Матрица. Часть I

Ну, конечно, раз уж этот год для нас начался с фразы «Следуй за Белым Кроликом!», все догадывались, что речь непременно зайдет о том, «глубока ли кроличья нора». Представьте себе, у меня даже периодически интересовались, скоро ли на мониторы страны выйдет статья, посвященная фильму «Матрица».

Да и как не отдать должное своеобразной эстетике первой части, где каждый, кто начинал для себя путь в виртуальные миры в начале 90-х, может с ностальгией припомнить  картинки цифровой изнанки всем знакомого интерфейса. А уж это знаменитое «тук-тук», что могло произойти (и происходило со многими) только в

Norton Commander

...

Фильм «Матрица» является для меня примером того, как люди, прикасающиеся к чему-то настоящему, живому, пытаясь оставаться при этом предельно честными, — вдруг делают то, что крайне необходимо в тот момент для всех, поднимая свою работу на уровень настоящего искусства.

Настоящее искусство всегда меняет жизнь вокруг, поскольку меняет мировоззрение людей. Наш мир был бы совершенно другим, если бы в нем исчезли, а вернее, никогда не появились бы шедевры итальянского Возрождения. В этом случае мы бы точно чувствовали и мыслили иначе.  Причем, далеко не все из нас увидят полотна Сандро Боттичелли, не все о них даже знают, - но мы ежедневно сталкиваемся с людьми, которые о них знают. Это неизбежно накладывает отпечаток и на нас.

В начале нулевых годов на литературном форуме один из юзеров под ником "грязный реалист" взорвался в мой адрес невероятно смешной тирадой, которая впоследствии вошла в предисловие к первому изданию романа "Повелительница снов", где почти целиком приводилась лента комментариев этого сетевого обсуждения.

Что мне нравится в фанатах Дедюховой, так это их нерассуждающая преданность, эта их истовость, почти религиозная: ничего вы с этим не поделаете, фарисеи и книжники, это уже произошло, Дедюхова уже явлена миру! Да, жалкие завистники, вы можете, конечно, цепляться за полы ее одежды, можете трусливо гавкать из подворотни, пытаться смешать ее с навозом. Но — ничего у вас не выйдет! Истина уже воссияла, и человечество никогда, НИКОГДА УЖЕ не будет прежним.

Чем она их опоила, интересно? Мне бы того же самого, как в том анекдоте.

Один этот комментарий выдавал в нем литературно одаренного человека. Он отнекивался от уговоров окружающих не судить о романе, не прочитав его, активно (и, признаться, весьма остроумно) упирался, эффектно клялся, что никогда и ничего не станет читать из "этой Дедюховой"... поскольку в то время литература на русском и для меня стремительно приобретала черты напористой базарной бабы - так, что я тогда в сердцах даже как-то заметила, что, если бы меня расстреляли со всеми женщинами-писательницами, я бы знала, что погибла не напрасно.

Поэтому я даже понимала его возмущение... но меня тогда поразило, что, используя ветхозаветные аллюзии, он не знал, что настоящее искусство именно так и действует, навсегда изменяя лицо мира. Если оно ничего не изменяет, не влияет на человека с нездешней силой, глубоко перестраивая его внутренний мир, - это не искусство.

Мне было странно, что этот мужчина, филолог по образованию, считал, будто русскую литературу действительно можно сделать профессией - до того, как она сама пожелает стать твоей судьбой. И большую часть жизни, пока такие, как я, в качестве советских инженеров выполняли и перевыполняли план и социалистические обязательства, - он считал, будто ему действительно можно будет "просто писать книги", издавать их, "делая себе имя" - но при этом ничего не менять вокруг, не замахиваясь в жизни более чем на парочку высокомерных одобрительных реплик "сильных мира сего", выслушанных с нижайшим почтением.

Разве матрица, ласково пестовавшая его в качестве птички-говоруна, в качестве "избранного", чтобы не заговорили такие, как я, так уж его не устраивала?.. Он ведь даже не испытывал толики сомнения, что, раз при поступлении на филологический не сдавал физику, то может говорить вместо тех, кто ее все-таки сдавал! Имеет право.

И это "право" давала ему бумажка-диплом и распределение в газетку с высокой целью - воспитание нового человека. Чтоб все "старые человеки" - выполняли план и не квакали. Чтобы его самого... не запставили работать так, как приходилось вкалывать нам. Нет, вы только преставьте эту несметную прорву нахлебников, разведенных в совке на питательном бульоне из нашего пота, - только затем, чтобы навсегда отучить нас говорить.

Возле него не капризничали "гегемоны" и "авангарды всего общества", в точности на такой же манер решившие, что можно подключиться к матрице советского производства - и ни за что не отвечать, вышибая в месткоме "положенные от госудрства" и "грантированные Конституцией" материальные блага.

Они тогда твердо решили "просто жить", "просто работать", довольствуясь в реальности ролью "нашего простого народа", благосклонно принимая виртуальные заигрывания "старших товарищей по партии" посредством агитационных плакатов. Они старались особо не задумываться о том, что творится вокруг, и были вполне уверены, что как раз их от матрицы не отключат, не совсем понимая, в каких целях давно уже используется их "класс пролетариата".

А "грязный реалист", наверно, считал себя... этаким "пролетарием пера", "выразителем воли и чаяний народа". В "грязной реальности" он был советским провинциальным журналистом из крупного сибирского города. По-моему, он даже был редактором какой-то ведомственной газеты. Продлись советский период подольше, я уверена, что он сделал бы себе карьеру, как многие его коллеги, подключенные к матрице советской журналистики, освещавшей/освящавшей "свершения социализма".

По крайней мере, он бы за государственный счет поездил по миру, повстречался бы с людьми, пожал бы им руки... рассказал бы о советском образе жизни... Но старался бы в своих публикациях не отходить от "линии партии", высмеивая ее под водку с друзьями после работы. И смысл бы всех этих кухонных перепирательств и "жарких споров" сводился бы к тому, что все партийные цензоры, чьи желания он беспрекословно выполнял в рабочее время, - тупые, бесчувственные и от рождения склонные к пресмыкательству. Эти люди  заставляют его, во всех отношениях куда более таланливого, думающего и тонко чувствующего - писать статьи-болванки на производственную тематику с цитатами из речи Брежнева на очередном съезде КПСС.

А в душе он лелеял мечту написать роман, Книгу с большой буквы, в которой отразил бы все свои "размышления о жизни". Нечто в модной  тогда манере Сергея Довлатова: "бла-бла-бла... я опять устроился на работу, пересилил отвращение...   бла-бла... подключился к матрице, хотя очень ее презираю... бла-бла... все дураки, а я один - умный...    бла-бла... возможно, даже избранный...   бла-бла...  не зря у меня столько знакомств...   бла-бла... опупеете, когда узнаете, с кем я еще на днях признакомился...  бла-бла...   очень раздражает тупой и пьющий русский народ... бла-бла...   умному терпеть чужую глупость унизительно, поэтому я напился, как свинья...   бла-бла...  подвернулась бабенка с претензиями на интеллектуальность...    бла-бла...  не помню, смог или ничо опять не получилось...   бла-бла... проснулся рылом в грязи...   бла-бла...  потому что в России иначе жить не по-совести".

Не стану фантазировать, каким образом все они участвовали (так или иначе) в уничтожении советской матрицы, без которой, как тут же выяснилось, жить они вообще-то были не приспособлены. Ясно же, что в "эпоху гласности" они оторвались по полной программе. почувствовав на мгновение себя чем-то вроде "четвертой власти".

Однако в начале нулевых в каждом их слове сквозили озлобленность жизненными обстоятельствами и разочарование в жизни, поскольку Путин первый избирался с помощью дозированной подачи своей персоны через телик и через проверенных людей вроде Сергея Доренко. Иначе было просто нельзя. Путин - являлся типичным "продуктом системы", тем самым "новым человеком нашего времени" с полностью выхолощенной личностью и примитивными задачами микроуровня. Поэтому в его случае был недопустим тесный контакт с электоратом, на котором предвкушала хорошо "навариться" эта самая "четвертая власть".

На телевидении возникла матрица для очень узкого круга лиц. И к ней, работающей на благо еще более узкого круга "настоящих избранных" в преддверии очередной полу/виртуальной имитации выборов,  никто не собирался подключать армию редакторов ведомственных газет, намереваясь навсегда покончить и с матрицами самих ведомств. В отличие от показательных выборов 1996 года, когда "пошли в дело" не только самолеты, набитые артистами, но и все, кто хотя бы чуть-чуть умел писать, - выборы 2000 года прошли кулуарно, деньги уже крутились совершенно в других местах.

И вот в таком сумрачном настроении мэтры, подобные "грязному реалисту" выходят в сеть, где еще вчера ничего и не шебуршалось под ногами, все едва шевелилось в ожидании давно аннонсированного шедевра, а... тут - бац! Поезд ушел!

Он же искренне рассчитывал на окончательное и бесповоротное расслоение общества на момент «профессиональной ориентации» в 17 лет. Забывая, что и поэзия является лишь этапом при подготовке к прозе, к которой Пушкин, к примеру, пришел лишь в «кризисе среднего возраста».

Впрочем, они в своей матрице много забыли, успев высмеять на своих кухнях и некоторые основополагающие вещи. Никогда не замечали, что многие вещи, стоит над ними повеселиться от души - навсегда уходят из жизни? Поэтому следует знать, над какими вещами смеяться следует, а над какими - циничный смех не только неприличен, но самого тебя может лишить в жизни тех вещей, на которые ты по наивности/глупости очень рассчитываешь. Но стоит поддержать чье-то утробное ржание... и адью!

Помню, как эти господа подняли меня на смех, когда я сделала им чисто техническое замечание, дала бесценный, по сути совет: "Русская проза не пишется без любви к России!" Но они слишком долго пили водку в кухонных посиделках советской матрицы "партийности в литературе", ломая себя под "социалистический реализм"... понарошку, лишь бы никого не затронуть за живое. Они считали, будто русскую прозу можно писать и за рубежом, подключившись к совсем другой матрице, но ведь лишь бы подключиться, а не думать о хлебе насущном. Вот у Бродского, Довлатова и прочих — что-то ведь «получилось». Более всех, конечно, «получилось» у Набокова, раз ему такие деньги отвалили.

В них настолько превалировало желание немедленно войти в ту же воду, успеть пристроиться хоть к какому-то куску рушащейся вокруг матрицы... что было совершенно не досуг взглянуть на себя со стороны. А с моей стороны, со стороны провинциальной дамы, никогда раньше не рассчитывавшей одной тянуть на себе все заявленные достижения и цели большой русской прозы... они выглядели достаточно жалко.

Причем, во мне-то из каких-то прошлых жизней намного прочнее вдалбливаемых в совке «принципов построения бесклассового общества» сохранились твердые убеждения, что общество все равно разобьется на классы, поскольку в любом обществе окажутся элементы, которым просто удобнее быть люмпеном или вообще «деклассированным элементом». А уж как разбивает на «классы» выбор профессии, я могла вполне убедиться на собственном опыте.

Понимая, что филологическая матрица мне абсолютно чужда, я отправилась туда лишь «на время», чтобы задать некий уровень... потребительского спроса, что ли... Поскольку обнаружила, что впервые в России общество оказалось без нравственной опоры русской литературы — в переломный момент смены общественных формаций.

Наверно, у меня при этом были чисто инженерные иллюзии. Мне казалось, что этот разложившийся сброд можно организовать для выполнения «производственных заданий» так же, как каждый инженер-строитель организует различный сброд на строительной площадке. Я полагала, что к нам на стройку приличный человек еще и не пойдет, что к нам приходит куда более отсталый сброд, чем тот, который выкормила советская матрица в качестве образованщины филологов.

На момент издания "Повелительницы снов" я не еще не предполагала, что мое внедрение в филологическую матрицу отнюдь не закончится «остроумными замечаниями», выявляющими уже сданные позиции. Эти господа явно не рассчитывали, что кто-то может покуситься на их мирок с жестко очерченной кастовостью, иерархиями и приоритетами. Похоже, они все полагали, что «избранность» в занятой ими матрице на самом деле определялась полученным дипломом, связями и знакомствами. Они так и не поняли, что все это для них закончилось, как только они не выполнили своего предназначения, но поучаствовали в разрушении системы, продуктами которой являлись.

Сколько раз я потом видела, как они пытались насильно подсадить обществу жучков. Действуя уже самостоятельно, без партийного начальства, столь презираемого ими на советских кухнях, лишь на автомате «внутреннего цензора», из самооправдания, из презрения к "нашему простому народу", - они пытались следовать прежним принципам — от одной PR-кампании к другой... все дальше в стол задвигая планы на Книгу с большой буквы. Ага, с непременной "болью в сердце".

И тут сталкиваются с книжкой, написанной в качестве... первой пробы, небольшой разминки. Признаться, я вообще считала, что написала книгу, чтобы «всех повеселить», вернуть стремительно утрачиваемый всем обществом вкус к чтению. Нисколько не рассчитывала на ощетинившиеся штыки, на какие-то истерики, обвинения... О! Филологическая матрица сразу поняла с чем имеет дело в моем лице. И больше всего мне запомнился этот момент последовательного предательства, когда от меня отходили люди, отлично знавшие, что уходят «чтобы выжить» - туда, где нет ни воздуха, ни пищи... их душе.

Они понимали, на что обрекают собственную жизнь, профессию, читателей... считая, что это я погибну без их матрицы. Но никто из них ни минуты не сомневался, что делает это все из шкурных интересов, из мелкого честолюбия, из личной подлости. Вовсе не из любви к русской литературе, а уж тем более — не из любви к России. Там присутствовала такая жалкая, мелкая, позорная и унизительная... любовь к себе самому, что я никогда никого из них не упрекала в непорядочности. Разве что... иногда.

* * *

Начиная какую-то вещь, никогда не знаешь, во что это выльется. Вернее, всегда кажется, будто ты точно знаешь, но как только ступаешь на путь моделирования некого отражения реальности, - то (если с него, конечно, не свернешь в коммерческих или шкурных соображениях),  всегда получишь куда более детальное и живое отражение, чем это тобой предполагалось изначально.

Для этого надо, конечно, с достаточной долей жестокости отнестись и к себе самому. Но лишь в этом случае возникает вещь, способная не только заставить насторожиться и окрыситься всю матрицу филологов, считающих себя "избранными" лишь на основе своего собственного выбора - не работать, ничего не создавать, не позволить миру вокруг измениться.

В результате может получиться вещь, которая сама всегда пропишется в любую систему, самостоятельно найдя форму своего существования, меняя не только внутренний мир каждого элемента системы, но и саму систему в целом. Способность создать такую вещь, меняющую, прежде всего, твое собственное мировоззрение,  - лично я и считаю избранностью.

Кстати, именно к такой трактовке избраннности пришли и создатели фильма "Матрица"... после трех блокбастеров, потратив уйму денег. Ага, чтобы визуализировать то, о чем тоже очень потешно кричал в мой адрес один сетевой аноним на форуме  "Русского журнала": "Вы что, не видите, чем она здесь занимается? Она форматирует пространство под себя!"

Если все же вернуться к самому фильму, о котором написано уже очень много... ерунды, в нем можно обнаружить ряд... гм... визуализированных деталей, которые нам будет очень полезно обсудить. Эти детали создатели фильма включили в сценарий и изобразительный ряд картины, скорее всего, подсознательно. И такого рода «критические анализы» на них намеренно не фокусируют наше внимание.

Однажды хакер Томас Андерсон обнаруживает, что действительность девяностых годов - не более, чем виртуальная подделка. На самом деле время ушло далеко вперед, и люди, которые думают, что живут, любят и работают, в реальности погружены в глубокий летаргический сон и содержатся в специальных контейнерах, служа источниками жизненной энергии для таинственных электронных монстров.

Горстка бодрствующих отщепенцев во главе с невозмутимым гуру Морфеусом пытается разрушить зловещий морок. И Андерсон, который в настоящем мире носит имя Нео, должен стать их мессией...

Видите, как все просто? Два байта переслать! Взял и стал "мессией"... из чисто практических соображений, поскольку надо было спасти Морфеусу его черную задницу. А тут и с Тринити пошло-поехало... короче, все как всегда. Заметим, что даже в самых отвязных голливудских блокбастерах никто из героев изначально не имеет в планах на ближайшую пятницу - "спасти мир". Все как-то сао собой получается, чисто случайно.

Нынешние герои нашей "грязной реальности" - это вам не Жанна Д`Арк, которая с детства слышала голоса прямо у себя в голове и твердо знала, что как раз она-то и есть тот мессия, который всем нужен. Все же психиатрия со времен Средневековья сделала огромный шаг в своем развитии, решив, что в ее задачи входит принудительное лечение подобных субъектов от мессинианства и избавление всего общества от толп индивидов с подобной "маниакальнной навязчивостью".

А то навяжутся на шею... и тащись за ними в Орлеан. Нынешний избранный должен все сделать сам, как в фильме "Вокзал для двоих": "Сама-сама... скорей-скорей!.." Вот бы такое Жанне посоветовать, да? Потом бы хоть не пришлось этот ужасный гриль организовывать, с барбекю на площади. Свинство какое-то.

Ну, если кто-то считает, что я хватила лишку, то можно почитать, к примеру, и такое. От чего, полагаю, жучков в сознании меньше не станет, а герои фильма вряд ли станут "проще и доступнее".

Примечательно, что в Интернете есть тысячи страниц, посвященные "Матрице". Как правило, все они о компьютерах и новых технологиях. Но не о Евангелии. А ведь этот фильм — Евангельский призыв, поданный в современных категориях и образах.
(Кстати, "компьютерные" образы можно проследить в некоторых богослужебных текстах. Так часто диавол называется "запинателем", а в молитве на пострижение новокрещенного сказано о Боге, что Он создал человека очень разумно, дал ему множество органов, чувств и проч., "не запинающие друг друга". Слово "запинать" можно перевести с церковно-славянского на компьютерный сленг как "глючить".)

На христианский характер фильма намекают и имена героев: Тринити (рус. Троица); Апок (сокращ. Апокалипсис); Навуходоносор (библейский царь, забравший евреев в рабство и имевший видения). Духовный подтекст просматривается и в имени главного героя Нео (с греч. новый, в смысле "возрожденный"), а также капитана корабля Морфиуса (в греч. мифологии бог сна, который посещает людей, принимая вид человека; подразумевается хозяин духовного мира — Святой Дух).

Это я еще не привожу уже выложенные на сайтах готовых рефератов для будущих филологов - исследования "эстетики" этого фильма, определямой как кибер-панк. Самое важное в филологии - на все успеть навешать понятный им одним ярлычок.

Вслед за тем — ещё один кадр, уточняющий и углубляющий эстетический выбор: комната с одинокой Тринити за компьютером. А это уже киберпанк. То самое направление в фантастической литературе, которое очень много дало «Матрице» — её часто считают киберпанковским произведением, хотя на самом деле всё гораздо сложнее. Истинно великие, бессмертные произведения вообще не вмещаются в какие-то жанровые рамки — а ведь «Матрица», по крайней мере, первая, несомненно, великое произведение, — они всегда вне рамок; они не влезают в существующий жанр; они творят новый.

Киберпанк (англ. cyberpunk) — поджанр научной фантастики. Сам термин является смесью слов «cybernetics» (англ. кибернетика) и «punk» (англ. панк), впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.

К сожалению, наши филологи, научившиеся делать ссылочки на английский и приводить сведения о тех, кто в нашей матрице не значит ровным счетом ничего, так и не научились писать. И вряд ли научатся, поскольку давно научились переписывать. Атавистическая ветвь эволюции, вырождение.

Но для меня эта самая "эстетика" фильма дорога, прежде всего, тем... что неизменно вызывает теплую ностальгию по старым добрым нортоновским временам, которые обещали много нового, да теперь уж никогда не вернутся, поскольку и я давно уже подключилась к Матрице программной платформы семейства операционных систем Windows, созданной Биллом Гейтсом.

Думаю, у многих пользователей старшего поколения имеются свои невеселые истории того переломного момента, скорость и неожиданность которого все-таки не до конца может быть объяснена слишком уж безусловной гениальностью гарвардского недоучки. К 1996 году рухнули и мои связи среди программистов, создавшиеся годами.

Вначале покончил жизнь самоубийством человек, который был намного меня старше, с кем я начинала разрабатывать бухгалтерские программы и строительные расчетные комплексы еще с советского времени. Сам он начинал работу на больших советских машинках, возле которых ходил в белом халате, как хирург, и близко не подпуская меня в свое святилище. Еще со школьных времен я топталась у порога в машинный зал, выклянчивая у него распечатки биоритмов, гороскопов и прочих несуразностей, на которые в советские времена смотрели достаточно косо.

Потом я полгода таскала фрукты в психушку, куда нынче попытались запрятать и меня. Туда попала подруга, отличный нортоновский программист, долго сидевшая без работы, впавшая в депрессию - тоже на грани суицида. Друзья пытались устроить ее дежурным программистом в банк, для этого ей надо было пройти переподготовку для «нортоноидов», как их тогда презрительно называли.

И вот перед самым превращением в почти безмозглого (с ее точки зрения, конечно) «виндузоида» и окончательным отключением от хорошо знакомого мира, где она достигла больших высот и хотела бы развиваться дальше, - с ней и случилось то, что потом советские программисты, прошедшие аналогичную ломку, обозначат как «легкая шиза».

Понятно, что отношения человек-система никогда не отличались излишней простотой. Но эти факты все же заставляют меня здорово сомневаться, что за господином Гейтсом стоит действительная гениальность, а не обычная человеческая подлость и картельный сговор. Все же гениальность — это нечто ожидаемое всем обществом, воспринимаемое куда более органично, не бьющее, простите, воровской финкой из-за угла.

А то появляется очередной «гений всего человечества», как правило, недоучка — и начинается веселая житуха, когда вся твоя жизнь летит вверх тормашками. Ага, типа ведь мы были к советской матрице подключенные, а теперь нас ведь «освободили», бросив на произвол судьбы. Сами "освободители", непонятно с каких щей вдруг оказавшиеся "самыми умными и предприимчивыми", при этом впиваются челюстями и присосками ту же самую «плохую» матрицу, что за уши не оттащишь.

Поэтому в конце 90-х, когда молча, без истерик и психушек начали вешаться советские инженеры оборонки по обстоятельствам, куда более «непреодолимой силы»... я с легкостью преодолела в себе какие-то нортоновские предрассудки и навсегда предала свою «четверочку», освоив за пару часов "методом тыка" все "гениальности" господина Гейтса, твердо решив использовать его на всю катушку.

* * *

Вычерпанная с античности до донышка идея «иллюзорности» нашего мира - нисколько бы меня не привлекла. Каждый преследует какие-то иллюзии, весьма жестко их оберегая, попробуй тронь. У нас многие мечтают подключиться к... неким «естественным монополиям», преследуя лишь иллюзию, будто в обществе можно выжить такими «островками благополучия», подпиливая общий сук.

Вокруг полно подобных «иллюзионистов», которые радостно развеют все ваши сомнения: «Не мы такие, а жизнь такая!» При этом никто ведь в глубине души нисколько не сомневается, чем они занимаются на самом деле.

В любом человеке есть такая интересная штука, занимающая 95% его мозга, которую доброжелатели человечества все время пытаются вскрыть, как ребенок, пытающийся понять, как работает музыкальная шкатулка, какие «мальчики-колокольчики» прячутся от них за волшебной дверцей.

Папенька поставил на стол табакерку. "Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка", - сказал он.

Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

- Что это за городок? - спросил Миша.

- Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку...

И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям - не из другой ли комнаты? и к часам - не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол... Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке.

Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звездочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

- Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

- Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.

А некоторым все "по росту", они считают, что запросто куда угодно пролезут. "Как известно", у динозавра мозг был величиною с грецкий орех, у человека - башка, прям, как у мерина. Но в 95% содержимого головы - "современной медицине" ходу нет. Какая несправедливость!

Хотя я совершенно не понимаю, зачем ломать не тобою установленные барьеры, если большинство людей предпочитает упиваться иллюзиями, поддакивать чужим общественным стереотипам "для всех" (пожалуй, точнее - "для широких масс"), никак не используя и те 5% оперативной памяти собственного бортового компьютера, которые любому можно разогнать на всю катушку. Хотя бы, чтоб сделать приятнее Брюсу Бетке, стараясь развить его "кибербанк" - не только черной помадой и ирокезом на пустой маковке.

А в тех 95% процентах, которые наши славные медики научились только разрушать, сохраняется наша истинная личность или, если хотите, личина. Там же неустанно работает самописец всех поступков и... мыслей в виде ваших конечных выводов и соответствующего им нравственного выбора, - уж не в качестве «хороши будут нынче озимые!» или «как бы мне похудеть».

Там же присутствует отражение вашего «я» - в виде неизменного портрета Дориана Грея. Можно назвать это... совестью. Мы все отличаемся в той или иной мере от выданного нам свыше эталона, сравнение/сопоставление с которым происходит у нас постоянно. Поэтому не надо "ля-ля" про то, будто кто-то о чем-то "не знал", "не догадывался" или "просто обшибся малеха".

Простите, там и соображать никому не придется. Из глубин комка липоидов, до начинки которых никак не могут добраться наши славные эскулапы, - тут же следует безошибочный сигнал, насколько каждый из нас отклонился от намеченного курса. Поскольку... время, а главное, наши постоянные "отклонения от курса" - действуют на нас самым удручающим и разрушительны образом. Но как раз эталон внутри каждого... так и остается прекрасным, полным выдающихся задатков, пока (так и) не раскрытых миру талантов.

Наша совесть постоянно производит бесстрастное сопоставление наших реальных достижений и успехов — с тем, чего мы могли бы достичь, прежде всего, в нравственном развитии. Эта такая неприятная штука прямо внутри... которую совершенно не интересуют материальные тяготы этого мира. Она сама... как раз вполне иллюзорна, на лоб ее не налепишь. Поэтому пойманный за руку подлый воришка может закричать: «У вас совсем нет совести, Ирина Анатольевна!»

Глупо, конечно, следовать табу, которые у тебя там, куда и медики не доберутся. И мало кто сможет с ходу по внешнему виду определить, есть у тебя эта штука, или давно задавлена/задушена... более материальными соображениями, теснее связанными с нашей «грязной реальностью».

Поэтому, пожалуй, не стоит обольщаться «идеями иллюзорности нашего мира». Хотя бы потому, господа, что мир у каждого свой. У нас прямо в башке у каждого содержится модель Вселенной - с его личным раем и не менее индивидуальным адом. Это даже медикам известно, поэтому не имеет смысла косить под динозавров.

Фильм «Матрица» нравится мне... точностью деталировки. Возможно, сами авторы фильма не до конца отдавали себе отчет, каких тем коснутся для нас. Скорее всего, даже не подозревали об этом. 

И, согласитесь, странно получать такого рода «весточки» из-за Океана, где конец 90-х был «земным раем». С какой стати у них вдруг возник этот образ... глобальной матрицы, высасывающей соки и жизни, моделируя некую "телевизионную" реальность, навсегда  будущего население огромной страны?..  Проживающей мириады чужих жизней в выстроенном «загончике для скота» - для подключенных/заключенных...

Ведь и сама неоднократно говорила, что далеко не на все деньги можно есть самим, а, тем более, растить детей. Кто знает, кому из них перепала «не та» денежка к обеду? Деньги — отличный проводник!

Вот у нас с вами денег не оказалось для нашего блокбастера, зато некоторыми «яркими образами» по ту сторону Океана деньги отразили то, что надо было бы сказать нам, поскольку у нас с вами для этого поводов было... выше крыши. Но раз уж накипело на душе, то сказали другие, хотя никакого повода у них говорить такое вслух не было.

Сколько я бубнила почти себе под нос, что в информационной войне никакие мускулы роли не играют. Сколько я повторяла, что сдались мы не танкам и самолетам, не вражеским армиям и не полчищам инопланетян. Причем, сдались без единого выстрела, даже не соображая, кто против вас ведет войну.

Но, что там "какая-то Дедюхова"! Сколько ни говори, а ведь стрелялки от «военных писателей», разного рода боевички про «настоящих мужчин» - будут намного предпочтительнее.  Но когда Морфеус скажет, что в мире, куда мы все попали в конце 90-х — ничего не значат мускулы... это совершенно другой коленкор, верно?

Многие приходят сюда... в надежде подключиться к матрице, не так ли? По крайней мере, уж не из излишков веры в «избранного», судя по тому, кто у нас нынче фигуряет в качестве «отцов нации», возглавляет партии и движенья.

Однако повторю, что мир надо менять легитимным образом, - так, как его навсегда меняет настоящее искусство. И начало этому  проходит в снятии общественных стереотипов, жучков, «тараканов в голове». Многие полагают, что. стоит им почитать здешние "многа буков" - жучки сами собою отвалятся. Им ведь не так много и надо, они ведь и сами очень умные и независимые.

Сколько на самом деле труда стоит за отработкой каждого общественного стереотипа, сколько решительности это требует и от самого "испытуемого"... лучше всего покажет этот крошечный фрагментик фильма.

 

 

Мерзость какая... Сидит такое в башке, подцепленное еще в садике от воспиталки, мешает жить своей жизнью... пусть не в матрице, в шикарных иллюзиях собственной "значительности", - а своей, единственной и неповториой жизнью, при которой, по крайней мере, будет спокойна вечная бензопила, заключенная в 95% нашего мозга, и которая все-таки сильно отличает нас с вами от динозавров.

Продолжение следует...

Читать по теме:

©2011 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

32e96ea8bb23b6681436ae80362bbd96

Комментарии (23) на “Матрица. Часть I”

  1. agk:

    А ведь Грязный Реалист сумел правильно уловить суть дела:

    «Ничего вы с этим не поделаете, фарисеи и книжники, это уже произошло, Дедюхова уже явлена миру! Да, жалкие завистники, вы можете, конечно, цепляться за полы ее одежды, можете трусливо гавкать из подворотни, пытаться смешать ее с навозом. Но — ничего у вас не выйдет! Истина уже воссияла, и человечество никогда, НИКОГДА УЖЕ не будет прежним.»

    Здесь, конечно, применен известный прием убийственной иронии, который как бы должен все свести на нет, но он не сработал, и осталась звучать правда.

    • Человеческая психика грязного реалиста, по сути, попалась в сети игры между своими желаниями и невозможным его пониманию реальным.

      • Leo:

        Вот-вот. Особенно филологам кажется, что Дедюхова пишет вещи сомнительные, а тот, кто пытается разобраться в них — идиот, ведь у какого-нибудь Навального так все просто и ясно написано! Вот кто — истина и свет. Ну не истина, а так, истинка, маленькая такая, неопасная истина, которая жить не мешает, не заставляет работать каждый день, чтобы раздвинуть границы известного. Не спорю, кому-то Навальный удобнее Дедюховой. Но, с Ириной Анатольевной, как-то душе легче. Это той самой, которая обязана и день и ночь вкалывать.

        • Мне напоминает эта ситуация с грязным реалистом да и с Навальным то же «Двенадцать Стульяев». Как сказал Остап Бендер Кисе Воробьянинову, в лодке, когда их настигала лодка с разъярёнными любителями шахмат.

          – Господа! – воскликнул вдруг Ипполит Матвеевич петушиным голосом. – Неужели вы будете нас бить?!
          – Еще как! – загремели васюкинские любители, собираясь прыгать в лодку.

          И как по смыслу ответил Кисе Великий Комбинатор?

          — будут бить — будете плакать, а пока — гребите!

          В жизни все бывает и плач и гребля, но думать о душе все равно приходится, как вы верно заметили, если все же мозги не высохли.

  2. Anna:

    Фильмом «Матрица» братьям Вачовски удалось заставить аудиторию задуматься, что вообще то слишком необычно для голливудской продукции. Еще в фильме заложен вопрос о том, как «запрограммированы» мы сами различными стереотипами и как из этой трясины можно выбраться.

  3. Матрица в фильме не имеет прошлого — мы не знаем когда она началась, нам не показали мир до неё.

    Но явно, что мир был достаточны совершенным для технической реализации проекта и предельно атеистическим. Большевистским по сути.

    Столь совершенные системы управления (даже сетями, не говоря о Мире), не создаются на пределе технологий, они могут быть созданы с исключительным и сокрушительным для любых fantasy запасом цивилизационных возможностей.

    Это как для производства спички, даже без коробкА, требуется такой индустриальный потенциал, что — мама не горюй.

    Само по себе обнародование Матрицы, как инструмента управления всем и всеми — классический приём кидал.

    Да, я — не социальный работник, я — Роза Жемчужная.
    Но деньги, бабка, тебе отдать придётся.

    Матрица и управляет нами, только иная — имеющая реальных личностей.

    Идея матрицы оглушительно тупа в том, что показывает нам безбожный и бездушный мир, в котором вдруг и не понятно почему понадобились война и люди в качестве батареек.

    Суть матрицы, показанной в кино — увести людей от матрицы реальной — от того самого человекоубийцы, говорящего своё.

    И ещё в том, чтобы убедить людей, что они сами во всём виноваты и однозначно произошли от обезьяны.

    Как говорится, главная заслуга дьявола в том, что он убедил всех, что его нет.

    Люди в это верят.
    И ходят в кино.
    И верят, верят, верят….

    Верят матрице, какое бы кино не смотрели…
    Прости, Господи !

    • Как я поняла, «Евангельского призыва» вы не услыхали и «христианского характера» в фильме не обнаружили. Что ж, ваше отрицание дает хорошую основу для дискуссии.
      Да, и у меня при виде этих «полей» в виде питательного человеческого планктона — возникала мысль о том, что же у этих людей с душой?
      Но, боюсь, именно мне придется согласиться с создателями фильма. Подавляющее число людей вполне довольствуются «материальным» — на уровне примитивных ощущений. Душа в таком состоянии им вовсе ни к чему.
      Чем же они в таком случае — лучше «разумных машин»? И разве их интеллект не искусственный? Очень даже искусственный, поскольку вне матрицы его существование невозможно.
      При этом я вовсе не имею в виду каких-то «опустившихся тварей», — они, кстати, куда лучше проживут и без матрицы. Но матрица дает жизнь потрясающим извращениям!
      Можно сравнить, какого уровня политические фигуры выживали на политическом Олимпе раньше — и сейчас. Нынешние, простите, до становления матрицы не смогли бы без проблем до ветру сходить. А нынче-то — не то, что давеча.

      К примеру, сммотрю вчера дикую новость про Рашида Нургалиева. Интеллект у него, если и имеется, то уж явно искусственный, смоделированный телевидением. Но и оно вчера было в шоке.
      На сборище таких же искусственных разумов, существующих только на бумаге официальных рапортов, в специальной матрице «отделов по борьбе с экстремизмом» — Рашид Нургалиев попытался сходу придумать цель для своих «охотников».
      Возникла матрица борьбы с экстремизмом, но чем она должна заниматься… как бы сходу и не сообразить. Ведь не заниматься же самым настоящим экстремизмом, который творится у нас — на государственном уровне. К тому же отделы уже поработали хорошо: всем успели нахамить, оболгать, спровоцировать, отобрать личные компьютеры. А дальше? Дальше ведь совершенно не хочется быть отключенными!
      Ну, походили в поисках взрывных устройств по университетам — повыгоняли всех на снег, их весной от матрицы не отключили, они дожили до лета. А дальше? Как им зиму-то пережить?
      А вчера им господин Нургалиев и предложил «мониторить» то, что слушает и читает «наша молодежь». Предложил внедрять вальсы и романсы. Он сам книжек не читал, но про вальсы слышал, ему понравилось.
      Не будешь слушать вальс — экстремист, тебя отключат от остатков матрицы, тебе вообще будет «пипелац по-буренькому», выражаясь на молодежном сленге.
      Заметим, что об охране конституционных прав граждан, о защите конституционного строя — этот господин и не заикнулся! Он внутри матрицы, поэтому его искусственному разуму уже можно вести себя вполне естественно. И разве это вчерашнее сборище не напоминало шеренгу из агентов Смитов, которые уже изменили системе и принялись преследовать исключительно собственные интересы?

      Да вокруг столько шизанутых на всю голову «архитекторов» — и каждый хочет подключиться к чужой жизни, присосаться к ней. Если человек владеет тем, что не в состоянии заработать, создать сам — значит, у него и разум искусственный и, что намного гаже, никакой души уже нет.
      Человек должен постоянно делать нравственный выбор, каким бы трудным он не казался (о чем создатели фильма говорят прямым текстом), человек должен трудиться и создавать необходимые обществу предметы.
      Если некому «созданию природы» вполне достаточно «делать вид» и грезить о жизни, а не жить ее самому и своей головой — это мыслящий планктон, не человек. И вполне — «искусственный разум». Ведь и на полях планктона в фильме — нет людей, чей разум бы не был искусственным.

      Но у нас подобный планктон, не желающий воспринимать реалии жизни, желающий прозябать в грезах о своей исключительности, о «экономическом подъеме» и «финансовой системе», о своих великих свершениях и всеобщей любви окружающих — руководит государством, простите.

      • agk:

        А ведь, действительно, у этих присосок именно искусственный разум. Точно сказано!

      • Leo:

        Уже первые ласточки полетели —

        в Комсомольске-на-Амуре по решению суда местный провайдер ограничил всем своим абонентам доступ к 5 сайтам, в том числе и YouTube.

        Ведь нет же даже позыва разобраться и найти «экстремистов», закрывают весь сайт — без возможности кому-либо оправдаться, защитить свои гражданские права. Кроме того, на YouTube можно просто написать письмо и они закроют доступ к экстремистскому видео, если видео не соответствует законам, или оскорбляет кого-то. И кто может быть уверен, что не сами «борцы с экстремизмом» разместили то, что сами же сочли «экстремистскими материалами»? Подобных случаев и примеров — сколько угодно.

        • О! Они отыщут… «экстремистов», конечно. То, что созданные в рамках пресловутого распоряжения 207 отделы по борьбе с экстремизмом — нарушают Закон и прокуратуре, не говоря о конституционных правах граждан, своим существование ставят под удар конституционные основы государства — им, конечно, наплевать. Вокруг ведь тьма-тьмущая «экстремистов»! Но сами-то они — кто?..
          Им проще закрыть доступы в Интернет, вопреки ст. 21 Конституции РФ, намного удобнее сделать подобные хамоватые заявления, лишь бы не разогнали «отделы по борьбе с экстремизмом», которые очень хотят кушать.
          По-моему, эти господа — должны обеспечить конституционные права граждан, прежде всего, на свободу слова. А не корчить из себя за наш счет — «самых умных и красивых».

          Конечно, с экстремизмом им намного удобнее бороться таким вот закрытием сайтов и блогов. Никакого риска тебе, служба идет — а ты попиваешь пивко и сайты закрываешь. Красотень!
          А еще хорошо звонить самим себе и себя же предупреждать о «заложенных взрывных устройствах». Случай в детском садике в Комсомольске-на-Амуре вообще поражает неприкрытым экстремизмом на государственном уровне. Кто поверит, что уголовник-рецедивист, находящийся на крючке у правоохранительных органов — вдруг взял, да и совершил столь нелепый поступок? Который, конечно, «совершенно случайно» оказался выгоден лишь разгоняемым зажравшимся «борцам с экстремизмом».
          До создания этих отделов уголовники не нападали в Москве на людей «по этническому признаку». Но и эти борцы пальцем не шевелили, пока на YouTube размещались жуткие ролики про издевательства над пленными военнослужащими членами бандформирований. Никто из них пока не выступил и против порносайтов. как же им «Родине служить» — без порнушки?
          Никто из них не занимается сайтами, занимающимися вымогательством и мошенничеством через sms.
          Зато теперь они, оказывается, будут всем романсы и вальсы навяливать. Нургалиев вообще редкий красавец и гений во плоти. Ничего больше, чем могли бы заниматься эти бездельники… он так и не придумал. Представляю, как они вваливаются ко мне, чтоб проверить, как я вальсы разучиваю. Там ведь такие «эксперты» в культуре и искусстве прикормились… Но дальше-то что? Да объявили бы господина Путина — диктатором, раздали бы все вальсы и романсы для прослушивания в количестве не более трех человек. Сказал «а», так договори, а не делай вид, будто это и есть — «борьба с экстремизмом».

          Экстремизм — это когда собственные граждане более неконкурентоспособные, чем «иностранные инвесторы». Вот это экстремизм! Ничем не прикрытое предательство Родины и экстремизм!

          • agk:

            Да уж. Ловко ребята устроились.

            Вспомним, что отделы Э возникли с одновременным расформированием отделов по борьбе с оргпреступностью. Тысячи дел были закрыты, оргпреступность типа перестала существовать. Зато вылезло ужасное мурло экстремизма!

            Вот тут бойцам карта и пошла. Действительно же — очень удобно. Можно и из кабинета не выходить. А то лови этих оргпреступников, пропади они пропадом. Они ж еще того и гляди и сами тебя могут поймать через твое же начальство. А так чо — ни клят, ни мят — стравливай граждан на национальной почве, да организуй вопли «Отделить Кавказ!». Надо же выполнять директиву Медведева о расчленении России на 5-6 частей, чтобы можно было «быстрее зарабатывать деньги».

            Повторю еще раз, что это тщательно растиражированное дикое высказывание Медведева, озвучившего пожелания «представителей бизнеса», хотя и с последовавшим осуждением, есть чистый экстремизм. Строго по закону — призыв к нарушению территориальной целостности страны. Кто эти люди, имеющие ворзможность доводить до президента такие пожелания? Фамилии? Номера уголовных дел? Это низзя.

            Жириновский, брызгая слюной, на миллионную аудиторию орет в телевизоре об отделении Кавказа. Борцы с экстремизмом! Ау! Почему преступник до сих пор на свободе?

            Нет. Низзя.

            Зато выделяются колоссальные средства на вербовку стукачей, которые будут массово внедряться во все производственные и общественные структуры. Сиди, подшивай доносы — милое дело, главное, привычное!

      • Решительно не нахожу в фильме ни Евангельского ни христианского призывов.

        Вместо церквей и батюшек, которых в мире Нео нет и в помине, Божье откровение и его Слово занято язычницей Пифией — предсказательницей толерантной наружности. Она ещё и курит, если не ошибаюсь :-)

        Город Zion.
        Понимаю — как же ещё может зваться город светлого будущего и счастья для избранных ? :-))

        Фильм, ясное дело, забит знакомыми, у многих на слуху, понятиями, символами.
        Это и дезориентирует.

        Нет, не вижу христианского….
        Лубок для «всёбудетхорошомыпобедимзлопатамуштомыпотребители»…

      • Забегая вперёд скажу, что НИКАКОГО нравственного выбора герои фильма не делают.
        У них на это нет ни сил ни понятий, так как они — батарейки, управляемые абсолютно.

        Их куриного мозга не хватает на то, чтобы озадачиться вопросом — не матрёшка ли эта Матрица ?
        Тогда сколько раз не отключайся, сколько раз не побеждай, сколько раз не будь избранным — ты будешь работать на укрепление Матрицы всеми своими батареечным сознанием.

        Чем более цветистым будет твой мир, якобы «вышедшего из Матрицы», тем крепче Матрица.
        Потому что сплошная ложь !!!!!

        Феерическая концовка трилогии не оставляет лично у меня никаких сомнений, что это прохождение уровня 1.
        Далее — уровень 2 и по возрастающей.

        Успешно испытав на прочность некий уровень, Матрица латает дыры и обкатывает уровни дальше.

  4. TNT:

    Извлекли жучок из живота. Ну и что он там делал? Помогал пищеварению? На самом деле жучки в головах. Даже у уважаемой Ирины Анатольевны есть жучок — Россия при Сталине «встала с колен». России при Сталине авторитетные пацаны оказали доверие. Замочить Германию при полном содействии.

    Лиллипуты гораздо реалистичнее. Зачем такое «доверие» опять? Для 3 мировой войны с Китаем? Я с ними согласен, война с Китаем без России обойдется.

    • А это личинки пейсателей, чем думают пейсатели — желудком. Они же еще бывают журнализды в предмете обычно разбираются ненавязчиво или менее чем ничего, отчего производят на свет тексты, по степени душевной простоты похожие на ваши.

    • agk:

      Лиллипуты гораздо реалистичнее.

      Кого реалистичнее — Сталина, что ль? Впрочем, наверное, таки да, реалистичнее, в нынешнем понимании.

      Сталин был бессеребреником, и построил великую страну.

      «Лиллипуты» разворовали сталинское наследие, разрушили страну, зато набили собственные карманы. Реалисты же!

      • TNT:

        Давайте проделаем мысленный эксперимент. К Вам попадает совершенно законно крупная сумма денег. «наследство» Внимание, вопрос! НА ЧТО ВЫ ЭТУ СУММУ ПОТРАТИТЕ? На космос? На разработку новой системы оружия? Или на покупку машины и загородного двухэтажного дома с 40-ка сотками земли?
        С американами проделали этот эксперимент. Они тупо покупали дома. Вот почему Чубайс и ворует бюджет. «они прожрут любые деньги»

        • Да-да, именно в условиях задачи вы всегда, дружок, передергиваете. Почему бы сразу не написать «Как известно, крупная сумма денег всегда попадает на совершенно законных основаниях»?
          И тут же суете «готовое решение», лишь бы никто не задумался про условия.

          Крупные суммы денег на совершенно законном основании ни к кому не «попадают»! Кто вы такой, чтобы менять условия: «в поте лица зарабатывай хлеб свой насущный!» ?

          Нет, он задачу поставить не может, ему лишь бы потратить! Главное, чтоб за руку не схатили, поскольку ведь «все совершенно зконно», «начальник приказал!»

  5. agk:

    Это Ваш ответ на мой комментарий? Ничего не перепутали?
    Какое наследство? Вы о чем? Что за манера внезапно менять предмет разговора? Вы так привыкли «срезать» собеседника, как тот мужик в рассказе у Шукшина?
    Имейте элементарное уважение к окружающим. Вам здесь это уже не раз говорили.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2020 (1)
  • 2019 (45)
  • 2018 (78)
  • 2017 (87)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация