Ладья Харона. Часть IV
Вообще... рано или поздно все же ребром встанет вопрос... ну, хотя бы о том, какие знания, откровения, озарения... необходимы миру в тот или иной момент. Поэтому... давайте все же уточним, что все наше исследование на счет следующих миров происходит у нас в момент расчленения страны, грабежа государственной собственности, инфраструктуры и достояния, в момент гуманитарной катастрофы с полным уничтожением социальных институтов образования и здравоохранения.
А то... как-то неловко получается. Потому что многие делают вид, будто ничего не поменялось. Даже находят в этом такой "бытовой героизм". А вообще в начале любого исследования надо бы поставить точку отсчета. Иначе после берегов не найти, не то что... верх или низ.
Кстати, все наши продвижения и исследования... переформатируют окружающее нас пространство... хоть информационное, да хоть там астральное... неважно. В любом случае, стоит кому-то где угодно подойти к истине, как тут же начинается нездоровое шебуршание.
Кстати, русский язык потому все и форматирует нынче... потому что советскими инженерами была создана собственность, перед которой весь мир выглядит чем-то вроде куриной гузки.
И многолетнее воровство вначале после обрушения СССР, затем в постсоветский период вылилось в непрекращающийся и беспрецедентный вывоз капиталов. А такой вывоз, знаете ли, всегда чреват... некоторыми особенностями, мир-то не настолько велик, а деньги - отличный проводник.
Интересно, да? Мы об этом говорили, но стоит на это определение взглянуть и с точки зрения... обола. Психопомп - это ведь тоже проводник, смекаете?
Так уж получается, что с конца прошлого века все пытались на тот свет протащить оболы... так или иначе связанные с Великим и Могучим. А сам этот Великий и Могучий подвергался дискриминации и уничтожению, хотя все добыто при помощи его возросших возможностей.
Здесь наших сраных тупых филологов прошу не дергаться, речь идет о последнем этапе индустриализации - стандартизации, которая вообще проводится в форме нормативных документов, в которых они все равно ни бум-бум. Кстати, от них за все годы основным вложением в язык были только матершинные, жаргонные словечки и исковерканное иностранное заимствования.
В принципе, и это переживем. Единственное отмечу, что, в отличие от всех остальных языков, русский - на сегодня единственный живой язык, бурно развивающийся. А все потому, что я на нем работаю, постоянно нахожу связи времен, наиболее точные определения, постоянно связываю морским узлом каждое определение с нравственной основой... постоянно чищу все от гнили, пакости, моральной неразборчивости... Там много работы вообще-то!
И то, что она особо не ценится... так это лишь показывает, что люди не понимают, как с другими языками можно сделать что-то аналогичное.
Нет, мы вообще-то иногда переговариваемся... потихоньку... кое с кем, от кого, в принципе, зависело бы развитие того же английского. И если я как-то все это не афиширую (поскольку дискуссия с моей стороны ведется в крайне некорректной форме, мне ж очень жалко на все это тратить собственную жизнь), то... по некоторым комментариям, иной раз проскакиваемым... в разных местах, - вижу, что каждая моя выходка подробненько обсуждается в самых широких кругах и на самом высоком уровне.
Ну, потому что... я царапаюсь вверх... царапаюсь-царапаюсь... и уже нахожусь на такой высоте, что плеваться могу... безошибочно и прицельно. А, как вы знаете, я изначально плевалась лучше всех в мире, а с определенной высоты любой мой плевок... перечеркивает годы и многие финансовые потоки и вложения, которые к тому же тут же начинают рушиться.
И все по той же хорошо вам известной причине... "у меня не было другого выхода". Кстати, забраться повыше ничего не мешало и другим, вот только в языке это возможно лишь по морским узлам нравственных связей (собственно, для их разрушения язык и засоряется жаргоном и иностранными заимствованиями, не имеющими связи с традиционными нравственными ценностями).
Я это факт тоже отмечала и здесь, и в тех дискуссиях, на которые прозрачно намекаю, где мой нынешний неофициальный статус позволяет мне отвечать с крайней развязностью и таким хамством, что просто душа... отдыхает. А я сейчас так всем отвечаю, кто во мне нуждается (остро!)... но лишь потому, что я вполне могу позволить на них всех плюнуть с таких высот, что черепушка сразу кокнется, как пустая скорлупка.
Это я к тому, что мамаши некоторых себя вести не научили. Вот они и думают, что шибко обяжут, если вдруг начнут себя вести прилично. Типа всем будет хорошо, а они начнут страдать, что гавно публично не вытряхивают.
Это неверное представление! Человек ведет себя прилично, чтобы... ну, чтобы, например, я на него не плюнула. Это весьма существенный факт, хотя некоторые не ценят. Значит, время их не пришло, только и всего. Долго объяснять, да и ни к чему. Пусть это будет для всех сюрпризом. Особенно для тех, кто думал наоборот.
Так вот основной аргумент в этих спорах касается... Великой Отечественной войны. Мол, если переводить все на нравственную основу, то и многое придется признать. Ну, хотя бы то, что современная западная цивилизация, в которую нас призывали "вписываться" местечковыми истериками, - вообще почти целиком построена на наворованном нацистами в годы Второй мировой войны и, прежде всего, на тех самых золотых коронках из Освенцима, которые... возвращать было типа некому, но которые являлись по своей сути оболом.
А чего от нас требовать вписаться в такую цивилизацию, которая полностью перешла на кормежку нашей кровью и плотью? Типа сделать вид, будто все отлично? Так подводить итоги-то все равно придется.
Но тут вот отметим, что мои оппоненты как бы уже гипотетически просчитывают возможности своего честного ответа, куда девали золотишко с зубных коронок, - то есть ответить за последние 70 лет... хотя бы.
И пока они, как вы понимаете, отвечать-то не очень рвутся. При этом заметим, что с нас постоянно требовали ответа за репрессии Сталина 1937 года (с которого перестали пополняться банковские ячейки в Швейцарии, а напротив - начали опустошаться), еще и с попытками переложить вину за "пакт" (который на самом деле заключался с Гитлером без СССР в виде "Мюнхенского сговора 1936 года) - на договор о ненападении.
То есть, с нас требую ответов по крапленым картам - за 80 лет...
Но я вижу в русском языке куда более мощный потенциал. Я его вначале запустила на конец ХIХ века, но потом поняла, что он настолько быстро развивается, стоит ему дать правильные ориентиры, что теперь у меня задача отформатировать все за последние 450 лет.
И в принципе... многое ведь уже удается! Тут поясню, что получается в результате общего форматирования астрала... или информационного поля... неважно чего, я вам не автор "Розы мира", чтоб выдумывать наименования всяким брахмапутрам, после чего они все равно поменяют вид, чтобы не быть привязанными к статичным определениям.
После форматирования - становится неважно, на каком языке кто-то там говорит или думает... иногда. Важно, что по всем поднятым вопросам он уже думать никак иначе не может. Истина-то уже открыта!
Это я уже говорю оппонентам из середины нулевых, утверждавшим, что они меня массой поборют, победят. Ну, как в Фейсбуке... придуманном для самых тупых и без/языких. Неважно.
Типа они всей своей грибницей будут "думать" так, будут орать именно так, поэтому в информационном поле все так и отпечатается... типа все так будут думать.
Ну, тут вот и надо сказать, что "выхожу один я на дорогу" - это как раз о посещении астрала. Никаких там местечковых крикунов нет, зато всегда найдется то, что всех заткнет. И важно, далеко ли ты сможешь в одиночку и будучи пока немного живым продвинуться на пути к истине.
И знаете... вот ни разу не видела, будто местечковым стадом кто-то двигался к... истине. Обычно так движутся... сами знаете куда, потому что некоторым стадом двигаться вообще никуда не страшно. Неважно куда, лишь бы в теплом стаде, мычащем "мы-ы-ы..."
...Тут, пожалуй, сделаю таки одно примечание про обол. Мы уже говорили, что обол клали - к языку, не на глаза, как сегодня думают... некоторые нравственно недоразвитые.
Раскопки показали, что у большинства покойников все же обол был зажат между челюстями. Хотя кража обола с древности считается не просто тяжким и безнравственным преступлением, но и сакральным (то есть несущим проклятие всем предкам и возможным потомкам) - многие решались ("у меня вить не было другого выхода!") на кражу обола.
Поэтому родственники после похорон (совершенно верно Анна догадалась, что "похороны" и "хоронить" - это тоже наследие Египта, это Харон!) некоторое время сторожили могилу по ночам (это даже есть в арабских сказках "Тысячи и одной ночи"), - пока душа покойного окончательно не покинет наш бренный мир, то есть до встречи с Хароном.
А вот потом... потом они понимали, что могилу могут ограбить и осквернить, но ночные бдения прекращались, потому что никто из мародеров не мог уже нанести вреда душе усопшего.
Вот здесь и отметим, что обол и древними воспринимался... определенным символическим проводником из мира живых, платой за проезд... А клался к языку, поскольку считалось, что на этом берегу все души еще немые, без/языкие. То есть наш берег был "языком денег", а дальше... там душа обретала свой язык.
Поэтому... пусть готовятся некоторые красавчики, что все оболы будут русскими и... навечно проклятыми. Напомню тут один разговор с TNT, который издевался, что у нас выводятся средства в таких количествах, что невозможно ни жить, ни работать, ни тем более - развиваться.
Я ему тогда ответила, что от нас действительно идут деньги, но... все они прокляты! И как-то... человек понял, о чем речь, хотя тоже много старался "нипанимать".
Естественно, все люди отлично знали, что никто из мертвых с собой ничего не забирает, поэтому ведь с древности и существовали мародеры, обиравшие могилы. Кстати, хорошо знавшие, что их непременно коснется проклятие!
Все эти вещи носили символический характер подношения. Считалось, что покойный забирает саму душу вещи, ее образ. Все же изготовление вещей сравнительно до недавнего времени возникновения мануфактур было кустарным, то есть, человек при ее изготовлении вкладывал часть своей души. Это же такое образное выражение.
Вещь из могилы была уже лишена этой души, но... вполне так хорошо несла проклятие. Поэтому раньше люди опасались и за небольшие деньги купить такую вещь.
Думаю, кто видел подобные вещи в музеях... сразу поймут, о чем идет речь. И могут даже мысленно сравнить просто найденные вещи - и именно вынутые из могильников и захоронений. Особенно это ярко и отчетливо заметно на коллекции, сопровождавшей в загробный мир фараона Тутанхамона, могила которого осталась нераграбленной. Но... там даже бирюза будто мертвая, хотя бирюза ведь из земли добывается... Но она выглядит мертвенно. Как, собственно, и золото... уже побывавшее оболом.
...И что же будет нашим оболом, если при нас оказались ограбленными мертвые и еще не родившиеся?..
* * *
В плане нашего растущего влияния и переформатирования пространства - интересно рассмотреть некоторые аспекты взаимоотношений мира мертвых с миром живых в фильме "Боги Египта", который вышел в прошлом году.
На Ютубе есть масса роликов, где рассматривается множество ляпов этого фильма, несогласованность и картинки с сюжетом. Хотя выглядит все... богато и грандиозно. Как бы да с таким подчеркнутым размахом.
«Боги Египта» (англ. Gods of Egypt) — приключенческий фантастический фильм по мотивам мифологииДревнего Египта, снятый Алексом Пройасом[3], с Джерардом Батлером, Джеффри Рашем и Николаем Костером-Вальдау в главных ролях. В США премьера фильма состоялась 26 февраля 2016 года[4], в России — 25 февраля.
…Вновь созданный мир заселен богами, власть в мире (Египте) поделена между богами-братьями: Осирисом, богом природы и жизни, и Сетом, богом красной пустыни. Боги являются творцами смертных — людей, которые, в свою очередь, обслуживают божественное благосостояние. Боги отличны от людей, они выше ростом; могут преображаться в зооморфных существ, облаченных в биомеханические металлизированные доспехи; в божественных жилах течёт золотого цвета кровь, а сами они живут тысячелетия в людском времяисчислении…
…Гор просыпается в своих покоях после попойки, его посещает невеста — богиня Хатор, и напоминает о важном предстоящем событии, о коронации Гора.
Во время церемонии передачи царской власти по наследству от Осириса своему сыну Гору, Сет убивает своего брата Осириса и узурпирует власть в Египте. Гор пытается отомстить братоубийце, но терпит поражение и Сет вырывает глаза поверженного бога — источник его силы преображения в закованного в доспехи сокола. Только вмешательство богини любви Хатор спасает жизнь Гора, которого бог-победитель милует. Сет же, став новым правителем Египта, устанавливает рабский порядок и плату за проход в загробный мир. Возлюбленная Гора Хатор становится любовницей правителя объединенного Египта.
К тому же в нынешнем году выходит еще фильм "Мумия"... с Томом Крузом
«Мумия» (англ.The Mummy) — приключенческийблокбастер режиссёра Алекса Куртцмана по сценарию Джона Спэйтса и Кристофера Маккуорри, перезапуск серии фильмов о мумии. В главных ролях — Том Круз, София Бутелла и Аннабелль Уоллис. Премьера в США назначена на 9 июня2017 года[1], а в России — на 8 июня2017 года[2].
Посреди безжалостной пустыни под тоннами песка в величественном саркофаге погребена древняя царица. В тот день, когда она проснется, мир познает неистовую ярость, накопившуюся у неё за тысячелетия заточения…
И по какому поводу весь этот кипеж? В новоявленной "Мумии" идут пояснения по Ираку... поскольку объяснения про "Аль-Каиду", 11 сентября и острую необходимость казни Саддама Хусейна уже не катят.
Американцы, наверно, здорово бы удивились, если бы узнали, что мумификация останков, возможная в Египте, не проводилась в Ираке... Точнее, если бы узнали, что с херней про иракскую мумию их может поймать любой школьник даже при полном обрушении образования.
Вот здесь написано, что действие фильма происходит "в центре Ирака".
А тут пишут, что действие происходит все же в египетской пустыне:
Действие фильма разворачивается в египетской пустыне. Под руководством отважного Тейлора Кольта в этих местах проходит спецоперация по уничтожению террористов. Погибли все солдаты, лишь Тейлору удалось уцелеть. Но причиной гибели военных стала не атака террористов, а ужасное зло, которое спало в этой пустыне многие тысячи лет, но теперь проснулось.
Главному герою придется постараться, чтобы выжить. Мумия не простит того, кто нарушил ее покой. В отместку она грозит уничтожить все человечество. Тейлор должен найти способ, как победить ужасное создание. В его руках судьба миллионов людей.
Так что нас еще много ждет открытий чудных по поводу раз пережеванного.
Как багдадский вор оказался в героях "Богов Египта"... вопрос, конечно, интересный. Но ответ на него простой, подтверждаемый нынешней "Мумией" - эти гаврики чувствуют себя именно багдадскими ворами, с этим ничего не поделаешь.
Не касаясь других недостатков, просто посмотрим, как американцы постарались в сюжете "Богов Египта" извратить все верования древних египтян, которые были первым семитским народом, изложившим учение шумеров в красочной и стройной форме, причем, с совершенно безупречными нравственным аспектами, несмотря на его бросающуюся в глаза архаичность.
Там бессмысленно отмечать "отдельные недостатки", там подход... воровской... какой-то изначально безнравственный... ну, как жить припеваючи на коронки из концлагерей, пафосно надувая щеки в качестве "борцов с фашизмом". Однофигственно.
Но интересно то, что ни "Мумия" с Томом Крузом, ни эти вот "Боги Египта" не вышли приуроченными к "арабской весне". Нет, все это появилось ровно через год после наших вебинаров по Истории Древнего мира. Ни на день раньше. С идиотской небрежной графикой и непроработанным сюжетом.
Ну, мало того, что в этом фильме багдадский вор - положительный герой, а отрицательный персонаж - это, конечно, архитектор, способный построить уникальное сооружение, которое при помощи багдадского вора потом разрушается... что свидетельствует, прежде всего, о том, что в сознании и американчиков уже переосмыслено, что там за "Аль-Каида" взрывала башни-близнецы. Пока вслух об этом не шибко распространяются, но в подсознании это уже все связалось.
Чтобы понять всю извращенность (или развращенность от полной безнаказанности и вседозволенности, если хотите) этого массового сознания, так или иначе отраженную в фильме, рассмотрим канонический сюжет суда после смерти, изложенный на старинном папирусе Ани.
Вверху мы видим сидящих судей, которые вовсе не демоны, как это представлено в фильме. И с виду они даже не безобразны, хотя некоторые из них имеют звериное обличье. Это судьи, которые отслеживают пагубное влияние на душу 42-х основных человеческих прегрешения. И некоторые из этих прегрешений имеют животную основу... либо доводят до зверского обличья. Но большинство выглядят вполне респектабельно, поскольку большей частью окружающие об этой склонности не догадываются.
Впереди у этих судей... стоят подношения родственников, как бы умоляющих не судить слишком строго. Ну, раз это судьи, безошибочно различающие пороки, то сами-то они должны быть подвластны главным порокам, верно?
Да, это такая же попытка подкупить правосудие... ну, как это выглядит у нас, когда все оценивающие дипломы приемные комиссии знают, что после защит их ждет обед и возлияние.
Однако, главный там бог Анубис, он чует по неподвижно сидящим судьям, что тащит со собой тот или иной покойник. Даже если судья не подаст виду, он все равно это почует.
Обратим внимание, он сидит внизу, непосредственно сам производит взвешивание сердца - и пера богини Маат. В фильме, кстати, взвешивалось куриное перо из подушки. Вряд ли создатели фильма знали о богине истины Маат.
Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, означающая истину, справедливость, вселенское соотношение, божественное установление и этический порядок. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своих вещей — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой (женой) бога мудрости Тота, так как народ Египта считал, что правда и мудрость — это хорошая пара.
Маат до создания мира
На космическом уровне Маат означала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Роль Маат в египетской мифологии
Суть Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе суть постоянного соотношения, царь тем самым восстанавливает космическое соотношение, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя постоянство и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.
Изображение Маат
Несмотря на то, что изображения Маат сохранились в действительности во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ. Чаще всего изображалась с желтой кожей, в красном или в белом платье, иногда и с крыльями. Парик обвязан красной лентой, а из волос торчит священное перо страуса.
Культ Маат
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозного преобразования которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат — пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал — воск.
Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок, и до рельефов, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
Цит. по: Солкин В. В. Маат // Древний Египет. Энциклопедия. — М., 2005.
То есть перо должно было быть большим и страусиным, перевязанным красной нитью.
Для дальнейшего надо отметить основную особенность мифа о Маат. Не выдержав соседства с ложью, Исефет, которую побеждала не раз, - она возносится к своему отцу Ра. Так что не совсем верно, с древнеегипетской точки зрения, утверждение "истина где-то рядом" - рядом как раз хаос и ложь, а истина очень высоко.
В фильме "Боги Египта" сам Ра побеждает хаос, рвущийся уничтожить землю. Но у Ра и без хаоса - забот полон рот. А тут... несколько другая сказочка. Хаос всегда побеждает истина, Маат! Стоит лишь к ней обратиться. Поэтому древние и говорили о какой-либо гуманитарной катастрофе и гневе богов, что люди не обратились к истине.
Если мы посмотрим опять на папирус, то увидим, что прямо за спиной присевшего возле весов Анубиса стоит фигура с птичьей головой. Это бог мудрости Тот.
Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути др.-греч. Θώθ, Θόουτ от егип. ḏḥwty, возможно произносится ḏiḥautī[2]) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов[3]. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий).
Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анх. Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Священными животными Тота были павиан и ибис.
Считается, что Маат была женским дополнением Тота[4].
...Первоначально почитался в качестве ибиса, возвещавшего разлив Нила, уничтожавшего гадов[12] и олицетворявшего лучшие качества человека[13]. Возможно, тогда же он был астральным богом и следил за равновесием на небе[14]. Кроме того, в Текстах пирамид Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи, но его конкретная роль в тех верованиях из текста не ясна[4].
И мы видим, как Тот все время работает. Окончательно роль этого наиболее древнего бога была определена после того, как были расшифрованы свитки "Книги мертвых". До этого все упоминания относились к какому-то историческому или легендарному лицу, но не богу.
А вообще-то считается, что Тот после каждого взвешивания и определения посмертной участи - дополняет Книгу мертвых какими-то новыми истина о жизни и смерти. Книга мертвых - это вообще собрание сакральных текстов-молитв, дабы оградить свою душу от тлетворного влияния человеческих пороков. В сущности, это назидание от Тота.
Анубис в фильме "Боги Египта" - что-то вроде шестерки на побегушках. А у весов - полнейшее самообслуживание...
А вообще-то именно Анубис - главный помощник Верховного Судьи мира мертвых, Осириса. Причем изначально Анубис был полновластным властителем мира мертвых, лишь со временем, с развитием культа Осириса, к тому перешли функции верховного судьи.
Здесь надо сказать, что у египтян в целом интересные представления о мире мертвых... Мне, например, всегда было интересно, что таковым считается... Запад. Ага, тот самый, в "цивилизацию" которого нам все время предлагают "вписаться". Ну, как помрем, так и впишемся, без проблем.
Жители Запада, с точки зрения первой в мире стройной религиозной системы, - ходячие мертвецы и вампиры. Незатейливо и слишком прямолинейно, но по сути очень верно. Последующую историю, по крайней мере, объясняет на 4 тысячи лет вперед на ать-два.
В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». Вот уже прямо здесь надо распрощаться с домыслами, будто Анубис может быть искомым Хароном. Нет, раз речь зашла о Западе, то и психопомп Анубис будет впоследствии ассоциироваться... с Гермесом!
Хотя ведь это странно, да? Но, во-первых, мы помним, что Харон - всего лишь "седой паромщик, ла-ла-ла", он к суду не имеет никакого отношения. Во-вторых, Анубис орудует безменом... правда, без всякой прибыли... но собачек-то ему кормить надо! Тем более таких - с телом льва и башкой крокодила. Его собачки - это чудище Амат (изображена на папирусе Ани позади Тота).
Да уж. В сущности, многое в перерождении образа Анубиса в Гермеса показывает, как человечество изменилось к худшему в период катастрофы становления железного века. Но у покровителя воров и обманщиков Гермеса какие-то нераскрытые черты психопомпа именно от Анубиса. Как и покровительство на умом, разумом и интеллектом.
...Итак, с расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона), а суд мертвых уже называется Судом Осириса. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.
Осирис и Анубис
Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса. IV—I вв. до н. э. Египетский музей в Берлине
В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды.[3][4][5][6][7] Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рождён бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.
До появления культа Осириса Анубис являлся главным божеством Запада. С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.
Анубис являлся богом Дуата, его правителем и судьёй душ умерших до конца Старого Царства. Позже функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Анубис же становится богом некрополей и погребальных мистерий.
На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых, Анубис помогает судить души умерших. Вместе с Тотом Анубис взвешивает на весах (расположена фигурка судьи — НАГ_ВАЛЯ) сердце покойного (символ души _ любви у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть Любовь — душа а на другой Ум — расчёт, в виде одного пера (два пера — знак обозначающий мудрость) В зависимости от того что перевешивало, сердце или ум, покойного отправляли соответственно в загробный рай (поля Иалу) или Ад, где грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила). Таким образом, в результате демократизации египетской религии в период Среднего царства, в значительной степени связанной с народным культом Осириса как справедливого загробного судьи, и представители социальных низов рассчитывали на посмертное блаженство и вечную жизнь.
И если мы посмотрим на верхний большой папирус, то увидим, что за Тотом, записывающим иероглифы на стене, уже сидит Амат, готовое пожрать грешника.
Итак, смысл взвешивания в том, чтобы уравновесить мудрость и расчет - с любовью и совестью. Поэтому для шибко умных бросается два пера Маат... Но там еще кое-что взвешивается Анубисом - на плече весов, где на чашке перо. Это как раз ум. Вначале он определяет, насколько человек умен, потом - насколько его умные выводы и поступки соответствовали лучшим качества души (сердце в погребальном сосуде на другой чашке весов).
Поэтому никак без Анубиса на самообслуживании такое пройти не могло.
В одном из текстов Книги Мёртвых, приведённых в Папирусе Ани, даётся подробное описание представлений египтян о загробном мире. Данный текст предположительно был написан во времена XVIII династии. В одной из его глав приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины. На левой чаше весов помещалось сердце умершего, на правой — перо богини Маат, которое символизировало истину.
Анубис в Цикле Осириса
Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы Сеннеджема
В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании[10] воссозданного тела Осириса.
Маска Анубиса. Поздний период, 1585 год. Музей Ремер-Пелицеус, Хильдесхайм
Анубис в античной литературе
В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис есть сын Сета и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой[11]. Страбон упоминает, что это — египетское божество, почитаемое в XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе[12]. Согласно Вергилию, Анубис был изображен на щите Энея[13]. Ювенал упоминает о почитании божества в Риме[14].
Понятно, что Анубис появился раньше Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Все эти рассказы о младенчике, брошенном в камышах, - попытка вплести в новый культ Анубиса, которого не обойти никак, придав легитимность и новым богам.
Анубис оказывается... их сыночком! А вот Моисей, который повторяет эту историю о том, как красавица Исида нашла младенца в камышах - на этом фоне выглядит не камильфо.
А когда начинают пересказывать старые истории с добавлением "А тем младенцем я и был!", - далее идет не просто нагромождение лжи.
Вообще, почему этот суд Анубиса нужен? И что это за странное создание Амат? А только такая вот Амат может скушать (и не подавиться) ложь, принесенную в тонкие духовные миры, предвестницу хаоса...
Ложь - это всегда артподготовка полного хаоса.
Продолжение следует...
Получается, что всё это должен был знать Дж.Р.Р.Толкин перед тем (или в процессе), как написал свою сказку. И распределение ролей в части географии, получается, с моей точки зрения, попыткой отмыть черного кобеля.
Косвенно на данный подход указывает и многосерийный фильм по «Властелину колец» и «Хранителям» со сказочным бюджетом, особенно на фоне сказочном разграблении нашей страны.
Формулировка ложь — артподготовка полного хаоса.
Простая, красивая и, одновременно, неимоверно сложная в построении, как и полет бабочки.
Как многое объясняет. Спасибо!