На понтах. Часть VIII

Все мы в молодости... теряли голову. Поэтому хорошо знаем, что в этом процессе самое неприятное... вдруг ее обрести. Внезапно. В особенности неприятно, когда тебе при этом кричат о том, какой у тебя нос, а шеи совсем не видно, да еще и горб в придачу. Очень неприятные открытия.

Но... как мы знаем, этим и заканчивается "работа с молодежью". Все же очень важно, кто собирается работать с молодежью, после каких успехов на ниве. И в некоторых случаях потеря головы может обойтись куда дороже, верно?

Это когда супчик из чужих голов нравится так, что ты готов всю жизнь оставаться белкой-стрелкой. Вспомните сказку "Карлик Нос", там мальчик все-таки ушел от доброй старушки, помня, что ему пора домой. А ведь многие так там и остались. Им некуда идти, да и незачем... уже.

Он вышел, потеряв молодость, наивность и невинность, обретя горб и ужасную отталкивающую внешность. А все потому, что надо иногда задумываться, куда и зачем ты тащишь чужие головы в потяжелевшей корзине. И при этом очень и очень глупо полагать, будто останешься "ни при чем".

Вы полагаете, это не имеет никакого отношения к реальности? А разве кто-то не помнит, что все мамы твердили нам с детства одно и то же: "Надо думать своей головой!" Но не всегда получается, да?

Итак, многие предпочитали думать моей головой, а многие снимали здесь консервные банки чужих стереотипов. Не о присутствующих говорю! Сейчас, пока этот блог не "поднялся", меня читают лишь те, кто просто ищет подтверждения своим мыслям, кто привык пользоваться всеми возможностями языковой среды Великого и Могучего, мыслит образами и... т.д. и т.п.

При этом я частенько вспоминаю, как доселе неизвестные мне молодые ворвались ко мне в дом, потому что в ходе "работы с молодежью" им сказали, как славно и легко будет сорвать мою голову. Мол, висит на одной нитке, только дернуть осталось.

Так вот в этом аспекте сказанного здесь важна такая деталь... Помните, я все время подчеркивала, что мной занимались только те, кто отказаться уже не мог. А почему? А потому что его голова уже находилась в корзине, дожидаясь дальнейших кулинарных чудес.

То есть... как только у человека возникает мысль о том, что ему мешает чья-то голова (какой-нибудь ничтожной старухи), то уж и удивляться не стоит всяческим интересным снам, будто твоя голова находится совершенно отдельно... от всего остального обмундирования Ей подрезается язык под самую уздечку, чтобы ты им больше не лгал, а глаза смотрят на происходящее из плоского бокала с мартини, кружась с оливками среди пузырьков.

Эти образы приходят со снами, с головокружением в ритме вальса... Когда чувствуешь, будто все ранешние законы и предостережения - не для тебя! Чувствуешь такую удивительную легкость во всем теле, а главное - равным богам! Да-да, "просто "сыном неба", очередным, ничего нового.

Повсюду пробивается античность, чтобы напомнить о вечных истинах, но кто их слышит? Вот и Ума Турман особо и не вспоминает в своей фильмографии о странном фильме "Приключения барона Мюнхаузена", где сыграла и актрису погорелого театра в гибнущем городе, и саму Афродиту, рождающующуюся на наших глазах из раковины с картины Сандро боттичелли...

Подумаешь, ведь это все сказки и фантазии, это же так нелепо и мелко, да? Вот "Убить Билла" - там роль, там кровищи по колено"!

Но разве это - не прекраснее всего, что мы видели?... И во что может прекуратиться наша жизнь... без сказки? В фильме мы это видим, кстати. Там вполне деловые люди, не верящие в сказки, превращают жизнь свыоих соотечественников в подлинный ужас, деловито договариваясь с противником, как по средам будет встись обстрел, кто одержит временную победу к пятнице.

Фильм так и начинается со слов: "Век Просвещения... среда" И далее сразу раздается гром артилерийских орудий. Сколько раз под очередные нотации и несусветные мерзости мне вспоминались эти строчки: "Век Просвещения... среда! Бах!"

...И пока вознесшие в небесные курии счастливцы наслаждаются блаженным головокружением от успехов, всем прочим, приходится с трудом удерживать рамки рушащейся действительности... Хотя бы стулом подпереть, что ли...

Странный завершается год... Я бы назвала его годом людей, никогда не читавшим сказок, не понимавших их суть.

Но нельзя же быть настолько темными, господа! Если идет осада Донбасса, а президент России уезжает в Аргентину на гармошке играть, то неужели он думает, будто об этом уже не написано в сказке?..

Некоторые сказки так долго рассказывали, господа, что грани между "вымыслом" и реальностью давно стерлись.

Если еще раз напомнить, что искусство вообще-то существует не для "Литература для меня" и тому подобных глупостей, вроде "Моя жизнь в искусстве". искусство стоит на страже тех человеческих ценностей, без которых и сама жизнь неминуемо теряет смысл.

В каком-то смысле... мы все живем в искусстве! Да, мои слова многие вновь пропустят мимо ушей, но в последний момент, когда все вокруг окажется зыбким и призрачным... еще придется ухватиться за них... ну, если не за соломинку, так за атласную ленточку в небеса.

Уверяю вас, мне меньше всего хочется оказываться правой в тех вещах, когда вы пропускаете эти... небрежные замечания мимо ушей. Мой выход - это фарс! Это всеобщий смех - с невыразимым облегчением.

А пальцы веером и что-то типа "я же говорила!" - это немного не мое. Хотя бы потому, что все последующее придется расхлебывать вместе. Но когда удается что-то сделать (в смысле, предотвратить!) - как мне пеняют, что, мол, напрасно всех пугала.

Да и как из общего-то стада, если мне-то совершенно бессмысленно что-то говорить, если образы творятся эстетической триадой? То есть... как раз посреди общего стада. Или общества. Как повезет.

Я ж... не Пастернак какой-то. И у того совести не хватило Нобелевскую премию получать - за стопку бумажек, которую в глаза не видел ни один читатель. Чтобы там этот мерзавец Дима Быков не наплел, а совесть у Пастернака все же была! Поэтому ведь и душа на его стихи откликается. Поэтому извините, но не взял он эту подтасованную премию именно по причине, что совесть не позволила.

Да, без читателя литература мертва! Это ведь не балет или опера, когда хоть в Лондоне пой-пляши, хоть в городе Париже. Я лично все время пыталась сбежать. Но куда сбежишь... если язык должен быть только в России, должен быть в постоянном контакте со всем происходящим?.. Ну, "как рыба - в воде".

С грустью я смотрю на разные там приключения, хорошо понимая, что трогать с места, то, что сейчас прямо во мне - нельзя. Хотя... в сущности, кто я?.. Что-то типа смешного старичка барона, вруна и чудака, притащившегося на всеобщее представление... Рассказать очередную небылицу в самый неподходящий момент.

А после выясняется, что и момент - наиболее подходящий, да и от всех остаются жить (не пылиться на полках) именно "небылицы". И они должны многое за нас объяснить нашгим детям, когда нас уже не будет рядом с ними.

Поэтому... все, кто пытается вытоптать сказку в чужих жизнях, прежде всего, оставляет собственных детей без всякой поддержки в будущем. Еще посмотрим, сколько кому счастья принесут ворованные папами богатства. Но ведь это... сказки, да?

...В этом фильме мне больше всего нравится тот момент, когда барону напоминают, что он... не просто затхлая страничка в интернете. Он уже смирился, он готов сдаться, но вдруг выскакивает ослепительно белый Буцефал, гремит гром, летят головы и по пятам бежит старая облезлая дворняга. Очень точно! Обычно все так и происходит. И у вас произойдет в точности так же, если не терять своей головы, а главное - веры в себя!

Надо помнить все сказки, затронувшие душу! Ведь они не просто "намек и добрым молодцам урок". При замыкании эстетической триады они форматируют вашу реальность. Уверяю, что каждая сказка направлена лишь на то, чтобы вам было... очень хорошо с вашей головой. Ни одна сказка не научит, как это жить с чужой головой или вообще без оной.

Возможно поэтому в мифологии мы встречаем так много канонических сюжетов. Да, про то, что богатство тех, кто теряет чувство меры, кому всегда мало, - превращается в глиняные черепки, как нынче. Разве, вы это не читали?

Кстати, очень глупо было со стороны гражданки Крыштановской, "исследовательницы элит", было некстати вспоминать сказочку про золотую антилопу. Помните, что сразу случилось после того, как она это написала?..

…Сейчас у России явно поступательное движение, все получается. Путин воспринимается не только в России, но и в мире как счастливчик, везунчик. Все, за что он брался, получалось, такая «золотая антилопа»: каждый шаг — успех, каждый шаг — победы.

(«Россия поймала удачу»; Ольга Крыштановская, Директор Института прикладной политики. 7 июня 2008)

А с какой стати ей было вдруг вспоминать сказку? Но, так всегда и случается. Стоит вспомнить сказку - и все уже понемногу само под нее подтягивается... как-то выравнивается и само собой образуется. Естественным образом.

Да, в связи с тем, что нынче золото обращается в свинец, а доллары у очень многих превратятся в глиняные черепки, не стоит забывать вовремя избавляться ненужных вещей. Например, зачем вам в таком случае - прежние казначеи и прочие "руководители финансовым сектором"?

Тут надо соображать, как самим прокормиться с женами и детьми... а тут еще и этих корми при пустом кармане! Раз такое случилось, значит, голова их и так давно - в чужой корзине. Еще и... типа подмигивает вам!

Да, так все и считают, что у них наступила какая-то "взрослая жизнь", им совершенно некогда слушать хорошую сказку. А на мой взгляд, чем тратить жизнь на все эти массовые мероприятия, которые могут организовать наши безголовые казначеи.. так лучше все же вспомнить хорошую сказку с каноническим сюжетом, проверенным временем.

Впрочем, не стану навязываться лишний раз. А то мне после первых частей этого цикла уже прислали ссылку на товарища, который по многим источникам (и, очевидно, на личном опыте) убедился, что "Библия написана сумасшедшими".

Да-да, тоже проходила их "психиатрические экспертизы" в качестве сказочницы, отлично знаю, что у них самих там за "интеллектуальный уровень", не поминая о нравственности. Могу себе представить, на каком пепелище можно остаться, если начать с остервенением Прокруста приводить всех подряд к их психической норме.

Рассмотренные нами в этом циекле библейские сюжеты - канонические, повторявшие неоднократно, освященные временем. И поскольку я сама писала сказки, то отлично знаю, как нехотя, по строчке, будто по капле сказка медленно просачивается в нашу реальность... из неизвестных нам пока высших эмпирей.

Любая сказка - это озарение свыше, откровение... и всегда очень мешает считать деньги, которые в любой момент могут обратиться в глиняные черепки.

Из моей головы все же не выходит одна давняя сказка, которую всякие норовит рассказать удобным для него образом. О! Конечно же, самым героическим! Мол защитил всех от чудовижа, поборол-таки экстремизм.

Мне все же кажется, что и про Медузу Горгону несколько присочинили лишнего. Типа и глядеть на нее нельзя было, а каждое ее слово, даже сказанное по поводу реконструкции и усилений зданий и сооружений, - типа наносит непоправимый ущерб государству.

Ну, согласитесь, странно врать, будто глядел в щит, если убил спящую. Либо то, либо другое, согласитесь. Потому и в блокбастерах всегда изображают бурную схватку. Иначе как-то сама визуализация "подвига" не проходит.

Кстати, вы заметили, как вдруг античность все чаще начала прорываться к нам... американскими блокбастерами, зовом осажденной Трои... Хотя... это странно, не правда ли?

Только что практически уничтожили Россию, разместили ее "резервные фонды", вдоволь полюбовались над недостойным поведением тех, кто представлял нас... насладились нашим унижением... и вдруг - голос осажденной Трои. Странно все это, очень странно.

Да-да, только я посмотрела на этих граждан, как они любуются в щит на свое отражение... Они прикидывают со смехом, насколько легко оттяпать твою голову. Не совсем понимая, что любые гарантии в таком "подвиге"  - можно получить, лишь предварительно сложив собственную голову в чужую корзину.

Нельзя такое назвать "сражением", поскольку никакого "сражения", собственно, не было, а все "трудности" вроде скорбных намеков о том, будто срубить голову у спящей (с закрытыми глазами, заметим) беззащитной женщины можно было лишь как-то искоса посматривая на щит, настолько это, дескать, было опасное предприятие, - особого доверия не вызывают.

Согласитесь - либо одно, либо другое. Вообще от множества сорванных голов, превращающихся в "орудие возмездия", отчего-то не приходит спокойствия ни обществу, ни тем, кто таскается с чужой головой в качестве "вещдока". То есть вообще-то головы срываются с одной целью, а на самом деле служат совсем другой. О которой обладатели "вещдоков" зачастую не догадываются.

Тут даже сейчас и не объяснить весь механизм происходящего, ведь в некоторых вещах надо убедиться лично. Вернее, сам смысл объективного воздания за каждую сорванную голову - объяснить несложно, особенно, если он вдруг доходит до твоей головы, чудом оставшейся на плечах. Но кто ж сразу-то поверит, если перед этим многочисленные случаи срывания голов проходили для всех участников процесса (тайных и явных) вполне безболезненно?

Народ у нас всегда настроен скептически, поскольку много чего повидал на своем веку. Ему нужны неопровержимые доказательства, а не смутные слухи, будто где-то мужик по воде ходит, аки по суху, а для экономии средств из воды вино делал. У нас народ тоже умеет из воды много чего горячительного гнать в преддверии праздников, не усматривая в таком умении особой святости. Да и стоит лишь посмотреть в мае, сколько лезет на тоненький ледок рыбаков, желающих всем продемонстрировать личное умение ходить по вешним водам с богатым уловом, так и подумаешь, что наш народ подобными сказаньями не пронять.

А вот как доходит до того места где повествуется, как тот мужик поплатился головой за свои невинные и полезные в быту навыки, здесь, пожалуй, возникает "момент истины". Тут и понимаешь, что все с нашим народом в норме. Вот только когда эту его норму начинают воспринимать как должное, решив для большего эффекта насадить на колья вокруг побольше чужих голов, то приходится напоминать простые истины, которые ведь не зря посещают оставшуюся на плечах голову.

Впрочем, в качестве таких "сорвиголов" нам обычно подсовывают известных "оппозиционеров", которым внезапная "оппозиционность" позволяет не пояснять, что же за мысли посещали раньше их чудесную голову. Удивительное дело, никто из них ни в чем не раскаивается, давая понять, что у нас все время будет крутиться такая весела карусель: посидел в правительстве, вылетел с золотым парашютом, покричал на митинге - и айда обратно в правительство...

Но как-то все же меняется вокруг сама атмосфера. Начинают говорить потрескавшиеся старинные полотна, когда юный Давид с грустью и состраданием смотрит на отмеченную пороками сорванную голову Голиафа, тоже, наверно, считавшего, будто веселая карусель вокруг чужих жалких надежд на справедливость - будет продолжаться до бесконечности.

И, завершая этот цикл, начатый в самом начале уходящего года с надеждой... хоть кого-то удержать от уже маячившей на горизонте охоты за чужими головами, хочется пожелать всем оставаться приличными людьми. Это вовсе не так глупо, как утробно рокочут те, кто давно сдал свои головы на "ответственное хранение". Со всей ответственностью заверяю, что порядочность  в наше время - заменяет чувство самосохранения. Поскольку речь всегда идет о наших головах.

Читать по теме:

 

©2014 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

 

Комментарии (5) на “На понтах. Часть VIII”

  1. agk:

    Вслед за мужиком, ходившим по воде, И.А. все твердит, что некоторые вещи нельзя делать, как бы это яснее выразить, никогда. К сожалению, персонажи, к которым она хочет достучаться, ее не слышат или убеждают себя, что «такого не бывает». А те, кто утратил человеческий облик невозвратно, еще и пытаются заставить ее замолчать. Дебилы. И людоеды, притом. Пусть только потом не говорят, что они не знали, что такое хорошо, и что такое плохо.

    • Дорогой Андрей! Я вовсе не собираюсь до них достукиваться, как в ужасном рассказе про робота, который пережил катастрофу, а после все стучал «Кто там?»
      Неоднократно отмечала, что не создана ходить по воде, аки по суху.
      Просто все эти… так называемые «люди»… давно уже не люди, они суть искушение. Я лишь еще раз напоминаю, насколько опасен их пример.

      И потом… где это у них чудеса? Сколько они твердили, что кризис сам, дескать все преобразует в экономический подъем, рынок сам себя регулирует, все само растет и им в рот валится.
      Они даже утверждали, будто дефолт 1998 г. сам собой преобразовался в нечто более пристойное, на чем они бездумно паразитировали много лет.
      Вот их я предупреждала, что лавочка закроется. Что мы сейчас и наблюдаем.

      Их искушение — примитивное, неинтересное и имбецильное по сути.

      Настоящие чудеса — ненавязчивые, посильные каждому и оставляют куда более позитивные ощущения, чем наблюдения за поведением простейших в государственном управлении.
      Настоящие чудеса требуют намного более сложной организации, которую жаль растрачивать на подражание этим уголовникам, у которых на все один ответ: «У меня не было другого выхода!»

      Нет, нет, и еще раз нет! Речь не идет о тех, кому голова давно ни к чему, но кто сам, по собственной воле от нее отказался.

      Речь о тех, кто имеет голову, но не всегда способен избежать разного рода уловок и мошенничества, просто из любопытства даже, не корысти для.
      Поэтому… плевать на тех, кто молчал тогда, когда молчание уже было подлостью. Выясняется, что с головой-то беда!
      А в целом у нас народ нормально прошел весьма жесткие проверки этого года.

  2. Evdokiya:

    Обратила внимание, что в фильме ГДР 1978 года мертвые головы, которые действительно присутствуют в сказке Гауфа, заменены кокосовыми орехами. Но Гауф прожил всего 25 лет с 1802 по 1827 год и в немецкой глубинке тогда еще никто понятия не имел о кокосах, а вот к мертвым головам в корзине уже успели присмотреться. И вот сижу и думаю почему в ГДР перед самым распадом Варшавского догоовора , решили отступить от оригинального текста сказки, таким образом изменив смысл.
    Должна признаться, что только после прочтения этого цикла «На понтах» я открыла для себя скрытое (сакральное) содержание сказки «Карлик Нос».

  3. elina:

    Только что перечитала второй раз Ваш цикл «На понтах». Как хорошо, что Вы еще раз ссылку дали. Подряд 8 частей читаются совсем иначе, чем с перерывами с января по декабрь. Все подряд надо читать. Какой великолепнейший культурный контекст! Какие нравственные акценты в жизни и в искусстве! Как все верно и точно! Как выстраивается эта триада автор-образ-читатель, когда со-творишь вместе с Вами, продолжая эти сюжеты в своем воображении и мыслях. Эволюция образа Саломеи в искусстве от Византии и до декаданса и наших дней показана потрясающе.

    Саломея как соблазнительница и «Танец семи покрывал» описаны и представлены Уайльдом в Лондоне, который до того славился викторианской сдержанностью! У меня такие параллели совершенно неожиданные родились.

    Кейт Миддлтон, ныне герцогиня Кембриджская, впервые предстала перед публикой на первых полосах газет в марте 2002 в костюме как для танца «семи покрывал»! В таком прозрачном платье и черном белье она демонстрировала перед будущим супругом «моды» на благотворительном показе в университете. Правда, он тогда устоял. Десять лет пришлось ждать предложения. Все последующие скандальные фото топлесс связаны с тем, что отскрести и отмыть этот образ соблазнительницы Саломеи герцогиня не может. Он всплывает неожиданно и не к месту. Например, скандальные фото в французских и итальянских журналах ставят на грань провала официальный визит супругов в Малайзию. И неприятности такого рода не кончаются .
    Это плата за то, что с помощью шумихи вокруг Миддлтон традиционно блокировались новости о следствии по делу Дианы после публикации ее письма в 2004 году и о ходе суда присяжных в 2007-2008? Парадокс, но с помощью Кейт , «протыкали иглой» злой язык Дианы, умудрившейся после смерти письмом обличить Чарльза и Камиллу. Оглашение результатов следствия было заглушено заголовками «Кейт приглашена в Сандрингхам» и «Кейт царит на параде Уильяма».
    После свадьбы Уильяма принц Уэльский признался, что они с Камиллой всегда мечтали о такой дочери как Кейт.

    Как не вспомнить приведенную Вами картину немецкого художника, на которой мать и дочь буднично и деловито протыкает иглой язык Иоанна Крестителя? Так буднично, что Вы верно отметили — это не первая голова.А Давид и Голиаф? Особенно впечатляет картина Репина и «один в поле воин» если на твоей стороне правда и справедливость.

    Год Змеи 2013 как год головы горгоны Медузы. Роман «Парнасские сестры» хронологически для меня начинается с убийства Медузы Персеем. Сколько мы со студентами спорили обсуждали этот миф в изложении моего любимого Овидия в 80-х, когда с 1982 по 1985 читала в курсе «Древнего мира» по четыре лекции по древнегреческим мифам! В советское время можно было выделить 8 часов. Курс не обкорнали безобразно как сейчас. Студенты мои лекции до сих пор помнят.

    Мне и им тоже казалось несправедливой судьба опозоренной беременной Медузы, убитой Персеем во сне! Не геройский поступок. Вы так ярко описали этих юных учеников страшной старушки, выбирающейся в «люди» раз в 50 лет, что невольно вспомнила свое с ними знакомство.

    2010 год и для меня особенный тем, что моя голова кому-то помешала. В мае 14 летний мальчишка на скутере так огрел «пращей» по ней, что рваные, скальпированные как написали в судебно-медицинской экспертизе, раны хирурги зашивали под наркозом.
    Удар пришелся в миллиметре от виска. Судебно-медицинская экспертиза — несчастный случай, падение от столкновения со скутером. Никого не нашли. Меня уверяли, что сама как увижу этого «перепуганного мальчика» так и пожалею и сама не захочу никакого суда. А ведь в фильме «человечески головы» в корзине злая фея заменила на кокосы! И весь смысл изменился.

    Очень интересный цикл, который нужно повторить для читателя.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2019 (26)
  • 2018 (78)
  • 2017 (87)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация