Упиться ап стену. Часть II
Есть такое полотно у Ильи Ефимовича, изображающее заседание Государственного Совета, посвященное 100-летнему юбилею существования этого органа исполнительной власти. И если приглядеться, то и человеку, не слишком сведущему в живописи, - можно понять, что известные портреты государственных деятелей писались Репиным в качестве эскизов именно к этому полотну.
Полотно достаточно интересное. Прежде всего, чтобы посмотреть, как ведут себя в высшей иерархии власти представители настоящей элиты, не самоназначенной, не из выскочек.
Мы сразу же отлавливаем на себе прямой взгляд Сергея Юльевича Витте, которого не посадили за столы, он сидит (будто на иголках) на приставном стульчике в заднем ряду, ближе к колонне.
И если взгляды присутствующих направлены либо на Николая II, зачитывающего очередное представление, либо друг на друга, либо... вглубь себя, то Витте и здесь "работает" на публику, на века.
Среди присутствующих много стариков, приглашенных на торжественный случай. Многие из них давно не бывали в Совете, с нескрываемым любопытством рассматривают, кто и как себя ведет "в заседании", отслеживая неподобающую суету на переднем плане картины, - когда общее внимание должно быть приковано к Председательствующему.
Напряженного и зоркого взгляда Витте многие не замечают, зато ничего не ускользает от его взгляда. Даже зрители поневоле чуствуют, что и к ним Витте присматривается так же... оценивающе. Композиционно картина выстроена так, будто Витте восседает над всеми.
Еще ничего не произошло, еще не сделаны трагические ошибки, еще старики, помнящие становление министерской системы вт России - сидят на лучших местах, не подозревая, как ущемили этим недолгим (и для многих явно последним) визитом Сергея Юльвича, уже привыкшего уже к роли массовика-затейника в центре любого собрания.
Мы говорили на вебинарах, что многие картины Ильи Ефимовича не имели исторической основы, служили намеренному искажению истории России. Ну, например, как картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".
Отрицательно отнесся к этому факту митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн по его утверждению царевич Иван умер в результате тягостной болезни и на самом деле в исторических документах нигде не упоминается о сыноубийстве. Хотя с другой стороны все знали, как легко без зазрения совести Царь Иван Грозный убивал своих подданных, особенно в минуты гнева. Как бы там не было версия сыноубийства была принята Репиным положительно. Плотно изучив исторические данные, задачей Репина было, как можно правдивее показать всю глубину той трагедии главными участниками которой были царь Иван часто злоупотреблявший своей грозной властью самодержца Российского и его сын царевич Иван.
Для натуры интерьера дворцовой палаты, где произошло убийство, Репин выбрал одну из многих комнат в музее Дом боярина 18 века. Всю другую атрибутику упавшее царское кресло, одежду он написал с натуры в Оружейной палате, а в дворце Царского села он писал посох царя, который в картине находится на переднем плане. 3 года Репин продолжал нелегкую работу над этим полотном, часто приходилось переписывать, исправлять отдельные фрагменты, художник мягко передал бархатистость ковра ярко освещенный на переднем плане и уходящий в мало освещенную глубь палаты, добротно проработан шелковый кафтан царевича. Сам царь Иван по своему обычаю одет в монашеской черной одежде.
Самым выделяющимся фрагментом картины "Иван Грозный убивает своего сына", это конечно испуганное лицо царя с выпученными глазами смотрящими в никуда, его взгляд страшен и безумен. Он держит умирающего царевича за голову левой рукой, сквозь которую струится алая кровь, пытаясь, как бы заткнуть рукой рану на голове сына, куда секундами ранее с руки царя вонзился в голову царевича злополучный посох. Царевич в предсмертном угасании и Иван это с сожалением понимает и клянет себя, как душегуба, тирана и убийцу собственного сына. Отчаяние Ивана было усилено еще тем, что Иван надеялся, именно царевич Иван должен был бы быть прямым наследником его трона, так как сын Федор не способен к управлению страны.
Это я привожу описание полотна, где особо отмечается "бархатистость ковра" и ссылка на то, будто "знали, как легко без зазрения совести Царь Иван Грозный убивал своих подданных, особенно в минуты гнева". То есть, стоило накатить гневу, как начиналась чистая окрошка. Удивительно, как царевич дожил до "выросту", маленькие дети подчас так раздражают, что будто сами нарываются.
Естественно, это говорит человек, не имеющий понятия, что такое самодержавная государственная власть, как важна в ней преемственность, зато указывающий национальную принадлежность захватчиков с заглавной буквы - "Поляков". Вежливый, толерантный человек.
Однако он тоже считает, будто убить человека - что стакан воды осушить. Таким лишь бы кого-то обличить. Мол, пусть теперь Иван Грозный со своей совестью разбирается. И отчего-то не знает, что именно царевич Иван был главным претендом на польскую корону.
Местная шляхта предпочла ему Стефана Батория, но из песни слова не выкинешь, на тот момент именно царевичу Ивану должны были по лиственному праву принести клятву эти самые "Поляки", а не Псков осаждать. Если бы они хоть немного уважали само право, а не пытались его качать.
И какие могли быть суровые разборки в семействе Ивана Грозного по этому поводу и в такой момент? Абсолютно никаких. Смерть царевича Ивана была на руку лишь "иностранным инвесторам", которые привыкли здесь не церемониться.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годы.
Изображает легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану (в настоящий момент считающийся не окончательно доказанным, см. Смерть царевича Ивана). Картина показывает муку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Удивительно, зачем было писать эту лживую картину... подлинно православному человеку? Поскольку подлинно православный человек должен был знать, что с рождения царевича Ивана пошел обычай писать мерные иконы святых. Хотя бы из этих соображений не стоило повторять ложь, усиленно распускаемую иностранными посланниками.
Смерть царевича Ивана была ожидаемой, поэтому было сделано все, чтобы он успел принять монашеский постриг и соборовался бы уже в монашеском звании. Так что никакого "обычая" для самого Ивана Грозного в мошаческом облачении нет и быть не может, а вот гибель царевича Ивана в канареечном кафтане вместо монашеской рясе - это не просто клевета, а намеренное совращение и смертный грех самого художника.
Но давайте посмотрим, как же сам Илья Ефимович объясняет подобное визуальное закреплении версии, которая всерьез до его полотна не рассматривалась. Зато после него - удивительным образом "нашлось" множество подтверждений от лиц, не дававших никаких других достоверных исторических справок.
Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». В своих воспоминаниях Репин описывает это так: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова — „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».
Он также писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — не сдобровать! <…> Естественно было искать выхода наболевшему в истории».
Так же можно отметить факт посещения Репиным боя быков во время путешествия по Европе в 1883 году, в своих воспоминаниях он писал: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех».
"Не заслужить надежной славы, покуда кровь не пролилась.." - помните? Многие напротив предпочитают о таком не вспоминать. Только кровь ведь не смывается. Раз уж прольется, то все прежние оговорки не действуют.
Итак, первая мысль про убийство собственного сына, зародилась у Репина после террористического акта против царя-освободителя поляком Гриневицким, отчего-то решившим, будто может творить что попало - как "по воле народа". У нас ведь до сих пор принято прикрывать собственные уголовные мотивации стереотипом "народ сам этого захотел".
Однако последующие лихорадочные ссылки то на музыку, то на бой быков - исключают любые мысли художника о народе, о целях и залачах искусства, о Родине, наконец.
Все же сами хрестоматийные результаты правления Ивана Грозного должны были быть пересмотрены художником... более прагматически, что ли. Если не употреблять набившего оскомину сегодня слова "патриотически". Все же территория страны за время правления Грозного увеличилась в 30 раз, так надо понимать, что одними уговорами такое не делается.
Хотя бы потому, что люди искали в России защиты, а не запоздалой гуманитарной помощи под Рождество и никому не нужных призывов "не употреблять тяжелую артиллерию против мирного населения", которое уж больше полугода бомбили и обстреливали "Градами", - типа ножиком можно, это ж "почти не больно".
Будь у нас Илья Ефимович элементарно нравственным человеком, он не стал бы визуализировать настолько спорную версию, зная вдобавок, что изображенные "несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу".
Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь, в уровень таланту… И как написано, боже, как написано!… Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?.. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута… В ужасе закричал… схватил его, присел на пол, приподнял его… зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев)… а сам орет… Этот зверь, воющий от ужаса… Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском… Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма…
А помните, сколько чернухи вылилось на наши головы в ходе "борьбы со сталинскими репрессиями" (когда все валилось на одного Сталина, никто из изуверов и доносителей разоблачению не подвергался), сколько после вылилось дерма в ходе кампаний "толерантности", оплевывания Великой Отечественной войны, романтизация жизни "воров в законе", называние "сексуальности" и прочая-прочая.
И что-то в тот момент никто из нынешних ревнителей "духовных ценностей" и полсловом не заикнулся и о том, что вообще-то столичной гопоте следует держать себя в подобающих рамках и хоть немного соответствовать. Нет, напротив, поощряли и подзуживали. Не соображая, как будут выглядеть сами, стоит им самим заикнуться на фоне уголовного разгула с курсом рубля - "о защите духовных ценностей".
Раньше-то о таком вслух и не заикались, собственную духовность не опуская до уровня... нарицательного образа унтер-пришибеевщины. Защищали Родину, причем, не согласовывая предварительно мероприятия с канцлером Германии. Защищали государственное достояние, а не частоный карман воров государственной собственности.
И если этого раньше не водилось, так и нынче не может в "духовных ценностях" обозначиться, поскольку любые "духовные ценности" могут быть лишь традиционными. Нет такой традиции? Значит, придержи в себе эти новенькие "духовные ценности", не стоит лишний раз светиться фальшивкой.
Ну, а если уточнить, по какому поводу вдруг после убийства Александра II бандитом и террористом Гриневским с одним художником вдруг происходит затмение на почве обличения самодержавия, то выяснится ряд интереснейших деталей.
Кстати, никому не приходило в голову, отчего это правительство Польши Вторую мировую войну пересиживало в Лондоне? Чтоб типа "быть ближе к своему народу"? Нет, потому что только там их кормить не отказывались. Всем прочим полякам, кстати, в лондонском пребывании было отказано - они были отправлены завоевывать Ближний Восток.
Именно поляки в свое время (чисто из зависти, конечно) мне рассказывали, что в своих путешествиях Илья Ефимович получил заказ и щедрую предоплату на изображение кровищи рекой с участием Ивана Грозного... от англичан. Удивительный народ - англичане! ТОни так трогательно заинтересованы в русской живописи, русской истории и во всем... русском. Желательно, без самих русских.
Чтоб все сырым-вареным всякие там лужковы-абрамовичи притащили в Лондон, особняки бы обустроили им, а чтоб сами русские оставались на полотнах в виде разных изуверов с выпученными глазами.
Посмотришь на такого гада - так подумаешь, как же русским можно все имущество оставлять? Это ж несправедливо.
Конечно, речь всегда идет об... имуществе, которое принадлежит кому-то... а могло бы бы быть таким "эффективным", если им с умом-то распорядиться. Ясно же, что у тех, кто такое создает для государства - ума-то быть не может по умолчанию. Как выяснилось, вопрос о современной адекватности ("если ты такой умный, то чо после себя одни сапоги оставил?..") - не утратил актуальности.
Помните этот замечательный тезис о том, что государственная собственность, созданная путем материально-технических и интеллектуальных ресурсов всего общества, - отчего-то... неэффективна. А вот, к примеру, у таких уголовных субъектов как Ходорковский или Абрамович - вдруг становится... эффективной. Но по чьим критериям? Насколько они объективны?
Если, конечно, попросить Дмитрия Медведева определить эффективность... там можно и табуреточника определить в министры обороны. Но все же. Вот, к примеру, стояла себе Саяно-Шушенская ГЭС, причем, там, где и стоит нынче. Как она, к примеру стала "намного эффективнее"?
Ее эксплуатация и управление обремились множеством ненужных безответственных людей, не знающих технических основ, что стало причиной трагедии. Вот, казалось бы, раздолье для художественного воображенья! Шуруй себе "Левиафаны" настоящие, а не пальцем деланные!
Или вот... отчего-то то же рукотворное наводнение из-за сложностей продажи электроэнергии китайцам - тоже и в планах не рассматривается нашими отчаянно смелыми кинематографистами. Даже на телевидении эти сюжеты замалчивались и не пропускались, когда гибли и страдали собственные сограждане...
И ради кого?.. Ради "эффективных собственников" того, что явно им принадлежать не может, да и не будет, поскольку уже не в их власти. Ну, если такое "владение" может превратиться в гуманитарную катастрофу после ряда дождичков, то вообще-то, может, пора перестать шепотом врать про "стихийные катакликлизмы"? Может, стоит объясниться, отчего это некоторые у нас такие богатые, не умея элементарно не гадить под себя?..
Стоит посмотреть, до чего довели природу в Соликамском районе Пермского края и в городе Березники, так вопрос-то должен встать хотя бы о принудительном лечении электрошоком... за такую "эффективность". А ведь все отсюда украдено самым пошлейшим образом, все вывезено за рубеж - без малейшего стыда.
И вот с этой новой ямки, куда ушел и кусок железнодорожного полотна (динамическая нагрузка) - все ведь пошло деткам некоторыз избранных родителей. Видите, какие родители бывают отличные!
Не то, что Иван Грозный... Так ясен пень, он же вообще все для России загребал. Не понимал, в чем настоящая эффективность.
Таким образом при Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.
Наивно полагать, что подобное безобразие останется «верхом эффективности» или будет отнесено к «духовным ценностям». Или будто за разворовывание государственного достояния никто не спросит, а все только и будут кричать: «Слава Путину!», причем, совершенно бесплатно.
Можно поинтересоваться, и на демонстрации никто из «авангарда» бесплатно не ходил, между прочим, особенно – в «развитом социализме». Отчего-то лишь с инженеров требовалась «сознательность».
История с платным творчеством Ильи Ефимовича свидетельствует, во-первых, о том, что за любым успехом нашей Родины наблюдают отнюдь не доброжелатели. А во-вторых, это ведь означает (не касаясь исторической достоверности), что все поступки в государственном управлении будут подвергаться самой пристрастной оценке. И некоторым, конечно, светиться этим самым… все же не следовало.
Следует отметить, что и сама пристрастность легко проверяется, если вся Россия в башку помещается, как и вся история. То есть не локально, стохастически и дискретно, а вообще… целиком.
Даже если не знать, что жутком побоище в Новгороде Великом были казнены не тысячи и не сотни, а менее 70-ти человек наиболее злостных предателей Родины (заметим, по законам военного времени!), а несколько десятков боярских родов (столбовых дворян) и до Петра I никто не смел пальцем тронуть, несмотря на их изуверства, предательства и прочая, то ведь вся последующая история заставляет усомниться в англицкой оценке значения Ивана Грозного.
Видите ли, если все, что приписывают Грозному зарубежные инвесторы – чистая правда, то куда ж после девать Семибоярщину и Смутное время?
Даже «всем известный факт», будто Борис Годунов был правителем при Федоре Иоановаиче, а тот лишь леденцы сосал и тишайшим голоском кота Леопольда призывал всех жить дружно, - ставит вопрос, отчего ж в период действительного глобального кризиса Борис показал себя тряпкой – хуже Януковича? Казну пустил по ветру, прикормил таких же байстрюков во власти, на которых и нынче без слез не посмотришь. Обнять и плакать.
Заметим, что нынче кризисы устраиваются на ровном месте, а вот на долю Бориса Годунова выпало извержение вулкана с чудным наименованием Уйна-путин. Наступило изменение климата, три года подряд в центральных областях страны был недород и массовый падеж скота. Это был настоящий глобальный кризис, после которого нашим умникам следует перестать употреблять слово «глобальный» не по назначению.
Ныне массовый падеж скота могут вызвать и одним указом от массовиков-затейников-политтехнологов-продюссеров-социологов-философов-юристов-экономистов. Ну и, многолетней практикой сдачей бывших колхозных рынков – прикормленным «кавказским диаспорам».
Но ведь Иван Васильевич показал всем, что на самом деле в России составляет основную духовную ценность – собирание земель «в защиту», возможность всем и каждому вернуться домой.
А дома так, простите, не распоясываются. Не хамят, не выворачивают карманы, не оскорбляют, не глумятся, а главное – не гадят там, где едят.
Вот интересное интервью было у тех же поляков. Они-то отметили, что война началась вовсе не из-за Крыма, а тогда, когда началось тайное наушничество, подлые интрижки – на фоне оправданий перед Ангелой Меркель, что ведь типа никто и не собирается восстанавливать порушенный Советский Союз! Все хотят пилить деньги, как в Южной Осетии, тянуть кота за хвост и врать о «международной безопасности».
— Тем не менее, российская аннексия Крыма не вызвала на Украине гражданской войны. Она началась лишь тогда, когда в дело вступили пророссийские сепаратисты в Донбассе.
— Неизвестно, хотело ли население Крыма жить в границах России. Конечно, россияне устроили референдум, но раньше таких голосований там не устраивали. Другое дело, что украинцы никогда не чувствовали органичной связи своей страны с Крымом, который был подарен им полвека назад Никитой Хрущевым. А Донбасс они считают неотъемлемой частью страны, поэтому и сражаются за него.
— Значит ли это, что единственная альтернатива для Украины — вступление в Таможенный союз и другие организации, объединяющие бывшие советские республики под руководством России?
— Необязательно. Киев мог бы сохранить нейтральность, Россия на это согласилась бы. Ведь было бы выполнено основополагающее условие: Украина не оказалась бы в западной сфере влияния.
— Этого было бы достаточно?
"Российский народ презирает демократию", ("Rzeczpospolita", Польша), Интервью с американским советологом Ричардом Пайпсом
…И как только прекращается собирание земель российских, так бессмысленно продолжать делать вид, будто и в самом деле находишься на своем месте. Ведь не зря же и поясной портрет Сергея Юльевича Витте при самом душевном расположении к нему Ильи Ефимовича Репина – торчит у колонны, в кордебалете.
— Это были иллюзии, которым я тоже поддался. Но эти надежды не оправдались, потому что не могли оправдаться. Политическая культура этой страны меняется очень медленно. В ближайшие 20 лет Россия определенно не станет либеральной или демократической. Нужно знать российскую историю. Если там даже пытались внедрять демократию, то эти попытки быстро заканчивались провалом. Из-за своего исторического опыта Россия ставит на силу: права человека для нее значения не имеют.
— Значит, если в кругах общественности Польши и других европейских стран звучат голоса, что следует поддерживать российскую оппозицию, это тезисы, воплощение которых в жизнь не даст никакого эффекта?
Оригинал публикации: Naród rosyjski gardzi demokracją Опубликовано: 30/12/2013 03:07
Продолжение следует...
Читать по теме:
- Упиться ап стену. Часть I
- Упиться ап стену. Часть II
- Упиться ап стену. Часть III
- Упиться ап стену. Часть IV
- Упиться ап стену. Часть V
- Упиться ап стену. Часть VI
- Упиться ап стену. Часть VII
©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Ирина Анатольевна, спасибо, что восстановили блог!