Случай на охоте. Часть I

Особо "художественно" расписывать все это - смысла не имеет. В принципе, основные моменты мы рассматриваем на вебинарах. И когда касаешься некоторых страниц русской литературы, они в чем-то оживают, кое-что делают... более очевидным, что ли.

Ну, вот, например, такая была у нас тема: Пушкин и Есенин — два взгляда на русский бунт. Там ведь было и много другое! И к  пониманию сути происходящего надо было много чего... отфильтровать. Александр Сергеевич Пушкин к «Капитанской дочке», опубликованной без указания имени автора в 4-й книжке журнала «Современник», поступившей в продажу в последней декаде 1836 года, - шел через роман "Дубровский", который впервые был опубликован в 1842 году. Но на рукописях стояла дата начала работы - «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

То есть, в самый разгар работы над "Капитанской дочкой" Пушкин делает крюк на "Дубровского", поскольку есть там нечто такое, без чего историю Пугачевского бунта не раскрыть. И что же это такое?..

У нас эта история обычно подается в духе "романтизма". Поскольку давно не принято делать поправку на православное сознание, которое хочет кто-то или не хочет, давно отразилось в Великом и Могучем. И "...всяк, кто сущий в ней язык", независимо от ПМЖ, убеждений, профессии, возраста и пола - все в жизни будет измерять именно этими тремя стратами православного мировоззрения. Оно уже на генном уровне отформатировалось.

Поэтому и затем нормативное пространство также систематизировалось вокруг всего сущего (экологическая страта) - по трем уровням именно православного сознания, поскольку для русского человека (того, кто говорит и думает на русском) так удобнее формализовать любую мысль.

Кстати, мантра "три источника, три составные части марксизма" - отсюда же! Но интересно, что, поддаваясь неким сторонним наслоениям, мы вдруг перестаем понимать... такие простые вещи, как "Дубровский" Александра Сергеевича Пушкина. А если этот этап был столь важен для последующей  работы о Пугачевских бунтах уже на глобальном уровне осмысления нашего отношения к государственности в России, то... все же следует повнимательнее приглядеться к этой "простой" вещице, да?

Ну, во-первых, сразу отметим, что каждого эпизода этой повести (для романа пока это слишком узкий пятачок) - есть какой-то вполне реальный прототип и даже реальное происшествие. Обычно завязку "самого интересного" описывают так.

Богатый и своенравный русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирилл Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Затем начинается "экшн", где и "потомки двух враждующих помещичьих семейств", и сам уход "в разбойники" - все дальше относят нас от родной почвы. От Робин Гуда до "Ромео и Джульетты". А то, что подобных историй было множество, что и Пушкин упоминал о рассказе П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других», - это как-то проскакивает мимо нашего сознания.

Когда мы рассматривали "Капитанскую дочку" - уже поневоле обратили внимание, что же получается в результате, если подойти к визуализации текста без минимальной скидки на то, что повесть написана истово верующим человеком. Поэтому смысл повести в "любовном" ответвлении сюжета - вообще утрачивается!

У Пушкина влюбляются друг в друга - два юных существа, мальчик и девочка, настолько нравственно чистые, что к ним вся обрушившаяся грязь их времени не липнет. А в современном фильме Петруша превращается в развязного недоросля, которого папенька поймал не за тем, что он из карты воздушного змея делал, а за тем, что он тискает дворовую девчонку. В качестве скидочки на восприятие того, кто нынче деньгами подобные постановки ссужает.

В "Дубровском" происходит ведь еще куда более худшая метаморфоза. От нас ускользает смысл финальной сцены.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Мы раздосадованы тем, что Маша отказывается от такой замечательной "свободы" - сбежать с Дубровским за границу... бросив на произвол судьбы доверившихся ему людей, совершавших под его предводительством бесчинства. Она предпочитает остаться с постылым мужем, произнеся слова Татьяны:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

В принципе, потом у Льва Толстого без романтических поворотов сюжета за Вронским пойдет Анна Каренина. А чем это заканчивается - всем известно. Поскольку всем известно с самого начала, как подобные "сюжетные ходы" рассматриваются в обществе, какую оценку они получат в глазах общества.

Над идиотским положением "благородного" Дубровского задумываться никому не приходилось? Но над положением Евгения Онегина на протяжении всего существования романа в стихах задумывались многие. Они дописывали и продолжали за Пушкина, как принято нынче дописывать "Властелина колец" или "Унесенные ветром".

Такое поразительное желание "устроить жизнь" влюбленным героям, что можно подумать, будто авторы подобных исправлений что-то знают о любви такое, о чем не догадывались ни Шекспир, ни Пушкин, ни Маргарет Митчелл... Впрочем, эти "движения души" легко объясняются горячим желанием у подобной публики - подержать свечку в ногах влюбленных. Раз люди как бы настолько увлечены друг другом, то как же им можно отказывать... в этом самом?

Ну, это как новогоднее пожелание Димы Билана "хорошего секса!" ("Доброй охоты!" с.), прозвучавшее как-то с Первого канала в одну из новогодних ночей, схожих между собой серостью и однообразностью настолько, что оно в тот момент как-то скрасило "праздничную атмосферу".

Нравственные поиски Пушкина в "Капитанской дочки" описываются у нас с точки зрения "партийности в литературе". До сих пор одно и то же, хотя вместо одной партии КПСС  мы кормим целых четыре, вполне аналогичных. Ленинская "партийность в литературе" надолго сформировала подход не только в попытках "заклеймить лживое общество" (от якобы тех, кто знают истину в последней инстанции), вынести "справедливый суд" над его "типичными представителями", - но и описать этот "сложный путь в революцию" очередного "прогрессивного деятеля".

И тут... на те! Пушкин-то, оказывается, искал дворян, служивших у Пугачева! То есть, "перешедших на сторону народа" против... всего такого, негативного. А то, что в этих "революционерах" Пушкин не увидел ничего, кроме низости (да еще после "Дубровского") - как-то "мимо денег".

* * *

...На днях, на вебинаре Даниил Андреев «Роза мира»- сдали нервы у одного нашего самого постоянного посетителя. Он попросил пардону, попросил меня прекратить чтение стишков Даниила Андреева из его поэмы про то, как некий чекист все падает и падает в адские бездны с разными заковыристыми наименованиями.

И сам факт того, что человек впервые позволил себе прервать меня, как-то заслонил то, сломался он на четвертом четверостишии.  Понятно, что он не меня прерывал, а просто больше не мог выносить Даниила Андреева... физически. А вроде все про этого Брахмапутру так уверены, будто у него там сознание - супер-пупер православное. Потому что понятия не имеют, с чем и кем надо такое сравнивать, верно?

Хотя и в этом случае можно было бы сравнить... ну, хоть с чтением ругательных стишков Карабасу-Барабасу из "Золотого ключика".

Впрочем, у нас здесь основа куда более фундаментальная - Путешествие в Ад . Естественно, прежде всего, "Розу мира" и прочие поэтические "предсказанья" Даниила Андреева следует сравнивать с "Божественной комедией". И с правильным подходом мы, конечно, тут же выяснили очень многое, как-нибудь повторим.

И мы помним, что один из представителей РПЦ отметил, что, с православной точки зрения, Данте не во всех своих проявлениях является до конца нравственным.

Там приводился пример, как Данте описывает встречу со своим врагом в одном из кругов Ада. Тот не называет своего имени, но Данте обещает... очистить его глаза ото льда. Какой мощный образ! Мы все сталкивались с этим пронизывающе холодным платочным взглядом, направленным на нас будто сквозь глыбу льда. И у многих ли хватало решимости растопить этот лед?..

Но, оказавшись в натурном льду, которым при жизни щедро одаривал окружающих, человек поддается на эту уловку и признается, что он и есть тот самый, от кого Данте при жизни видел только холод, кто и вызвал настолько страшный и потрясающий образ. Ему хоть ненадолго оказывается нужно посмотреть даже на адские бездны без льда в глазах, сковывающего веки.

Что же делает Данте, убедившись, что это - именно тот человек? Он просто уходит, не оборачиваясь на просьбы и жалобы.

С православной точки зрения, здесь нет какого-то укора Данте в том, что не помог уже осужденному грешнику, как нет и малейшего сомнения в том, что то наказание, которое ему уготовано - справедливо. Осуждается всего лишь поступок Данте, искушавшего своего врага минутной передышкой с тем, чтобы он назвал свое имя.

Для православного человека изначально ясно, что Данте не имел права облегчать то, что сам человек создал при своей жизни, после Суда Всевышнего. Но он не имел права давать обещание, которое не собирался выполнять, не имел права обманывать своего врага. А еще он не имел права... сводить счеты со своим врагом в литературе. Но главное, что он добился признания, искушая человека хоть на миг отойти от уготованных ему мук.

С Даниилом Андреевым, его личной "приверженностью к вере" - с православной точки зрения разговор получается на редкость коротким. Ну, даже если просто коснуться поэмы У демонов возмездия, то мы увидим... какого-то живодера, Господи прости!

Вся поэма посвящена сведению счетов с каким-то зажравшимися чекистом, причем, чужими руками! Если у Данте - это один небольшой эпизод, то Даниил Андреев на протяжении всей поэмы наслаждается, смакует и сладостно перебирает эти мучения с нотациями "Ты сам этого хотел, сволочь!"

Причем, делает это он с позиции Демиурга, низводя его роль от любви, милосердия и созидания - до чисто палаческих функций, выгодных самому Даниилу Андрееву.

Мы только тень этой выгоды почувствовали у Данте, как тут усомнились православной душой, не взирал ли и он на своего врага сквозь пару ледышек в пенсне? А тут... нам предлагается поверить, будто Господь всецело разделяет позицию Даниила Андреева по всем вопросам. Чаще всего, конечно, советуясь с ним по мировоззренческой проблематике.

Однако именно православный взгляд все тут же расставляет по местам. Сразу интересуемся - от кого мы это слышим, чем все обязаны подобной заботе? И тут же... возникает несколько презрительное отношение к слабаку, угрожающему всем, будто он... что? Будто это он может на всех в духе "партийности в литературе" на всех Господа нашего... притравливать. В качестве посредника, котрого в вопросах нравственности не бывает.

У Православия основное расхождение с католицизмом в вопросах индульгенции. И здесь, казалось бы, нам напротив должна импонировать кровожадность Даниила Андреева. Да и у Данте в Аду мы встречаем Папу римского, вопреки постулату о непогрешимости Церкви.

Но мы предпочитаем все эти вопросы решать автономно от граждан, желающих свести счеты с кем-то - путем притравливания кого угодно на что угодно. И это, пожалуй, единственное следствие из всех попыток "воспитания нового человека" на протяжении всего ХХ века, пока нас притравливали на "мировой империализм" или "эксплуатацию человека человеком".

Как видим, все эти "учителя жизни" сами не прочь паразитировать на чужом труде, особо не обременяя себя нравственными вопросами. И стыда при это хватает гордиться "созданием мировой корпорации" на базе общегосударственной собственности.

* * *

Но выделенный аспект притравливания тех, кто на самом деле не живет общей жизнью, а паразитирует за счет общества, - оказывается таким всеобщим законом любого "идейного просвещения".

Александр Сергеевич в "Дубровском" описывает забавы Троекурова с медведем, его огорчение, когда "обученного зверя" убивают. Но даже тяжба с давним приятелем, отцом Дубровского, - выявляет ту же самую привычку, то же страстное желание травить: Троекуров натравливает на соседа мелких субъектов, будто собак-пиявок на медведя.

Сама история с доведением до смерти помещика Дубровского - притравливает в свою очередь зависимых от него людей. Начинается взаимная травля, когда никто не хочет и не может остановиться. А финал всему кладет отказ Маши участвовать в травле князя Верейского, затесавшегося в эту историю из-за ветхости и непригодности к всеобщей травле.

Кто не способен к откровенному живодерству - предпочитает "тихую охоту", рыбалку. Как соблазнительно выглядит вечер, проведенный Машей в имении Верейского! Это всего же по лесам ходить с бандой крепостных и пистолетом в корсаже.

Но и самого графа помещик Троекуров искушает молоденькой дочерью, будто рыбной ловлей "на живца".

...Разбой во всем его сомнительном "очаровании" мы видим в "Капитанской дочке", когда минимальное отступление от нравственных ориентиров в естественном желании жить - тут же ставит тебя на доску с палачами, когда ты смотришь сквозь льдинки глаз, как другие проходят по всем кругам Ада.

И доброжелательным Вергилием здесь выступает лукавый Емельян Пугачев, нисколько не сомневающийся в своем праве натравливать одних на других, ведь грехов за всеми довольно, верно? Но что там за этой нескончаемой травлей?.. Пустота.

* * *

Вот и выясняется истинная ценность нынешним натравливаниям на Сталина. Но мы тут сразу вспоминаем красочные описания его внешности из "Розы мира" (глава 3). Заверения, будто Сталин - в таких кругах, откуда ему и не подняться.

И все эти построения легко опрокидываются утверждением, что никакого Сталина в Аду нет и не было. И это ведь доказывается моментально - возникновением зримого образа настоящего Вождя, стоило о нем несколько раз упомянуть просто в публицистике.

Заметим, что натравливать нас начинают, вообразив нас такими медведями в кандалах или крепостными, то есть, заведомо не принимая во внимание наши гражданские права и свободу совести. Ведь не зря такая аллюзия недавно приключилась в Валерием Зорькиным, расписывавшим перед обалдевшими односельчанами прелести крепостного права.

Как правило это происходит по той же причине, по которой создаются "учения" вроде "Розы миры" - чтобы за себя не отвечать. Настоящий Учитель несет ответственность за ученика. А вот те, кто "поучает" народ травлей - как правило, не способен внятно ответить на простой вопрос: "А от кого я это слышу?"

У нас, кстати, образование рушится, поскольку уничтожена ответственность учителей и преподавателей за успехи учеников. Поэтому и лезет "учить жизни"... всякое-разное.

Что касается конкретно Даниила Андреева,  то заранее сводит скулы от таких "вех" в биографии.

 В 1933 году Андреев начинает работу над сочинением «Контуры предварительной доктрины», оставшимся незаконченным...

Осенью 1937 года Андреев приступает к работе над романом о духовных исканиях интеллигенции в эти годы «Странники ночи», задуманном как «эпопея духа» и портрет эпохи; прерванная войной, работа была почти завершена в 1947 году.

Давайте, заканчивать лукавить хотя бы между собой. Ну, какие еще могут быть "духовные искания", если всем все ясно с самого начала, задолго до того, как кто-либо раскроет рот? Чего "искать" собираемся? Советовала ведь однажды "вшей у себя поискать", так тут на днях счастливые обладатели айфонов и айпадов нашли... то, что долго искали.


Эксперт по вшам Марси МакКуиллиан утверждает, что стремительно набирающая обороты популярность фото-«самострелов» на мобильные гаджеты, начавшаяся в США в 2010 году, стала причиной небывалого для современной Америки роста заражения педикулезом среди молодежи, пишет SFist.

...МакКуиллиан подчеркивает, что если раньше это была в основном проблема детей маладшего возраста, то сейчас ее клинику Nitless Noggins, предлагающую услугу выведения паразитов за один сеанс, все чаще посещают подростки из старших классов и студенты колледжей.

64b04eee13bb1954000b3b5a619fbca2

Заметка называлась "Мобильные вши". Нынче дошло и до нас...

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. Основной причиной распространения вшей среди подростков является увлечение "селфи"-фотографией, сообщило курское управление Роспотребнадзора.

Почему "селфи" может быть опасно: наглядное пособие
Делая подобные снимки, участники соприкасаются головами, позволяя вшам перебираться с одного хозяина на другого, говорится в памятке по борьбе с педикулезом.

Зачесалось? А не надо было фотографироваться с кем попало! Уверяю вас, что найти вшей там, где чешется - намного безопаснее с православной точки зрения, нежели обнаружить «Контуры предварительной доктрины».

Ну, на спор тогда сказала, что Сталина в Аду нет и не было, потому притравливать на него изначально смысла не имеет, его образ оживет, стоит лишь его помянуть по какому-то поводу. С тех пор любая травля Вождя тут же расставляет всех ее участников по своим местам. Неизменно.

Однако характерен сам этот прием организации травли. Мы видели, что так выстраивается любая кампания, субсидируемая государством. Начиная с "борьбы с экстремизмом", заканчивая "программами безопасности на транспорте".

Последние вообще напоминают времена римской античности - с гладиаторскими боями, пальцами верх-вниз, травлей дикими зверями и прочее. Травля - это, от чего никак не уйдет никто, занявший место на вершине не по праву, пришедший не созидать и работать на благо страны, а наслаждаться властью над чужими жизнями.

Травля - это реальное проявление сатанинского искушения вседозволенностью. И если нет возможности травить себе подобных, непременно скатываешься до травли братьев наших меньших. Масштабы там неважны - от бенгальского тигра до дворовых кошек. Главное, что только так "сильные мира сего" могут почувствовать себя... живыми.

Почему после всех подвигов господина Путина на ниве показной любви к животным - возможно такое? Почему при нем принимаются законы, которые направлены для травли и уничтожения животных и людей?

Если это НЕМЕДЛЕННО НЕ БУДЕТ ПРЕКРАЩЕНО, за все это перед Господом нашим будет отвечать один Владимир Путин! Именно он изображал наибольшего любителя братьев меньших!

Ага, не за "убийство Кеннеди", как тут ерничали холуи на оплате, - а за сатанинское зверство! Пусть ответит, почему сегодня в России это вылезло с уголовной наглостью? Нечего лгать на людей - это все поддерживается законодательно и с самого верха! По этому видно, кто у нас нынче дорвался до власти. И все это делается на потеху тем, кто никак навороваться и нажраться не может.

STOP cruel animal baiting! НЕТ ЖЕСТОКОЙ ТРАВЛE ЖИВОТНЫХ СОБАКАМИ! ТРЕБУЕМ ЗАКРЫТИЯ ИТС В РОССИИ!

Продолжение следует...

Читать по теме:

©2014 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

Комментарии (10) на “Случай на охоте. Часть I”

  1. agk:

    Ура! Возобновлению публикаций здесь. Этот блог все-таки какой-то особенный, здесь все мощнее.

    Да, вебинар по Даниилу Андрееву был крайне поучителен. В свое время, когда она только появилась, я прочел Розу Мира с большим интересом — как отчет о колоссальном мистическом опыте. Уицраоры, рарруги, затомисы, зловещий Гангтунгр… Но уже тогда многое коробило, например, попытка демонизации Сталина и стремление слить все религии в один блендер Розы Мира.

    И тут выясняется, что, оказывается уже «создана новая религия Розы Мира». Об этом вещает седобрадый пожилой старый еврей, косящий под библейского пророка. Но глазенки блудливо бегали.

  2. agk:

    Также интересно отмечено холодное, если не враждебное, отношение Даниила Андреева к пророку Достоевскому, который тоже был там, но повел себя несколько по-другому: не стал читать морали о необходимости воспитания человека улучшенного образа, а создал живые образы, которые реально преобразуют мир к лучшему.

    Очень правдоподобна догадка И.А. о том, что посадили Андреева в кутузку его родственнички с целью прибрать к рукам жилплощадь, хе-хе. Распространенная практика среди борцов с кровавым тираном.

  3. Замечательно, что хоть бреда про реинкарнацию не касались, когда Даниил Андреев в образе непревзойденного Рюриковича (подозрительно мало зная о лиственном праве, продержавшемся на Руси 300 лет после принятия христианства) — встретился со своей женой и детками. В белых одеяния, при параде.
    В принципе, раз таких славных деток воспитали для «Небесного Кремля», так нынче можно народ воспитывать, слегка облагородить. А то у нас народ недостаточно хорош для таких.
    И все так гладко, проверить сможем только после того, как на тот свет перекинемся.

  4. Evdokiya:

    Будучи в подростковом возрасте, читая Дубровского, я тоже была разочарована решением Маши Троекуровой остаться со старым, постылым мужем. Гораздо позже пришло понимание ее нелегкого решения: девушка, давшая обещание перед аналоем быть с этим человеком и в горе и в радости перед Самим Господом, не могла поступить по-другому. Не зря в русских заговорах употребляют слова защиты от «двуженого» и «трехженого» как от нечистой силы, имея ввиду именно этот грех. Вспоминается сразу пушкинская «Метель», где перед молодыми людьми ставится такая же нравственная задача. Робин Гуд в российских условиях выглядит совсем неромантически.

  5. Evdokiya:

    А вот что касается «притравливания», то «удивительно» иногда совершается возмездие. Недавняя «случайная» смерть на охоте в Хангаласском районе Якутии зам.нач. столичной УФМС, руководителя миграционной службы думаю была совсем не случайной. В Якутии обычно охотятся с вертолетов, превращая эту мужскую «забаву» в массовое убийство животных. Его работа в УФМС, как и всех доблестных сотрудников этой криминализированной службы, тоже была каждодневным «притравливанием», только уже людей. Так и хочется сказать: «Допритравливался, собака!»

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2019 (44)
  • 2018 (78)
  • 2017 (87)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация