Живи и помни. Часть I
Ну, как известно, помер на днях великий писатель. Намеренно пишу, подождав, пока схоронят. Все речи отговорили, проводили в последний путь, так сказать... Но как только заикнулись о возвеличивании, чего этим гражданам и гражданкам делать явно не следовало, все же по достоинству оценив мое молчание, - так скажу... как можно подробнее.
Правильно, ихнее молчание стоит недорого - пригласили кофейку выпить, медальку повесили, всем снаружи наврали, будто у нас никого лучше не водится, оно и готово молчать до маковкиного заговенья. Однако, лично я не нанималась.
Хотя бы потому... что я дама... пиковая. Уж точно не местечковая шестерка по вызову, которой "посоветуй" свалить - оно без обсуждений свалит. При поздней дорожке. Выметется. Или уметётся. Неважно.
Раньше надо было валить, нынче точно уж поздно. Важно, что говорить при этом о каком-то "великом писателе" в окружении Владимира Владимировича при таких скорых сборах без лишнего писка-визга... как-то нелепо. Столь же нелепо, как говорить, будто в его окружении водятся какие-то "известные экономисты" или хотя бы "доктора наук". Необоснованно и необъективно.
- Отменить премьеру спектакля «Женитьба» в Театре наций (Ксения Собчак играет в спектакле одну из главных ролей – прим. «ВМ») я не могла, как и этот ужин, но завтра же покину Россию на некоторое время, - цитирует слова телеведущей газета «Коммерсант». Вопрос о собственной безопасности Собчак возник на похоронах убитого в феврале политика Бориса Немцова. Как написала в своем Твиттере телеведущая, к ней подошел неизвестный мужчина и сказал, что она следующая. Кстати, больше угроз в адрес Собчак не поступало.
Не то, чтобы я уж так ждала премьеры от этой девицы, но сам факт внушает, конечно. Причем, имеем-то все это хамство со слов путешественницы в заморские страны.
Как жаль, как жаль!... Что всем наплевать. Как всем было наплевать и на то, когда меня в апреле 2011 года при интервью на канале Россия-24 прямо спрашивали - отчего я это до сих пор у себя дома и никуда уезжать не собираюсь?
Но у меня-то при обыске, проводившемся задолго до опереточных и рекламных обысков у Ксюши (полтора года спустя!), дабы придать ее новому "оппозиционному" имиджу поболее достоверности, - миллионов не нашли.
У меня обыск и проводился с той целью, чтобы я не успела полторы тысячи рублей из виртуального кошелька снять до зарплаты. И раз сунулись к пиковой даме, так ведь после надо подумать, с чем сами останутся. Ясно, что найдут отнюдь не джентльменский наборчик от шестерки, которой два пальца покажут - она и свалит.
У Александра Сергеевича, знавшего секрет трех карт, все ведь по пунктам изложено, что и кому выпадет - сразу после обыска у пиковой дамы. Но ведь некоторым - всегда мало, им хоть кол на башке теши.
Раз уж в этом году выпало заинтересоваться на вебинарах Александром Вампиловым, так это ж ясно, что второму иркутянину следует скоренько собирать манатки, со всеми проститься и не задерживать ожидающих очереди. По крайней мере, все приличные люди так и поступают. Неужели он не понял, что сейчас им заинтересуются? Если нет, то какой же он - "писатель"?
У кого мысли коротенькие и хаотические, для тех все это "никак не связано". Но при таком раскладе и роман не слепишь, да и... "не прочтешь более десяти страниц "Тихого Дона".
Странно. Полезли масти менять, выдавать ничтожество за серьезные фигуры... После осталось нечто вроде грязной лужицы, всюду - погубленные жизни, сломанные надежды, порушенные результаты чужого труда...
Зато возобладало то, чему точно должна была противостоять русская литература на изломе общества. И ничтожный мужичонка, на которого надежды никогда никакой было, поскольку от самого лично не ожидалось ни справедливости, ни благородства, вдруг помирает в качестве "великого русского писателя". А он и при жизни разговаривал петушиным фальцетом, все время высматривая, где ж ему еще зернышек подобрать... от невиданного воровского кутежа.
Что это все не связать, если происходит в одно и то же время, в одном и том же месте? Это закон жанра, если хотите. К тому же у нас снаряжает в "великие писатели", дают отмашку на широкомасштабную "оппозиционную деятельность", выпроваживает восвояси тихим шепотом: "Пора валить, Ксения!", а до этого организует культурный досуг Владимира Владимировича с писателями - одна и та же всем известная аббревиатура из трех букв.
Только не стоит думать, будто они там на самом деле истинное величие раздают по разнарядке. Нет, они там "легенды" сочиняют. С их легендами агенты все чаще проваливаются. С их легендами хорошо выезжать, снимать все деньги с карточки, потом идти сдаваться местным правоохранительным органам и требовать защиты свидетелей и политического убежища.
Это все умные понимают, поэтому они сейчас набирают в агенты идиоток вроде Ксении Собчак и Анны Чапман. И те просто сразу проваливаются. А если не проваливаются, то валят. И тут вот, в такой суетной нервной обстановке помирает один писатель из Иркутска. Не больно какая там фигура, мальчик-старичок. Но все же увенчаный лаврушкой. Явно не соответствующей масштабу.
Валентин Григорьевич Распутин (15 марта1937, село Усть-Уда[1], Восточно-Сибирская область — 14 марта2015, Москва) — русский писатель (представитель так называемой деревенской прозы), публицист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012)[2] и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года.
Эта самая аббревиатура как раз занята была разводками граждан с трупами на мосту возле Кремля. А до этого они носились с правами ухарика, одинцовского цирюльника, порушившего "Кировлес" и продававшего адреса граждан фирме "Ив-Роше", полуизбранного мэра столицы. После там были какие-то неприличные попытки пристроиться к проблеме безопасности кошерных лавок в Париже, чтоб сразу со всеми опять задружиться.
И понимаешь, что в такой толкучке о новопреставленном рабе божьем, скорее всего, все забудут к концу года, а все спичи и эпитафии переделают ради очередного светоча "документально передающего нашу эпоху", олицетворяющего "пример настоящей журналистики". И т.д.
Все время у них происходили какие-то несуразности и срывы. А в целом было видно, как они рвутся к миру во всем мире, считая, что можно войти в ту же воду, из которой давно вышли... повернуть время... не замечая, что время-то давно ушло. Да и сами разным гражданам на кошту дали отмашку весь прошлый год намекать о грядущем кодовой фразой: "Времена поменялись!" Сами же точно считали, будто времена меняются локально, не для них, у них всегда время пить чай. А пространства изменения времен - они могут ограничить по своему желанию.
А вот для них, конечно же, времена измениться не могут. Разве кто-то из них думал о том, что время уходит?.. У них впереди намечалось много новых впечатлений в заморских странах, намечались новые радости и приобретения... вне "этой страны", но а ее средства. Смотрели они на все происходящее здесь свысока и слегка рассеянно, ведь они знали, что здесь остаются временно, готовя себе теплые уютные гнездышки за границей, где всегда солнечно, а мир полон счастливых улыбок. Разве кто-то в этой аббревиатуре задумывается, что вообще все мы тут... временно?
И при таких грандиозных свершениях у них более ничего ничего не намечается, поскольку уж все давно наметилось. А в ближайшем будущем намечался у них всего-навсего новый труп, но не по их части, то бишь с четырьмя пулевыми отверстиями, а как бы банальный хладный труп писателя классической традиции.
Родился 15 марта1937 года в селе Усть-УдаВосточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. С двух лет жил в деревне АталанкеУсть-Удинского района, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС.
Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.
В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
Да-да... жил и помнил. Свой сарай-развалюху припомнил, попавший в зону затопления, - всем припаял "Прощанием с матерой". Потом припомнил "Белеет парус одинокий" своего тезки - и изложил собственную версию игры в пристенок. Впрочем, исходников у Распутина было так много, до того он был классическим и самобытным, что стоило бы поинтересоваться, отчего ж это при таком мощном сибирском самородке (с петушиным голоском) - все последующее произошло, раз он типа от души насочинял?
Писатель, а уж тем более мужчина - несет ответственность за происходящее. Точнее, за происходящее несет ответственность любой мужчина, независимо, писатель он или нет.
Хотя... во времена Распутина уже появилась возможность прилично устроиться в жизни в качестве писателя, особеннно... такого... регионального... сибирского... почвенника и деревенщика. Эта разновидновидность писателей с виду совершенно безобидная, бубнят себе под нос... о березках и травинках, всяких там посконных переживаньях сельских жителей. На Государственную премию маловато, но к этому надо подбираться осторожненько, не торопясь... делая имя и не раздражая начальство.
Александр Вампилов был настоящим драматургом, практически единственным, чья востребовавнность лишь росла с годами. Но... как только рухнули главные рубежи, которые должна была удерживать большая проза, так и он в современном исполнении резко потерял актуальность. Стоит лишь сравнить пронзительное впечатление от старого тиелевизионного фильма - и поискать современную постановку с Сухоруковым на Ютубе. Каждое слово, которое раньше ложилось на душу откровением - нынче встает колом в горле.
Тылы драматургии должна прикрывать большая проза. А уж Распутин, казалось бы, давно созрел и перезрел. Но так и не вызрел. А главное... вылез не ко времени, вылез на дешевой спекуляции, чтобы напомнить о себе, типа подавить авторитетом. Забывая, кто о нем последнее слово составит.
Но опять-таки скажу, что промолчала бы, да и ушел бы ни с чем. Но как же деревещику не поныть о своем-посконном. Надо ж хоть с физической кончины на величие наскрести.
Несколько слов о Распутине 15 Март 2015 г. в 9:50
Я работал в газете, где ранее работали Распутин и Вампилов,- в иркутской "Советской молодежи". Придя в "СМ", первым делом залез в архив посмотреть, что они писали. О Распутине старики сказали: писал он, конечно, хорошо, но не то, о чем просили. То есть посылают человека в командировку, он привозит хороший материал, но другой. Поэтому газетчина осталась в жизни Валентина Григорьевича эпизодом. Расстались они без печали.
В Иркутске было три достопримечательности: Байкал, декабристы и Распутин. Однажды в довольно узком кругу я был у него на даче с полчаса. Распутин по своему обыкновению больше слушал. Поэтому разговор мне не запомнился. В 1987 или 1988 гг. в "Известиях" появилась беседа Распутина с министром о байкальском ц/б комбинате. Едва ли не первый в СССР пример настоящей журналистики. Представитель общественности говорил как власть имеющий, "потрошил" министра. Материал читали с завистью, как учебный.
Распутин первый с высокой трибуны заявил, что России надо выйти из СССР, чтобы перестать кормить нахлебников. Слова вызвали овации зала. Говорилось полемически, никто в такую возможность тогда не верил. Однако из песни слова не выкинешь. У истоков "парада суверенитетов" стояли также и российские патриоты.
В Иркутске достойно увековечат память Валентина Григорьевича Распутина. Тот случай, когда все согласятся: это справедливо. "Этот человек был человечеством". Его уход - событие не только национального масштаба, несомненно.
В русской литературе дармоедов не водилось. Хотя они здесь регулярно пребывали на выпасе. Если брать официальную биографию Распутина, то заметно, что какими-то ценными для всего общества познаньями он не располагал, расширил для себя школьные уроки литературы, которые все все прочие расширяли самостоятельным чтением на свой вкус.
Однако он счел возможным критиковать целлюлозно-бумажный комбинат с тех же позиций, что и стротельства Братской ГЭС в "Прощании с Матерой". И уже тогда было заметно, что выступает вроде нынешней Ксюши Собчак, озвучивавшей разные "инсайты" от известной аббревиатуры из трех букв. Удобной фигурой оказался для озвучивания палок в колеса при решении государственных инженерных задач.
Любое решение всегда несет какие-то негативные стороны, решения без недостатков не бывает. Но какой смысл обсуждать инженерную сторону вопроса - именно с Распутиным? Он что, опыт работы какой-то имеет? Или знает все лучше проектировщиков? Ему ведь и не знаешь, как все объяснить, ему надо ухватить какой-то аспектик, просочившийся до засохшего мозга - и начать орать с трибуны.
Если надо какой-то вопрос решить - так решать его надо с профессионалами, а не с малограмотным Распутиным, ни дня в жизни не работавшим, всю жизнь по верхушкам скакавшим. Советская демократия имела одну отвратительную особенность - таких вот "писателей", озвучивавших ЦУ "старших товарищей". Поднимут такого "самородка" из захолустья с парой повестушек про тертое до него до дыр и совершенно ненужное нынче, а после садят запросто - "беседовать с министром" по государственным инжнеерным проблемам, где не всякому инженеру есть чего добавить. А вот с такой повадки и начинается разложение государства.
Причем, за литературу с этого самодовольного и абсолютно бесстыдного гражданина толком никто не спрашивал. Поскольку своей "партийностью в литературе" устроили полный голяк! Одни деревенщики слабо шелевились в навозе, как сонные майские жуки. Дальше из этого уверенного в своей гениальности и общечеловечности субъекта лезет тот самый искомый сепаратизм. Что уж вообще никаких сомнений не оставляет, будто он чегось брал из головы, а не озвучивал то, что его убедительно просили озвучить... за премии.
Или кто-то считал, будто у нас премии давались "за литературу" - а не за "партийность в литературе"? Весьма наивное предположение, особенно, когда это давно стало макулатурой.
Представьте себе никчемного дармоеда, писавшего с каким-то странным запозданием, ни разу не написавшего про то, что действительно волновало все общество. Пишет он "к датам", затрагивая и тему Великой Отечественной войны... с неизменной нравственной скабрезностью, вывертом, если не сказать... с извращением.
У Вампилова все просто, там сама жизнь, во всех ее изъянах, но в результате человек получает желание жить. У этого... все с завуалированной подлостью, типа так уж "сложились жизненные обстоятельства". Откровенно не мужская позиция, а уж тем более - не для сибиряка. Однако Распутин никаких препон не имеет, все у него - как по маслу, хотя от вещей шибает ни чем не прикрытой вторичностью, полнейшим отсутствием действительных жизненных корней.
Это "литературщина", сразу же шибающая букетом непристойных для настоящего писателя литературных ассоциаций. Продвинутый графоман, имитатор.
С драматургией на этой навозной почве "социалистического реализма" - в СССР полнейший провал. Вдруг появляется явный божий дар Вампилова, но его не ставят, с ним постоянно какие-то проблемы по "партийной линии". Известность он получает лишь в год до своей смерти. Уходит для всех неожиданно, словно призывая задуматься, насколько коротка жизнь, на какие бессмысленные вещи мы ее тратим зачастую.
Потом все вздыхают, удивляются, мол, "вовремя не разглядели". Но мы же понимаем, о чем лгали и Олег Табаков и Олег Ефремов. Им "не советовали", они и "не замечали". Да и выгодно нынче ставить Вампилова на пепелище, когда за пьесы его платить не надо, когда из них ушла незримая связь с нашей жизнью, где слишком много порушено...
И разве не жаль, что именно это не стало потрясением в 60-х, не пришло вовремя? Так и хочется сыграть эту пьесу заново, чтобы Вампилов остался жив и писал, работал с радостью, вдыхая запах кулис и радостный смех зрительного зала... Чтобы все произошло красиво, достойно и нравственно, как и должно было быть...
Чтобы мне сейчас не пришлось писать про такого прохвоста, который вообразил, будто его кукловоды решают, кого кормить в СССР, а кого надо под зад ногой отправить. Зато вот Гельман с Шатровым вовсю повеличались. Только куда их нынче? Хоть раз они кому-нибудь пригодились? Интересно, что и Распутин враз сдулся, будто и не было его. Сколько отирался возле нас, а кто о нем вспомнил хоть разок, пока он "включал писателя" возле Путина?
И здесь стоит вообще-то задуматься, как дорого платит все общество за то, что за его счет возвеличивается такая вот "литература". Это вовсе не безобидные вещи!
Лично я не особо напрашивалась на эту роль, совершенно недовольна происходящим. Но понимаю, что истоки заложены отнюдь е теми, кто точно меня прочтет. Короче, я больше не собираюсь создававшего какие-то "образы народа", от которых всегда хотелось держаться подальше, а после них - тщательно вымыть руки. Желательно с карболкой, чтобы какую сопливую тряхомудию не подхватить.
Стоит ведь посмотреть, на каких женщин заглядывался этот недомерок, прости Господи. Да, Чулпан Хаматова, абсолютно никакая, их бы просто с блеском исполнила. В зависимости от макияжа. Если тени взять матовые, то без блеска. Мне иногда кажется, что у подобных актрис лица нет до тех пор, пока их не накрасят. Простые тяпки нравились нашему новопреставленному "человеку бывшему человечеством", можно сказать, имели над ним особую власть. С ними он и ощущал себя... равным всему человечеству. С остальными чувствовал себе тем, кем и был по сути - ничтожеством. Женщина ведь такие вещи дает почувствовать без слов, верно?
Начал он с проворовавшейся продавщицы из продмага (см. Валентин Распутин «Деньги для Марии»). Простая баба, добрая такая, безыскусная, как лоханка с помоями. Хорошо было описывать таких, запросто. Что ни напишешь - ей все сгодится. Главное ведь, перед судом оправдаться.
По доброте душевной она в долг давала. Не свое, конечно, из магазина. Чужое же не жалко. Да и за товаром, будучи погруженная в житейские заботы, ездила не сама. Сама она была занята воспитанием новых строителей коммунизма и обустройством домашнего очага. Поэтому товар принимала через пень-колоду.
Но в продавщицах ей работать нравилось, в советское время продавщиц даже городские писатели уважали, издалека кланялись. Только вот чтобы вообразить, будто какая-то советская продавщица могла пропустить допуск на товарные склады и не выпросить какого-то дефицита, чтоб после продать из-под полы хоть и за свою цену, но нужным людям... такого, простите, и в 60-х не водилось.
А тут ревизия нагрянула, обнаружив недостачу в тысячу рублей. А такая продавщица простодырая Распутину попалась, что у нее и копейки не нашлось. А всю повесть ездит ее муж по городам-селеньям, собирает ей деньги, поскольку и ревизору так эта продавщица понравилась, что решил он еще пяток магазинов проверить, а уж после вернуться и обнаружить, что Мария все растраченные деньги задним числом внесла. При этом он по-хозяйски приглядывает, у кого там денежки водятся. Но ведь такие скупердяи, не хотят запросто спускать честно нажитые деньги на продавщицу Марию, чтобы ей до следующей ревизии куражилось беззаботнее.
Попутно как бы от лица этого погруженного в заботы мужа продавщицы - Распутин сдает нам корочки, кого б еще там лучше Марии было бы посадить. Или того чище. Ведь, как выясняется, кое у кого там папаша до революции лавочку имел. А сынок до сих пор живет и даже денежку имеет. Вместо Марии, когда ей очень надо. А это же несправедливость получается.
Проблематика повести заключается в том, что не у старого сынка дореволюционного лавочника ревизия проводится, а именно у Марии. В конце концов все пути мужа Марии ведут к брату, у которого денежки всегда водились. Но такой это был жлоб по натуре, что совершенно не воспринимал, когда Мария приехала к ним пожить "на лечение".
Повесть небольшая можно самим убедиться что от такой героини начинается раздражение не только у пиковых дам. Понятно, что с такой героиней Распутину было проще "вставать на защиту народа". Ему нравились именно такие "народные героини" - без особого желания достичь там каких-нибудь успехов в нормальной профессии, без стремлений как-то самореализоваться.
Раньше литература прославляла женщин-ученых... ну, незаурядных женщин все-таки, которые искали смысл жизни, стремились принести пользу обществу, не ограничивались пустеньким эгоистичным мирком собственных потребностей.
Таких женщин Распутин считал кривляками не знал, о чем с ними говорить. Вообще подойти боялся, а вот с продавщицами у него хорошо получалось, он у них покупал дефицит, так как вызывал нежность, расположение к богом обиженным и гордость к росту собственного значения. Все-таки писатель, а не мымры из очередь, орущие: "Девушка, а можно скорее? Мы два часа тут стоим!" Не любил писатель Валентин Распутин женщин с высшим образованием и без застывшей бездумной неги в очах.
Особенно он всяким там инженершам не доверял, с такими Валентину Распутину было трудно. Они начинали над ним смеяться и просили больше не ставить глобальные вопросы перед всем обществом, если сам на них ответа не знает. Все же они общались несколько с иным сортом мужчин, которым было интересно их мнение, но имели собственную позицию в сложных технических областях, в которых такие, как Распутин - сопля на стенке.
Ирина Дедюхова Да-да... только никаким "человечеством" он не был. И сдулся сразу по приезде в мск. Заурядный мужичонка! Ишь как нынче привыкли величие примерять! Все просрут, все предадут - объявляют себя... человечеством! При "человечестве" такие, как Дима Быков - не куражатся! Сидят тихо и не высовываются, куда их не просят. Вот случился общественный перелом, тот самый момент для большой прозы. И где она? То жиденькое милипусенькое, что у Распутина произошло? Да барахло, держал бы при себе, раз не по Сеньке шапка оказалась. Как был провинциальный лапоть, таки и помер ни с чем.
Я вообще никогда не хотела быть пиковой дамой. Вообще покойников почему-то не люблю. Всегда была уверена, что как раз я - червонная дама! Хотя все почему-то считали иначе.
Ну, хорошо, так и быть... пиковая! Так что теперь, предъявлять по моей масти обвинения в экстремизме? А можно при этом вначале посмотреть, что со своей жизнью сделали, возвеличив распутинских шестерок до масштабов фигур?
Нет, красиво жить не запретишь, можно и на шестерку подходящий прикид натянуть. А смысл? Бегать потом с воем - деньги искать для этой "просто Марии"? Она ж непременно проворуется.
Правильно, меня не жалко... Только вот я жалости не просила. Я просила честной игры и порядочности! Просила воровским лоханкам не подыгрывать. И сейчас я тут совершенно ни при чем. Такого писателишку схоронили, который на таких, как я, глазки поднять боялся.
По этой причине, мои "профессиональные оценки" здесь совершенно ни при чем. О себе в таких случаях подумать - гораздо полезнее.
Ну, и как вам нравится этот многолетний шмон "просто Марии"? Им ведь деньги нужнее! У них ведь все время проблемы. Это у вас проблем никаких, раз вам чужие деньги не требуются... столь отчаянно.
В литературе свои правила. Пока такое признано официально, масти не меняются. Понимаете? Вы так и будете встречать полчища разных уродов, которым понадобились деньги на Марий. Тем дать всему обществу нечего, а взять хочется.
Сергей Кредов Не могу, Ирина, согласиться (хотя ты, будучи сама хорошим писателем, вправе давать такую профессиональную оценку). В Иркутске надо было жить, чтобы понимать его значение. В совокупности личность-писатель-время-известность как его сравнивать с "ветераном броуновского движения" Быковым? Распутин переведен на все языки. Да, во многом, как "сибиряк", но все же. Пусть другой попробует. И мужик он был скромный, порядочный (хотя излишне официозный для "деревенщика"), и душа у него болела по-настоящему. В общем, славу свою не крал, вся его - заслужил.
Ну, Сергей Кредов не знает, что мои родители поженились в Иркутске. Это знают все, кто читал роман Повелительница снов. Причем жили в самое сложное время, в начале 50-х, которые сопляку-Распутину не достались. Ему достались вполне уже сытые, обустроенные времена.
Мои дяди работали на огромных карьерных самосвалах, были вроде и "простыми людьми", но не тем серым тупым быдлом, которое непременно подыскивал Распутин себе по плечу в качестве "героев произведений". Они были нормальными цельными людьми, очень любили читать, ценили Василия Шукшина "из современных", но в какой-то склонности к Распутину я их ни разу не заметила.
Конечно, написать книгу о врачах, инженерах... для наших малограмотных писателей, "ставивших проблемы перед всем обществом", было непосильной задачей. Их, конечно, больше к торговле тянуло.
Но есть такой интересный факт. Моя родная тетя, старшая сестра матери, была в описываемой Распутиным глубинке не продавщицей, а как раз ревизором. И умерла она на такой ревизии, где искала "деньги для Марии" - многодетной продавщицы. Работая ревизором именно в то время, которое описывал Распутин, как раз в тех местах, о которых он сочинял свою небывальщину, моя тетя имела возможность иногда покупать замечательные вещи - японские кофты из кошмилона, китайские раскрашенные термоса... что-то такое, чем никого сегодня не удивишь. Но умерла от сердечного приступа именно на ревизии, когда искала деньги для многодетной продавщицы, всегда тщательно проверявшей товарные ведомости и накладные, не укравшей ни копейки, никогда не путавшей своего и чужого.
Тем не менее, у не выявилась крупная недостача. Ни о каком "внесите в кассу, пока я другие магазины проверяю" - речи тогда не было. Это было бы сразу уголовное дело, без лишних разговоров, не для самой печальной на свете повести про сборы денежных средств с попутным выяснением, где деньги плохо лежат. Моя тетка при повторной проверке всех оборотов выявила ошибку продавщицы, нашла и деньги, и товар, поскольку верила, что женщина эта честная.
Хотя, конечно, про честных порядочных женщин скучно повести писать, но их все же подавляющее большинство в России, как ни странно, если судить по нашей современной литературе с идеологическим душком "учителей народных". Правильно, если народ умнее своих "учителей", порядочнее и честнее, так надо вначале написать, какое это тупое быдло, чтобы... руки себе развязать, верно?
...Моя тетка заканчивала ревизию уже в полуобморочном состоянии. Пока радостная продавщица бегала ставить чай, она умерла от кровоизлияния в мозг, успев подписать все акты. Так каково мне было читать это распутинское вранье про тех, кого в русской литературе быть не должно в это время, как, впрочем, и его самого?..
Ирина Дедюхова Это очень по-местечковому, Сергей, давать русскому писателю оценку в разрезе всего человечества, но в рамках Иркутска. С Вампиловым и сравнивать нельзя, у Вампилова все сюжеты оригинальные, действительно взросли на местной почве - поднявшись до размеров человечества.
Этот прожил долгонько, а толку? Ну, переведен на все языки, да только он на родном языке должен был работать, а не ссать! С него начался поход бледной немочи. Что в результате? Ноль!
Я бы промолчала, если б схоронили по-тихому. Однако по-тихому вы ведь никак не можете! Вам же надо своим ничтожеством - непременно со всем с человечеством равняться! Лады, значит все получите за трусость и никчемность. За предательство перед богом ответите.
Продолжение следует...
Читать по теме:
©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Разная сила слова ощущается уже и в названии. «Живи и помни» у Распутина — это такое нудное «живи-и-и и-и-и помни-и-и-и»…
А у Дедюховой… несколько мобилизует. Понимаешь, что сейчас прилетит по морде так, что поневоле запомнишь.
Зря этот хлюст полез в русскую литературу. Непредусмотрительно.
Да, вспомнил теперь то выступление про выход России из СССР. Там был такой вопрос поставлен, типа с о скрытой угрозой — так может России выйти из СССР?
Это называется вброс, озвучивание идеи. Так сказать, первое появление окна Овертона. Правильно сказано, не сам додумался, подсказали старшие товарищи, судя по тому, как это выступление было мощно растиражировано.
Сразу вспоминается такой же вброс от Медведева, что мол от него бизнесмены требуют расчленения России на 5-6 кусков, но он таки против, ви шо!
А «включать писателя» тов. Распутин начал еще при пятнистой мрази, войдя в какой-то там совет при Горби, рассказывая, какой Горби хороший и умный. Так что — не привыкать.
Ой, как мне нравятся такие простые и точные выражения: «Как был провинциальный лапоть, таки и помер ни с чем.»
Или вот это, например: «Вам же надо своим ничтожеством — непременно со всем с человечеством равняться!» Так жизненно и памятно. Как хотелось ушедшему.