Нафталин. Часть IХ

Что я могу сообщить... да по любому поводу? А только известный каждому нафталин. Добро не становится злом в любой формации, остается на прежнем месте. Нынче ведь и не могут никакую идеологию изобрести, так как я стою на старых, хорошо известных каждому позициях.

Кто там попытается проявить прогрессивность в духе очередного "тяжелого времени" - их издалека видно по антиобщественной и изначально аморальной позиции. И уверяю вас, нафталинные ранжиры я выставляю таким образом, что никаких скидочек на местечковость никому не светит.

Да, Фазиль Искандер покинул сей бренный мир сразу после нашего вебинара. А там было сделано определение, где он должен был выступить и сказать все вслух. И его сразу же призвали к ответу, моментально это получилось, заметим. Потому что и его родной Чегем в Абхазии, и Южная Осетия, и Юго-Восток Украины... как и все мы... уже ответили кровью за его "молчаливый подвиг". А времени ему на его "подвиги" было отведено вполне довольно.

Ах, он же типа не встречал шестикрылого серафима, ведь с его стороны было все понарошку! Это же типа совсем не считается, да? А ни хрена! Вылезли зад мостить вместо настоящего, получали за это премии и содержание, считали, будто в спецслужбах у нас серафимы серафимистее - вот за это и ответите.

Да, а идеологий для прикрытия жэ при этом никому не будет! Отвечать придется с самых нафталинных позиций: не убий, не солги, не укради... и далее по тексту. Ага, начиная с того, что никаких богов, кроме Господа, в душе не имеешь. Ну, на элементарном уровне, чтоб не возвеличивать понапрасну чей-то ворованный административный ресурс. Который явно... не по Сеньке шапка. Аминь.

1014068347Фази́ль Абду́лович Исканде́р (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер; 6 марта 1929, Сухум, ССРА, ЗСФСР, СССР — 31 июля 2016, Переделкино, Москва, Россия) — русский писатель, советский и российский прозаик и поэт.

Родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода, иранца по происхождению. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.

В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990[2]. С начала 1990-х постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура».

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.

Давайте, все скажем еще и еще раз, для чего существует литература? Она возникла намного раньше письменности, государства... она помогла человечеству выжить в первую катастрофу бронзового века, когда с железным оружием поднялась самая страшная мразь со дна души человеческой. Тогда ведь исчезли с лица земли и рассеялись многие народы... исчезли языки и их носители, имевшие письменность и высокую общественную культуру...

В принципе, "Илиада" Гомера в чем-то описывает отголоски этой трагедии, ведь ее герои сражаются еще бронзовым оружием, а дальше... следует немного подлятинки с роянским конем, когда уже не требуется ни мужества, ни стратегии, ни героизма...

А вот некоторые народы, катавшиеся в маслице все жуткое время на рубеже начала первого тысячелетия до нашей эры, исчезли так, что до сих пор их исчезновение составляет загадку... Все нажитое оставили, а сами исчезли так, будто сама земля их носить перестала.

Ну, это я привожу в пример, что вообще-то литература призвана уравновесить шансы нормального человека... перед самой отвратительной подлостью, на которую способны только самые слабые духом и разумом люди. Типа им "вить тожа жить нада!", а всем остальным можно и не жить, когда эта падаль полезет туда, где их быть не должно по умолчанию.

Вы чувствуете? Вообще... выполнить такую задачу можно лишь с особой поддержкой всего сущего. Так вот почему же при катастрофе социального государства СССР, где нормально развивалась национальная литература даже с национальными представителями, имевшими папу-иранца да еще из владельцев кирпичного заводика.

Заводиком папа-иранец владеет в 1929 году, то есть приобретение сие осуществил в годы ленинского НЭПа, когда легализовывалось награбленное в революцию. Амнистия капиталов, с которых кровища капала. Здесь ведь не сказано, обратим внимание, будто до революции в Абхазии кирпичными заводами владели именно иранцы.

Только не стоит нытье здесь включать о том как папа-иранец пострадал. Он, заметим, пострадал в 30-х, когда Сталин расправился со всеми, кто разбогател в ходе ленинского НЭПа. И в 1938 году (как интересно!) был депортирован отнюдь не в ГУЛАГ. И настолько прекрасный был папаша, что ни разу алименты сыну не передал.

Ну, мы в последнее время узнали много прекрасного и папашах-японцах... да хоть о ком. Раньше бы с такими папашами не позорились лишний раз, а тут вдруг поперло.

Отметим, что в трудах этого великого кавказского мудреца нет ни слова о том, как абхазы жили без иранских кирпичников и руководства партии КПСС. Вернее, вроде бы только об этом идет речь... но на уровне аппендикса, тупикового варианта.

108450399_Fazil__Abdulovich_Iskander«Сандро́ из Чеге́ма»[1] — роман (цикл новелл), эпопея Фазиля Искандера, которую сам автор отнёс к жанру плутовского романа. Центральное произведение в творчестве писателя. Впервые новелла из цикла была опубликована в 1966 году. Первое, сильно купированное цензурой, журнальное издание в СССР вышло в свет в 1973 году. Фазиль Искандер продолжает работу над циклом. Роман переведён на многие иностранные языки. В 1989 году за создание романа «Сандро из Чегема» писатель удостоен Государственной премии СССР[2]:603.

...Истории романа картины жизни Чегема, неспешной сельской жизни, любви, ненависти, мести и воздаянии. Большинство из них повествуется как рассказ от третьего лица — воспоминания много повидавшего на своём веку пожилого Сандро, которыми он делится с безымянным автором романа. Жанровая принадлежность историй весьма разнообразна: драма, сказка, притча, детектив.

Сандро крестьянин, сын старого Хабуга и обитатель большого дома, прожил долгую жизнь, полную ярких событий. Не раз на него покушались. Он был любовником сванской княгини. Выступал в фольклорном ансамбле песни и пляски. Впоследствии дядя Сандро прославился как тамада — один из самых знаменитых в своих краях.

Место действия, главным образом, село Чегем. Село реально существовало — но ныне заброшено[8]. Также события происходят в различных местах (вымышленных и реальных) Абхазии: Мухусе, Батуме, Кенгурске, Анастасовке. География реальных мест соблюдена и описана в романе достаточно точно[4]:255. Важное место действия и неодушевлённое действующее лицо романа, вокруг которого кипит жизнь и разворачиваются события — молельное дерево, древний орех, растущий с незапамятных времён на окраине села. Недаром последняя новелла романа, повествующая об угасшей жизни в Чегеме, рассказывает о конце молельного ореха, обрушившегося от старости. В этой же главе упоминается, что зачах чегемский родник, вода которого когда то побудила старого Хабуга поселиться на этом месте.

Пристальное внимание в произведении уделено обычаям и абхазскому этикету, подтверждение которым можно также найти в абхазском кодексе моральных правил Апсуара и Нартском эпосе. Подробно описываются обычаи, связанные с родом, очагом, родственными отношениями. Очень важное значение в сюжете играют обычаи связанные с кровной местью. Апофеозом истории о мести становится новелла о пастухе Махазе, убившем своего родственника за то, что тот обесчестил его дочерей[9].

Таким образом, в романе затронуты многие предметы: детские воспоминания, сложное религиозно-этническое противостояние народностей населяющих Кавказ, сталинские репрессии, коллективизация[3].

В романе прослеживается связь с другими произведениями и героями Искандера: «Стоянка человека», романом-анекдотом «Созвездие козлотура», циклом рассказов о Чике и другими произведениями[4]:133[10].

Вроде... роман... чисто по объему. На самом деле - сборничек новелл из явной неспособности создать цельный сюжет, эпопею. Почему? Да потому что в целостности восприятия человек окружающий мир не видит. Он ищет себе нишу, в которую может забиться, держит нос по ветру, спекулирует на этническом. Только... вот беда! Сам себе он так и не нашел места в этом этническом сообществе.

Идет спекуляция и на национальной литературе, на самой национальности... уже даже в жанровой принадлежности к плутовскому роману... видна творческая несостоятельность автора, его мировоззренческая незрелость.

Уже в этом видим внешнее противоречие, хотя в литературном произведении должно присутствовать внутреннее противоречие, раскручивающее сюжет. Это внутреннее противоречие должно быть, прежде всего, у личности главного героя с социумом... причем, по разным планам, личным и мировоззренческим.

И это требования отнюдь не "партийности в литературе", идеология лишь примазывается здесь к духовным достижениям литературы ХIХ века, не только русской. А здесь противоречие уже в том, что нас возвращают куда-то в тьму веков, перечеркивая три века развития литературы (прежде всего, цивилизационного и нравственного) от плутовского романа.

Но главный герой здесь отдельный социум, а не кто-то из героев. Хотя написано все уже в методологии нормальной русской литературы. То есть здесь противоречие в том, что огромный аппарат Великого и Могучего с уровня великой нации (в которую вполне органично входили и абхазы, сепаратистски обособляясь лишь в сказках про Чегем Искандера) - опускается до племенного уровня молельного ореха. С уровня нации - в палеолит и дикость, которой на русском с Х века не водилось.

А при этом, отметим, его читатели достаточно далеко ушли от уровня "природной чистоты" молельного ореха, они-то (как мы хорошо знаем) отлично вписываются в состав советского государства, устраиваются поудобнее... отнюдь не с молельным орехом. И если мы их каждый день встречаем на базаре, если ездим к ним отдыхать (тоже особо не циклясь ни на каких молельных орехах)... то можно хоть для приличия поинтересоваться, чем же на самом деле живут чегемские обитатели в той современности, которая под носом?

Вместо этого идут попытки стать своим на уровне каких-то преданий и поветрий... с явными попытками переписать историю, в которой ничего не предвещало возникновение подобной "ниши".

Это... такое паразитирование на фольклоре, сильно запоздавшее. Поскольку в русле советской литературы... поднимались вполне достойные произведения. В них присутствовал общий порыв народа не столько к уровню нации даже... а к нормальной жизни, к чистоте духовной, к спокойной совести... к высокому и позитивному осмыслению истории своего народа.

Искандер и многое другое уже чисто в русле "партийности в литературе" существовало... про запас! Такое... запасливое "противоречие", чтобы не на совсем голом месте объявить лгунами и подонками всех чингизов айтматовых и прочих, писавших об органичном существовании крупных этносов в рамках "единого советского народа". А это объявление делалось всеми, кто устраивал армянские погромы в Баку, всякие там карабахи-барабахи... тут же выскочил с сумками, набитыми баблом, изображать из себя крупных специалистов в области национальной политики... и т.д.

Со стороны Искандера это было такое фольклорное выступление, более уместное в ансамбле плясок и песен, чем в светской литературе. Достаточно поинтересоваться, кому помогли выжить, пройти духовное и человеческое становление произведения этого... как бы кавказского мудреца. Тут мы сталкиваемся с целой "гуманитарной" прослойкой отлично паразитировавших в качестве социальных иждивенцев... когда их совершенно не терзала этническая принадлежность.

hqdefaultКак войти в долю двум дворянам — с арбатского двора и с чегемского веселого зеленого дворика, смежного с садом-огородом, благоухающим пряными травами, грушами, инжиром, виноградом, обсаженным мощной кукурузой и ореховыми деревьями? Но тонкий, изысканный, глубоко ненавидящий Сталина, Ленина и империю московский аристократ грузин Булат Шалвович Окуджава честно не писал о Грузии почти ничего (кроме белого буйвола, синего орла и золотой форели), инстинктивно сознавая, что надо выбирать: или Храм Русской Литературы и статус российского писателя и поэта, или грузинские краски, тона и сюжеты, и тогда надо от России отречься и работать в рамках своей национальной доли поэтического и прозаического ковра. Так ткали узоры — только на своих станках — Тенгиз Абуладзе, Владимир Короткевич, Василь Быков. А если попытаться совместить, знал умница Окуджава, то получится, что он запишет Грузию в состав России без ее ведома и согласия.

7786697Но мудрый Фазиль Абдулович Искандер со своих горных вершин, будучи абхазом и даже немного персом (иранцем), пренебрег такими условностями, абстрагировался от государственных границ, воспарил и описывал Абхазию, свою княжескую вотчину, куда весь мир время от времени наезжал в гости (включая Сталина, Калинина, Берию— прямо по пословице: «Хороший гость— к нам, плохой гость— мимо»).

07k_2___fazil__margo_orelkina_i_kompaniyaИ ничего не поделаешь: в наш Храм въехал чегемский кроткий свет, чегемский чай, чегемские тихие куры и наглые петухи, чегемское синее небо, сладостные фрукты и терпкое вино. Фазиль Искандер— гений и волшебник, он протащил Абхазию с собой. Не устраивать же апостолам русской литературы обыск на входе? Так что у Искандера— отдельная часовенка. Однако он не предвидел, что родина, красота, детство— все это может послужить наживкой в западне, которые удавы научились ставить в конце концов на невинных расшалившихся кроликов. Потому что яркий и сочный Чегем и заплаканная, немытая, страдальческая Россия— это, взятое вместе, дает Советский Союз, который, таким образом, пробрался нелегально и в наш сияющий, благородный, устремленный шпилем в Истину Храм. Что еще раз подтверждает известную максиму«На всякого мудреца довольно простоты».

753Но Фазиль Искандер, в силу мудрости своей не гневающийся, а свысока презирающий советские и сталинистские окрестности, не может считаться восточным человеком и восточным писателем, хотя и писал о Кавказе. Его мудрость так велика и так интересна, что понимаешь: Фазиль Абдулович из тех, кто смотрит из древности, когда еще не было ни Востока, ни Запада, и из будущего, когда Запад и Восток сольются воедино. Мы все были гостями Фазиля Искандера в его морском, пенном, унизанном чайками и виноградными лозами Мухусе (Сухуми, который абхазы называют Сухум).

Есть у писателя рассказ «Время счастливых находок». Вот так было в Сухуми и у меня, Искандер прав! Я в первый же день увидела в витрине книжного магазина двухтомник Эврипида, недосягаемый в Москве, и со сладострастием купила его. На второй день у меня оказалось, первый раз в жизни, немыслимое число поклонников, которые стояли за мной в очереди в кафе, к мороженщикам и в Ботаническом саду (мне было 19 лет, я была русская, и я была в шортах, а их местные девушки не носят). 1581На третий день мне сделал на пляже предложение солидный, 45-летний, состоятельный университетский доцент, доведенный до транса моей добродетелью: я читала на песке Достоевского и сидела в мохнатом полотенце, чтобы народ не увидел меня в закрытом купальнике. При этом я с жаром утверждала, что девушки должны быть целомудренны, жены— абсолютно верны мужьям, а мужчинам можно позволить и шалости, если жена не в курсе. О, мои 19 лет и золотая форель в горном ручье! О, блестящие буйволы с какими-то горизонтальными рогами, похожими на отвертку! О, мороженое с печеньем на набережной, среди серых замшелых развалин древней крепости Диоскурия! О, вино, невкусное вино, которое в селе Очамчиры пьют из чайников! О, 1969 год, звездный час Фазиля Искандера, когда все зачитывались «Созвездием Козлотура», добравшимся до России в 1967 году, этим нежным, горьким, ироничным и дерзким послевкусием оттепели!

Валерия Новодворская "Дворянин с чегемского двора", 31.07.2016 г.

Видите, Россия при таких бурно расцветающих окраинах и "дворянах" выглядит... как обосранная. Вылезает вполне "новое дворянство", жиденького разлива, которое, естественно, впоследствии хочет закрепить свои права. Да, обрушением жизни ближнего, начиная с государственного уровня.

Вначале на социальной государственности с приходом "хрущевской оттепели" паразитировали лишь социальные иждивенцы, но... не прочь был попользоваться "авангард всего общества", мирившийся с этим "бурным расцветом" культурного посредничества... в ущерб инженерной прослойке.

Всегда поражали эти певцы "хрущевской оттепели", когда с носка добивался отечественный сектор предпринимательства, попирались гражданские права населения, начиная с кампаний кукурузы, заканчивая уничтожением приусадебного хозяйства уже сектора домохозяйств... А певцам тогда было хорошо, комфортно, но хотелось большего.

Можно долго писать на эту тему. Но стоит обратить внимание, что как только начали спрашивать за разрушенные жизни инженеров, а в данном случае зпдумались, каким образом организаторы производства были заменены менеджерами, при которых авангард в качестве дворовой псявки бегает от одного куска корки к с помойки к другой... так за сказанное просят ответить практически немедленно. Ведь сравнительно недавно решила дочка Хрущева выступить, а вот и ее уже нет. Как будто никогда и не было.

Gogi Lortkipanidze  22 ч · Lenta.ru

Скончалась Рада Аджубей. Я все же не могу не оценить того факта, что в отличие от своего брата Сергея, комфортной жизни в Соединенных Штатах она предпочла скромную жизнь у себя на родине. :(

Умерла дочь Никиты Хрущева

Рада Аджубей, дочь Никиты Хрущева, умерла в возрасте 87 лет. Сообщается, что она скончалась в больнице. Причина смерти не уточняется. Более 50 лет Аджубей работала в журнале «Наука и жизнь». Ее муж, Алексей Аджубей, в… lenta.ru

георгий настенко По российским и советским меркам, ее жизнь на Родине была далека от скромной. Но она все же поступила более достойно, чем ее братан. По Сереге вообще много вопросов. Он себя позиционирует чуть ли не главный винтик (винтище!) российской-советской атомной промышленности. Но при этом его так легко отпустили в США. Я знал спортсменов из МАИ, которых в конце 1980-х не выпускали за границу на соревнования лишь потому, что они в процессе учебы получили допуск в какую-то лабораторию МАИ или цех на авиазаводе. Хотя на самом деле эти ребята учились весьма формально - зачеты им ставили по звонку со спорткафедры. Во-вторых, меня всегда умиляло, что детишки-внучки наших царей - от Сталина до Путина - вообще очень уж любят заграницу - кто-то постоянно там ошивается, а кто и насовсем переехал. Эти царьки, возглавляя политическое руководство страны, воспитывало патриотизм в массах. А в собственных детках не сумели воспитать

Gogi Lortkipanidze Только Сталина никак нельзя назвать царьком. Там другая трагедия - но приключения Светланы и Сергея действительно похожи. Видимо, знаковые.

георгий настенко Да, не царёк! Царищщще! Их императорское величество!

Gogi Lortkipanidze Это куда ни шло :)

георгий настенко Да, извините за "царька". Я забыл, что пишу на странице сына Грузии

Gogi Lortkipanidze Дело не в моей национальности, а в некоей исторической объективности. Неужели эту азбучную истину надо напоминать?

георгий настенко Согласен. По уровню абсолютизма со Сталиным могут конкурировать разве что Иван IV и Людовик XIV

Gogi Lortkipanidze У нас, грузин, огромные персональные претензии к Н.С., ибо он свою личную неприязнь к Сталину частенько переносил на Грузию. Но это не означает, что я не могу помянуть добрым словом его дочь...

георгий настенко Конечно, в процессе развенчания культа личности было допущено много хамства и беспардонности. Но притеснения Кремлем жителей Грузии лично я не замечал. Не последние люди любого региона СССР, приезжая в Грузию в 1960-х, мечтательно вздыхали: "нам бы так жить!"

David Kartvelishvili Много молодых грузин расстреляли в центре Тбилиси 9 марта 1956 года по приказу Н.С.

георгий настенко Но их же расстреляли не за то, что они грузины. А за действия, угрожавшие (в понимании кремлевских комуняк) режиму и идеологии. Аналогичные расстрелы при Никите были в Новочеркасске, в Норильске, Темиртау и других регионах СССР

Gogi Lortkipanidze георгий настенко Это (мечтательные вздохи), в основном, все же после 64-го. Хотя, разумеется, не все так однозначно. С одной стороны Хрущев (по слухам и пьянке) вообще как-то хотел грузин выселить (правда, я это себе с трудом представляю, не то было уже время для подобных фортелей, но мало ли что... во всяком случае, такие слухи распространялись), с другой - именно в годы хрущевского правления спорт, наука и техника Грузии, городская инфраструктура Тбилиси, получили мощнейший толчок. Полностью электрофицировали жд, научные институты открывались почти "пачками", построили атомный реактор в Мцхета, Дворец Спорта, стали чемпионами СССР по гантболу и футболу (хотя Ташкентский матч было уже после снятия Н.С.) и чемпионами европы по баскетболу, и вообще - много чего понастроили...

Gogi Lortkipanidze И у нас появилась в 1962-м первая грузинская чемпионка мира по шахматам :)

Сергей Ткачев стоило высунуться с мировоззренческими з0аявами месяц назад, как сразу того. тенденция.

Фото Рачика Азизяна.

Рачик Азизян

Игорь Дейч Не важно это. Сейчас вот по Р24 льется поток дерьма на СССР времен Сталина в ее исполнении. Замешано под соусом "воспоминаний".

Сергей Ткачев Вот именно! А дочке следовало бы раньше честно рассказать, чем ее папаша занимался в репрессиях, в войну, в ту же "хрущевскую оттепель". Не сказала, вовремя - сейчас пойдет с папашей отвечать за его грехи, не за Сталина. А то все предпочитают за Сталина отвечать, а не за свою подлость и родного папеньку.

Этот небольшой срез... в том числе и местечкового мировоззрения. Сразу видно, что единственный кавказский мудрец, имевший мировоззрение на уровне русской нации, был Сталин. А вот кем бы ни был Хрущев по этническому происхождению, он никогда не имел никакого мировоззрения, кроме самого паскудного и местечкового.

Чего ради вылезла эта Рада о себе напомнить... это ее дело. Но ни разу не пригодилась сама даже в том плане, чтоб от папашиной подлости впечатление исправить. Но вылезла в качестве такой местечковой "дворянки" права качать, давно не соображая, что весь анализ уже сделан и выложен.

Рада Аджубей живет тихо, политикой особо не интересуется: теперь уже в силу возраста, хотя перестройку в свое время восприняла с восторгом, видя в ней новый виток политики, которую проводил когда-то ее отец. Из коммунистической партии она вышла по идейным соображениям после ГКЧП. Но в остальном она никогда не была политически активной, занимаясь больше семьей, работой, а людей оценивая по их личным качествам, а не по политическим убеждениям.

«Я присутствовала, когда позвонил Брежнев.

И Никита Сергеевич с ним разговаривал по телефону и сказал, что у меня к вам одна просьба – пожалуйста, не трогайте детей. Тот сказал: «Да нет!» Можно было догадываться по репликам. «Нет, нет, что вы! Все останется как есть». И надо сказать, Леонид Ильич в какой-то момент меня потряс тем, что он отслеживал лично и ему докладывали о моей судьбе. Значит, слово было дано, и все… Когда уже Леонид Ильич был, с моей точки зрения, что я видела на экране, в полном маразме, приезжал очень большой чин, как мы потом узнали, это был Кекконен. Президент Финляндии. В разговоре с Брежневым (потом нам с Алешей рассказали) он спросил: «Ну а как тут Аджубей живет, а как Рада Никитична? Она же вроде главный редактор журнала „Наука и жизнь“? „Нет, она зам. главного редактора. Все в порядке, живут нормально, хорошо“. Это меня потрясло тогда».

(Рада Аджубей в эфире «Эха Москвы»)

Но Алексея Аджубея, конечно, сняли: он занимал слишком значимый пост, да и в договоренности Хрущева с Брежневым о нем речи не было.

Сам Хрущев пережил произошедшее очень тяжело. И главным образом его подкосило предательство товарищей по партии. А поддержать его первое время было особо некому – Нина Петровна в то время как раз была в Карловых Варах и смогла приехать только через месяц, поскольку от нервного стресса слегла с приступом радикулита. По иронии судьбы в Карловых Варах они были вместе с Викторией Брежневой, и Нина Петровна даже наивно сказала ей, узнав об отставке мужа: «Ну вот, теперь вы будете приглашать меня в театр». Та промолчала, а потом приехал Новотный и рассказал, что происходит и в какой они теперь будут изоляции.

«Его вызвали не к Брежневу, а кто-то с ним разговаривал, Косыгин и кто-то еще, я уже не помню. Косыгин разговаривал с ним безобразно, кричал на него и говорил: „Вас все ненавидят! Если вы сейчас выйдете на улицу, вас в клочья разорвут. Да вы такой, вы сякой! Вот вы хотели нас пересадить на „Москвичи“, наш большой либерал. Вот мы вам и дадим! Вот и ездите на этом „Москвиче“. Какая-то мелочность, честно говоря».

(Рада Аджубей в эфире «Эха Москвы»)«Вот когда я вижу, наблюдаю все эти процессы, я и думаю, что в тот момент это было, может быть, в чем-то проще, а в чем-то намного сложнее, что это был его главный поступок в жизни. И не только как государственного деятеля, но и человеческий поступок, безусловно… Я была на круглом столе, где высказывались разные умные люди и кто-то высказывался из историков, из политологов, я думаю, что человек этот был прав. Люди живут очень плохо…

И им кажется, что уже все равно, пусть лучше будет порядок. И бог с ней, с этой самой свободой».

(Рада Аджубей в эфире «Эха Москвы»[8])

В интервью от октября 2004 г.  Рада Аджубей: Отец Крым отдавал на моих глазах, она не только рассказывает, как совершенно неграмотный, наглый тип - запросто рушит государственные основы. Нисколько, конечно, до сих пор не поняв, чем занимались с папашей. В том интервью для меня лично был интересен абзац после простых (даже слишком примитивных) пояснений по Крыму (без учета истории, традиций... даже элементарной культуры... типа "так надо!" и все).

Так вот в следующем абзаце о внезапно появившихся диссидентах... торчит неразъемным шаблоном этот уголовный прием, которым попользовались и без Хрущева и какой-то "оттепели" местечковые "оппозиционеры" в ноябре 2011 года, устроив во многом неожиданный кипеж "верните нам выборы!"

Но... посмотрите, как за короткое время резко изменились обстоятельства. Раду Аджубей решили подпиарить на животной ненависти к Сталину (хотя всю жизнь паразитировала в качестве редактора журнала "Наука и жизнь", т.е. на созданной Сталиным и Берия науке)... а через две недели старушки не стало.

И все только потому, что все акценты за это время были уже расставлены, вся работа, помимо издательства "Наука и жизнь" и других "источников финансирования" была проделана. Рада Аджубей ведь вышла не на ровном месте, старушку выпихали в духе конца 80-х "раскрывать глаза". А с чем? Все с тем же враньем?..

Понимаете? Все это кипело бы гниющим перегноем по сей день. Они только не учли,  что все будет сделано намного раньше, качественнее, без тех финансовых потоков, которые они вылезли крышевать.

Вот здесь можно посмотреть, каким образом настоящая литература является прерогативой нации. А вовсе не представляет собой атавистический отросток на теле общества, отчего-то ни разу не пригодившись даже тем этносам, ради которых чирикалась.

Кстати, я повсюду расставляю чисто свои слова... из-за психологического давления, когда на меня орала всякая шваль: "Это - ваши слова?" Так вот есть и чисто мои слова, которые начинают вылезать у граждан... из разных мест. Это... как барий при рентгене... или как пометка на деньгах, да?

Вот сейчас повсюду вылезает это словечко "чирикать", - то есть, говорить слова без смысла, без связи с критериями нравственности, нести бесстыдную ложь. Это слово-маркер. Хочет этого кто-то или нет, но как только он решит почирикать, так сразу непременно поставит это слово-маркер.

Из свеженького.

Юнна Мориц  12 ч · ЗВЕРИНЕЦ

О, Господи, после разгрома Ирака и Ливии
Они возомнили, что чище других, справедливее,
И властвовать могут, своим превосходством гордясь!
А русская девочка их раздражает улыбкой,
Плывя за своим серебром олимпийскою рыбкой, -
Она не настолько чиста, чтобы вляпаться в грязь
Бомбёжек Белграда, Багдада, поэтому надо
Её затравить, задавить, как исчадие ада, -
Россию изгнать отовсюду, она не чиста,
А чистые страны открыли кровавые краны
И с воплем "диктаторы! вы - мракобесы, тираны!"
Летят они грабить, громить, не страшась ничерта.

А девочка русская (с опытом жизни в Америке!) –
Талантом, улыбкой она довела до истерики
Зверинец, рычащий, свистящий от злобной тоски,
Что девочка не отреклась от российского флага,
Что в девочке живы российская честь и отвага, -
За это зверинец готов её рвать на куски!
Зверинец рычит, что Россия – исчадие ада,
Где допинг везде – от картофеля до шоколада,
Где допинг – в еде, и в воде, и в воздушной среде,
Но допинг во флаге России – ужасная штука,
С которой бороться должна мировая наука,
Чтоб не было этой России, где допинг – везде!

Пишу эти строки на допинге белой бумаги,
На допинге синих чернил и серебряной влаги,
В которой улыбка на допинге глаз и очков,
За окнами – допинг божественной зелени, парка,
Где допингом солнца пропитана живопись ярко
И райские яблочки допинг румянит с бочков!
Здесь допинг – везде, он щебечет, чирикает рядом,
Плывёт облаками, сверкая небесным нарядом,
А ночью на допинге звёздном работает связь,
Которая держит поэтство на допинге дерзком,
Как песни Гомера, где всё – о людском и о зверском,
Как вся современность, из древнего мира струясь.

Igor Gontmacher Wir werden alle nicht jünger.

Vera Lirik Русская кровь - самый большой допинг!

Yuriy Variman Убогость русских понтов.

Sergey Sarajyan Просто Блестяще!!!!!

Ирина Дедюхова а в творческом и поэтическом плане - полная жопа. про мировоззрение не говорим... такое не лечится.

Даже и не знаю... куда ж здесь воткнуться с шестикрылым серафимом? Кому он в этом раскладе нужен? Они же все сами все без серафимов понимают. Им читателю надо вдолбить то... что якобы самих озарило.

Только вот почему-то в озарениях нет никакого нравственного начала. И никто отчего-то не может объяснить, где был в то время, когда вообще-то молчание являлось откровенной подлостью.

Спрашивается, а где была та же Юнна Мориц раньше? Радовалась, пока страну расчленяли и рушили судьбы настоящих инженеров и ученых? Ну, типа это неважно! А вот ее "борьба" с Америкой один на один и в зреной ненависти к каким-то "русофобам" - это просто... обосраться. В данном случае и других эпитетов не найти.

В таком же анабиозе где-то прибывала и "поэт и прозаик" Марина Кудимова. Тут подгадала, выскочила с рассказом о переживаньях... успела!

Осознание потери ещё не до конца пришло, человек только отбыл "в ту страну, где тишь и благодать". Ясно одно: ушла эпоха. Фазиль Искандер был не просто знаковой фигурой в литературе и общественной жизни. Это был мудрый человек, который всегда взвешивал свои слова, никогда не говорил всуе и никогда не говорил просто для того, чтобы говорить.

Он, конечно, был настоящий кавказский мудрец.

Характерная особенность двух судеб — абсолютно разных писателей, которые составляли два крыла позднесоветской литературы, — Валентин Распутин и Фазиль Искандер. Обоим не было дано творческого долголетия. То есть их жизнь продолжалась значительно дольше, чем их писательство. Как известно, Толстой писал до последнего дня. И многие великие писатели были награждены этим: сколько жизни, столько и дара.

А Валентин Григорьевич и Фазиль Абдулович замолчали достаточно давно. И мы вряд ли сможем когда-нибудь оценить этот подвиг молчания. Для писателя нет ничего страшнее, чем немота. Но молчание писателей мирового уровня — это весомая единица, вполне сопоставимая с их произведениями. Когда умолкают такие титаны, это свидетельство того, насколько не в порядке наше общество. Эта тишина стала предвестием распада, предвестием колоссальных испытаний, которые Россия перенесла в конце XX столетия.

Когда немота продолжается месяц — это драма для писателя. Мало кто с ней справляется. А они так же достойно справлялись с молчанием, как и со славой, как и с огромным литературным успехом. Но иногда качество молчания выше качества слова. А Фазиль никогда не говорил ничего случайно, ни одной фразы не произносил просто так. О России, которую он беззаветно любил, которая дала ему язык, которая определила его место в литературе, он сказал много и горьких слов, и высоких слов. И это ещё не осознано нами. Всё, что он высказал о всех нас, нам ещё предстоит осознать. И молчание его было вещим.

Искандер — человек двадцатого столетия, но книги его не потеряли ни грамма актуальности и литературного значения. Он встанет в один ряд с Томасом Манном, с Владимиром Набоковым, Уильямом Фолкнером.

Кроме всего прочего, Фазиль Абдулович — уникальный стилист. Сегодня литература теряет стиль. Как говорили французы, стиль — это человек. Соответственно, литература теряет человечность, свою гуманитарную миссию. Искандер, без всякого пафоса, стоит в ряду последних писателей-гуманистов. А если закончится гуманизм в литературе, то и сама литература закончится. Но пока будут читать Фазиля, этого произойти не может, потому что и любого отрока, и любого взрослого человека "Сандро из Чегема" делает лучше, выше. Это сага о нашей общей жизни, о возможности всех людей жить в мире и согласии. Это и есть гуманистическая основа литературы, которую оставил после себя Искандер.

Очень будет без него пусто. Это зияние никогда не зарастёт. Я не знаю, когда русская литература ещё наберёт такую высоту, которую набрали Искандер и Распутин.

Сама Марина Кудимова тоже от страданий пока не оправилась. Типичная биография советского иждивенца у нее трагически обрывается... на самом взлете. Вот никто (начиная с меня) не помнит ее творческих "находок", ее саму нашел в капусте Евгений Евтушенко. И настолько он ее нашел замечательной, что накануне всеобщего раскардаша она становится секретарем Союза писателей СССР.

Тут можно... избушку на клюшку, мол, "жизнь удалась!", а не тут-то было...

 Мари́на Влади́мировна Куди́мова (род. 25 февраля 1953, Тамбов) — советский и российский писатель-поэт, переводчик, публицист. Член Союза писателей СССР с 1988 года. Член Союза писателей Москвы.

Родилась в семье служащих. Начала печататься в 1969 году в тамбовской газете «Комсомольское знамя». В 1973 году окончила Тамбовский педагогический институт.

Открыл Кудимову как талантливую поэтессу Евгений Евтушенко.

« На ранней поре „тамбовского сидения“ я получила письмо от Евгения Евтушенко, — сообщает Кудимова. — Он хвалил мало, но вдохновил собрать рукопись и участвовал в её прохождении по коридорам. Долго меня этой поддержкой запугивали недруги Евгения Александровича, но ничего страшного не случилось. Я брыкалась и сопротивлялась изо всех сил, а теперь тяжело переживаю расхождения — во времени и пространстве, а не в убеждениях. »

С 1988 года — член Союза писателей СССР. В 1991 году стала секретарем Союза писателей СССР.

Первая книга стихов «Перечень причин» вышла в 1982 году, за ней последовали «Чуть что» (1987), «Область» (1989), «Арысь-поле» (1990). В 90-е годы XX века Марина Кудимова публиковала стихи в журналах и альманахах «Апрель» (№ 2, 1990), «Волга» (№ 7, 1990), «Столица» (№ 41/42, 1991), «Кредо», «Континент» (№ 74, 1993; № 88, 1996), «Новый Мир» (№ 9, 1994; № 7, 1998), «ДН» (№ 8, 1995), «Знамя». Переводит поэтов Грузии и народов России.

В свою очередь, произведения Марины Кудимовой переведены на английский, грузинский, датский языки.

« Кудимову читать — как собственный мозг перепахивать… Это стихи не для чтения, а для вчитывания. С веселой амбициозностью она может сравнивать себя с Пименом шекспировского уровня: «И веду я дознание воли народа / По шекспировским репликам в очередях!» Она не стесняется пророчествовать о народообразующем значении великой литературы, по которой мы стосковались: "И промыслы отхожие / В единую строку / Сведут лишь слово Божие / Да «Слово о полку…» Но в этих стихах — и естественное бурление страстей, не всегда поддающихся даже авторскому анализу. Такое чувство, что Бог дал Кудимовой огромную энергию и порой она сама не знает, что с ней делать. »

Так пишет о поэзии поэтессы Евгений Евтушенко в своей антологии «Десять веков русской поэзии». Здесь же поэт приводит автобиографический рассказ самой поэтессы и о своих корнях, и о близких, дорогих её сердцу людях, и о своем вхождении в большую литературу.

До 1995 года еще пиликала ни об чем, потом бы надо хоть слово сказать... первая чеченская война, а она к "Знамени" пристроилась. "Кредо" и "континент" приказали долго жить... советским брендам, которым она ведь моментально изменила и переметнулась.

Тем, что вообще живы все эти советские "толстяки", мы ведь не Марии Кудимовой обязаны, не тому же Искандеру. Это ведь по падению тиража очень примечательно. Его остатки - и есть верность не просто читателей, это... все то же голосование за прежнюю конституцию, голосование за сохранение страны, ее истории, культуры... Это отчего-то упорно отказываются понимать сами... паразиты на Великом и могучем, облепившем все подходы с партийности в литературе.

Но... стоит отметить, что с самой Кудимовой никто "подвигов молчания" не требовал. Просто у нее совести не было, вот и помалкивала, о чем честный человек был обязан сказать тогда, а не после всех.

Посмотрим, каким образом оплачивались "подвиги молчания" Фазиля Искандера.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Фазиль Искандер (слева)

Награды и премии

орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 марта 1999 года)[8]

орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 марта 2009 года)[9]

Государственная премия СССР (1989) — за роман «Сандро из Чегема»

премия Правительства РФ (26 декабря 2011 года) — за книгу «Избранные произведения»

Пушкинская премия (1993)

Серебряная монета «Фазиль Искандер» номиналом 10 апсаров из серии «Выдающиеся личности Абхазии»

Государственная премия Российской Федерации (1994)

Государственная премия Российской Федерации — за вклад в развитие отечественной литературы (2014)[10]

премия «Триумф» (1999)

орден «Честь и слава» I степени (18 июня 2002 года, Абхазия)[11]

Почётный член Российской академии художеств[12]

В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 г.

В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров.

КАк видим, премии получал регулярно, грех жаловаться. Публиковался, несмотря на угасание читательского интереса и падение тиражей - вполне регулярно.

Стихи

  • Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957.
  • Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959.
  • Зелёный дождь. М., 1960.
  • Дети Черноморья. Сухуми, 1961.
  • Молодость моря. М., 1964.
  • Зори земли. М., 1966.
  • Летний лес. Стихи. М., 1969.
  • Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987.
  • Стихотворения. М., 1993.

Проза

  • Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8. (повесть высмеивает «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию)
  • Запретный плод. М., 1966.
  • Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4.
  • Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5.
  • Дерево детства. М., 1970; 1974.
  • День Чика // Юность. 1971. № 10.
  • Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. — 1977 (урезано цензурой на две трети); полный текст вышел в США: Ann Arbor, 1979 и 1981, в СССР полностью в 3-х тт., 1989 (цикл новелл о старом дяде Сандро из горной кавказской деревни, образ которого близок персонажам абхазского фольклора. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия, а даются в сатирическом ключе эпизоды из разных времён от предреволюционных до современных.)
  • Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973.
  • Под сенью грецкого ореха. 1979.
  • Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22); вошёл в роман «Сандро из Чегема» (Гл. 23. 1989). (Описание любовных приключений Берии)
  • Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987.
  • Защита Чика. 1983.
  • Большой день большого дома. Сухуми, 1986.
  • Избранное. — М.: Советский писатель, 1988. — 576 с. — 100 000 экз.
  • Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6.
  • Стоянка человека. 1990.
  • Человек и его окрестности.
  • Тринадцатый подвиг Геракла.
  • Софичка. 1997.
  • Незваный гость. 1999.

Фильмография

Как видим, и на Сталине, и на Берии оттоптался... Топтался бы до сих пор (вместе со многими другими, писавшими страшилки), но я вот засомневалась. Зная, что Берия был инженером-строителем, а кроме основной работы до двух ночи еще и занимался проектированием зданий и сооружений, высказала ба-альшие сомнения по приписываемым ему сексуальным подвигам на ниве.

Да ни разу не встретила мужика, который бы в этом плане был способен на что-то существенное в постели, после... десятой доли того, что отпахивал бобиком за день Берия. Это ведь сочинять может только импотенская плесень, не способная ни на что, кроме пассивной гомосятины.

Но... сказать, что Искандер прям героически помалкивал в тряпочку... уже высказав все про любовниц Берия и ночей Сталина... в духе ночей Кабирии... было бы не совсем честно. Там у них творческий тандемчик с женой образовался. В духе маразматички Юнны Мориц.

Отметив золотую свадьбу, весной 2011 года Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».[6]

Название не ошеломило, если честно. Как-то пришлось побывать сразу на трех юбилеях этой арбатско-кавказской (чисто "кюльтурной", канешна) диаспоры. Не стану говорить про "дворянство", хотя именно такие потуги наблюдались в попытке моего приобщения.

Так вот все они там ныли этот нафталин... Нани Брегвадзе и потрепанный Мимино... Снегопад-снегопад, не мети мне на косы...

Короче, меня это все нисколько не вдохновляет. Знаете, если я такое же начну... можете меня спокойно пристрелить. Ну, потому что эту хрень без псориаза и нервного срыва выдержать невозможно. Тут и подумаешь, что лучше б они геройствовали, не вываливая этот снегопад на публику.

А вот для затравки следующего шага, вместо снегопада и маразма... давайте, попробуем осмыслить такой нафталин.

Согласно толкованию Антония Великого,

Серафим, котораго видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвертое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.

Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого

Окончание следует...

Читать по теме:

©2016 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

32e96ea8bb23b6681436ae80362bbd96

Комментарии (2) на “Нафталин. Часть IХ”

  1. LLIAMAH:

    Куди́мова «И веду я дознание воли народа / По шекспировским репликам в очередях!» Это же полный, извините, 3,14…ц. Прямая речь о себе, любимой, в качестве сотрудника органов. Берега совсем потеряны…

  2. agk:

    Думаю «подвиг молчания» хороший бренд (исходное значение слова — выжженное клеймо на скоте). У многих он выжжен на лбу.

    Из искандеровских призведений я помню один рассказ.

    Кум зашел ко мне, и мы пошли в сарай, чтобы выпить вина. Начал идти снег. Мы с кумом пьем вино, а снег идет, вот уже по пояс насыпало. А мы в сарае пьем вино. Вот уже до крыш засыпало дома — а мы пьем вино. Вот вся земля покрыта снегом, нет городов, деревень, дорог, а мы пьем вино. Стихи в прозе. Очень душевно.

    Надо отметить, что даром этот человек обладал. Но, подобно многим, уловил конъюнктуру во время perestriyka and glasnost, стал сочинять на заданную тему, и все — «проходы закрыты». Остался подвиг молчания.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2022 (37)
  • 2021 (27)
  • 2020 (40)
  • 2019 (58)
  • 2018 (80)
  • 2017 (90)
  • 2016 (104)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация