общества"? Если бы оно уж так интересовало, а не раздражало, то не было бы историй вроде "Ромео и Джульетта".
Если бы это "мнение общества" не воспринималось бы женщиной, способной олицетворять эпоху, чем-то мешающимся под ногами, норовящим вспрыгнуть на шею и пригнуть к земле, - простите, и род людской давно бы прекратился. "Всеобщее равенство" во все времена воспринимается женщиной подлым желанием приравнять всех под одну гребенку. А каждая дама создает свой собственный образ, на чем процветают индустрии моды и косметики - во все времена, при любых экономических формациях. Ведь еще Платон говорил, что женщина без косметики, что пища без соли.
Литература в частности и искусство вообще - помогают женщине выстроить и систематизировать свой внутренний мир, наполнить его гармонией. Не политическими "идеями", а "музыкой мироздания". И уж не как не "уважения в обществе" хочет добиться любая настоящая женщина, а только... любви, которая бы могла запечатлеться в ее образе так, что трогала бы сердца спустя много веков одним именем: Лаура, Джульетта, Лакшми, Клеопатра, Беатриче, Лейла, Маргарита...
Мало сказать, что любая самодостаточная женщина чувствовала себя в советский период не совсем органично в жизни, что нашло своеобразный отклик и в литературе советского периода. Все же здесь наиболее ярким образом будет полет Маргариты на помеле с криком "Свободна!"
Но разве сам образ Маргариты столь уж органичен? Скорее, он ограничен ее кратким пребыванием в образе ведьмы. Вряд ли кто-то из читателей может достроить этот образ - до момента ее замужества, детского сада или школы. Мы вообще не можем сказать, что за семья была у Маргариты, были ли у нее братья и сестры, чем она болела в детстве, какие книги читала.
Маргарита - это не индивидуальный образ, а собирательный, общественный. Это общий страстный порыв вырваться из будней "построения нового общества", где у человека будет нечего подарить любимой женщине, ведь у него не будет частной собственности. А каждая женщина обожает подарки и хочет видеть своего любимого - свободным от массы начальников на всех уровнях, старающихся повысить его "уровень сознательности".
Полет Маргариты на помеле - это бунт женской натуры, женского естества - против наступавших времен уравниловки с серостью, не имеющей пола и возраста, жадно пережевывающей чужие жизни, мечты, стремления... Против времен, где все "товарищи", а лучшие уникальные человеческие качества размазаны ровненьким слоем по всем "одинаково равным", неотъемлемой составляющей "единого советского народа". У всех идейное содержимое - тоже вполне однообразное, одинаково противоречащее нормальной человеческой природе и естественному порыву вырваться из череды будне, обыденности.
В этом случае героини могли различаться друг от друга... какими-то глупостями, "мелкими недостатками"... или "отражением судьбы народа" в личной биографии. Именно на уровне общих для всех анкетных данных. Вот и вся "народность", как говорится.
Навязываемые в советский период достаточно агрессивной идеологической обработкой общие идеи имели как бы гуманистическую, общечеловеческую направленность, с которой, согласитесь, было весьма сложно спорить. Все же были восстановлены основополагающие религиозные табу: не убий, не лги, не укради, не прелюбодействуй.
Партийная борьба с "шовинизмом" ничего не смогла сделать и с любовью к Родине, которая годы войны вылилась в создание плаката "Родина-мать зовет!", бьющего каждого куда-то под ложечку, где каждый чувствует неразрывную пуповину, соединяющую его с главным женским образом в его жизни.
Однако назойливость "воспитания патриотизма" в мирное время, казалось бы, смогла вызвать стойкое отвращение и к гражданским чувствам, ведь чтобы любить Родину, - теперь надо было перешагнуть через барьер брезгливости к явно глумящейся над тобой серости, пристроевшейся подъедаться в закромах Родины на "идейной обработке"...
Думаю, этот небольшой набросок анализа глубины идейного застоя, в котором советское общество оказалость к концу 80-х годов прошлого столетия, сделавший возможным ту гуманитарную катастрофу, которую расчленяемое общество пережило в 90-х, последствия которой не может преодолеть до сих пор, - поможет лучше понять моих героинь, а главное, почему в этих женских образах, органично прошедших все общественнные изломы, мои читатели, независимо от ПМЖ, национальной принадлежности, пола, возраста, "социальной группы", - узнают самих себя.
По крайней мере, из этого вступления понятно, что декорируют собою женские образы сегодня. Стоит лишь убрать из идеологической обработки (дератизации) - основные религиозные устои, превратить любовь к Родине - в обязательное расшаркивание перед конкретными чиновниками, занимающими высшие рукководящие должности в государстве, навязать всеобщую "любовь" с непременным "уважением" - ко всем без разбора, с одним критерием этнической принадлежности... и мы уничтожаем в себе критерии нравственного выбора, ту божью искру, которая и являет собою суть творческого начала в каждом.
Человек должен сделать выбор, без "государственных программ толерантности", наделяя любовью и уважением - конкретного человека, вне его этнического или расового происхождения, тем самым, проявляя собственную индивидуальность. Иначе... от творчества словом действительно остаются лишь ежедневные интервью господина Путина в телевизоре и их рифмованное переложение на давно и по другому поводу созданные литературные образы Дмитрием Быковым и Михаилом Ефремовым в проекте "Гражданин поэт".
Ну, куда между этими железобетонными булками, оседлавшими все мыслимое пространство "современной литературы, - приткнуть женский образ?.. Разве что в качестве "Армии Путина", Ксюши Собчак, Чулпан Хаматовой или прокуренных луженых глоток "Pussy Riot"...
* * *
Постоянно откладываю "на потом" скучную череду серых теней, предлагаемых юным читателям в качестве "образа современной женщины". После упоминания о некоторых из них - пришел ряд истерических посланий с язвительными намеками, что как бы эта "грязь" - "заказана властями". Наверно, это "естественное" обвинение, поскольку многие гламурные образы наших современниц рванули "в политику", считая этот свой "полет на помеле" вполне органично объясняющий все предыдущее "развитие образа". А раз теперь оне как бы "оппозиционэрки", то ведь и любая критика "отражения образа в литературе" - заказана исключительно их "идейными антагонистами".
Однако для подобных иллюзий надо для начала завести в голове, кроме накладных волос, чудес пластической хирургии и ботекса - хоть какую-то приемлемую для анализа "идею", худо-бедно отражающую пресловутую "народность". Но, если бы они были, так и сами бы "образы" не вышаривались бы по всему Интернету с плохо скрываемым отчаянием. Проблема в том, что нынешние "женские образы" терпимы лишь в качестве случайного попутчика в поезде или общественном транспорте - чтоб не задевали никого лично.
А сегодня на этом фоне непроглядной серости хочу рассмотреть вполне органичные женские образы, которые очень помогли лично мне - оставаться женщиной в нашу позорную эпоху "демократических преобразований всего общества".
Меня частенько пытаются "поставить на место", интересуясь, что же я могу порекомендовать из современной литературы, "не пиаря" свои собственные романы. Хотя сам вопрос выявляет полное непонимание женской натуры, здесь наезд именно на лучшие женские качества: личную скромность, желание создать уютную атмосферу, в которой бы все чувствовали себя комфортно. Но, простите, все-таки не путем рекламы нечесаным хамкам - за счет своих выстраданных образов. И с какой стати? Что, разве мало проплаченных "литературных агентов" и анонимных вечно "восторженных читателей"?
Сегдня я хочу честно сказать, какие современные женские образы действительно затронули мою душу, в ком я... со смешанными чувствами узнала саму себя, с благодарностью понимая, что кто-то и мою жизнь счел достойной "олицетворения".
...Но, перед тем как рассмотреть мои любимые женские образы, следует сделать предупреждение о толерантности. Представленные женские образы не являются "рекламой гомосятины", как иногда комментируют фильм "Вонг Фу, с благодарностью за всё! Джули Ньюмар" в Интернете.
Напомню, что сами женщины сравнительно недавно исполняют на сцене "женские образы", раньше их всегда и везде исполняли мужчины, что отражало определенные нравственные устои общества. До чего можно докатиться в "грехе лицедейства" дамам, решившим стать актрисами, - можно видеть по нашим современницам, "сделавшим в жизни больше всех нас вместе взятых".
Женские образы и во времена Шекспира создавались мужчинами, что вполне устраивало всех современниц, воспринимавших актрис - женщинами полусвета, куртизанками и уже вовсе сами знаете кем, что не столь уж далеко от истины.
К тому же, раз уж у нас зашел разговор о том, что же хочет женщина, признаюсь, что каждая настоящая женщина в предлагаемой ей сегодня "современности" - не раз жалела о том, что не родилась мужчиной. И вовсе не потому, что сложная роль современной женщины ей не по плечу.
К женщине сегодня предъявляется настолько противоречивый комплекс требований (что можно наблюдать по егозливому и насквозь лживому "общественному" образу Чулпан Хаматовой), а сами требования настолько давят на внутренний мир женщины изначально неразрешимыми моральными условиями "старта" (чем явно наслаждается Ксения Собчак), - что любая женщина, видя какую непроглядную серость ей предлагают в качестве "героя нашего времени" мужских образов... хотела бы ненадолго, на пару лет, не больше... стать мужчиной, чтоб показать, наконец, этим мелкоразрядным господам на общественной сцене, непонятно с каких щей задирающих нос перед женщиной, - кого бы она хотела любить.
Вся нынешняя "женская литература" несет в себе эту недостаточность и ущербность... мужских образов, желание придать им ту степень значимости, за которую можно полюбить... или хотя бы на трех пальцах, на примитивном и недоразвитом уровне объяснить старую истину "любовь зла - полюбишь и козла" - хотя бы самой себе.
Поскольку и в жизни, и в литературе женский образ раскрывается в любви, как тянущийся к солнечным лучам подсолнух. И обычно дамы в литературу идут/прутся, из интуитивного осознания женской несостоятельности, потому и создают так образы каких-то пуленепробиваемых стерв или, наоборот, жалистных Золушек, которым всегда везет... по причине их внутренней гламурности.
Именно поэтому большинство самодостаточных женщин с нескрываемой насмешкой относятся к женщинам-писательницам, хорошо зная, что от переизбытка жизненных впечатлений или абсолютно нормальных отношений с противоположным полом - "женские романы" не пишутся. Это вовсе не означает, что они их не читают вовсе. Дамы любят полистать эти романы, попутно с чисто женским ехидством дорисовывая образ самой писательницы и те незавидные обстоятельства, которые загнали ее в "литературу".
И на 99% они правы. Лично для меня есть только два исключения из общего правила - Вера Панова и Маргарет Митчелл.
* * *
Итак, мы рассмотрим развитие женских образов, созданных тремя мужчинами, каждый из которых создал настолько яркие мужские образы, что они сами по себе стали культовыми. Не останавливаясь на бесподобном Патрике Суэйзи, о котором все женщины России сразу же вздохнут "Грязные танцы", а после выдохнут "Привидение", несколько слов скажу про Уэсли Снайпса.
Вряд ли какая-то дама отказалась бы ненадолго составить кампанию его вампиру "нетрадиционной ориентации" Блейду или не оценила бы втайне обаяние рыжего беспредельщика на фоне тупого Сталоне в фантазиях про наше дивное будущее "Разрушитель". Поэтому, чисто, чтобы сделать приятное, приведу итальянский трейлер фильма "Свидание на одну ночь", где Уэсли Снайпс играет... ну, того, с кем каждая дама хотела бы... хотя бы разок близко пообщаться ночью. Об искусстве, литературе и классической музыке, чисто с целях удовлетворения... гм... культурных запросов.
Даже в самых интимных склонностях, на которые сегодня на всех дам наезжают (на уровне "мама, а я летчика люблю") с нашим непременным главным героем современности за штурвалом, с его походами к медведям, тиграм и китам, - дамы хотели бы удовлетворить, прежде всего культурные запросы. Поэтому телевизионным героям поневоле приходится добывать античные амфоры и дарить народу яйца Фаберже.
Но, согласитесь, это совсем не то. Уэсли Снайпс не окучивает всех дам скопом, хотя в каждой видит изюминку и индивидуальность. Поэтому и в женских рейтингах стоит... неизмеримо выше тех, кто может позволить себе любую съемку "прямо в жизни". Волшебная сила искусства.
Ну, а третий "мальчик в платье" Джон Легуизамо, продолжая традиции шекспировского театра, прославился в роли Тибальта "Ромео и Джульетта" ("Romeo + Juliet", 1990).
...Фильм начинается для нас с гардеробных, где герои гримируются под женщин и "входят в образ". Поскольку шекспировские времена давно канули в Лету, смотрится это достаточно забавно, особенно в отношении явных "секс-символов" 90-х.
Затем мы ненадолго заглянем на шоу трансвеститов, о чем втайне мечтает любая женщина, мысленно сравнивая собственную "настоящность" - с теми образами, которые создают на сцене мужчины. Любой даме интересно, кого же и за что выберут в качестве "королевы трансвеститов", как себе представляют настоящих женщин эти мужчины. Незаметно игра "мальчиков в платьях" начинает увлекать... потому что любая женщина обнаруживает подозрительное количество "случайных совпадений" и со своими жизненными коллизиями.
Признаюсь, авторы фильма слишком хорошо знают, как сложно иногда подать себя, позиционировать хотя бы "девочкой в платье". Странно, но попытки мужчин "вжиться в женские образы" в фильме, придать им некую целостность, позволяют наблюдающим за ним женщинам, почувствовать... поддержку.
Ну, и какая женщина устоит перед формой, выбрав "идейное содержимое"?
Три женщины в дороге, да еще на пути из Нью-Йорка в Голливуд, где они непременно станут соперницами на ежегодном конкурсе трансвеститов, т.е. "настоященских женщин", - непременно должны устроить склоки и разборки. Чтобы "вне конкурса" объяснить, кому из них на что следует рассчитывать... чисто по справедливости.
В салоне этой "яхты на колесах" явно кто-то - "третий лишний". Кто-то, от жеманных ужимок которой все дамы лишь передернут плечиками "вообще-то... я не такая!" Здесь и я бы предпочла присоединиться к мнению Нокси на счет их "подкидыша". И даже вздохнула с облегчением, когда это нечто вываливает из машины с пожитками, сунутыми в мусорный мешок. Гадость какая! Дамы, дружно сделаем вид, будто мы никогда в жизни не укдалывали свои вещички в.. мусорный мешок, рассчитывая, что никто такого впоследствии не вспомнит. Такого же не бывает, верно?
А эти костлявые ноги, эти "сексуальные шортики", вихляние тем местом, где у дам вообще-то положено быть приятным округлостям... Нет, пусть валит и валит, все дальше и дальше, не оглядываясь! Права Фаина Раневская, заметившая, что женщины намного более развитее мужчин в интеллектуальном плане: ведь ни одна женщина не теряет голову от одного вида мужских ног... в спущенных чулках со стрелками.
Дожили! Оно - "принцесса"! Но, пожалуй, рядом с такой "принцессой" каждая может почувствовать себя королевой.
Полностью слиться с путешествующими по стране "женскими образами" помогает ночной наезд распоясавшегося шерифа. Конечно, он ведь наезжает не на трансвеститов, а именно на женщин, оказавшихся ночью на дороге. Хотя, казалось бы, должен был помочь дамам найти дорогу. Чисто женские скандалы и истерики, сопутствующие этому эпизоду, отражающему все "свинцовые мерзости жизни", с которыми неоднократно сталкивалась любая женщина, понятны нам без всяких дополнительных ужимок.
И в подъезжающей в ответном великодушии "принцессе" мы, пожалуй, готовы примириться со всякими "мелкими недостатками", раз она все же любезно выручила "тетю Виду" и "тетю Нокси" в их жалком для королевского статуса состоянии на дороге.
Так все трое аправляясь оказываются в захолустном городишке Снайдерсвилл, где время остановилось, Нью-Йорк и Голливуд кажутся порождением инопланетного разума.
В городе не только остановилось время, но и сам воздух стоит недвижно. Обычной женщине не под силу сдвинуть этот стоящий кисель, которым пропитано все вокруг.
"Воздух должен быть пропитан музыкой, дорогая!" - пищит Нокси в шелковой бахроме. Но воздух двинулся вовсе не потому, что женщины просто приоделись и приукрасились. Нокси сделала кое-что, на что способна далеко не каждая женщина. Она прилюдно расправилась с бандой наглых молодых людей, привыкших тешить свое самолюбие беззащитность женщины в обществе. Согласитесь, молодым людям жесткая выволчка Нокси пошла на пользу даже внешне. В конце фильма мы их видим... настолько переменившимися, скинувшими наносную наглость от неловкости и неумения держать себя с дамами, что начинаем видеть в них мужчин, вполне достойных самого пристального женского внимания.
Нельзя сказать, будто женщины не чувствуют "подмены" в залетных "столичных пташках". Не все можно списать на странности образа жизни крупного мегаполиса. Например, наличие адамова яблока, которого у настоящих женщин, конечно, нет.
Но все они вдруг начинают чувствовать себя спокойнее и свободнее, под защитой. Так, как многие девочки мечтают о старшем брате, который бы заботился о них и защищал. Пусть и в платье, раз ему так нравится.
У наших "женских образов" не обходится и без чисто женских разборок, вынужденных ютиться в одной комнате "королев". Все знают, что может получиться, если собрать в одной комнате столько королев. Однако настоящая королева всегда хотела бы проявиться... так, как может проявить себя лишь настоящий мужчина.
В сцене, которая является сбывшейся мечтой каждой женщины, когда она не только чувствует себя женщиной, находясь под защитой пусть небольшого, пусть захолустного, но все-таки общества, но и оцененной по истинному человеческому достоинству вне пола, цвета кожи или возраста, - гуляет ветер.
Он срывает клечатую скатерть со стола, он бьет в лицо шерифу, он раскачивает "очень дикую и красную" клубнику на карнизах, будто старается вынести с собою тягучий стоящий запах тлена и разложения, "стабилизировавший" здесь атмосферу долгие годы. И на фоне этого буйства стихии - нам понятно и то, что происходит с людьми. Они перестают жить в страхе! Они внутренне раскрепощаются, становясь удивительно красивыми, обретая свое истинное обличье.
И мы понимаем, к чему же всегда стремилась и наша душа! Мы хотели бы быть... счастливы, не по причине обладания власти или деньгами, а чувствуя человеческую поддержку, смехом отвечая на забавные шуточки: "Надень кружевные трусики! Поцелуй меня, дорогая! Я тоже хочу быть королевой трансвеститов!"
И наши героини, тьфу, герои, вполне поддерживают это веселье, даже в попытке скрыться от домогательств вездесущего шерифа. На двери висит грозный Тибальт в диком красном кокошнике, в занавеску закутался прекрасный танцор Джонни с торшером на голове, и айсбергом из-под кровали всплывает самый странный из всех вампиров Блейд.
Вряд ли кто-то из дам настолько неблагодарен, чтобы не понять смысла этой сцены. Переодевшись в женское платье, к нам на выручку, понимая, в каком отчаянном положении мы находимся среди всех этих идиотов и идиоток, пристроившихся к "созданию женских образов", - пришли самые настоящие мужчины, не пустыми словами, а на деле доказавшие, как сильно они нас любят. И все, что они откололи в качестве танцоров, вампиров и привидений - было только для нас!
И когда одна из новых подруг Виды на прощание кричит ей через всю улицу: "Вида! Я не воспринимаю тебя ни мужчиной, ни женщиной! Я воспринимаю тебя... ангелом!" - хочется крикнуть вместе с нею.
Продолжение следует...
Читать по теме:
- Что хочет женщина. Часть I
- Что хочет женщина. Часть II
- Что хочет женщина. Часть III
- Что хочет женщина. Часть IV
- Что хочет женщина. Часть V
- Что хочет женщина. Часть VI
- Что хочет женщина. Часть VII
- Что хочет женщина. Часть VIII
- Что хочет женщина. Часть IХ
- Что хочет женщина. Часть Х
- Что хочет женщина. Часть ХI
- Что хочет женщина. Часть ХII
- Что хочет женщина. Часть ХIII
- Что хочет женщина. Часть ХIII
- Что хочет женщина. Часть ХIV
©2012 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Возможно, когда женщин играл мужчины, они лучше понимали их, входя в образ, но к таким традициям общество вряд ли вернется как и к идеалам рыцарских времен.
А то, что нам сейчас постоянно подсовывают «настоящих женщин» под видом актрис, не имеющих ни личности, ни понимания сути происходящего — это сколько угодно. И как поразительно верно, что в Союзе им было запрещено открывать рот на публике, кроме неких творческих верю\не верю и не более того. А сейчас так хорошо заметно отсутствие почти у всей подобной категории женщин способности создать действительно женский образ. Казалось бы странно, но они просто не в силах создать его — инструменты утеряны что ли, но ни одного действительно женского, преженского образа за последнее время не выплыло наружу.
Та же Маргарита не далась — ни Вертинской, ни Ковальчук, хотя казалось бы Вертинская должна была уловить образ глубже современной товарки по цеху, а вышло наоборот. У первой — убожество, у второй — фальшивая подделка.
Мне все же показалось натяжкой явно сквозящее мнение автора на счет того, будто настоящий женский образ могут создать только мужчины в женских платьях.
Как вы считаете, Анна, это общее убеждение женщин? Может, здесь какое-то чисто женское предубеждение в отношении актрис, которыми мужчины увлекаются намного больше, чем «простыми женскими образами»?
Мнение автора не настолько уж «сквозит». По крайней мере, вначале сделана оговорка, насколько настоящие мужчины надели платья. Скорее всего, автор считает, что платья эти герои надели, чтобы поддержать женщин. Во всяком случае, фильм именно об этом. О пробуждении настоящих женщин. А актрисы сегодня очень многое делают, чтобы унизить женщин, живущих не на сцене, а досточно тяжелой жизнью. И даже пытаются стянуть одеяло на себя в несвойственной им области. С Чулпан Хаматовой, к примеру, задолбали: «сделала больше нас всех», строит больницы. Скоро она будет дублировать еще несколько министерств и получать каждый год «героя России»
Думал, что ответите про «чудеса пластической хирургии», выгодное освещение и фотошоп. Не стану придираться. Признаться, и сам так думаю.
Есть мысля на эту тему, такого рода.
но вначале цитата.
====================
то любая женщина, видя какую непроглядную серость ей предлагают в качестве «героя нашего времени» мужских образов… хотела бы ненадолго, на пару лет, не больше… стать мужчиной, чтоб показать, наконец, этим мелкоразрядным господам на общественной сцене, непонятно с каких щей задирающих нос перед женщиной, — кого бы она хотела любить.
==========================
вот по аналогии с этим.
У мужчины есть такая же возможность, «став женщиной», создать такой женский образ, который бы вдохновлял на подвиги…
а не как сейчас ;\.
…
А что, почему да как, и как вернее и кто кого должен и обязан играть…
тут все так запутано…
слишком много обманок.
мой анализатор несправляется.
мыслю слишком много лживых и наносных образов создано, и они конкретно мешают.
Людям, одарённым литературным, музыкальным и другими талантами в сфере искусства, легче на своём примере, на примере произведений своего творчества показать преимущество жизни с чистой душой, чем с запачканной мерзостями алчных, корыстных действий.Встречаясь с истинной красотой, наполненной гармонией разнообразных энергий и выраженной автором в его произведении, если в душе почувствуешь отклик, можешь суметь подняться до его уровня ощущений, и не так важно, что это создал не ты , всёравно чувствуешь, что мир в своей основе прекрасен и жить стоит, несмотря ни на что.
Отличная статья, Ирина Анатольевна! И да, с Еленой (см. коммент выше) я тоже согласен.