На понтах. Часть V
Нда. Следует признаться, наконец, что я... не слишком люблю людей... По крайней мере, не настолько, чтобы их есть.
Всегда совершенно искренне говорила (да и теперь не намерена лгать), будто хоть разок имела целью прожить "для счастья народа". Поверьте, я слишком хорошо знаю, что за этим обычно стоит.
Обычно за такими великодушными заверениями - сразу же ставится такой специальный загончик для счастья народов, которым наши великие современники стремятся "оказывать социальные услуги". Это нынче называется так обтекаемо, в типично маниловской интерпретации.
Первым делом, конечно, назначаются всякие ЖКУ, налоги разные, законы... Все вокруг произносят скушные, но прочувствованные речи... про любовь к народу, про светлое будущее... которое не всегда можно разглядеть в текучке навалившихся проблем.
И вся эта сельскохозяйственная идиллия держится на том, чтобы непременно кого-то сожрать. Как в пещере циклопа Полифема. Вокруг - красота, буйство растительности, пышная пена прибоя... и куча обглоданных костей. Некоторые ведь не могут прожить день, чтобы кого-то не сожрать. В этом для них заключается... что-то вроде своеобразно понимаемого счастья.
Помните сентенцию дурного тона из расхожих истин давних времен: "Человек рожден для счастья, как птица для полета!"? Обычно авторство этой крылатой фразы приписывается В. Г. Короленко (рассказ "Парадокс"), но там у него есть только: "Человек рожден работать, а птица летать."
А вообще... я готова согласиться с утверждением, что всякий человек рождается для счастья! Но каждый из нас имеет какой-то очень важный для своего времени Дар, раскрыть который, безусловно обязан. Но... иногда все определяют такие незначительные с виду бытовые детали.
А когда их накапливается слишком много, происходят под час немыслимые вещи. А о чем не хочется мыслить? О несправедливости. И мы уже говорили, насколько подчас наши личные представления о справедливости - плохо сочетаются с представлениями о справедливости... у окружающих нас людей.
Мы привыкли слушать какие-то спекуляции на справедливости, а потом выясняем, что это вообще самое важное в жизни. Иногда выясняем это слишком поздно.
Да, именно поэтому я обращаюсь постоянно к юристам, ведь Юстиция - это справедливость! То есть я обращаюсь к людям, которые, грубо говоря, кормятся на справедливости. Зачастую забывая, что лишая других справедливости, они навсегда вычеркивают свое имя - из Книги живых.
Но когда надо кормиться, когда хорошая зарплата, прекрасное социальное обеспечение, много материальных возможностей... на многое хочется закрыть глаза. Считая, что ведь это - нормально, да и всем вокруг - только смешно. Остается лишь навсегда задушить собственную совесть и перестать жалеть людей, за счет которых неплохо устроился. Ах, да! Еще и за счет.... справедливости... Добро пожаловать в Ад!
Но профессиональные деформации зашли слишком далеко. А ведь человек - изначально нравственное существо. Человек - отражение Лика Господнего и несет в себе Искру Божью! И тот, кто лжет на человека, кто мешает ему реализоваться, кто старается затушить этот огонек на уровне подбородка - от лукавого.
Забыто это славное ощущение жизни! Ну, остальное вы там сами по ранишним текстам перечтите: и про соленый запах моря, про то, что нельзя жить в тени... особенно отбрасываемой уголовной серостью. И все такое, что я писала раньше.
После романа "Парнасские сестры", между прочим, даже в высокой моде пошел серьезный поворот к античности. Это я пишу вовсе не затем, чтобы напомнить, что этот поворот мы намечали все вместе, беря курс на возвращение принципов Римского права и нравственных основ античности.
Но, согласитесь, глупо в России терять то чувство душевной открытости, которое когда-то двигало спутников Одиссея - к новым берегам. Жизнь вообще лучше рассматривать собственной неповторимой Одиссеей, с придирчивым вкусом выбирая себе спутников. Только в кампании избранных можно подняться от адских бездн и мрачной пещеры Полифема... да хотя бы к родному причалу.
Ведь даже то, что происходит нынче с нашей правоохранительной системой - можно рассматривать в качестве назидательного мифа о Цирцее (латинизированная форма имени Кирка; в греческой мифологии дочь Гелиоса и океаниды Персеиды). Невероятно вкусной едой и царскими условиями пребывания она превращала непобедимых прежде воинов, отважных мореплавателей - в обычных свиней.
Не в кошечек-зайчиков, что, наверно, было бы логичнее для такой высокопоставленной дамы, точно не нуждавшейся в нашей обычной пище, а именно в свиней, от которых надо было вовремя избавиться, чтобы не загадить дворцовые покои и мощеные дорожки цветущего сада.
Правда в живописи обычно дается понять, будто она превращала служивых в львов, тигров и леопардов. Ну, может быть некоторых. Напомню, что это ведь хищные животные, им кем-то питаться надо. Поэтому все остальные становились кормом ее зверинца.
...Тут мне с сарказмом пришлось убедиться, что про свинство из мифа о Цирцее - тихонечко убирают все упоминания. А зачем это, спрашивается? Чтобы некоторые о своем конце не помнили? Люди ведь с древности знали, что далеко не со всяким следует делить пищу, да и детей, простите, далеко не на все деньги можно растить, воспитывать и после оставлять в этой жизни одних.
Изображения Цирцеи среди стада свиней практически исчезли даже из памятников живописи и античного искусства. Да-да, все ведь на ворованные денежки обращаются не свиней, а исключительно в благородных животных! Так отчего ж еще в советской фантастике за Цирцеей остается эпитет "свинство"? Да еще с непременной скидочкой о том, что не от еды, а от сексуальных утех с Цирцеей все превращались в свиней.
Как это низко. Как раз Одиссея, с которым Цирцея "утешалась", никакого свинства не произошло. Напротив, ей самой было от него большое свинство, как водится. А вот все, кто набросился на дармовщинку... получили свое. Да и где ж набраться в античности скромной даме столько средств, чтоб кормить орду своего полюбовничка? Все происходило тихо, мирно и обыденно: с утра кто-то превращался в свинку, к обеду все начинали застолье под дразнящие запахи с вертела...
И там ведь не стоит валить лишнего на Цирцею! Ведь каждый прекрасно знает изначально - где ему следует есть, а где следует и попостовать. Что, разве никто не догадывался, кого жрет? Но представьте себе берег моря, дворец во огнях, запах жаркого после купания в кристальных водах Карибского моря... Кто ж удержится, чтобы не насвинячить? Однова живем!
Отдохнуть на Кубе смогут сотрудники 71 дочерней компании «Роснефти», одна путевка обойдется в 87 тыс. рублей. В стоимость путевки входят авиаперелет, проживание в отеле, питание по системе «все включено», трансфер, пользование открытым бассейном, а также оздоровительные лечебно-диагностические услуги и экскурсии.
Больше всего – 400 путевок – достанется сотрудникам крупнейшей «дочки» – «РН-Юганскнефтегаз», на их отдых будет потрачено 34,8 млн рублей. На путевки работников Ангарской нефтехимической компании и «Самотлорнефтегаза» выделено 13,7 млн и 8,7 млн рублей соответственно. Для сотрудников головного офиса «Роснефти» в Москве путевки на Кубу не покупались.
В Роснефти никто не догадывается, что в кризис, после того, как опустошили на себя "фонды национального благосостояния", защитили в судах свои репутации, разрушили отечественное нефтяное машиностроение и прочая... прочая... прочая... это будет уже окончательным свинством?..
Ах, конечно, это ведь все вокруг имеют неправильный уровень Красоты и Эроса. Достаточно взглянуть в лицо Игоря Сечина, имевшего когда-то своеобраные черты мужской привлекательности, чтобы понять, что преображение там уже практически завершилось. И что, кто-то откажется пройти самостоятельно, делая себе постоянные скидочки на "недогадливость", - пройти все этапы постепенной утраты человеческой сущности? Бросьте! Желающих вполне достаточно.
Цирцея — великолепный миф незапамятных времён, возникший ещё от матриархальных божеств, о сексуальной магии богини в зависимости от уровня эротического устремления: или вниз — к свинству, или вверх — к богине. Он почти всегда истолковывался неправильно. Красота и желание женщин вызывают свинство лишь в психике тех, кто не поднялся в своих сексуальных чувствах выше животного. Женщины в прежние времена лишь очень редко понимали пути борьбы с сексуальной дикостью мужчины, и те, кто это знал, считались Цирцеями. Встреча с Цирцеей была пробным камнем для всякого мужчины, чтобы узнать, человек ли он в Эросе. Сексуальная магия действует лишь на низкий уровень восприятия Красоты и Эроса.
Иван Ефремов «Час быка»
Все намного проще! Вот тебе - обильное довольствие, никто к тебе со своими сексуальными восхождениями особо и не клеится. Такие вещи каждый над собой делает вполне самостоятельно, мальчики вполне взросленькие. К Цирцее в гости отправились, уже устроив что-то попало с Троей. Надо ж было Трою наказать за ее экстремизм. Или сепаратизм. А может быть даже - фашизм, нацизм и бандеровщину. Короче, ради мира во всем мире.
А вот если все же вернуться к понятию человеческого счастья, опустив разного рода подробности из жизни говорящей фауны, то опять придем к однозначному убеждению, что оно невозможно именно без справедливости.
По греческой мифологии чувству справедливости человечество обязано Астрее (др.-греч. Ἀστραῖα), богине справедливости. Чувство справедливости, как и творчество, направленное на созидание, - роднит человека с богами, раскрывает его духовную суть.
Астрея являлась дочерью Зевса и Фемиды, а также сестрой Стыдливости, поскольку стыд, как способность отличать греховное и недостойное, - по античным представлениям имел женскую природу. Во времена Золотого века Астрея жила на земле, среди людей. Однако, с пришествием железного века люди частично утратили стыд, перестали считать постыдной жизнь грабежом и разбоем, прониклись духом стяжательства, а приязнь, верность и преданность даже между родными братьями стала редкостью. Видя это, Астрея последней из божеств покинула землю и вознеслась на небо, где с ней связывается созвездие Девы.
По преданию, она сказала, что уходит, преследуя высшее человеческое благо. Люди сами должны понять, насколько отвратительной и бессмысленной становится их жизнь без справедливости. Они должны стремиться к ней, насколько бы далекой от их материального бытия она не казалась.
По Зодиакальному кругу власть созвездия Девы вступает в силу с началом сбора урожая, где каждый получит те плоды, сколько труда он вложил в землю. За знаком Девы следует знак Весов, символ правосудия. Таким образом, справедливость рассматривалась не только как внутренний принцип существования природы, но и как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Еще Аристотель выделял два вида справедливости, которые лучше всего отражают исключительное значение этой категории социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания:
Уравнительная справедливость - относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным - за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Распределительная справедливость - требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное - равным, неравное - неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять.
В этом для людей нравственных, не сковываемых общественными условностями, - заключается глубокий философский взгляд на жизнь. Ведь человек появляется на свет беспомощным младенцем, проходит жизненное становление, постигает профессии, оказывается в различных ситуациях, устанавливает отношения с другими членами общества, а к концу жизни, зачастую становится беспомощным. За жизнь каждый человек оказывается в различных ситуациях, в том числе и роли начальника или подчиненного хотя бы в отношении собственных детей или родителей. Поэтому отсутствие формальных определений оставляет свободу… чувству справедливости.
В то же время люди безнравственные ищут обоснования закрепления формальных признаков за представителями каких-либо «классов», социальных или общественных групп, сословий или «партий».
Считается, что человек нравственный добровольно принимает на себя некие моральные ограничения, а безнравственный, напротив, отрицает таковые. Однако именно в современных либеральных концепциях справедливости, призванных закрепить некое ее формальное «содержание требований и ценностей» - накладываемые ограничения все дальше уводят от первоначального смысла божественной справедливости, поскольку являются обоснованием… паразитирования одной части общества над другой.
Учитывая многообразие жизненных ситуаций, в справедливом отношении к людям человек нравственный не станет в своих личностных оценках придерживаться распределительной справедливости, не станет связывать свое оценочное суждение с социальным статусом индивида. Он предъявит равные нравственные требования к обитателям дворца или хижины, не делая различие между цветом кожи, полом или возрастом, заведомо отделяя лишь тех, чей способ зарабатывать себе на жизнь он не сочтет достойным.
Нравственность человека определяется и его чувством справедливости, прежде всего, в том, кого он сам считает нравственным, какие именно поступки он сочтет безнравственными для себя и окружающих. Человек будет нравственным настолько, насколько далеко вне сословных привилегий или ограничений «ближайшего окружения» простирается его чувство справедливости.
Таким образом, с вознесение на небеса богини справедливости Астреи, роль божественного воздания принимает на себя эпическая форма в искусстве, прежде всего, литература...
Продолжение следует…
Читать по теме:
- На понтах. Часть I
- На понтах. Часть II
- На понтах. Часть III
- На понтах. Часть IV
- На понтах. Часть V
- На понтах. Часть VI
- На понтах. Часть VII
- На понтах. Часть VIII
©2014 Ирина Дедюхова. Все права защищены.