Живи и помни. Часть II
Вроде и рифмы готовенькие, ведь перед нами встречи писатель-читатель в масштабе Путин-Распутин. А все настолько... обыденное.. что ловишь себя на недостойной мысли... Как хорошо, что они без всех нас там встретились!
Только вспомнишь рядок этой распутинской тягомотины, где пара вещичек стоит особнячком, - так сразу отпадает желание присутствовать на подобных "литературных" сходках.
Но тут надо отметить одну важную особенность. При всем моем резко негативном отношении к подобному "творчеству", всегда знала, что у Валентина Распутина есть настоящая искра. Проблема в том, как и куда он ее израсходовал.
Уже как-то поделилась непередаваемыми впечатлениями о том выборе, которые сразу же возникает после того, как это действительно настоящее вдруг приходит... ну, как ко мне со словами "Ты просила и тебе позволено!"
Там бессмысленно дергать и трясти этих граждан за крылья, отряхиваясь от их перьев, доказывая, что просила-то совершенно другого! Блин, как так можно перепутать-то? Прежде всего хотела, чтоб раз и навсегда оставили в покое с этими муромоями... Чтоб когда они, наконец, на тот свет перекинутся, не писать про них сочинений на тему "что хотел сказать автор своим произведением?"
Видите ли, если никто из нас особо не выбирает, какие дарования или искры кому достанутся, то... выбор все равно есть. Например, одному медведь на ухо наступил а он всегда мечтал петь басом на ярмарках "Вниз по Волге да по реченьке". Но Господь не обидел его другими дарованиями, он может заработать деньги.
К тому же, он слишком любил вокал, чтоб самому себя возвеличивать не в том месте, к которому предназначен. Хотя в наше время, когда каждое убожество не в то место булки мостит, это сложно себе представить. Но как раз в таких мелочах жизни и заключается настоящая человеческая культура.
В конце концов, человек с внутренней культурой понимает, что ему самому не столько уж и хотелось выйти перед всей ярмаркой с вокалом. Он вдруг понимает, что это вообще не его стезя. Просто ему изначально казалось, что ярмарка приобрела бы совершенно иной смысл, если бы там были концерты выдающегося баса... Пусть все цветы и дамские признанья будут адресованы не ему самому, но он переживет общий экстаз , а цветы он и сам себе купить может... да не себе, а жене, а после выслушает массу признаний, украсив всем вечер мужским вокалом.
Понимаете, это все - в истоках русской культуры, позволившей собрать такую махину, что при всех наших неурядицах - рвется к нам душой народ, от которого собеседник недавно представившегося русского писателя отпихивается руками и ногами. Тут бы им и побеседовать, конечно, что в России многое делается уже не для себя, не запихивается себе сырым-вареным в рот и в... другие места. Потому и в результате возникает нечто совершенно уникальное, колоссальное, прекрасное...
Но не с этими господами, как все понимают, беседовать о культуре. Спросить бы всех собравшихся, чтоб они без поисковика ответили - возле какой именно музы они собрались говорить друг другу приятные и упоительные слова. И кто бы из них назвал музу по имени? Кто бы уточнил, что за музыкальный инструмент у нее в руках? Так бы и брякнули дружно - "лира!", воображая себя шибко культурными.
Точнее, самыми культурными. Которым по этой причине можно не считаться с чужим мнением. Ну, пока не помрут, конечно. Тогда и проявится, сколь на культурку разных слов наговорили.
Настоящая культура всегда предполагает выбор. Выбор Владимира Владимировича Путина - Валентин Распутин, говоривший бабским голоском. Уж только поэтому на сто пудов... не Каллиопа. Ну, так и Владимира Владимировича совершенно зря называют "лидером". Стоит ведь лишь уточнить, чей он лидер по-настоящему, а не показушно и совершенно беспочвенно... как неуютно станет, верно?
А представьте себе, когда вот, как Александру Сергеевичу встретился крылытый гражданин, спустил достаточно разных обязанностей, причем, без какого-либо соответствующего административного ресурса и финансирования. Ну и... типа... "пой, птичка, пой!"
Дальше, в принципе, постоянно предоставляется выбор, кто бы там что ни ныл. Вначале приходит дамочка, которая предлагает все усилия направить на создание "искусства ради искусства", дабы "отвлечь от жизни" трудящихся, скрасить досуг и прочее. У нее вообще широкий спектр предложений.
Лично я сразу поддержала ее инициативу, сходу. Мне всякие приключения были ни к чему чтобы потом малограмотные прыщавые девки, сидевшие со мной в прокуратуре после обыска у меня дома, отлично знавшие, что попирают закон и мои права, пренебрежительно мне цедили: "Вы же взрослая женщина, вы же понимаете, что сами себе создаете проблемы!"
Проблема в том, что эти идиотки не знают, какого рода проблемы уже создали себе... не в просто в жизни, что весьма призрачно, прозаично и т.д. и т.п. Короче, временно. Они не понимают, что вообще-то делают сами с собственной душой, единственным своим достоянием. Если уж точнее, кого они этим не желанием иметь проблемы - туда к себе подсаживают.
А вообще всякий, у кого есть настоящая искра кто уже имеет дело напрямую, без разных посредников, кто уже досыта пообщался с этими чудами в перьях, - он видит, кого надо подсадить в душу, чтоб иметь сразу все. Там... совершенно незначительная с виду мерзость. Не знаю, может, другим нечто более грандиозное предлагали... Я ж могу говорить только за себя.
Но уж, во всяком случае, то, что мне предлагали подсадить - было куда грандиознее того, что... очень многие нынче себе подсадили.
Ой, сейчас начнутся всякие потаенные размышления, как славно жить с этим самым, имея полные гарантии "жизнь удалась"! Успокойтесь, лады? Никто рядом с ним не выживет. Вы вообще-то вглядитесь в эти лица, что они там выражают из зачатков человеческой культуры. Чтобы раз и навсегда понять что подобная одержимость ни к чему хорошему не ведет. Ни одна человеческая душа рядом с таким не выживет, даже моя. Ваша - подавно.
Говорю это не потому, что типа шибко сильная и преисполненная. Мол, вся упертая и просветленная. Напротив. Именно потому, что, может быть, куда более вашего склонная к подобным... хм... экспериментам.
Замечу для юродивых и истеричек. Речь идет не "про инопланетян". Речь идет о вечном вопросе, чисто литературном: как сохранить душу в нашей жизни. Это такая глобальная проблематика борьбы добра и зла. Можно сохранить ИНН, паспортные данные и даже зубные протезы, но почить давным-давно... Давно не быть человеком. А можно утрачивать все человеческое, данное свыше, постепенно, - под благовидными предлогами, из-за нежелания "создавать себе проблемы". То, что происходит из зависти и желания влезть не на свое место - отдельная тема.
Но... знаете, что я заметила? Больше всех озабочены "нежеланием создавать себе проблемы" - те особи, само появление на свет которых стало огромной проблемой для родителей.
Вообще жизнь, "как известно", ежедневно ставит перед нами определенные проблемы. Это же жизнь, а не существование в гербарии в виду засохшего цветочка. Мы вообще-то поэтапно должны решать проблемы. А литература и искусство должны убеждать... ну, может, не убеждать, а как-то скрашивать само решение этих проблем. Или принимать участие в их решении разными наводящими на раздумья историями, косвенно подсказывающими выход. Уж точно, не "ставить проблемы перед всем обществом"!
Ладно, все это не так уж важно. Хотя... иногда и приходится оценить важность вещей, которым ИНН не навесишь. Я-то потому-то и говорю, что... вам очень повезло с моим выбором. Увидев то, ради чего я бы должна была положить свою душу... как-то решила еще немного помучаться со своей душой без этого самого.
Человек с настоящей искрой в нашем деле отличается от всех прочих лишь тем, что он видит то, что подсаживает себе в душу. Не станем принимать всерьез всех прочих, лезущих нынче в литературу "скрываться от жизни". Они считают здесь достаточным иметь какие-то связи, "не создавать самим себе проблем", прорваться на прием к Владимиру Владимировичу, который точно ни одной книжки не прочел, ни одного сочинения по литературе не написал, вообще ничего не писал в жизни, кроме доносов.
Только не все читается, что пишется. Ну, конечно, сейчас у моих ресурсов трафик подрезанный, мало кто знает обо мне... это обидно, конечно. А потом, помирая, вспомните, на кого и на что потратили жизнь и самое главное в ней - собственные духовные стремления.
Ну, так кому обиднее будет? В тот момент вся невозвратность времени, необратимость выбора будет вполне очевидной. На меня прошу не ссылаться, сделала все, что могла. И все такое. Считайте, что мне вообще страшно некогда, я занята постижением искусства катания шаров на бильярде.
Да-да, лично мне давно фиолетово. Мне все уже объяснили, я уже все поняла, к тому же 20 лет, проведенных с безнадежными моральными уродами - не могли не сказаться катастрофически на моем позитивном восприятии ваших проблем. Со своими бы расхлебаться.
Раз я честно говорю, что с самого начала хотела вас всех обобрать на пару с той дамочкой, вместо всяких там тяпок вроде марининой-улицкой ездить в шикарных авто. И столь же честно признаю, что они намного безопаснее, там особо одерживать этой самой одержимостью нечего было, душонки с ноготок. В моем случае... это могло быть намного ужаснее. Но... думаю, что и в этом случае какие-то меры предосторожности имеются.
Вот например... ну, этот... ну, помер-то который! Блин, а уже забыли про него! Увлеклись! Да-да, наш великий писатель земли русской с явной искрой, выбравшей признание и известность от черной дамы, пропахшей трупными червями.
Поэтому с такой неохотой каждый из вас реагировал на уговоры училок: "Это надо читать!" И вы думали, что как только вырастете, так сами будете для себя выбирать - что надо, а что не надо. Забывая, что выбор там за вас все равно будет делать тот, кто все это печатает. В результате вы делаете совершенно нормальный в нашей жизни выбор - уподобиться Владимиру Владимировичу и вообще ничего не читать.
Поскольку после его писательских конференций книгу на русском становится все противнее брать в руки. И потом... он же никогда ничего не читал... а вона, куда поднялся! За здоров-живешь государством руководит. Как это у него получается - другой вопрос. Но туда-то забрался без всяких книжек.
Я могу написать все, кроме доносов!
Евгений Шварц
Прочел бы такое Владимир Владимирович в детстве, запало б оно ему душу... и айда! Жизнь - псу под хвост, не стал бы великим лидером.
Чувствуете, как мне не хочется заниматься произведеньями этого замечательного покойного писателя, никогда не создававшего самому себе проблем. Просто я не уверена, что вам, с вашими проблемами, так уж надо творчество того, кто прожил без проблем и недавно помер.
Над всем этим океаном юдоли земной витает немой вопрос. Вот почему, например, такая ягодка, как я, отказалась иметь славу деньги, а может и нечто большее, а предпочла оставаться самой собой со своими проблемами, а вот такой весь культурненький и аккуратненький... отчего-то сразу сдался, даже не подумав для приличия?
Там такой... второй по извечности вопрос возникает. Конечно, о жалости к себе. Одни отчего-то из жалости к себе готовы изуродовать себя, почище компрачикосов. А другие... решают еще немного помучаться. И то, и другое - из жалости к себе. Здесь важны почти неуловимые нюансы, как все понимают.
Мне вот интересно... если вы этого не видите, то неужели не слышите? Это когда у мужчины полностью зажаты связки на тембровых нотках, когда одна строчка набегает на другую, лепится, будто пропитанная страхом... Даже не знаю, как это объяснить. Вернее знаю, но не скажу, это надо почувствовать самому. Понять, почему читать его... несколько неприятно.
...После дамы, которой в последнее время отказывать не принято, непременно появятся и другие. Я тоже писала, что мне предлагалось "финансирование по линии" - за компьютерную бродилку под рабочим названием "Дом ведьмы". Чтобы читатель туда попадал, но после уж не выбирался, а так там и пребывал.
Однако это уж со мной происходило в начале нулевых, когда вокруг нас многое произошло... в том числе и из-за выбора Валентина Распутина, который он сделал в далеких 60-х. Я не стану придавать этому выбору какое-то уж шибко демоническое значение, но ведь любая победа, любое свершение в России несет в себе твердую уверенность в справедливости.
Литература ... это вообще о справедливости. А Россия еще и Водолей по знаку Зодиака, здесь справедливость имеет особое значение.
Ну, а пока все работают, живут, мечтают, надеются, - у них за спиной такой вот хмырь тихой сапой подменяет критерии справедливости. Конечно, чисто из-за своего выбора. Поэтому и говорю, что, например, мой неверный выбор мог нанести бы куда больше разрушений. Но я его и делала в намного более тяжелых материальных условиях, не говоря о том, что ни о какой нравственности и речи не шло.
Там уж со мной сработали две вещи: общая кампания обсирания Родины ("а надо вначале разобраться, что такое Родина!") и практически полное уничтожение Великого и Могучего.
Даже ведь в этом году Дмитрий Медведев еще раз попробовал вернуться к этим приемчикам. За разные иностранные слова с яйцами в разных корзинах им уже влетело, а попытка потребовать с пенсионеров изучения английского - не имеет никакой практической цели, кроме как оторвать меня от верной собачки, нашего Великого и Могучего, который им больше не подчиняется и выявляет ложь в каждом слове. Потому, например, Путин молчал все лето 2014 года, а сейчас ни одно слово снаружи, сказанное по протоколу на русском не воспринимается у нашего изолгавшегося МИД РФ.
Но это идет сопоставление со мной, у которой каких-то возможностей хоть и с гулькин нос, но все же именно я форматирую среду, в которой вы мыслите и чувствуете. Да, я не всегда это делаю корректно. Хотя бы потому, что я женщина и острее ощущаю одну жалящую вещь. Вы же видели, именно на это всегда давили, когда утверждали, что многое мною написано с "обиды на жизнь".
Разумеется, с нее тоже. Когда начинает подниматься большая проза - там все идет в топку, хоть обиды на жизнь, хоть несданные лабы по электротехнике, хоть магический реализм, хоть социалистический... хоть прыщики и козявки в носу.
Просто это ведь еще и такая штука (сволочь?), что все плоды будут уже не для тебя. А разве при этом не обидно за себя? Но вы же знаете, что я живу... больше из вредности и желания каленым железом отпечататься у всех в памяти, нежели из каких-то других высоких соображений там... ну, про счастье народа и его процветание. Мне про такие вещи рассуждать скучно, сопливо и... почему-то у меня так память устроена, что тут же подсказывает, чем заканчиваются подобные выспренние декларации в действительности. Да-да, обычно они заканчиваются грабежом, репрессиями, куражом ничтожеств, концлагерями и войнами, призванными скрыть воровство государственной собственности в особо крупных размерах.
Так вот почему я, собственно, решила написать про это ничтожество, которое тихой сапой подменяло приоритеты, пока все работали, растили детей, мечтали и надеялись?
Я предлагаю просто ощутить, как меняется в 70-х сам дух русской прозы, как он опускается и приземляется - с приходом таких вот распутиных, которые с виду говорят типа правильные вещи.
Сами вспомните вещи Каверина, Ефремова, ранних Стругацких. Хотя бы их. Почувствуйте себя в комфортной нравственной чистоте. Это ведь все лишь говорят про какой-то "модернизм" и "постмодернизм". Но просто прикиньте, в какой комнате вам комфортнее находиться - прибранной, проветренной, светлой, прекрасной, уютной... главное чистой. Или вам комфортнее в загаженной конуре разной степени физического износа.
С точки зрения испытания и обследования зданий - с 60-х начинается процесс деградации, физического износа нравственных ценностей. Поэтому да, пресловутых "шестидесятников" не люблю. Точнее, презираю. Даниэль и Синявский никогда не станут русскими писателями, как и Аксенов и прочие, поскольку пользовались нелитературными методами. Это разрушение видимое, что-то вроде ударов бой-бабы.
А есть такое тихое подлое разрушение изнутри - как внутренняя коррозия. С виду все замечательно, вроде и добро и зло - на местах. Что такое хорошо и что такое плохо (на детсадовском уровне) - с виду соблюдается... Неприятное чувство возникает, конечно... Особенно, как посмотришь на этого молью траченного русского писателя с ломким фальцетиком, понимаешь, что такое убожество начинают распузыривать еще и затем, чтоб нормальным мужикам обиднее было... сразу какая скука накатывает... и твердое желание более его никогда не читать и ничего больше о нем не слышать.
Но ведь с такими чувствами, в общей уверенности, что писателей у нас полно, а на наш век и классики хватит... все же тревожит неясное предчувствие, верно? Классика - это прекрасно, но это все равно, что вчерашние деньги. Можно сравниться с эталоном, но суть современной прозы в том, что она незаметно, но все же изменяет жизнь нации. При этом ведь смешная деталька имеется - можно поменять законы, но в литературе все равно зло останется злом, а добро - добром.
Спрашивается (на счет 60-х), если есть нормальные писатели, пишущие о современности, не спекулирующие на одном "подвиге советского народа в Великой Отечественной войне", то зачем нам такое? Только потому, что оно из Иркутска? В пику уже мертвому Вампилову?
Ну, надо сказать что в этот момент уже мало кто различает тонкости этой внутренней коррозии, когда от жалости к себе - душа начинает подтачиваться разными кислотными реакциями...
И тут, конечно, всплывает основная приманка прозы - отношения между мужчиной и женщиной. А раз речь у нас идет про Распутина, схожу-ка, я за ботинками со свинцовыми набойками, в которых ездила на стрелки в 90-х. Возьму-ка плетку семихвостую... А лучше взять, конечно, противогаз и клещи, чтоб не допускать к себе такое. Ну, как такую же гангрену исследуют. Да, мне точно нужен скафандр!
Поскольку все отношения между мужчиной и женщиной выстроены невзрачным захудалым мужичонкой Распутиным - именно чтоб такие же мужичонки, завладевшие незаработанными ими сокровищами, ничего в жизни не сделав, палец и палец не ударив - крутили бы романы с симпатичными гимнастками, вызывая этим самым к ним... всеобщее отвращение.
Такие дела.
Продолжение следует...
Читать по теме:
©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Мое отношение к Распутину было всегда нейтральным. Что помнится, так это то, что эта фамилия всегда аккуратно упоминалась. Ну там деревенщики, почвенники. И обязательно про Распутина скажут. Яркий представитель мол.
Читал всего один его рассказ в журнале, давно, еще до эпохи субъективного идеализма. Вполне нормальный, отторжения не возникло. Вдова строит дом. Построила. Отношения с одиноким соседом как-то не сложились. Так, общались, чай пили. Потом то ли умерла, то ли уехала, а дом все стоит — крепко построен.
И вот задул ветер перемен, началась перестройка и новое мЫшление. И вот тут тов. Распутин подался в обслугу к Горби. Вошел в какой-то там совет, по культуре, что ли. Стал в этом качестве ездить по миру, выступать с трибун и т.п. Вот это — сильно резануло. Я никогда не поддавался пресловутому обаянию меченого иуды, видел, что он толкает страну в пропасть.
Не знаю, какие другие выборы делал Распутин, но здесь был сделан выбор четкий — пошел служить предателю. Стоит ли упоминать, что после этого не написал уже ничего, памфлеты может политические какие в духе «Так может и России выйим из СССР???!!!», и только.
Ну, до конца жизни был обласкан, конечно, что правда, то правда. Оплату получил. Играл роль народной совести. А помирать-то все равно пришлось. Отмотать бы назад, все поменять! Ан нет, поздно.
Не люблю невзрачных, серых мужичков (к внешности это не имеет никакого отношения), не взирая на должности и общественное признание, в отличие от гимнасток. Нет с ними ни полета, ни порыва…так… одна только скука, прозябание и разрушение, что на макро, что на микро, что на любом другом уровне.