Упиться ап стену. Часть V

Репин Илья Ефимович "Сходка (При свете лампы)" 1883

Репин Илья Ефимович "Сходка (При свете лампы)" 1883

Вроде бы рассматриваешь картину, размышляешь о судьбах изображенных на ней людей, попутно всякие мысли приходят... Как бы вначале всех изображенных без исключения проклинают, а те, в свою очередь, проклинают пристроившегося на стульчике Витте, потом Николая... Потом проклинаемых пытаются канонизировать, позабыв учесть мнение проклятых, а посему процесс канонизации не для всех это заканчивается удачно. Уж для Витте и Николая это всегда будет с каким-то перехлестом, с явным преувеличением.

И понимаешь, что всегда найдутся желающие пройтись по их стопам, поверив, будто это не заурядные люди, оказавшиеся не в то время и не в том месте, а действительно... "почетные святые". А критерий святости здесь в вопросе: зачем люди собираются в государство?

То есть каждому, кто решил, будто именно его место на том полотне - надо понять, что любой посторонний зритель вначале  задастся этим вопросом, тут же получит ответ из генетической памяти многочисленных предков, создававших страну, затем выявит созидательные и разрушительные тенденции каждого буквально "на автомате".

Мы же нынче получаем описания полотна Репина И.Е. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», которые стараются эту логику разрушить. А это означает, что к канонизации пытаются подсунуть огромное множество  вовсе неразличимых микроскопических персонажей, кого в 1901 году никому бы в голову не пришло пригласить в приличное общество, а не то что.

Интересно, конечно, что список наиболее знаменитых художников того времени вовсе не свидетельствует о "зверином антисемитизме" в  России. При этом интересно и то, что у самого Ильи Ефимовича присутствуют полотна - диаметрально противоположного нравственного звучания. Есть вот такое интересно полотно "Сходка", канонизирующее "светом лампы" каких-то заговорщиков: теплую няшу с лицом плохо пропеченного хлеба, ведущую протокол, демиурга местного разлива с клочковатой бородой, наседающего на товарищей... Хотя чего наседать-то, собственно? Раз уж собрались так удачно, так лучше бы с девушками под гитару спели, а не тренировались бы на них в искусстве агитации масс.

Странно, все это, очень странно. Тем более, странно, что и после такой картинки русского быта "при свете лампы" - Илью Ефимовича приглашают писать главное полотно его жизни, которое после не упоминают вовсе те, кто свою генетику ведет с различных антиправительственных сходок. И кто-то из персонажей Репина уже не может прийти на окончательный сеанс, поскольку его зверски убивают эти эксзальтированные граждане, устраивавшие сходки.

И все же "Сходка" практически ничего не решает в творчестве самого Ильи Ефимовича. Он и после нее может с абсолютно одинаковым мастерством писать - "и нашим, и вашим". А вот что-то неуловимое с художником начинает происходить еще до "юбилейного" полотна. Разгар этого этого осознания - вполне в духе того, что происходит с героем хрестоматийного "Преступления и наказания".

Поэтому... это уже вопрос вполне литературный. А вот лживые описания полотна - попытка подменить истинные терзания, муки, мысли и чувства художника. А с какой стати, простите?..

Илья Репин "Воскрешение дочери Иаира" 1870

Илья Репин "Воскрешение дочери Иаира". 1870

Иаир был начальником синагоги. Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью. Врачи не могли ничего сделать, и она стояла уже на пороге смерти. По-человечески помочь ей было нельзя, и вот в своем горе, в безвыходной ситуации несчастный отец решил обратиться за помощью ко Христу, о Котором слышал, что Он исцеляет больных. Находясь в великой скорби, он пришел к Иисусу, со смирением поклонился до земли и просил Его прийти и помочь умирающей дочери. И Христос сразу пошел с ним.

Воскрешение дочери Иаира (1). 1871

Илья Репин "Воскрешение дочери Иаира" (1). 1871

...на пути в дом Иаира совершает чудо исцеления женщины, страдавшей долгие годы внутренним кровотечением. За эти годы она истратила все свои деньги на врачей, но не получила от них никакой пользы. И вот она, услышав о Христе и имея веру в Него, потихоньку в толпе приблизилась и прикоснулась к Нему. И как только она это сделала, то сразу же по вере ее совершилось чудо — она исцелилась от своей многолетней болезни. Женщина хотела это чудо утаить, но тогда о нем не узнал бы Иаир, нуждающийся в укреплении веры, и потому Господь громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?» И тогда женщина, видя, что она не может скрыть свой поступок, падает к ногам Христа, как говорит Евангелие, «в страхе и трепете».

Воскрешение дочери Иаира (2). 1871

Илья Репин "Воскрешение дочери Иаира" (2). 1871

Воскрешение дочери Иаира (3). 1871

Илья Репин "Воскрешение дочери Иаира" (3). 1871

Я вот тоже неоднократно присутствовала при аналогичных пояснениях уже на счет моих мыслей и чувств. Поэтому столь немилосердно обрушивалась с ними в этом блоге на каждого прохожего. А каково это, когда человек, не знающий, что такое вынуть из себя кусок души вместе с написанным, не способный понять и двух страниц, - начинает пояснять, что я имела в виду...

Впрочем, я после полюбовалась, как подобное начинает цедить из себя прокурчик, основываясь на "экспертизе" самопровозглашенного "эксперта", текстов которого никто читать не будет. В особенности тех, которые он составил от моего имени, напирая, что они, тем не менее - его "объект авторского права".

Так что... и мне есть над чем подумать, чем сердцу успокоиться. А главное, все же вспомнить, что за мной - последнее слово. Ну да, как в суде!

Так что же там с Ильей Ефимовичем? десь надо сказать, что наиболее щедрые заказы русские художники всегда получали от Православной Церкви. Даже нынче при РПЦ кормится целый выводок внезапно воцерковленных. Впрочем, их принято именовать словом "плеяда". Как будет угодно. Любой сам может определить, сколько в ком святости.

К тому же... как понять высоту духа, не поняв глубины его падения? Не всегда следует измерять эту глубину собственным отступничеством... впрочем, кто ж неукоснительно придерживался этого разумного довода?

О, только не стоит рассчитывать на всякие там нотации и поучения. Не только потому, что, оказавшись в городе мертвых, что все мои труду пущены по ветру, а в отношении меня вполне работает мой приговор: отнять все, не заплатив ни копейки, лишить всех источников дохода и сделать так, чтоб все шарахались, как от чумной.

Скажу, что все эти действия удивительным образом совпадают... с тем, что всегда  от меня требовалось. Потому и сказала, что иного пути "вписаться" в литературу не предусмотрено. К моему глубокому сожалению.

Ну, не то чтобы отдалиться от людей и их нужд насущных, а не вертеться в бытовой суете, не слишком зависеть от их ежеминутного выбора. Что-то в таком роде. Правда, никаких дополнительных механизмов получения средств к поддержанию материального существования мне так и не удалось организовать. Поэтому и злилась. Но что поделаешь...

Зато все вполне оценили, каково оставаться в обнимку с теми, кого бесстыдно совали на мое место. Да, со мной сложнее... с некоторой стороны. А вот с другой - намного проще, верно?

Вот мне в самое тяжелое время, когда вокруг меня рушилось все, один знакомый попенял, какие чудесные концерты закатывают Дмитрий Быков с сотоварищи. Что-то потом восторгаться перестал... Почему, интересно? Не думаю, что уже дошло, что кровь тех, кто погиб в Донбассе - теперь и на его руках. Ну и что, что не хотел этого? А я многого хотела?

Надо соображать, что я хотела занять только то место, где должен стоять Страж, а не Дима Быков с сотоварижи. Не место президента, не место в думе или прокуратуре, а то место, которое все равно мое по праву. Причем... мне-то при этом присылали теплую благодарность - мол, распечатали мои романы "из Интернета", подарили жене ко дню 8 марта. Потом еще и претензии высказывали, что ошибки обнаружили, типа можно было хоть отредактировать тщательнее.

Да... и всем было смешно, как я от такого "прыгаю на стенки". Типа поблагодарили ведь. А уж коли за такое денег не платят, так значит, оно - "не настоящее". Помните? Это ведь не раз приходилось выслушивать.

Так что наступил именно тот самый "момент истины",  когда пора и подсчитать, с каким наваром остались с местечковым "настоящим", "неподдельным" и прочая. Может, не стыдно было смотреть на демарши Улицкой из Львова? Сами эту хабалку разбаловали.

Или этого... еще спрашивали меня о нем здесь... на букву "З"... неважно. Но ведь достаточно посмотреть, кто из них накануне кровищи - что написал - и вопрос будет решен. Только вопрос - о вас, об изуверах, предателях, ворах и мздоимцах вопроса и раньше не стояло. Я честно предупреждала, что вопрос всегда идет о вашей живой душе, за которую стоит драться. Далее, конечно, стоит драться за детей, прочих родственников, и, конечно, за Родину.

За деньги - точно не стоит, потом объясню. Но сейчас все время навязывают вопрос с деньгами, а он не самый важный. И... уж я-то в этом разюираюсь немножко более всех живущих, верно? Ну, какой вам делягин-хазин рассказывал о том, что творится в наших банках ночами?..

Короче, я никогда не ограничивала ничью свободу выбора и почти  никому не мешала. Последнее я, конечно, сказала зря. Мешала очень даже многим, но вы же сами понимаете, во что превращается жизнь, стоит вам на полгодика остаться без меня.

...Как-то мне заявили здесь, в блоге, что раз не могут добиться для меня "моего законного места", так чтоб я типа не мешала всем жить. Ну, и до чего дожили, можно поинтересоваться? Спрашиваю почти без всегдашней ехидцы, почти с ужасом. Самим-то хочется подсчитать, во что обошлась подобная "замена"?

Вопрос-то всегда ведь не во мне, а... в вас! Вот какая штука-то! И даже, господа, не в частной выгоде каждого по спекуляции о "пользе народа", а в том, сколько крови на каждого навешают по формуле "народ сам этого захотел", какую подлость прикроют с мычанием "мы-ы-ы-ы".

Объясняла это на недавних вебинарах по Великой французской революции, которую можно вполне окрестить мелким местиечковым кипежем, отработкой схем. Вот расчистил себе человек путь к абсолютной власти, делает шаг и?... И все вокруг понимают, какая шалкая тварь над ними глумилась.

Но ведь именно оттуда идут эти навязчивые кольцевые стереотипы "народ сам этого захотел", "по воле народа" и прочее. Все ведь это слышали, причем, на фоне делишек, далеких от "романтики революции".

И как вы почувствуете фальшь? Это можно ощутить только на художественном образе. На ияющих провалах возле лжи, где не достаивается прозаическая ткань художественного образа. Человек ведь не лозунг, не бородатый субъект в свете лампы, наезжающий на несознательных камрадов. Человек что-то кушает, кого-то любит, кого-то боится, поневоле задумывается о разных бытовых делишках, например, о счастье на диване с фарфоровыми слониками над иголовьем. Мода такая была в 50-х годах прошлого века.

Я как-то разбила одного слоника (а их должно было стоять по росту не меньше семи) в квартире достаточно боевого мужчины. Уж у него "иконостас" был точно - самый качественный. Он пригласил моих родителей на ужин, так как последний глянец на челюстно-лицевой части наводил у моей матери. А сами понимаете, что если у мужчины осколки разворотили челюсть, а не булки мягкой части торса, это уже само собой кое-что о нем говорит и без "иконостаса".

Так с ним чуть истерика не случилась, хотя он взял себя в руки. Но пояснил, что всю войну он мечтал освободить Родину от фашистов, а после лечь на диван с газеткой, чтоб над шествовало это мирное стадо фарфоровых слонов.

Вообще я не всего слона кокнула, а только отбила ему бивни - "Как французский браконьер!" - заметил этот боевой товарищ 5-летней девочке. Слона он мне подарил, кстати. Кто у меня был, видели, как ему ловко срезаны бивни. Но хобот-то остался!

Однако имея такой подарок от человека, который из госпиталей вышел только в 1952 году (дело со слонами было уже в 1965 году), я вот как-то всегда делаю скидку на фарфоровых слоников, достраивая образ самого боевого представителя "нашего нагода". С местечковой простотой, пожалуй, не возьмусь за всех утверждать, чего там "нагод сам этого захотел". Кто ведь слона захочет, а кто - печатный пряник.

И смотришь, как Илья Репин мучительно подбирает композицию для притчи об исцелении дочери Иаира, решившего поиметь с собственной веры более других... Понимаешь, что с рассматриваемым полотном о Государственном совете - ему было и вдохновение свыше. Извините меня, граждане-товарищи, а Илье Ефимовичу хуже всего давалось композиционное решение. Наверно, точнее будет сказать - мучительнее всего.

...Построение прозаической ткани любого произведения тоже включает в себя достаточно сложный композиционный выбор. Можно, конечно, следовать логике "прямой композиции" ("Детство. Юность. Мои университеты" М. Горького), но он не может предоставить сразу несколько точек зрения. Полифоническое звучание создается диалогами, какими-то событиями и сюжетными поворотами. Но все равно здесь будет довлеть точка зрения главного героя, которая должна (может) меняться со временем. Однако читатель без прямой нотации может (и уж точно не должен) уловить это изменение лишь на достаточно продолжительном временном отрезке.

Резкое изменение точки зрения героя в течении краткого времени может происходить после какого-то происшествия (достаточно экстремального, шокирующего, выбивающего из привычного бытия), переворачивающего его мировоззрение достаточно болезненно ("После бала" Л. Толстой).

Мысленно возвращаясь к истории создания И. Репиным знаменитого полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», аналогов которому в мировом искусстве до сих пор не возникло, понимаешь, насколько для такого шедевра важна композиция, позволяющая взглянуть на происходящее - одновременно с разных точек зрения.

Для Репина оказалось не менее важным сверить свои мысли (интуитивные догадки и подсознательное предвидение) - на натуре, перед окончательным переносом уточненного эскиза на полотно. Хотя у него имелись фотографии события, он сам там присутствовал. Поэтому и возникает столько  когда каждый персонаж мысленно возвращается юбилейному заседанию, а эти воспоминания, уже полностью проверенные временем - отражаются в истинном свете, без присутствия Николая, без давящего присутствия других членов совета.

И после выбора Ильи Ефимовича... этот выбор осложняется многими обстоятельствами. Он ведь не прилагал описание к каждому полотну. В отличие от меня. У меня намного проще... с одной стороны. Можно всегда убедиться, что на самом деле имеется в виду, если не игнорируется такая важная вещь, как контекст.

Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п. Контекстуальность (обусловленность контекстом) - это условие осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи (письменной или устной), с учётом её языкового окружения и ситуации речевого общения.

В целом вы уже поняли, что контекст сказанного важен. И когда, допустим судья начинает фыркать: "Вы требуете, чтобы ваши слова были рассмотрены в контексте?" (как бы в смысле/контексте "Ишь, чего захотела!") - это уже куда важнее для него самого, а не для меня. Я ведь ухожу из его жизни - вместе со всем контекстом сказанного. Да-да, я всегда забираю с собой весь контекст без остатка!

В каком контексте вдруг появляются все эти христианские картины Ильи Репина, вылившиеся к началу 80-х годов ХIХ века в знаменитое полотно "Крестный ход в Курской губернии"?

Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883

Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883

А просто скажем, что из зависти, так и не шибко ошибемся, знаете ли. Видала я крестные ходы в нашей глубинке... Где лишних зрителей не бывает. Думаю, где есть зрители, там можно всякого повидать, челорвек - натура гибкая, а весь мир театр. Как только появляются зрители, так начинает переть театральщина.

А раз здесь зрителей нет, то... надо правду говорить, как на исповеди. А где ж она здесь? В деревне без зрителей все идут истово, может и черезчур серьезно и сосредоточенно. Обращаются ведь к единственной нынче опоре и надеже. И не слишком пьяные идут. Вернее, меня вообще поразило, как ходят не только женщины, но и мужчины, понимая, что рассчитывать не на кого, остается надеяться, хоть столько надежд уже втоптано в гряь, что в пору упиться в зюзку, чтоб все остальное воспринимать под анестезией.

Но ничуть не бывало. Идут торжественно, сурово, преисполняясь чем-то, что раньше никогда на демонстрациях в советское время у людей не видела, где непременно была и пьянка и дурашливое ржание.

Что же предшествовало этому классическому полотну, описывающему заранее "народ сам этого захотел" и нечто вроде "так жить нельзя!" напополам с "не могу молчать!"? А вот это полотно, практически по Питеру Брейгелю, в духе просвещения народа.

Крестный ход. 1877

Крестный ход. 1877

Умение писать в разных стилях меня всегда тревожит в творческой манере любого художника, тем более такого уровня таланта, как у Ильи Репина. Это оначает, прежде всего, что желание понравиться публике есть, оно вообще довлеет, а форма явно превалирует над содержанием, на которое явно с прибором: "А я так могу, а могу эдак!"

Чувствуется, предыдущим полотном публика осталась недовольной, поэтому на следующий год возникает почти импрессионистский "Крестный ход в дубовом лесу", проникнутый светом и... пости искренним религиозным чувством. Вместо растрепанных пьяных баб и грязных калик перехожих - благообразные старики с хорургвями и седыми баками. Солнечный свет ложится на лица, поэтому они будто светятся, создавая на фоне праздничных священнических одеяний - настроение растворенного в миге бытия счастья...

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878

Веришь Репину абсолютно... во всех трех случаях, хотя реалистическая проработка показывает его личный окончательный выбор. Да, он все же за "бичевание пороков". Но дает понять, что при обсуждении условий заказа - можно ведь и "воспарить душой" вместо... гм... этого самого "бичевания".

Но если говорить о контексте такого мощного христианского потока в творчестве Ильи Ефимовича, нельзя, конечно, не упомянуть о картине, которую в России ждали почти 20 лет.

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея.

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к созданию «Явления Христа народу».

Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобретал эскизы, поскольку саму картину приобрести было невозможно — она писалась по заказу Академии художеств и была уже куплена ею.

В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевоз картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.

Александр Иванов "Явление Христа народу", 1837—1857

Александр Иванов "Явление Христа народу", 1837—1857

А давайте голову-то особо не ломать, а прямо так и скажем, что замечательный русский живописец местечкового происхождения Илья Ефимович Репин работал над христианской темой, чтобы загрести себе все денежные заказы и... из зависти, конечно!

Ну, как нас кроют по любому поводу на счет этой непреодолимой силы зависти, так, значит, и самим ведомо это высокое чувство - во всей пестроте палитры и нюансов. Чего прикидываться-то? Не маленькие.

Христианское творчество Репина 60-х годов я приводить не стану, ибо даже зависть не заставит меня окончательно оскоромиться этой беспомощной мазней. Наберите в поисковике  "Моление о чаше" начала 60-х, чтобы понять, что я имею в виду. Ужос-ужос-ужос. Композиция на уровне второго класса художественной школы, а цветовое решение с мясисто-розовым хитоном в фиолетовых сумерках... сразу рождает резкое желание "упиться ап стену".

Нда, хреновый колорист оказался Илья Ефимович в христианской тематике. Хотя к концу 60- у него появляется одно очень интересное полотно "Голгофа".

Бросишь первый взгляд, на полотно, так первым делом понимаешь, как всем окружающим очень некогда "нравственно перерождаться", им явно не до жертвенности Христа, у них масса срочных дел как раз намечена на пятницу, пока в текучке на свою Голгофу поднимается Спаситель, стараясь особе не отвлекать окружающих от дел насущных. А на заднем плане картины даже развернулся бой в рамках роста национального самосознания и желания закрепить эффективную собственность, причем... под красным знаменем, что характерно. И с катапультой! Вот сейчас шарахнут!

Потом доходит, что все эти люди ползут, как черви в пыли, всматриваясь... в катапульту, которая оказывается не катапультой, а вздымаемым крестом... И среди поднятых копий сразу не разглядеть в мареве, что вроде там и другие кресты маячат.

Композиция опять подводит художника, но здесь уже понятно, в чем дело... не удаются Илье Ефимовичу лица и образы, проникнутые истинным высоким чувством, выской духовностью.

Голгофа. 1869

Голгофа. 1869

Ну, какая здесь художественно-историческая ценность, хоть и картина кисти Репина? Да три рубля в базарный день. Лучше близко в реале к такому не подходить. В принципе, все уже получили противоядие, так можете и проверить впечатление!

Из разверстой по-могильному земли ползут контуры полуживых тварей, в которых с трудом угадываешь людей. Колорит, конечно, с трупно-гнойными цветами - просто "потрясает воображение". Думаешь, и чего (кого?) ради принимать муку на кресте, их все равно не спасти, они давно померли.

...Нынче много всякого рода спекуляций на религии, на человеческих надеждах на заступника. Сюжет этих спекуляций один: нарисуют каку-то бесталанную картинку (карикатуру), о чем и говорить незачем. Потому что и все, кто приобрел журнальчики с пасквилями на пророка Мухаммеда, через некоторое время почувствуют себя обворованными. Как и те, кто поучаствовал во всяких там "акциях протеста" - хоть по поводу безопасности кошерных лавок в Париже, хоть против всех этих карикатур, которые вообще никому не нужны.

А с Репиным ведь никому в голову не приходит, что штучка-то получается... куда качественнее, нежели какие-то идиотские "карикатуры". Иногда мне подсовывают картинку... ну, думаю, новопись очередная, для благотворительных иконок. Нет! Сусальные "Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий" - кисти Репина! Вот думаю, дела... А я-то, грешным делом, поначалу решила, что кто-то из палехской школы лаковой миниатюры опять шабашил... Ну, думаю, и всеядный у нас Илья Ефимовичто оказался на проверку... Впрочем, сие и по композиционным мукам  над дочкой Иаира заметно.

Но такие вещи так просто никто не спускает, конечно. Пришли и к Илье Ефимовичу. Ни с того, ни с сего, он начинает писать и переписывать сюжет об искушении Христа. Смысл этой легенды простой. Приходит к Иисусу ("Я не от мира сего!") - Сатана ("царь этого мира") и предлагает ему деньги, власть, богатство... если он пойдет за ним.

Знаете, так или иначе такое происходит в жизни с каждым. И каждый при этом понимает, за кем идет. Хоть каждый из нас человек сугубо реальный, в нас в каждом жива частица не от мира сего. Но живем-то мы материальным... миром! Вот как тут соблюдать меру, паритет и прочее?

Даже советовать ничего не берусь, поскольку сами видите, во что превратилась моя жизнь. Совершенно не хочется, чтобы у кого-то произошло аналогичное. Хотя варианты "соскочить" у меня были, я тоже о них честно писала.  Поэтому... совершенно уверена, что к Илье Ефимовичу пришли поинтересоваться его решением. Думаю, сразу после "Моления о чаше".

В 60-е годы он пишет полотно "Отыди от меня, Сатано!" - как исправили слова Спасителя те, кто по синодальному распоряжению перевел Библию на русский язык. Отец всякой лжи в старославянской версии Библии получает на свое искушение (провокацию, спекуляцию, недостойную торговлю) такой ответ Иисуса Христа.

На самом деле слова Спасителя звучали несколько иначе, с иным смыслом. Не изыди, а переродись и следуй за мной.

Отыди от меня, Сатано. 1860-е

Отыди от меня, Сатано. 1860-е

В 90-х годах Репин имеет более интересную (достойную колористику), картина уже названа в первоначальном смысле... вот только образа Сатаны никак не находится. Репин пытается сгустить краски, потом - перенять сказовую манеру, в которой в этот период творят многие русские художники, предвосхищая модерн. Мы даже чувствуем отклик на успех Левитана, Врубеля, Ге... и Васнецова, конечно, успешно расписывавшего в этот момент с учениками своей мастерской храмы по всей России.

Иди за мною, Сатано! 1891

Иди за мною, Сатано! 1891

Иди за мной, Сатано

Иди за мной, Сатано! 1890-е

 

Илья Репин "Иди за мною, Cатано!" 1895

Илья Репин "Иди за мною, Cатано!" 1895

Эскиз к картине "Иди за мной, Сатано". И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло

Эскиз к картине "Иди за мной, Сатано". И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло

Продолжение следует…

Читать по теме:

©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

 

Комментарии (13) на “Упиться ап стену. Часть V”

  1. agk:

    Прекрасно. И высшей степени интересно. Я, признаться, как-то не обращал внимания на религиозные полотна Репина, просто они меня не зацепляли, проходил мимо. Вот портреты — другое дело.
    А сейчас присмотрелся.
    На «Отыди от меня, Сатано» Иисус какой интересный и нетипичный. Смотрит на врага рода человеческого прямо таки с ленинским прищуром, хе-хе.

  2. Evdokiya:

    Великорецкий Крестный ход в Вятской губернии, существующий до сих пор, имеет протяженность 150 км, по лесам и оврагам, в течение пяти дней по 16- 18 часов в день,снедаемые оводами и слепнями ( т.к. проходит в начале июня) и ведет свою историю с 1400 года, с тех пор не прерывался, несмотря на общественные катаклизмы. Поэтому , думаю, что И.Е.Репин писал явно не с натуры, он просто лгал. У Вас, Ирина Анатольевна, описание Крестного хода, получается ближе к истине.

    • Я вот таких подробностей не знала. Но видела, что публика там собирается суровая и всяких глупостей не потерпит.

      Не знаю, мне во-первых, бессмысленно «ловить тренд», как Репину. Во-вторых, тут ищешь точное определение мысли, а уж композиция — дело вторичное.
      Короче, если врать, так и Репинское творчество превращается в мазню.

      • Evdokiya:

        Лучше писал бы пейзажи, как Левитан.

        • Там действительно талант живописца иного масштаба. Возможно даже больше Иванова. Сила немеряная в мужике была! У него нравственные основы подкачали. Да готовность прогнуться в угоду всяким «демократическим» и «либеральным» движеньям.

          • Evdokiya:

            Да и «Бурлаки на Волге» у меня лично вызывают серьезные сомнения. Мой
            пра-пра-прадед бурлачил на Волге с целью подзаработать. Домой он вернулся с деньгами, достаточными для того, чтобы построить дом и жениться. А у Репина какие-то голимые бомжи.

  3. Evdokiya:

    По Википедии просто русский-прерусский, даже татары не отметились, а что же подход-то к творчеству такой местечковый? Разве русский человек такое бы себе позволил?

    • Ну, есть и другой русский, позволивший себе многое, вплоть до анафемы. Тоже был «матерый человечище».
      Тут… не в национальном вопросе дело, а в том… что после такого непременно приходят. Раз потом от этой темки не отлипал, — это тот самый случай.

  4. LLIAMAH:

    Давно хотел написать про «мыканье».
    Мы-подход используется в психотерапевтических методиках, для «присоединения» к пациенту, то есть с целью решения проблем пациента.
    Лет десять назад довелось принять участие в тренингах, которые проводила «независимая фирма «КЛАСС». (На учебе профильных специалистов с психологическим и медицинским образованием из 15 человек было 2.)
    Во время учебы тренеры регулярно рассказывали о своей высокой востребованности, в том числе и в спецслужбах…

    • Очень интересное наблюдение!
      Я тоже была одно время настолько «востребована» в этих самых местах, что у меня перед носом паспорт рвали, чтобы «не соскочила».
      «Мыкание» — это основное направление общественных манипуляций сознанием, навязывание жестких общественных стереотипов. Удобнее всего это делать на митингах и всяких сходках, в группах, то есть не индивидуально.
      Как только Удальцов или Навальный начинают «мыкать», по ним сразу видны эти сегодняшние отсталые «методы работы», а с подтасовками от прокуратуры вообще смотрится позорно. Это говорит о крайне низком уровне нынешних российских спецслужб. Да они «борьбой с экстремизмом» и прочими «изьмами» — давно все слили.
      Мыкание даже один на один не слишком подходит, то есть, когда все же двое ведущих диалог. В телике обработка тоже непродолжительна и сомнительна, нужно пестовать доверие к диктору или ведущему. Стоит чуть засомневаться одному… все средства насмарку у целой группы, волна разочарования.
      И Интернет для этого тоже совершенно не подходит, хотя есть такие методики (вернее, методички-разговорники) мычания в социальных сетях. Но Интернет — это такая сомнительная анонимность. Здесь же харизматика выходит на первый план.
      Так что… мне лично всегда казались «занимательной зоологией» какие-то «требования оппозиции» по поводу «права на митинги». Отчего бы еще не потребовать права, чтоб тебя на этих митингах дустом обрабатывали?
      Это идет первое требование Великой французской геволюции. Та же самая схема, что и в Бостонском чаепитии. Во власть нелегитимно лезут плебейские рожи без харизмы. И что? Да ничего, пустое место! Вот как выходит Робеспьер (мамаша была местечковая, сам — юрист, конечно), расчистивший себе дорогу, не оставивший ни одного конкурента… а сказать нечего, слушает мычание и свист толпы.
      Мычание — это средство слабаков, осознающих свою никчемность и… нелегитимность! Это лишение права свободы выбора. Это навязывания своего аморального выбора, как выбора масс, коллективного мнения… то есть мнения мира сего, изначально сатанинского.
      Человек должен делать выбор осознанно, самостоятельно, полностью за него отвечая. Вот ведь навальный не отвечал даже за тех, кого призвал на Болотную 6.05.12, а врал, будто способен ответить за всю страну.
      Но многие боятся говорить от себя, поскольку это «я» — маловато. Но кто виноват? Достаточно взглянуть на тома русской литературы, чтобы понять, насколько в России должна превалировать Личность.
      Кстати, потому и «многа буков», что мы находимся в среде сугубо индивидуальной, здесь нужна только сама личность.
      Я говорила раньше, что всем очень повезло, что мычанием занимаюсь не я. Там по жизни все было сделано, чтобы не допустить именно меня в такое. И я очень благодарна Провидению! Поскольку нанесла бы куда больше зла. Вот как Репин, обладая таким уровнем таланта.
      Но остроумию Всевышнего нет конца… ведь литература — это не изба-читальня, даже там человек остается один на один с самим собой и книжкой.

  5. elina:

    Ирина Анатольевна, спасибо за уникальный разбор!

    Огромная просьба к Вам. Можно восстановить статьи про Черномырдина и Гайдара в разделе «Последнее слово»? Книга пока не вышла, а статей нет. Это очень важные статьи для очень многих людей.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2017 (69)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (67)
  • 2013 (68)
  • 2012 (71)
  • 2011 (71)
  • 2010 (90)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация