Кодекс Хаммурапи. Часть VIII
...О шумерах чего только не вычитаешь в современных источниках.
Около 6-7 тыс. лет назад на территории Междуречья внезапно возник таинственный народ – шумеры. Они уже знали о числах Фибоначчи, использовали эффективную шестеричную систему вычислений. Шумеры досконально знали строение нашей Солнечной системы.
В Берлинском музее хранится каменная плита, на которой изображено Солнце вместе со всеми планетами и объектами нашей системы, которые астрономы открывали постепенно на протяжении многих столетий. А шумеры уже все давно знали. Это шумерское изображение любопытно еще и тем, что между Марсом и Юпитером шумеры поместили еще одну планету, ее они назвали – Нибиру («та, что пересекает»). Эта двенадцатая планета (именно этот номер они ей присвоили) обладает очень вытянутой орбитой в форме сплющенного эллипса. Период вращения составляет 3600 лет.
И все в таком роде. То, что шумерский язык вообще ни с каким не смешивался и долгое время уж после того, как не стало ни шумеров, ни аккадцев, использовался исключительно для храмового богослужения, то есть для духовного общения - это мы знаем из серьезных академических источников.
Вообще перед нами захватывающее повествование о языках, составляющих душу народа. Это вполне реальная история, без особой космогонии, без версий на грани с адекватным восприятием действительности. Короче, без инопланетянов.
Причем... это история истинной толерантности, истинной мультикультурности, если в этих изначально ложных понятиях, за которыми всегда стоит смирение перед вопиющей безнравственностью, - вообще может быть какая-то истина. Но если она вообще может присутствовать в том, что придумывалось из желания обмануть, лишить части души и прочих уголовных мотиваций, то она будет в истории Аккадско-шумерского государства, а для нас - в Эпосе о Гильгамеше.
К публикации первых частей "Нравственных критериев анализа" мною был выставлен Эпос о Гильгамеше... Как все понимают, никакого ажиотажа по поводу не возникло. Разве у вас прямо сейчас есть желание ознакомиться с древним эпосом? Только не надо судорожно вспоминать о списках внеклассного чтения, никому на это двоек по поведению ставить не собираюсь. И всегда просила выкидывать немедленно все, что вам навязывают со словами "Это надо читать!"
Вот такое "надо читать!" надо отправлять "фтопку" немедленно, не вдаваясь в обсуждения содержания. Для вашей же пользы.
А сейчас давайте проявим... системный подход. Ну, с какой стати мне вам навязывать этот эпос, если вы сами видели, с чего началась у меня самой драка за Великий и Могучий? А там люди выставили на 100-летие Михаила Александровича Шолохова центр системы. Напомню.
- Ни один нормальный человек не прочтет и десяти страниц "Тихого Дона"!
А вообще-то... "Тихий Дон" - это не эпос о Гильгамеше! Это о нашем кровном, как грабили наших дедов-прадедов, как рушили их жизнь, как сводили "домок в комок", как всякая сволочь с "изьмами" изображала при этом шибко культурных, имея возможность даже подушку из-под младенца выдернуть, назвав всех кровопийцами.
Можно было поставить центр и в другом месте, ведь и сейчас, нет-нет, да и сталкиваешься с неподтертыми пояснениями, какими антисемитами были русские писатели. Вот Шевченко кинулся ролик уничтожать про "звериный антисемитим Гоголя", так пришлось себе на страничку в Ютубе его ставить.
Но... все это это не центр, это уже такой минус общего падения, что помнить надо, а говорить следует о другом. К тому же, это ведь отражение "принципов партийности в литературе". Там же шла сортировка не хуже, чем на приемной платформе Освенцима - по утилитарной ценности. Кто полезный, кто "попутчик", кого надо бы зачистить, так как не проникся потребностью "классовой борьбы".
Просто само "Дедюхова уже явлена миру, и мир никогда не будет прежним!" - вне зависимости от степени сарказма следует понимать практически буквально. Да, с моим появлением все уже начинают считаться с тем, что я опрокину любую идеологию, вернусь к извечным идеям... да чисто из вредности! Мне-то какая практическая польза от идеологий?..
С этого времени, если вы помните, у них нытье начинается про "национальную идею". Типа пыжатся, тужатся... а никак! И я там откровенно злорадствую, даже не имея выделенки на тот момент, выходя в Интернет по карточке. Ну, что они задумают масштабную провокацию, потратят 3 лимона бюджетных средств, а я выйду на 3 рубля по-быренькому - и все их усилия в прах оборжу.
И там далее следует позитивный жизнеутверждающий вывод, что вообразить они чего-то могут только на мои три рубля, которые мне совершенно на них не жалко.
И разве кто-то из филологов "не знал/не догадывался", что я... отнюдь не блефую? Вспомните, сколько вещей оказывались гранями абсолютной истины, о которых вы сами про себя думали? Хотя... многие ведь говорили мне, что я нахожусь... в уязвимом положении. Процитирую, подправив орфографию и синтаксис.
Ну, все, Дедюха, ты попалась! Сейчас ты ответишь перед Б-м и людьми за все, что болтала своим грязным поганым языком.
А вообще-то при выставленных ранжирах, хоть немного понимая, что такое литература, что такое язык... лично я бы поостерегла такое... хм... ловить на слове.
Давайте, ближе к исконным местам обитания наших героев! Произнесите где-нибудь душеспасительное: "Надо изучать опыт Израиля!" - и вам совершенно посторонние люди сразу расскажут, куда лучше "применить" этот опыт "государственности", не существующей пока и 100 лет.
Кстати, слово "пейсатели", которое явилось итогом моих разборок начала "нулевых", оно вовсе не мое! Лично я языки не смешиваю, употребляю выражения (А.С. Пушкин говорил о Николае I, что он говорил на очень хорошем русском языке и даже употреблял выражения. Это не в маргинальном смысле, конечно), а не свожу все к жаргону. Почерк не мой!
Но вы уже забыли основное понятие, навязывавшееся с 90-х: "Израиль - единственный стратегический партнер России на Ближнем Востоке, потому что является "островком цивилизации" среди арабской дикости!"
Вспомнили? Это отсюда шло "изучение опыта Израиля". А на практике внутри страны это выразилось в "борьбе с терроризмом и экстремизмом", когда можно женщину взорвать, потом с ее оторванной головой пояснить, как она прониклась мусульманскими веяниями и решила стать "шахидкой". Хотя в арабском нет женского рода этого слова. Да и... сами по себе мотивации... несколько не женские. Вспомните, сколько чисто женской изворотливости мне пришлось проявить, дабы избежать подобного.
Все это, включая вранье про эффективных собственников, про многое другое - стало возможным после длительного препарирования Великого и Могучего карламунизмом. То есть, это была такая попытка применить опыт Вавилонской башни к русскому языку.
... Слушайте... здесь можно, конечно, массу смайликов поставить. Но ведь все, включая тех, кто меня ненавидит, знают, что я выхожу с одним русским языком наперевес. А дальше все знают, что именно им я могу опровергнуть что угодно. Подозреваю даже, что второй закон термодинамики при желании. Просто такой необходимости не было.
А ведь мы выставляем ранжиры всего 11 лет! Поскольку до этого... ну, до этого я еще собиралась "быть хорошей" и даже "не высовываться". До этого я не считала, во что мне там чего обошлось, по крайней мере.
Ну, конечно, всегда ведь при этом следует уточнить, от кого вы все это вынуждены выслушивать. А здесь ведь все сделано для нашего обоюдного удобства и за бюджетный счет! Во-первых, вы знаете, что в качестве человека, способного, в принципе, многое сделать одним Великим и Могучим, причем, за сущие копейки, - у вас в наличии вполне адекватная гражданка.
У вас вообще-то пока не было ни одного писателя, у которого было бы не одно даже, а подряд два решения суда о полной адекватности и вменяемости. Разве это плохо? Ну, плохо, конечно, на момент самого получения всего этого, а в целом-то это хорошо. Уж обо мне никто ведь не скажет того, что сказали о Николае Васильевиче Гоголе, когда он второй том "Мертвых душ" сжег.
У меня там... признание высокого уровня интеллекта, разного рода способностей. Например, абсолютная зрительная память, но не крестики-нолики-кружочки-квадратики, а на все, что связано с образами. То есть... внутреннее зрение. Ну, потому что я вообще-то вижу, кто и как все писал, откуда чего черпал, что при этом думал... иногда даже могу сказать, кто это все ему заказывал. Раз уж начали с того, что настоящее писательство - непременно по заказу и за деньги.
И это не предел, можно ввести парочку дополнительных параметров поиска, так сказать, "в духе времени". Что-то вроде особого обоняния, но... на образную составляющую высокого человеческого мышления.
Кстати, почему у нас за все время столь масштабных преобразований - не возникло ни одного образа на всем постсоветском пространстве, кроме жалких "образов автора", каждый из которых начинает совершенно неприлично визжать, стоит им заинтересоваться?.. Вопрос риторический, да?
И при этом вы же понимаете, что наш чудесный Федор Михайлович Достоевский не прошел бы психолого-психиатрической экспертизы и после каторги. Не говоря уж о том, что мне это редкое удовольствие пришлось проходить после полостной операции с общим наркозом, после которого в себя приходят не менее полугода.
А разве вы кого-то из нас удивите... каторгой? Вы поинтересуйтесь, какой каторгой, господа, для большинства нормальных женщин в России стали "демократические преобразования всего общества" 90-х.
Это для всех нормальных женщин было 15-летней каторгой, вы можете в этом убедиться, изучив статистику работы женских отделений стационаров. Там же операционные и по ночам работают. Меня предупредили, чтобы не засыпала, что операцию тоже будут делать немедленно, это же по требованию ФСБ, представитель которого меня пытался выгнать из палаты, оттянули на 30 часов. Но дальше пояснили нашим борцам, что прибыла я при свидетелях, которые знали, что операция мне была назначена на 2 часа ночи.
Потом все женщины, поступавшие вместе со мной, в очереди на укольчики очень мне радовались. Одна из них сказала, что уже не рассчитывала увидеть живой, даже врачи не были уверены. Поэтому со мной столь развязно и вел себя этот представитель ФСБ, прикинувшийся "терапевтом". Он орал на меня, издевался... не совсем учитывая свой собственный ресурс. Но рассчитывал до конца исчерпать мой.
Я это вовсе не выбить жалость, не рассчитывайте! Это к тому, что у женщин этот ресурс на восприятие несправедливого, явно уголовного жизненного уклада - намного меньше! Уголовники в государственном управлении этого не учитывают. Как нацисты в концлагерях не учитывали ограниченную природу человека на восприятие зла. Потом ведь зондеркоманды набирали уже из заключенных, которые в результате сходили с ума. А каждая "селекция" для самих эсесовцев заканчивалась неукротимой диареей. Это же... известные факты, поэтому и лгать на человеческую природу бессмысленно.
И речь идет о мужчинах, у которых выдержка чисто на физическом уровне больше. Поэтому... как я не раз говорила, большая эпическая литература - это для крепкого выносливого мужчины, не для женщины. Особенно в переломный момент. И, возможно для осмысления такого факта, что женская природа не предназначена вообще для зашкаливающего вранья и уголовщины - и надо было, чтобы на месте инициированного писателя оказалась именно женщина.
Мой брат, навещая меня в больнице был ужасе, что женщин везут день и ночь в приемное отделение. Ну и посмотрел, в каком состоянии везут. Причем, нормальных женщин! Вполне лояльных и адекватных, образованных и красивых... когда-то. Выяснивших ценой собственного здоровья, что женская природа не рассчитана на подобные "демократические преобразования".
О чем я отнюдь не молчала, и каждый раз, когда я это говорила до того как, меня спрашивали не только "о климаксе-недотрахе". Там ведь основной вопрос был: "Почему вы так орете?"
Мне было очень странно, что Анна Кузнецова, писавшая в "Знамени" о моем романе "Повелительница снов" в тот момент, когда я вообще себя никак не проявила, всегда была выдержана... просто потому, что еще не совсем до конца сама понимала, с чем имею дело и, конечно, даже не подозревала, через что мне еще придется пройти, - писала об этом крике.
Ирина Дедюхова. Повелительница снов. Роман. — М. — СПб: Летний сад, 2003.
Роман классической традиции, с некоторым налетом архаики в реалистической части, держится на очень симпатичном, подзабытом уже образе человека героического склада, женщины, которой тесно в мелкой современности. Прямая композиция сегодня выглядит одновременно архаично и свежо, поскольку вот уже сколько-то лет прозаики ее избегают. А здесь — детство, юность, университеты и... аватары (прошлые жизни). Фантастика в эту систему вводится элегантно, с чувством юмора и меры, и выглядит на удивление органично. Дар сочетать осязаемо живое и всецело надуманное — особенность таланта писательницы. Еще одна особенность — возвращение в прозаический обиход слова "душа", в эпоху символизма и разгула женской лирики надолго заброшенного на антресоли поэтического хлама. Налет оккультно-терминологического значения, который акцентирует писательница, возвращая слову непринужденность обращения, снимает въевшийся в него налет сентиментальности.
Один абзац пишет, другой зачеркивает. Но подходящий случай проанализировать, например, ваши личные предубеждения против... "Эпоса о Гильгамеше". Потом, когда я стала поступать по первому абзацу, многие поняли, как глубоко ошибочным было предъявлять ко мне все эти предубеждения тогда, когда я была милой и пушистой, всех наоборот мирила и повсюду искала один консенсус. Но в одну и ту же воду не входят дважды, верно? А не надо было меня злить!
Я разговаривала потом с другими видными филологами, мнению которых вполне доверяла, тем более, что сама на тот момент испытывала... нечто вроде комплекса, вторгаясь в чуждую мне область. Хотя к тому времени я уже написала несколько филологических диссертаций на заказ. Ну, все же я-то раньше писала технические тексты: "...и в работу вновь включается дизель-молот!", "если... то... отсюда следует..."
Все мои знакомые филологи (а среди них были весьма и весьма именитые) подтвердили, что публицистику им читать очень трудно, потому что над всей моей писаниной стоит дикий женский крик, переходящий по некоторым вопросам в истерический визг... в область ультразвука. С двумя из них я продолжаю поддерживать отношения до сих пор, так они утверждают, что сейчас уже от тех старых текстов слышат не отчаянный истерический визг, как раньше, а уже такой... рокот.
Поэтому я тут начинаю восстанавливать по бекапам некоторые старые тексты. Ну, в качестве повторной дегустации для тех, кто это слышит. Согласитесь, это интересно!
А было это все, повторю, задолго до того, как... ну, самое начало "нулевых"! Ругаться и говорить прямым текстом я начала куда позднее, после 2005 г., уже не рассчитывая издаваться в России в печатном виде, осознав, что добром меня на мое место не пустят. Я же разумная женщина, прошедшая становление в советской научной среде, куда более рафинированной и замкнутой среде, нежели там всякое "писательство".
С детства отлично осведомлена обо всех условностях, способах и местах возложений венков, обязательных для всех ритуалов, а также освещенных веками обычаев приятных подношений. Так что не стоит мне приписывать лишнего! Для меня такого рода вещи были обязательными, поскольку предстояло продвинуться в среде, где предпочли бы самого последнего идиота, но мужского полу.
Неважно. Так вот один человек, попрощавшись со мной осенью 2010 года, как он считал, навсегда, заметил, что то, что его соплеменники слышат, поскольку воспринимают неким звуковым барьером, - крик Каллиопы, музы эпической литературы.
Об этом явлении известно мало даже из мифов, в которых оно толкуется тоже по-разному. Но... в принципе, я тогда его попробовала! Чисто из вредности. И поняла, что нечто такое действительно присутствует.
А когда это нечто начинает в Интернете самодовольно рассуждать, что весь военный конфликт, связанный с проездами бульдозерных отрядов на территорию Ливана, обошелся в всего в полторы карточки по 50 рублей, когда доллар не превышал 24 рубля... то это ведь многих начинает нервировать, согласитесь. Без учета того, на что были потрачены 25 рублей со второй карточки. Даже вот само по себе - уже нервирует!
Поэтому справедливости ради отмечу, что за все свое бытие в виртуальном пространстве, так сказать, лично я "истерила" куда меньше некоторых. Уж, согласитесь, сколько я могла на пять рублей вызвать повальных истерик цельными материками, так мало кто ведь и на 15 рублей 60 копеек смог бы, верно?
А уж нынче, когда на мне все равно никто не женится... так и вовсе не стоит быть хорошей. Чего у нас там с нервишками-то? Давайте, наметим следующие задачи, раз имеем вполне живой и развивающийся аппарат Великого и Могучего. Чисто, чтобы преисполниться благодарностью ко всему сущему! Чтобы все же проникнуться позитивной верой в то, что мир наш создан Словом, на честном Слове и держится. Раз уж все мы находимся в Интернете, где это Слово (даже без выделенки) стоит не так уж и дорого при лимитированном Интернете. Таки мы можем себе это позволить!
...Стоит честно сказать, почему мною выбрана именно форма вебинаров. Здесь мне, в принципе, достаточно и пяти слушателей, но ведь их гораздо больше. Среди прочих интересных вещей, без которых жизнь вообще не имеет никакого смысла, мы разобрали, что такое астрал и информационное поле.
Но главный прикол, конечно, в другом. Хотя бы в том, чего внезапно потребует массовый, искушенный и изголодавшийся слушатель... русской оперы, например. Мы органично, осознанно, в комфортных для себя условиях возвращаем себе пласты истории, культуры, искусства. Все остальные будут делать это впопыхах, ощущая себя "отставшими от жизни". Они вдруг поймут, что им придется наверстывать очень быстро, "в темпе вальса", не только потому, что вдруг теща им начнет со слезой цитировать "Гамлета", а дети будут фыркать от полной беспомощности в классической опере. Многое поменяется прямо в голове!
Вот это я и называю "пробуждением народа". Если человек вообразил себя "гением всего человечества", то пусть пробудит народ, чтобы разом все телефонные рингтоны брались исключительно из оперной классики!
Пробуждать народ на разгром кошерных лавок, уничтожение государственной или частной собственности, разрушение государственного строя - может любой люмпен в средней стадии опьянения. А вот пробудить народ так, чтоб этот народ два дня "Риголетто" слушал и ковырялся в исполнителях... здесь надо быть все же немного интеллектуальнее местечковых "гениев всего человечества".
Ну, что это за пробуждение народа, если знаешь, что без 50 идиотских первоисточников про Карла Каутского и детскую болезнь левизны - тебя в аспирантуру не примут? И типа ведь это еще очень хорошо, раньше вообще расстрелять могли бы.
Взяли бы и пробудили народ на повсеместное увлечение русским балетом. Ведь не Цискаридзе же пробудил общий интерес к этому виду искусства, а рассказ о том, о чем он сам в момент "всеобщей травли" предпочитал помалкивать.
Пробудить народ на то, чтобы каждый мог перечислить 15 опер Римского-Корсакова и назвать их литературные и исторические источники, намного выше и уж куда сложнее, чем загадить всем мозги каким-нибудь очередным карлой-марлой и "экспроприацией экспроприаторов". Но и с народом, где все знают, какие дамочки из числа знакомых Жоржа Бизе мостились на роль прекрасной Кармен, - намного сложнее обращаться по-хамски даже в нашем самом хамском ЖКХ.
Но вы ведь заметили, что пока я особо эпос о Гильгамеше не навязывала? Всех вполне устраивало все, что я там о нем сообщала. Но так... вот как в случае русской классикой, чтобы с криком Каллиопы требовать что-то перечитать, - никому ни разу.
А знаете, почему? Потому что пока аппарат русского способен выдержать его, конечно, а вот до конца передать смысл - нет. Но уже, вот-вот! Мы на подходе! Уже можно об этом поговорить, расширившееся сознание позволяет.
Но еще недавно у вас не было аппарата, чтобы воспринять сказанное в этом произведении. Именно поэтому все избегали насилия над собой, вспоминая занудство талмудистов, с упоением толкующих "Материализм и эмпириокритицизм". Кстати, эта книжка-малышка хоть разок кому-то в жизни пригодилась? Вопрос риторический. Нормальная книга на русском так называться не может, что вполне показала история России начала ХХ века.
Здесь не надо думать, будто мы глупее других, раз эпос о Гильгамеше нам пока не по зубам. Другие в нем тоже не разобрались, да и вряд ли разберутся.
А русскому языку в образной части нанесен очень сильный удар всеми этими пустыми, никчемными учениями "о светлом пути всего человечества". Нынче уже многие пришли к пенсии обобранными до нитки, так они понимают и без моего пробуждения, что за всем этим стоит.
Но зато мы гипертрофированно развивались в технических и естественно-научных областях, стремясь уйти от идеологического давления партийных начетчиков. И этот созданный аппарат позволяет... достаточно быстро наверстать все упущенное.
Вспомните, какие были здесь истерики у тех, кто решил, будто я встаю стеной за родимый совок и сейчас буду подтирать им марксистские сопли, раз они не сподобились поучаствовать в развале страны, ничего с развала не поимели, раз их даже на стреме постоять не взяли. Тоже ведь... такое "пробуждение" было ушатом холодной воды.
Неважно! Давайте выставим следующую цель! Давайте установим тот момент, когда вам (ни с того, ни с сего) вдруг захочется перечитать эпос о Гильгамеше, почувствовав такое внутреннее движение.
Это произойдет не сейчас. Но довольно скоро, обещаю. Должна вначале полностью восстановиться внутренняя система ценностей, потом... вы обнаружите, что находитесь в другом мире. Как-то так.
Да, думаю, полезно будет несколько поднять планку духовных ценностей, чтобы к ним не примеривалось всякое ворье, которое любит себя чужими бриллиантами обвешивать не по случаю.
Ведь как интересно получается! Сперанский получил эту драгоценную цепь ордена Андрея Первозванного от Николая I за титанический труд - 15-ти томное собрание всех переработанных и адаптированных законов Российской империи с ХVII века.
А вот нынешние юристы, обрушив законодательную систему, выпуская по полторы тысячи законов год, разрушающих жизнь граждан, все дальше уводя позитивное право от естественного, предав основы собственной профессии, извратив само понятие "юстиция" - запросто друг дружке такой орденок вешают, вдобавок не стесняясь глумиться по поводу "духовных ценностей"...
А если поднять планку... то многое само отпадет за ненадобностью. Чтоб некоторые не допрыгнули. Без скидочек на недоразвитость и местные условия.
* * *
С этой целью следует сосредоточиться и рассмотреть, а для кого был создан Кодекс Хаммурапи. Стоит это уточнить, как много вокруг вранья обнаружится. Прежде всего, про "рабовладельческое государство".
Итак Кодекс Хаммурапи создан из расчета на три основных группы населения (сословия): «авилумов», «мушкенумов» и «вардумов». Дальнейшее процитируем из примечаний к Кодексу, выполненных профессором Дьяконовым. Но... при этом имейте в виду, что они составлены в начале 50-х годов прошлого столетия, когда люди многое воспринимали иначе.
Например, то, что в Древнем Междуречье были развиты те самые "рыночные отношения", о которых нам уши прожужжал Дмитрий Анатольевич, - людьми 50-х воспринимается в качестве "кризисных явлений". А сделки с недвижимостью в 60 га выделяются восклицательным знаком. Но мы-то сегодня сколько кризисов повидали? Мы-то с вами понимаем, что оживление на рынке недвижимости и крупные сделки - свидетельствуют о хозяйственном расцвете, а не об "идейном загнивании".
Тем не менее, очень хорошо отслеживаются три основные категории населения. Все они названы, их права четко оговариваются, нет скрытого "негласного" права, что распространилось у нас, как главного признака коррупции. Если вардумы - рабы, так их никто не называет иначе, не прикидываются, что завозят рабов, дабы "глубже изучать культуру мигрантов".
Здесь надо учесть, что все присоединенные и завоеванные земли входят общинами в систему общего государства на равных условиях. Хаммурапи во введении обязуется чтить и богов новых территорий. Это очень важный момент! Но еще более важный, что речь идет о всех видах собственности: общинной, частной и государственной. Поехали.
Авилумы - являлись первым и высшим из них. Это были члены «общин» (дословно «поселений», акк. «алу»). Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общинной земли (которыми ко времени Хаммурапи давно распоряжались как собственники; общинный характер землевладения выражался не в том, что община контролировала распределение и передачу этих участков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством в соответствующей общине).
Цари не вмешивались во внутреннюю жизнь общин и в землевладельческие отношения общинников (Хаммурапи даже специально следил, чтобы его чиновники не покушались на огосударствление наделов «авилумов»!), однако собирали с общин различные налоги. Создавая свою державу, Хаммурапи ограничился назначением глав общинного самоуправления царской властью и регулированием прав наследования и частных сделок «авилумов».
Реальное расслоение в общинах зашло довольно далеко: ЗХ повествуют об аренде, найме, ростовщичестве между «авилумами». По документам видно, что размер земельного владения одного «авилума» колебался от 1 до 60-80 га!
Всякий общинник-«авилу» воглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью (в частности, он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей). Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать.
Жена в целом считалась собственностью мужа, однако ее достоинство и положение в какой-то мере гарнитруются в ЗХ независимо. И жена, и муж имели право на развод, однако для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу (ст.177). Женщина (вопринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь) вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде «авилтум» (как в ст.110), но исключенных зато из нормальной семейной жизни.
Мушкенумы - составляли второе по значимости сословие. Дословно означает, по-видимому, «склонившиеся (под защиту)», что и этимологически, и по реальному значению близко римскому «клиент») охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и приняв на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством.
В Старовавилонский период в таких людях не было недостатка: кто-то был вынужден отказаться от земельного
участка в общине и бросить ее из-за разорения и долгов, кто-то — из-за личных неурядиц, кто-то — мечтая о продвижении на царской службе; наконец, чьи-то общины оказывались сами разорены и разгромлены в ходе непрестанных внутримесопотамских войн и не могли обеспечить своим членам нормального существования либо вообще гибли, так что количество бродячего населения, стремившегося осесть на государственной земле, постоянно пополнялось.
Ряды мушкенумов ширились также за счет выходцев из кочевых племен, по сходным причинам покинувших свои кланы. Кратко и ярко положение мушкенумов в целом рисуют две фразы из месопотамских документов, отстоящих друг от друга на тысячелетие: «Как отцу моему известно, я стал мушкенумом! Пусть отец мой вернет меня под власть общины!» и «царь, господин мой, знает, что я мушкенум, несу царскую службу и не покидаю дворца. Пусть мне вернут мое поле, чтобы мне не умереть с голоду».
Итак, мушкенум — это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности, по-аккадски «ильк»). В эту категорию одинаково входили дослужившийся до высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они не имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения).
Разумеется, член общины, поступающий на царскую службу и принимающий от царя ее обеспечение, не переставал от этого быть «авилумом» (ведь он сохранял членство в общине и общинный участок); точно так же мушкенум, добившийся членства в общине, по-видимому, становился авилумом, что не мешало ему по-прежнему нести повинность за сохраняемое им держание от царя.
Подавляющее большинство держателей наиболее высокообеспечиваемых «ильков» всегда были или становились авилумами.
В отличие от «авилумов», «мушкенумы» не были наделены автономным самоуправлением и их жизнь в широких пределах регулировалась администрацией (значительная часть которой из мушкенумов и состояла). Земледельцев-мушкенумов, например, могли произвольно перебрасывать с участка на участок.
Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в ЗХ существенно дешевле (ст.196), однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже (ст.8, 15-16), аналогично имуществу дворца или храма (храмы при Хаммурапи были государственными учреждениями, а их хозяйства — автономными частями государственного хозяйства) — поскольку имущество мушкенума и является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение. Даже за развод мушкенум платит меньше авилума (ст.140), а рабы мушкенумов получают определенные привилегии (ст.176) наряду с рабами самого царя.
Существенный интерес представляет количество земли, выдаваемое царем в обеспечение того или иного «илька»: за исполнение обязанностей жрицы — храмовой блудницы, тамкара (торгового агента), крупного чиновника или особо квалифицированного ремесленника выдавали 12-75 га, за военную службу и ремесленные работы средней категории — 9-12 га, за уплату доли урожая, выпас скота и наименее квалифицированный ремесленный труд — единицы га. Жрецы-мужчины вообще получали не землю, а только жалованье.
Вардумы - третье сословие («рабы») составляли люди, имевшие хозяев — лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения, ср.ст.196-199, 213-214, 218-219.
Итак, рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними как угодно), а также свободно отчуждать это право. Менее ясен имущественный статус рабов. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства (ст.15-20, 226-227; из этих статей, впрочем, видно, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных). Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного (ст.205, 282).
По ЗХ известны рабы частных лиц (мушкенумов и авилумов) и учреждений — государства («дворца») и храмов. Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от свободной, ст.75). «Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время. Положение рабов государственных учреждений и мушкенумов регулировалось государством и было, возможно, привилегированным (они могли иметь семью); в отношения «авилумов» со своими рабами государство не вмешивалось, и оно известно гораздо хуже.
Подавляющее большинство рабов являлось домашними рабами. Отдача рабов в найм, судя по документам, практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти, впрочем, отходившую к господину (ст.176). Не исключено, что имущество любого вида мог иметь и всякий раб; в таком случае оно, очевидно, считалось бы его неотъемлемым придатком, не могла бы отчуждаться им, в том числе по завещанию (ЗХ ничего не говорят о наследовании мушкенумов и вардумов, кроме ст.176), а после его смерти доставалась бы, опять-таки, господину. Более вероятно, однако, что своего имущества у рабов, исключая мужей свободных женщин, не было вовсе.
Сословное положение влияло прежде всего на социальный статус, а не достаток человека. И возмещение за телесное
повреждение, и гонорар врачу за успешное лечение (ст.215-217, 221-223) были выше для авилума, чем для мушкенума, а для мушкенума — чем для раба: жизнь и здоровье ценились (в точном смысле слова) тем выше, чем выше было сословие. Все жители державы назывались в высоком стиле «вардумами»-рабами царя (ст.129). Никакого отношения к их сословному статусу это, разумеется, не имело.
* * *
Эпос о Гильгамеше существует на хуритском и хеттском языках, слегка переработанный под "это я сам из своей головы выдумал". Но это весьма примитивные пересказы. Обычное сопоставление аккадского варианта и хеттского... свидетельствует о падении культуры... И очень сильно напоминает попытки сделать из милого домашнего украинского - "государственный язык".
Затем следует катастрофа бронзового века, когда многие народы навсегда утрачиваютсвой язык, в котором заключается душа народа, и даже национальную идентичность. Темные века завершились... возвышениеи легендарного Израильско-Иудейского царства, о самом существовании которого пишется... уклончиво и обтекаемо: "факт существования на территории Израиля единой могущественной державы является предметом дискуссии". Только кому надо об этом "дискутировать", если этот факт персидским жрецом Эзрой внесен в священные тексты?
Но здесь ведь есть и морально-этический аспект. Насколько прекрасно, когда "весь мир до основанья мы разрушим, а затем"? А между прочим, здесь как раз и есть та калька возвышения на чуждом несчастье, за счет чужого труда, при непременном глумлении и поучениях вроде "плохо еще наш народ умеет работать", с политинформациями и гениями всего человечества... Ничего нового!
Хотя... вопрос всегда в том, за счет чего делать свою жизнь? За счет строительства, созидания и творчества? Или... типа "воспользоваться"? Прийти на чужое и сказать, что все время здесь стоял, отошел на минутку просто. А, мол, вообще он самый, что ни на есть - "эффективный собственник"! Никого эффективнее его нет во Вселенной! Ну, и что, что ни создать такое, ни работать не умеет... Он же топ-менеджеров наймет из числа своих многочисленных никчемных родственников. Ему ведь надо, чтоб где-то его дети "получали и не работали"...
Когда создаешь что-то новое... это же всегда сопряжено с многочисленными рисками. Наибольший из которых составляют как раз те, что приходят на готовенькое. Не считая нужным отдавать должное тем, кто все это создавал в поте лица. И неудивительно, что после их "руководства" все идет прахом.
Как правило, они все несут некое "новое знание", да хоть "новое экономическое знание Гайдара". Все вокруг строят, а они с темных веков приучились догмы создавать, которые несут в себе жесткие общественные стереотипы. Интересно, что и сами после навязывания окружающим ярлыков и "изьмов" - могут воспринимать лишь нечто ограниченное, нежизнеспособное, навсегда застывшее, не несущее ничего нового, никуда не продвигающего... Замороженный процент.
Ведь, в принципе, до сих пор идут бесплодные дискуссии о самом факте существования Израильско-Иудейского царства. Причем, не слишком ожесточенные, поскольку как раз это все давно поняли, включая самих разносчиков "новых знаний". Неважно.
Интересно, что и в советское время использовался ассирийский прием переселения народов, намеренного перетасовывания их. Ассирийцы надолго воцарились здесь после Темных веков и продолжали ту же политику тасования народов, как тасуют колоду игральных карт, чтобы люди утратили свою веру, язык, дух народа.
В советское время специалистов вузов непременно старались послать в другое место... Но вот даже нынче мы стали свидетелями намеренного попрания прав местного населения, когда вдруг власти начали применять методы ассирийской военщины: наводнять земли чужаками, теснить обираемое и уничтожаемое местное население - выходцами из Центральной Азии и Кавказа.
И там ведь шла даже та "идеология"! Никакой прочей не появилось. Проблема в том, что ассирийцы сюда пришли и завоевали, а те, кто решил с собственным народом поступать по асссирийским обычаям - ничего не завоевывали. Они просто заявили, что теперь очень "эффективные собственники".
А есть такое понятие, как "кризис легитимности". И он увеличивается со временем. А все на самом деле легитимное - всплывает в самый неподходящий момент, опрокидывая все "новое знание", заставляя вспомнить строчку из Екклесиаста "все было под Луной".
Вот, кстати, уж совершенно классический текст, так что бы и не вспомнить, да?.. Если вернуться к мифу о Вавилонской башне, там все списывается на факт "появления новых языков" да еще и после потопа.
После потопа один Ной с семейством остался и каждой твари по паре, "множество языков" было лепить точно некуда, да и не до башни им там было, если честно. Так при чем же здесь потоп?.. Но это, кстати, так толкуют разносчики "новых знаний", мы это на недавнем вебинаре по Вавилонии могли убедиться на отрывках телевизионных программ.
Между тем Гильгамеш сидит и плачет,
По щекам его побежали слезы;
Обращается к кормчему Уршанабиз
«Для кого же, Уршанаби, трудились руки?
Для кого же кровью истекает сердце?
Себе самому не принес я блага,
Доставил благо льву земляному!
За двадцать поприщ теперь уж качает цветок пучина,
Открывая колодец, потерял я орудья, —
Нечто нашел я, что мне знаменьем стало: да отступлю я!
И на берегу я ладью оставил!»
Через двадцать поприщ отломили ломтик,
Через тридцать поприщ на привал остановились,
И прибыли они в Урук огражденный.
Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:
«Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай —
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?»
Продолжение следует...
Читать по теме:
- Кодекс Хаммурапи. Часть I
- Кодекс Хаммурапи. Часть II
- Кодекс Хаммурапи. Часть III
- Кодекс Хаммурапи. Часть IV
- Кодекс Хамурапи. Часть V
- Кодекс Хаммурапи. Часть VI
- Кодекс Хаммурапи. Часть VII
- Кодекс Хаммурапи. Часть VIII
- Кодекс Хаммурапи. Часть IХ
- Кодекс Хаммурапи. Часть Х
©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Ирина Анатольевна, а если общины становились равноправными при захвате какой-то местности, то откуда брались рабы и почему закон в их отношении слишком суров и не гуманный?
Обратите внимание, что у них там не было тюрем. В законах было расписано, как и кто мог попасть в положение вардума. То есть из местных — люди становились вардумами в качестве уголовного наказания. А эти меры должны были предупреждать саму возможность рецидива.
Но стоимость самого вардума, как я говорила раньше, приравнивалась практически к годовому заработку мелкого ремесленника. Поэтому его, конечно, никто бы не стал напрасно репрессировать.
Но там надо дальше просто рассмотреть сами законы о вардумах. Это же все равно пишется в 50-х, а на 30 лет раньше, решением Х съезда ВКП (б) увеличивается число рабов в Египте, а всех строителей объявляют рабами.
Здесь тоже идет идеология.
В очередной раз убеждаюсь, что наш классик, уж если что-то скажет, так это непременно окажется истиной. Как ни покажется невероятным, а все равно окажется правдой! Год назад И.А. Дедюховой было заявлено с присущим апломбом, что она все равно вернет всех к истокам античности, то бишь классики.
Как такое воспринимать? Лично я все воспринимаю с юмором! Спросил, а на канале, где супер-моделей выбирают, тоже типа Аристотеля будут цитировать? Ну, сказала, как отрезала — мол, будут — и все тут!
Сейчас сижу в шоке. Племянница смотрела канал, где полуголые мужики на каблуках ходили перед какой-то Тайрой. Вдруг это действо прерывают и дают… вместо обычных призывов к любви перед рекламой… цитату из Аристотеля!
И ничего иного, как о… чести! Ну, помните знаменитое с совка: «Для кого даже честь — пустяк, для того и всё прочее ничтожно!»
Будто сама И.А. Аристотелю диктовала.
А ниче так, мне понравилось. Прикольно!