Песнь Алконоста. Часть IV

...Пришлось тут и самой о многом задуматься, видя, как в этом сакральном произведении устанавливаются некоторые положения и принципы (назовем их так), которые будут действовать, независимо от того, придерживается их кто-то из живых... или решает им изменить.

В последнее время мы неоднократно сталкивались с наездами на русские летописи, дескать неоднократно переписанные. Последнее воспринималось чуть ли не "руководством к действию", то есть в качестве оправдания попыток самим переписать историю. Люди не совсем соображают, что какие-то исключения и поправки вводились в качестве уточнения этих самых принципов, с учетом того, как они действительно здесь работают.

И вот как это сложилось... должно было остановить многих от попыток "вписаться в историю". А сама эта опера - странное сочетание нагромождения ситуаций из раздела "совершенно случайно", вдруг раскрывающих единственный путь через наши болота "современной действительности".

Несмотря на то, что вроде изначально история-то получается прямо сказочная, когда молодой княжич встретил простую девушку в лесной чаше, да не обманул ее, а решил на ней жениться, - здесь (хотя сама не перестаю удивляться множеству этих совпадений, какой-то магической точности в мелочах) рассматриваются наиболее вероятные ситуации нравственного выбора. Да вот чем же может утратить свою актуальность наиболее распространенный в России нравственный выбор на каждый день: стать Иудой поганым или сдохнуть вместе со всеми?..

Да, тут убеждаешься, что уж точно я вам не Феврония, даже губки не раскатывайте. Все практически прикинув, и я ведь неоднократно решала отсюда свалить. Как раз потому, что Иудой быть не собиралась. Ну, не создана я для этой стези!

И уж потом могла оценить, как нечто вцепляется в тебя, казалось бы, совершенно беспомощными ручонками, чтоб ты оставалась тут на привязи... Вот хоть давешнее взять! Ведь меня ж тут на днях хотели в Каир эвакуировать! Под предлогом, что у меня там вторая внучка родилась. И что вышло?.. Только сообразили, как мне дернуть в Тунис, тут же выходят коммунисты пафосом раздуваться - бороться с ИГИЛ...

Ладно, я уже все поняла, сижу на булках ровно. Но и наигранного сочувствия по поводу тоже от меня не ожидайте. Знаете, почему? Потому что всем, кого нынче эвакуируют в Сочи, поскольку там нет ни ливневой, ни дренажной канализации... всем, кто потеряет от прекращения турпотока в Египет (а потеряют, прежде всего, здесь, а не там, поверьте)... все кто может погибнуть просто в момент развлекательного похода в торговый центр... и т.д. и т.п. было ведь фиолетово, что там происходит со мной. Угу, после того, как я озвучила вещи, касающиеся всех.

Но ведь я типа это почему говорила? Конечно, я это все говорила из зависти, ради самопиара и просто из вредности. А вот не реагировали на них, а так же плевали на то, что происходило после этого со мной - по причине прозорливого ума и высокого интеллекта. Вот сейчас с уродами в государственном управлении, на фоне высочайших в истории рейтингов - и попытайтесь сообразить с трех раз, где вас или ваших деток не шарахнет.

Только при этом не надо взывать к Господу, поскольку обо всем предупреждали заранее. Я прямо говорила, что пишу все не потому, что мне этого хочется или типа "не понимаю\не догадываюсь", чем это может обернуться для меня лично. Всех заранее предупреждала, что пишу по требованию Тех, Кому здесь не отказывают. Вовсе не из желания "самой себе создать проблемы".

И разве хоть кто-то сомневался в этом? Ну, чего врать-то? Каждая мозглятина чувствовала, что за моими словами стоит нездешний огонек! Так и нечего теперь прикидываться. Сейчас многое придется на грудь принять. Только уж... отказав мне в справедливости, нехрен требовать персональной справедливости. Где сейчас кого шарахнет - так уж тому и быть. Аминь.

Это я вообще к чему?.. А к тому, что когда уж об изначальных заповедях пришлось напоминать "прогрессивным" и "идейным" ("не убий", "не укради", "не лги") - так глупо рассчитывать на авось. Все люди взрослые, сами должны были сообразить, что после этого непременно шарахнет. А вот уж где и как... тут ведь нынче предоставлено такое широкое поле выбора, поздняк метаться.

Но ведь у вас есть какие-то писатели! Пусть они перепишут все, что мною было сказано вовремя и правильными нравственными акцентами. Я лично и на обыске была совершенно спокойна, понимая, что успела сказать основное и главное. А то, что из этой катавасии вышла живой, то ведь не заслуга всего общества, верно? Напротив, в этом случае все общество должно было, наконец, сообразить простую мысль на уровне "все под Ним ходим".

Очень демократическая мысль, кстати. "Все" - это все без исключения. А то у нас уголовная мразь решила в качестве признака демократии выставить постоянное переписывание законов - типа "широкое участие масс в законотворчестве". А вообще-то демократия - в незыблемости закона и в том, что закон одинаков для всех.

Можно было это сообразить немного раньше?.. Можно! Не стоило дожидаться, пока в это дерьмо рылом сунут! Но ведь когда нужды нет (или намеренно подобная "нужда" не замечается), можно лгать про "лидеров" и "рейтинги". А главное, оставлять подобное вранье безнаказанным, будто все уже вокруг давно померли. Далее еще можно ныть (зная при этом, что лжешь самому себе): "Если не Путин, так на кого Россию оставить?" Это в продолжение известного тезиса "Вы помните какая Россия досталась Путину?"

А с чего вы решили, что кто-то оставил Россию... на вас? Или будто кто-то здесь нуждается в подобных "лидерах" мутного разлива?.. Даже странно. Здесь просто ежеминутно создаются условия выбора - остаться приличным человеком или стать подлым Иудой. Это такая особая... субстанция. Она не исчезает по мановению чьих-то ловких ручонок методом "народ сам этого захотел".

Знали бы вы, с какой немыслимой силой она вцепляется в тебя каждый раз, как только ты решаешь, что раз всем с прибором, то и тебе это ни к чему... Ведь, независимо от "общественных формаций", меня здесь с младых ногтей доставал один пошлейший вопрос грязи подноготной: "Тебе что, больше всех надо?!" Типа вот им будто бы вообще ничего не надо, оне люди скромные, как плесень на предметном стеклышке.

И потом эта мразь показала, насколько у нее самой хотелка ненасытная... Да, когда такими вопросами задаются, причем вне элементарного нравственного выбора ("не убий", "не укради", "не лги") - это всегда расчет на что-то, что твое без всяких оговорок и скидочек на "социальную справедливость".

* * *

...Это, собственно, был такой небольшой и далеко не полный комментарий ко второму действию оперы. Ну да, к сцене обычной у нас гуманитарной катастрофы. Напомню, что там издалека прибегают люди в панике, они рассказывают о том, что нежданно явились враги, от которых нет спасенья. Иностранные инвесторы.

За людьми, бегущими в страхе, в мирный Малый Китеж входят татары, начиная грабеж и кровавую расправу. Жителям тоже представлен нравственный выбор... ну, совсем в духе нашей совремённости... Либо они указывают путь к Великому Китежу, либо гибель в диких мучениях. Это... вполне такое обычное наше зрелище, нечего нос воротить.

Момент высокого искусства здесь в том, что в этом ужасе люди показаны именно такими, какими они должны быть. Они гибнут, ничего не сказав врагам. Далее мы видим низость единственного, согласившегося выдать тайну — Гришку Кутерьму, буквально за минуту до этого страшного испытания устраивавшего для Февронии... своеобразный нравственный выбор. Глумясь над ней, он призывал ее, если помните, "поклониться горю  нечистому".

Итак, с виду для нас... в живых остаются только он и Феврония, которую берут в плен за ее красоту. В следующем действии выясняется, что кое-кто еще остался в живых. Это Поярок, которого татары ослепили.

С Поярком встает все больше непоняток... опять-таки настолько созвучных нашей действительности, что уже и удивляться перестаешь. Вроде... как бы здесь возникает "недоработка сюжета", а может и чего-то не то опять в летописях наковыряли... А после вдруг точнейшее совпадение слов и интонаций пронзает тебя почти нестерпимой болью "дежа вю"... и  понимаешь, что все уже заранее подсчитано, внесено в скрижали, измерено и оценено.

В прошлый раз не смогла даже продолжить "дозволенные речи" после излияний Гришки Кутерьмы по поводу его душевного волнения, когда ему пришлось стать Иудой. Хотя все, кто меня знает достаточно долго, наверно, немного удивились моему немногословию по поводу излияний Гришки Кутерьмы. Все же я никогда не упускала случая поглумиться по такому поводу.

Ведь ясно, что Гришка задолго до появления татар стал Иудой, он и в отношении Февронии вел себя Иудой. То есть его переход в Иуды был сознательным, молчком-бочком, без лишнего пафоса и громких заявлений. Вы сами перечтите конец второго действия, чтобы ощутить эту наигранную лживость его непродолжительного колебания - быть или не быть... Иудой.

Ага, мне это, признаться, здорово напоминает знаменитый монолог Гамлета. Ведь на самом деле выбор не между физическим бытием или не физическим небытием, если еще жива душа. Выбор между тем, сражаться ли за собственную душу - или самостоятельно и добровольно ее умертвить, став Иудой.

И это... без разночтений и комментариев. Если вы это до сих пор якобы "не поняли", то так вам и надо! И не ждите от  меня скидочек "на местные условия". Потому, кстати, и к верхним после всего этого дерьма под носом обращаться бессмысленно. Тут ведь... речь всегда пойдет о времени выбора. Помните, замечательный монолог Макбета про "завтра-завтра-завтра"? А вы думали, что я это напоминаю только для расширения вашего кругозора? Весьма наивно... в моем-то случае.

Умолкла я, вспомнив разговор с таким же Гришкой Грязью, Гришкой Кутерьмой. Он предаст, напакостит, а после у него вдруг ломка начинается. Он идет и рассказывает тебе о грядущей подлости, якобы, "слышал краем уха", но типа "ни сном, ни духом". Как бы он вовсе не Иуда, а вполне типа даже... мужчина.

Гришка всегда был троечником, едва тянулся с двойки на тройку. Несмотря на это, его оставляют работать на факультете и даже посылают в московскую аспирантуру, где он защищается, благодаря взяткам и подкупам, совершенно того не скрывая, ведь он - несчастненький, тупой, недоразвитый... А ему вить развиваться надо, у него - коренная национальность.

Думала, хоть от этого позорища избавит уничтожение "развитого социализма". Но раз уж не избавило, то надо сразу связывать все ниточки, раз речь идет о государственном управлении. Раз в результате государственного переворота все преференции получил Гришка, то и устраивали его именно те, кому Гришка все время доносил, перед кем лебезил, считая, что в этом случае он ведь... не Иуда, верно?

Вот с этих позиций немного иначе воспринимаются и нападки Гришки на Февронию. Такое впечатление, что Гришка понимает, что ему надо "передвинуть стрелки" на беззащитную девушку, чтобы все занимались ею, а не им. И только такие ведь не видят для себя ничего унизительного, начиная разборки с женщиной, которая изначально выше него в нравственном и моральном плане.

Вот мы и подходим к сути православной веры, где должно все же произойти и осознание, что у нас летописи составлялись в качестве нравственных вешек на болоте. Возможно не всегда и не во всем там следовали реальной картине, поскольку реальность воспринималась сквозь призрачное видение Небесного Китежа. И третье действие - это о том, как в самой безвыходной ситуации здесь всегда остается выбор, чтобы войти в Небесный Китеж.

Хотя... все начинается даже ведь не с любви Февронии и Всеволода. Мы-то понимаем, что здесь любовь должна быть проверена самыми жестокими и провокационными событиями нашей действительности. Нет, все начинается... с описания тонкостей выбора Гришки и его мучительного осознания самого себя в качестве подлого Иуды.

Выбор-то был немного раньше, а уж как Иуда на язык приплелся... так это уже осознание вплоть до персонификации. То есть уже произошло закрепление образа. Причем, заметим, никто этого Гришке не говорил, он все знал с самого начала. Видите, сортировать никого не надо, да и моральки абсолютно бессмысленны. Но каждый Иуда в определенный момент понимает, что пути назад нет. Но зато ведь есть путь к Китежу, верно? Вот, как говорится... вперед с пестней!

Михаил Нестеров "Град Китеж"

Михаил Нестеров "Град Китеж"

Далее лучше обратиться непосредственно к либретто.  Китеж Великий, в самую полночь весь народ, от старого до малого, с оружием в руках собрался за оградой Успенского собора. На паперти князь Юрий и княжич Всеволод, вокруг них дружина.И тут... является Федор Поярок, который стоит, опустив голову, об руку с Отроком.

ПОЯРОК. Здравы будьте, люди китежане.

ХОР (народ). Будь тебе добро у нас, Поярок.

ПОЯРОК
Где же князь, мой господин, где княжич?
Люди добрые, уж покажите.

ХОР. Что ты? Здесь стоят перед тобою.

ПОЯРОК. Потемнел Господень свет, не вижу.

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД (подходит и вглядывается ему в лицо)
Федор! Друже! Слеп ты!

ПОЯРОК  Темен, княже.

ХОР
Господи помилуй!
Кто же лиходей твой?
Федор! Друже! Горемыка темный!
Ой, не мешкай, молви, что за вести.

Вот с этого момента начинаются "чудесные сказания", в которых больше вопросов, чем ответов. Значит, татары сдирают кожу живьем с  простых людей, грабят, убивают, жгут, насилуют - все для того, чтобы узнать дорогу к Китежу. При этом они просто ослепили Поярка, дали ему в сопровождающие Отрока... и отпустили на все четыре стороны, якобы не догадываясь, что Поярок тут же попрется в Китеж.

Но это настолько распространенный прием с самой древности, что лишь остается... присвистнуть. Это делали все народы, русские не исключение. Дорогу всегда указывали слепцы, которым давали в провожатые малолетнего неразумного отрока либо... просто садили на лошадь. Уж даже в "Робин Гуде, принце воров" есть такой эпизод со старым, слепым слугой, который раскрыл лесное убежище.

Кстати, это тоже показывает, что татары явились не просто так, их явно привели "лучшие люди", они проводят экзекуцию мирному населению, сданному в их власть... представителями власти. Такой скрытой власти, не показной.

Татары знают, что проводник им найдется, а вот Поярка выпускают, явно имея все планы подходов в Китежу. Явление Поярка в таком провоцирующе жалостном виде перед общей гибелью... явно говорит о каком-то сатанински коварном предательстве. Но разве мы не привыкли сталкиваться с таким... почти ежедневно?

Отметим, что здесь Поярок оговаривается: "Где же князь, мой господин, где княжич?" То есть, его господин для собравшихся - именно старый князь, а вот он - его боярин, которого тот должен был защищать. Но... князь Юрий, с точки зрения правовых основ существования княжеской власти, прикрывающей истинную власть, боярскую, - уже совершил недопустимый проступок: позволил ослепить своего боярина.

Явившись в таком подчеркнуто жалком виде перед всеми, Поярок не просто сообщает о народном бедствии, он ставит под вопрос дееспособность всей княжеской власти в Китеже. И его обращение к народу в чем-то интонационно напоминает предложение Гришки "поклониться горю нечистому".

ПОЯРОК
Слушайте, честные христиане!
Вы врага не чуяли доселе...

ХОР (народ прерывает).
Нет, не ведали, не знали, Федор.

ПОЯРОК
Ныне же Господним попущеньем
на беду содеялось нам чудо.
(Федор собирается с духом.)

ХОР
Федор! Друже! Горемыка темный!
Ой, не мешкай, молви, что за чудо.

Дмитриев В.В.  Эскиз декорации к сцене Китеж Великий, 1948 г.

Дмитриев В.В. Эскиз декорации к сцене Китеж Великий, 1948 г.

ПОЯРОК (торжественно)
Расступилась мать сыра земля,
расседалась на две стороны,
выпускала силу вражию.
Бесы, люди ли, неведомо:
все как есть в булат закованы,
с ними сам их нечестивый царь.

ХОР
Федор! Друже! Горемыка темный!
Ой, не мешкай, молви поскорее,
велика ли рать идет царева.

ПОЯРОК
Много ль счетом их, не ведаю;
а от скрипу их тележного
да от ржанья борзых комоней
за семь верст речей не выслушать;
а от пару лошадиного
само солнышко померкнуло.

ХОР
Ой, земля сырая, наша мати,
чем тебя мы прогневили, дети,
что наслала нам невзгоду злую? Ой!
Федор! Друже! Горемыка темный!

Ой, не мешкай, молви по порядку,
устоял ли брат наш меньший Китеж?

Здесь, кстати, идет обычная мораль и нравственная оценка..., которые навязываются лишь в случае, чтобы увести сознание от анализа причин происходящего. Разве не интересен этот кусочек текста? Посмотрите, Поярку уже сказали, что старый князь и княжич стоят рядом с ним. Ну, и будь Поярок мужиком, или действительно считай он князя Юрия своим господином, - стал бы он поворачиваться к ним булками, игнорируя восклицание Всеволода?..

Он начинает рядом с ними - напрямую обращаться к народу! Ну, вылитый "лидер всего общества" или почетный святой. И что он дельного сообщает, вместо того, чтобы тихонько доложиться "своему господину"? Он откровенно сеет панику, нагнетает обстановку. А всем, чувствуется, хреновастенько и без его смакования ситуации.

Посмотрите на его "военную сводку"! Это баба перессавшаяся заполошная голосит - или все же мужик в возрасте делает доклад о нападении на мирное население?.. Это просто ведь цельное "Слово о полку Игореве" с летописными образными сравнениями. И само солнышко померкнуло, поскольку ведь русским такого никогда не победить..., сразу вспоминаются выступления Юлии Латыниной о том, почему бандитским выходцам из Чечни можно резать у нас людей на улицах. Аргументация на том же уровне.

Все намеренно сообщается в том духе, что совершенно бесполезно интересоваться источником неожиданного появления татар. Мол, сама сыра земля расступилася... и т.д. и т.п. Нападавшие, очевидно, в тату, пирсинге и брейдах. В таком экзотическом прикиде их можно объявить бесами или сверхлюдьми: " Бесы, люди ли, неведомо: \\ все как есть в булат закованы,\\с ними сам их нечестивый царь".

Все, как говорится, приехали. Вывели этих бесов сам нечестивый царь, поэтому ведь уже ни к кому с вопросами не пристанешь верно? Ответ готовый! Кто навел? Нечестивый царь!

А дальше идут прямые обвинения князю Юрию. После чего... у меня лично от таких "совпадений" встает шерстка на загривке... глазенки по сугубо личным причинам наливаются кровью... и я тут же сходу беру след той падлы, которая татар на Малый Китеж навела.

ПОЯРОК
Взят без боя с велиим соромом.
Князя Юрья в граде не обретши,
распалились гневом нечестивцы.
Муками всех жителей терзали,
путь на стольный град у всех пытая ...
И сносили молча даже и до смерти.

ХОР. Бог еще хранит Великий Китеж.

А типа... здесь-то кто у нас главный изверг? Князь Юрий! Поскольку Поярка попросил съездить за Февронией, а сам к свадьбе сына решил готовиться... пока тут такое.

Илья Глазунов "Китеж Великий", 1983 г.

Илья Глазунов "Китеж Великий", 1983 г.

Ну, и от кого вы это слышите?.. От проклятого семени князя Юрия Святославовича Смоленского, обвиненного в том, что мало он своего боярина Вяземского порешил, да еще и жену его Ульяну изнасиловал, обрубив руки-ноги. Заметим, кстати, что  сами Вяземские такого не наговаривали. Да и мы рассматривали этот печальный случай в "Домострое", выяснив, что сама жизнь и сохранность боярина для любого князя является единственным подтверждением его власти и легитимности притязаний.

Не это важно в данном случае. В том-то и дело, что князь Юрий из этой оперы - лицо столь же историческое, как и Юрий Святославович. Здесь, во-первых, опять идет полное совпадение имен, а затем - жизненных обстоятельств, личных коллизий... вплоть до интонаций.

ПОЯРОК
Ох, единый человек нашелся,
тех мучений злых стерпеть не могший,
и поведал путь царю Батыю.

ХОР
Горе окаянному Иуде!
В свете сем и будущем погибель!

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД
Федор! Друже! Горемыка темный!
Молви только мне: жива ль княгиня?

ПОЯРОКОх, жива... да лучше бы не жить.

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОДВ полону она? в неволе горькой?

ПОЯРОК
Господи, прости ей согрешенье:
что творила, знать, не разумела!
К нам врагов ведет сюда княгиня.

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД
Как? как, она?
Ох, Господи помилуй!

В отчаяньи закрывает лицо руками. Молчание.

Нда... Тут уже даже бесполезно интересоваться, зачем такое понадобилось Поярку, поскольку дальше идет "немного о себе", опять знакомая интонация Гришки Грязи "пожалейте меня, Иудушку подлючего, предавшего в себе все, что есть в человеке лучшего!"

Обратим внимание, что имя истинного проводника он не раскрывает, то есть у него эти планы опозорить Февронию были глубже и полнее, чем у жалких "лучших людей" Малого Китежа.

ПОЯРОК
А меня, схватив, смеялись много...
После, ослепив, гонцом услали
с отроком сим малым к князю Юрью.
"Разорим дотла мы стольный град,
стены крепкие с землей сравним,
Божьи церкви все огнем спалим,
старых, малых смерти предадим,
кто в поре, мы тех в полон возьмем,
во полон возьмем, в Орду сведем,
добрых молодцев станицами,
красных девок вереницами.
Не велим им в Бога веровать,
в вашу веру во спасенную,
а велим им только веровать
в нашу веру некрещеную".

ХОР
Ох, смутилось сердце, братия!
Хочет быть беда великая.

... Вспомнил о вере подонок. А как же! Только что уничтожил молодого княжича перед всеми, лишив опоры князя Юрия. Про Февронию и говорить нет нужды, подумаешь... Взял и оговорил, выставив предательницей, экстремисткой-террористкой, чтоб Всеволод не наезжал, почто жену его в беде бросил. Собственная шкура-то дороже.

Не зря князь Юрий откликается на все православные славословия Поярка - рассуждениями о том, что с некоторыми творит богатство и стремление к чужой славе... Он сетует о том, что все плоды и завоевания жизни сейчас пойдут прахом... Но не в гордыне ли они были задуманы, беспокоится старый князь. Все дальнейшее ему сейчас будет ответом свыше. Он ждет знаменья...

КНЯЗЬ ЮРИЙ
О слава, богатство суетное!
О наше житье маловременное!
Пройдут, пробегут часы малые,
и ляжем мы в гробы сосновые;
Душа полетит по делам своим
пред Божий престол на последний суд,
а кости земле на предание,
и тело червям на съедение.
А слава, богатство куда пойдут?
Китеж мой, мать городам всем!
О, Китеж, краса незакатная!
На то ли тебя я повыстроил
средь темных лесов непроходныих?
В гордыне безумной мне думалось:
навеки сей город созиждется,
пристанище благоутишное
всем страждущим, алчущим, ищущим ...
Китеж, Китеж! слава где твоя?
Китеж, Китеж! где птенцы твои?
(отроку) Отрок малый, ты моложе всех,
ты взойди-ка на церковный верх,
погляди на все четыре стороны,
не дает ли Бог нам знаменья.

Отрок вбегает на колокольню и оглядывается на все четыре стороны.

Все начинают молить Заступницу Небесную о знаменьи... И это самый трогательный личный момент для меня. Потому что я давно оставила всякие мысли на тему "есть ли бог?", каждый раз получая знаменье, стоило только обратиться в отчаянии, когда обращаться уже было не к кому.

У нас вообще-то особая земля. Здесь всегда приходит знаменье, даже тем, кто давно ослеп и его точно не увидит. Обратим внимание, что знаменье приходит в этот раз, но Отроком оно описывается... для темного Поярка, которому надо верить, попытавшись преступить через собственную слепоту.

Отрок описывает происходящее и для нас, поскольку мы еще слепы и не видим происходящего в его истинном значении и смысле. И вначале знаменье сообщает о том, что могут сотворить только люди в самых нечистых помыслах. Подчеркну, что первое видение Отрока - это прямой ответ на первое обращение к вере (если точнее, явную спекуляцию на вере) от Поярка.

ПОЯРОК, КНЯЗЬ ЮРИЙ, ХОР:
Чудная небесная царица,
наша Ты Заступница святая!
Милостью великой не остави.

ОТРОК
Пыль столбом поднялась до неба,
белый свет весь застилается.
Мчатся комони ордынские,
скачут полчища со всех сторон;
их знамена развеваются,
их мечи блестят булатные.
Вижу, как бы Китеж-град горит:
пламя пышет, искры мечутся,
в дыме звезды все померкнули,
само небо загорелося...
Из ворот река течет,
вся из крови неповинныя...
И витают враны черные,
теплой кровью упиваются...

КНЯЗЬ ЮРИЙ
Ох, страшна десница Божия!
Гибель граду уготована,
нам же меч и смерть напрасная.
(народу)
Братия! К Владычице взмолитесь,
Китежа Заступнице небесной.

Это то, что принес с собой Поярок в Великий Китеж. Это визуализация его рассказа о невесть откуда взявшихся бесах во главе с нечистым царем. Но князь Юрий обращается к народу о всеобщей молитве к Владычице Небесной...

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД, ПОЯРОК, КНЯЗЬ ЮРИЙ, ХОР:
Чудная небесная Царица,
наша Ты Заступница благая,
милостью небесной не остави,
Китеж-град покрой своим покровом.

ОТРОК (печально)
Горе, горе граду Китежу!
Без крестов церковны маковки,
без князей высоки теремы;
по углам стен белокаменных
бунчуки висят косматые;
из ворот в Орду коней ведут,
с чистым серебром возы везут.

КНЯЗЬ ЮРИЙ
Быти Китежу разграблену,
а живым по дань нам ятися.
Ох, позор тот хуже пагубы!
(народу)
Взмолитесь Заступнице еще раз,
плачьте все от мала до велика,
плачьте все кровавыми слезами.

Все упадают ниц.

Здесь мы видим не только визуализацию истинно русской позиции "глас народа - глас божий", но и закладку самого главного эпизода оперы по мнению ее авторов - с грамоткой Февронии.  У нас  нынче можно запросто подкастрировать оперу "Князь Игорь", дабы придать всему этому действию "динамичности". Поэтому и опера про град Китеж частенько подвергалась такой незначительной кастрации еще при жизни авторов, до  всех "социальных и демократических преобразований", когда можно стало подкастрировать народ целыми населенными пунктами.

Оперу частенько подрезали и на эту сцену обращения к Царице Небесной, считая, что Она что-то слишком долго не отвечает на мольбы. А уж на сцену с грамоткой Февронии стали подрезать еще при самых первых постановках.

Для тех, кто незнаком с содержанием оперы, поясню, что Феврония, пройдя через ужасы, которые ей довелось вынести вместо радостного, свадебного пира, все же находит дорогу в Небесный Китеж. И вот там она вспоминает о своем мучителе... Гришеньке. Ну, она ж удостоилась радости небесной, а эта падаль на болотах шмонается... жалко ведь.

И это светлое создание вдруг решает как-то сообщить Гришеньке грамоткой дорогу в Небесный Китеж. Здесь даже замыкается и сцена истязания народа в Малом Китеже второго действия. Ведь враги пытали людей, чтобы узнать дорогу в Великий Китеж. А здесь Феврония решила Гришеньке-подонку сообщить дорогу в Небесный Китеж... по той причине, что ей жаль всякую мразь, которая убивает в себе лучшее и живет без радости, не понимая уже цены происходящему, поскольку внутри не работает механизм нравственной оценки.

По большому счету... туда б стрельца послать, чтоб эта мерзость больше небо не коптила..., а не грамоткой спасать то, что само себя давно придушило - совершенно самостоятельно, абсолютно добровольно и сознательно. Причем, без всяких татар, задолго до их явления. И, как тут же подсказывает личный опыт... такое весь совершает самокастрацию из самой страшной участи для таких - чтоб ни дня не работать, верно?

Вот ведь какая жестокая опасность для подобной мрази! И можно только вокруг посмотреть, на что готова подобная мразь, на какое глумление над страной и народом, лишь бы жрать и не работать! Ведь все пакости, мерзости... святотатство, садизм и издевательство - все сделано по этой уголовной мотивации ни на что не способной грязи подноготной.

А что можно написать в грамотке такому Гришеньке?.. О, это таки надо посмотреть. Лично я этим двум Гришенькам давно написала в своей воображаемой грамотке "сгинь с подлым отродьем!" Угу, потому что у меня немного другой вход в Небесный Китеж. И грамотки, естественно, немного другие.

А здесь мы видим, как после долгих упорных молитв... перед людьми открываются врата Небесного Китежа. Но только в ответ на мольбы народа, когда молились князь и Поярок вместе - пришло второе видение о разрушении всех трудов, чем подчеркивается внутренняя трещина между боярином и князем.

ХОР
Чудная небесная Царица,
наша Ты Заступница благая,
Китеж-град покрой своим покровом.
Смилуйся, небесная царица,
ангелов пошли нам в оборону.

ОТРОК
Пусто шоломя окатисто,
что над Светлым Яром озером,
белом облаком одеяно,
что фатою светоносною...
В небе ж тихо, ясно, благостно,
словно в светлой церкви Божией.
(сходит)

КНЯЗЬ ЮРИЙ
Да свершится воля Божия,
и исчезнет град с лица земли.

Аполлинарий Михайлович Васнецов "Площадь в граде Китеже при выезде дружины Всеволода"

Аполлинарий Михайлович Васнецов "Площадь в граде Китеже при выезде дружины Всеволода"

Вот тут молодой княжич, так и не став счастливым супругом, только что пережив позор и унижение перед согражданами, выступает вперед, призывая дружинников исполнить свой долг перед народом и за веру русскую.

Кстати, хочу гражданам в мундирах, которые у нас присягу предадут, а после начинают рассказывать о своем "долге перед Родиной", не уточняя, которая у них Родина по счету, как они ею торговали навынос и в розницу, - этот момент отметить особо. Здесь долг перед Родиной складывается из двух долгов - перед народом и перед Богом. То есть, пока оба не выполнили, долг перед Родиной не возместили. Это понятно? И долг перед брюхом ("мне вить тожа жрать хочется") - сюда не относится.

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД (выступая вперед).
Ой же ты, дружина верная!
Умирать нам лепо ль с женами,
за стенами укрываючись,
не видав врага лицом к лицу?
В сердце имемся единое,
выйдем ворогу во сретенье,
за хрестьян, за веру русскую
положить свои головушки.

ХОР. За тобою, княжич, за тобою!

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД. Княже Юрий, отпусти нас в поле!

КНЯЗЬ ЮРИЙ
Дай вам Бог скончаться непостыдно,
к лику мученик причтенным быти.

Благословляет княжича и дружину. Дружинники прощаются с женами и выходят с княжичем из города, запевая песню.

...Кстати, интересно, что хоть "для общей пользы" предание говорит о том же Юрии Святославовиче всякое-разное, мол, упырь и все такое, реальность получается несколько сложнее. Как и всякий Рюрикович-изгой, он закончил дни в монашеском постриге, а вот дальше... в некоторых местах прославлен в качестве святого. Благо, что раньше к почетным святым по партийным спискам не причисляли, надо было уже после смерти оставаться нетленным и свершать чудеса. Так что не думаю, будто для него делались какие-то поблажки в этом плане.

И тут же вспоминается эта байка про убийство Иваном Грозным своего сына, который на самом деле очень болел. И чтобы быть причисленным к Воинству Небесному, защищать Россию после смерти, без воя "я выполнил все долги перед Родиной, подать мне приличное содержание!", - он успевает перед смертью принять монашескую схиму. Смерть сына, конечно, огромный удар для отца, но Иван Грозный делает все, чтобы сын ушел из жизни как настоящий Рюрикович, понимая, что даже если произойдет чудо, сын в монашеском сане уже не может наследовать престол.

И здесь... все уже понимают, что в Небесный Китеж никто не войдет... живым. И это вообще чисто русская традиция - вывести дружину на защиту города в самом безвыходном случае. Это совершенно не в западной традиции, когда там войско или дружина, как правило, запирались в городе, ухудшая и без того тяжелое положение мирного населения. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить "Тараса Бульбу" - все поляки прячутся в осажденной крепости, делая женщин и детей заложниками ситуации, живым щитом.

Но княжич вспоминает о долге... в особом состоянии, полностью, казалось бы, раздавленный морально лживым сообщением Поярка. Получив отцовское благословение, он запевает походную песню дружины.

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД
Поднялася с полуночи...

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД, ХОР
Поднялася с полуночи
дружинушка хрестьянская,
молилася, крестилася,
молилася, крестилася,
на смертный бой готовилась.
Прости, прошай, родная весь,
(проходят за ограду)
прости, прощай, родная весь!
Не плачь же ты, семеюшка:
(за стенами)
нам смерть в бою написана,
нам смерть в бою написана,
а мертвому сорома нет.
(дальше)
Нам смерть в бою написана...
Нам смерть в бою...

...Тут как не вспомнить разговор с одной местечковой плесенью. Ведь что попало творят, а при этом приговаривают "лишь бы войны не было!" И сомневаться не приходится, с какой стати первым распоряжением администрации Бориса Ельцина было присоединение России к мораторию на смертную казнь. Эти люди отлично знали, что уже заработали по вышаку...

Ну, я, помнится, на поученья одной скотинки в духе "на войне вить убить могут!" - заметила, что вообще-то на войну идут "на смерть!", а не наоборот. И до того, как добраться до этой смерти, надо до хрена гадов и уголовной сволочи... забрать с собой. Освещать дорогу на болоте в виде гнилушек.

Эта опера соединяет в себе все, что заложено в нашей генной памяти. А там... всякую хрень про "славянские ценности" или "толерантность" никто не записывал. Там у каждого... та самая грамотка Февронии, если хотите.

Светлый, с золотистым блеском туман тихо сходит с темного неба, - сначала прозрачен, потом гуще и гуще.

ХОР (народ)
Что ж стоим мы, сестры?
Смертный час уж близок...
Как же умирать-то,
не простясь друг с другом?
Сестры, обнимитесь:
пусть сольются слезы.
А те слезы наши
с радости, не с горя.

Сами собой тихо загудели церковные колокола.

Чу! Колокола все
сами загудели,
как бы то от многих
веющих воскрылий.
Ангелы Господни
ныне здесь над нами.

ОТРОК. Очи застилает некой пеленою.

КНЯЗЬ ЮРИЙ
Как бы дым кадильный
к нам с небес снисходит.

Стоит в этом месте вспомнить, насколько неверно представлялась нам раньше легенда про Небесный Град Китеж. Ну, вспомните! У каждого были такие представления (не беспочвенные, так нам эту легенду подавали), будто это такой Небесный Град, который спускается и спасает всех.

Спускается золотая завеса, причем, в ответ на мольбы. Покров от Заступницы Небесной. И действительно на всех, включая слепого Поярка, который не соображает, что происходит вокруг.

Ну... все мы были в чем-то слепы, многое представляли не так. Вроде как не нам уж судить Поярка... можете и не осуждать, а вот я не удержусь. Получил, значит прощение вместе со всеми.

С грамоткой-то эпизод приобретает куда большую глубину, чем это кто-либо предполагал, да? Ведь грамотку от Февронии Гришке-подонку относить из Небесного Китежа после снаряжают... Поярка. Всем остальным очень некогда, они там все встретятся, у них там пир и веселье... Поярок там что-то лишним оказался, не заметили? Вот и нам незачем от народа отрываться. Прежде всего от того, о котором у нас генная память.

Константин Коровин "Китеж Великий", 1920. Эскиз декорации III действия оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже"

Константин Коровин "Китеж Великий", 1920. Эскиз декорации III действия оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже"

ХОР
Дивно: град облекся в светлую одежду.
Все полком,
полком идемте,
идемте, сестры,
в храм соборный,
да в Господнем доме
мук венец приемлем.

ОТРОК. Чуду днесь Господню подивимся, сестры!

КНЯЗЬ ЮРИЙ
Бог Господь покровом
Китеж покрывает.

ХОР
А туман все гуще...
Где мы, где мы, сестры?

Князь Юрий, хор
Та откуда радость,
светлая откуда?
Смерть ли то приходит,
новое ль рожденье?

ОТРОК
Возликуйте, люди, пойте Богу славы!
Он трезвоном чудным
к нам с небес взывает.
(Все заволакивается золотистым туманом.)
Облачная занавесь.

И дальше идет симфоническая картина "Сеча при Керженце", где героически гибнет дружина княжича Всеволода, пока на Китеж Великий постепенно опускается золотое облако...

Продолжение следует...

Читать по теме:

Запись вебинара:

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
32e96ea8bb23b6681436ae80362bbd96

Комментарии (11) на “Песнь Алконоста. Часть IV”

  1. Evdokiya:

    Очень сильный цикл! Вчитывалась в каждое слово, потому что каждое слово было открытием. Сама никогда бы не додумалась, что на самом деле несет в себе эта опера. И чем на самом деле занимаются те убогие, кто пытаются кастрировать творения великих, не вдумываясь в смысл, не уважая чужой труд как минимум, если не сказать больше, что делалось это намеренно, чтобы выхолостить сакральное воздействие. А ведь какая титаническая работа проделана и композитором и либретистом, каждое слово, каждая интонация несет в себе глубокий смысл.

    • v vanil:

      Действительно, пренебрежение авторским замыслом вызывает …недоумение.
      К сожалению, в действиях новомодных режиссеров особого злого умысла не усмотреть … в силу невозможности самостоятельно осознать всю глубину произведения. Масштаб собственной личности не соизмерим с титанами прошлого. Одни амбиции и снобизм. На гора выдают только то, что порождает собственное эго. Интересны только личные проблемы и проблематика весьма узкого круга. А здесь, как Ирина Анатольевна отмечала неоднократно, масштаб России, государственный…

      • Evdokiya:

        Любимов не был новомодным, а скорее ветхим уже, но и он подсуетился, немножечко ( как говорит наш любимый ведущий Сергей Ткачев: немножечко резали))) подкастрировал Князя Игоря.

    • v vanil:

      Любимов пытался оставаться на плаву.
      Но, как уже многократно отмечалось, новомодные тренды пропахли старой пылью…

  2. Evdokiya:

    Все же вебинары очень меняют и отношение к жизни и саму жизнь. Спасибо!!!

  3. Evdokiya:

    Еще очень поразилась замечанию, что русская дружина всегда выходила из крепости в безвыходных ситуациях, в отличие от других, а шли

    «на смерть», а не наоборот. И до того, как добраться до этой смерти, надо до хрена гадов и уголовной сволочи… забрать с собой. Освещать дорогу на болоте в виде гнилушек.

  4. LLIAMAH:

    Попервоначалу пробовал слушать. Ухо «медвежье», не пошло. А при прочтении либретто отдельные моменты, особенно связанные с Поярком, резанули глаз. Возникло впечатление, что этот экземпляр — ПРЯМОЙ аналог главного руководителя спецслужб, разведки и контрразведки в одном флаконе. Не зря ж это отправили на свадьбу, присмотреть за процессом, приглядеться к невесте.
    А оно не только «присмотрело», оно ещё имело наглость «насрать всем окружающим в штаны и говорить, что пахнет розами». К такому в один день не приходят. Экземпляр отборный, не иначе, потомственный.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2020 (1)
  • 2019 (45)
  • 2018 (78)
  • 2017 (87)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация