Кодекс Хаммурапи. Часть VII

Итак, судя по притче о Вавилонской башне, главной  заковыкой правления Хаммурапи явился язык. Есть много толкований этой притчи, но... они повторяют друг друга из слово в слово и идут от людей, которые... вряд ли сами понимают ее простой смысл до конца.

Эта легенда имеет прямую связь с традицией строительства в Древней Месопотамии высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений. Само наличие такой башни... позволяет ведь без особых проблем пережить  средний потоп.

Самый высокий зиккурат высотой 91 м находился именно в Вавилоне, он назывался Этеменанки, что означало «дом, где сходятся небеса с землёю». Зиккурат был выполнен в восемь ступеней: одна из них прямоугольная ступень и семь спиральных, что придает сооружению сходство с известными изображениями легендарной Вавилонской башни в живописи. Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.) [см. подробнее Архитектура Двуречья].

Вавилонская башня (ивр. ‏מיגְדָּל בָּבֶל‏‎‎‎ Мигдаль Бавель) — легендарная башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11 главе книги Бытие (Быт. 11:1—9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город названный Вавилоном и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».

Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Древнейший источник, в котором рассказывается о потопе - "Сказание о Гильгамеше", возникшее в Междуречье. Оно создано более, чем за тысячу лет до Гомера. Ни о какой башне там не упоминается, мы сегодня имеем дело с извращенным толкованием даже этой притчи. Но и высший смысл сказания о Гильгамеше, хотя он лежит на поверхности... как-то, знаете ли, ускользает. Хотя, если следовать нынешней логике рассуждений, будто три с лишним тысячи лет назад жили более "примитивные" люди, так все бы это можно понять гораздо раньше.

Так и представляю, что стоит только все это пояснить... как все выскочат уверять, что знали это раньше, так с самого начала и думали... ну? И где формализация этих задумок? Есть ведь вещи, лежащие перед вашими глазами, на поверхности. Причем... это не просто "для общего развития", это как раз для понимания кое-каких важных вещей в настоящем.

Мы с вами закончили предыдущую часть сопоставлением как бы... олитературенного и вполне настоящего вступления Хаммурапи, где он рассказывает, как соединял в себе богов завоеванных мест и пользовался их помощью. То есть верования Междуречья, самой населенной в те времена местности - он не уничтожал, не нивелировал, а учитывал при создании законов.

Хаммурапи, излагая свои благодеяния каждому городскому богу и каждой городской общине по отдельности, на символическом уровне рисует тем самым свою державу как своего рода личную унию всех городов-государств Месопотамии. По той же причине в перечне городов священный Ниппур и древнейший Эреду идут перед Вавилоном.

Это, конечно, не мешало державе Хаммурапи быть унитарной, в высшей степени централизованной монархией (полную аналогию этому расхождению условности и реальности дает русский императорский титул с его отдельными царскими титулами для Казани и Астрахани и т.д.). Впрочем, реальность тоже отражена во введении ЗХ (там, где говорится о вечной царственности, укорененной в Вавилоне).

[Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952. С.225-303 ]

Вступление ведь не просто похвала себе самому, это описание того пути (в том числе и нравственного), который он совершил, подойдя вплотную к дарованию законов, которые все должны принять органично, хотя здесь, конечно, идет ограничение естественного права человека - позитивным.

У нас привыкли относиться к агиографиям, к описаниям духовного опыта... с цинизмом "реального человека", поскольку мы не раз сталкивались с агиографиями... на недостойной почве, начиная с поэмы Владимира Маяковского "Владимир Ильич Ленин". А уж современным холуйством сам жанр дискредитирован достаточно основательно.

И в литературном переложении Клары Моисеевны Моисеевой слышится и цинизм, и глумление, и желание подгрести всех под свою гребенку. Но что остается в результате? А ничего! В конце идет полное непонимание, а к чему законы?.. Приехали.

А Хаммурапи провозглашает, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. В его основу было положено старое сложившееся право, а так же шумерийские судебники.

Кодекс состоит из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Это я привела наиболее смешную цитату из одного академического источника. Ее усердно переписывают школяры... Каково же, наверно, будет общее удивление, если они вдруг узнают, что слово "юстиция" с латыни - не что иное, как справедливость.

Но, наверно, там рты так и раскроются, если сообщить, что в "ту эпоху" представления о справедливости, истине, милосердии - ничуть не отличались от нынешних. Зуб даю. Даже добро и зло, представьте себе, ни на йоту не поменялись местами.

И только поэтому, выставив вешки на твердыне незыблемой нравственности (не своей личной, не надо на меня лишнего наговаривать!) - я могу многое рассказать даже о смысле мифа о Гильгамеше, причем, то, чего... отчего-то пока никто не сказал. И скажу вещи элементарные, без которых кому-то вообще не имеет смысла делать вид, будто он это - "читал давно, еще в школе".

Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.

Ну, конечно. Далее сопли распустить на тему, будто у нас право - беспрецедентное, а вот у Хаммурапи из-за его недоразвитости - вполне такое прецедентное. Чего ж тогда по любому случаю "судебной практикой" шелестим?

Ой, а какие у нас-то "казуистические решенья" по поводу явных блудниц вавилонских принимаются... Тут бы промолчать в тряпочку, как говорится.

Первая кодификация Хаммурапи была предпринята на 2-м году правления, когда царь "установил право стране", учитывающее новые отношения с ростовщиками, в связи с отменой кабальной зависимости и в связи с расширением пахотных земель. Львиная доля первых несохранившихся к нашему времени кодификаций была посвящена  земельно-имущественным отношениям, чтобы новые собственники не угодили в сети ростовщиков, чтобы новые подданые при расширении государства не притеснялись, чтобы все могли прокормиться.

Созданию знаменитого сборника законов стало делом всей его жизни. Хаммурапи составлял и редактировал свой Кодекс до самой его смерти.

Этот свод считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии и представляет собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права. По своей продуманности, логичности и последовательности кодекс Хаммурапи на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.

В науч. лит-ре X. з. одни исследователи рассматривают как сборник действовавшего права, другие - как юридический трактат, изображающий картину идеальной справедливости, некоторые - как отчет царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности и т. п. Из них наиболее обоснованной представляется первая точка зрения. На X. з., возможно, оказали влияние более древние (20-19 вв. до н. э.) законы из Ура, Эншунны и Исина. Сами же они отразились на позднейших законодательствах древней Передней Азии.

"Оказали влияние" сказано, конечно,  филологом. Допустил таки саму "возможность".

Все, кто хоть раз заполнял заявку на изобретение, знают, что без аналога и прототипа - формулу изобретения не составить. Это ведь нынешние плагиатчики все из носу выковыривают. А нормальные люди имеют богатый список литературы в конце. Чтоб хоть показать, что не только писать, но и читать обучены.

Интересно... что в первые статьи Кодекса вынесены те, что совершаются словом. Стоит рассмотреть, что же в далекие "примитивные" времена почиталось "экстремизьмой"!

Клятвопреступления, донос, ложное обвинение, как и колдовство (наговор, заклятие с доказанным негативным последствием), - рассматриваются Кодексом в первых статьях, относятся к преступлению словом.

Кроме колдунов, лжецов, доносчиков - следом идут судьи. Это категории тех людей, сделка которых с совестью, утрата души - может нанести огромный вред окружающим. Здесь как раз ответ на вопрос "для чего законы?" Для того, чтобы не утратить веру в справедливость, в смысл жизни.

Может, я, конечно, тут скажу прям супер-пупер идейку для тех, кто врет, будто способен добиться справедливости для народа в целом. Ее никак не достичь, господа, если нормальный, законопослушный гражданин, способный трудиться на благо общества и себя лично, -  теряет свою личную веру в справедливость.

А литература вообще-то всегда за личную справедливость. Поэтому поблагодарите Господа нашего, что здесь я (невзирая, кстати, на личные обстоятельства) - целиком и полностью на вашей  стороне. Этого... "необходимо и достаточно". Карлы-марлы с "дорогими Ильичами" не потребуется.

Сама бы я, конечно, 550 раз подумала, а потом решила бы никуда вставать, если честно. Так что благодарить меня тут не за что. Я вообще все делаю из вредности, можете не раскисать.

...Тут пришлось много чего перечитать по этому Кодексу. И как раз из вредности хочется подумать, что и Хаммурапи был... не лучше всех, с кем довелось. А после возвращаешься к его вступлению, перевранному даже в энциклопедиях по истории восточной истории и культуре... И вновь думаешь, что ладно, наговорили на меня-любимую напраслины, но ведь не так и не столько, сколько на него! Опять поражаешься величию этого вступления! Вот это я понимаю - царь!..

Как убого выглядят, в сравнении с статьями самого Кодекса, суждения о "категоричном обрывочном законодательстве рабовладельческого государства". А что там "рабовладельческого", если продажного судью в самом начале Кодекса предупреждают о том, что его выгонят, как шелудивого пса, если ему придет в голову использовать законы, данные богами, в качестве крапленой карты?

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью.

Да, здесь Хаммурапи пришлось тяжелее, ведь он уничтожил кабальную зависимость должников и делал все, чтобы человек не попал в кабалу. Зачастую люди предпочитали смерть - непосильным штрафам. Однако пишет человек, понятия не имевший о шумерийских законах, известных, в основном, по табличкам города Ура. И он далеко не прав!

Да и как "рабовладельческая сущность" может выразиться в наказаниях для преимущественно свободных людей?.. Хаммурапи писал для свободных людей! Ему для строительства государства были нужны свободные люди - авилумы. Авилум - «сын мужа», полноправный человек.

А в самом начале предупреждается любой, кто решит, будто может пользоваться законом, как дышлом. Кто решит лгать на ближнего или желать ему бед и несчастий. Между прочим, третья статья идет о тех, кто решил обеспечить убийце алиби.

Не стоит пренебрежительно относиться к четвертой статье, где рассматривается лжесвидетельство о краже зерна, это ведь не только в то время был жизненно важный продукт, вспомните, как вначале ХХ века продотрядовцам вспарывали животы и насыпали в них зерно после неудачного грабежа сельского населения.

44Отныне:

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

(§ 4) Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела.

(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

Тут как раз следует еще раз сравнить настоящее вступление Хаммурапи к своему Кодексу - с тем, как его поняла Клара Моисеевна. Теперь вы понимаете, что это не "трактат", а вполне действующая, хорошо проработанная система. А вот вступление объясняет, что Хаммурапи при этом выполняет отнюдь не свою волю, а волю богов, которые содействовали ему во всех его начинаниях.

...На этой мощной законодательной базе аморейский, родной язык Хаммурапи, мог бы подняться, поскольку у него еще оставалось время до Катастрофы бронзового века, которая как раз иносказательно описывается в мифе о Вавилонской башне. В этот период сюда с разными целями сюда стекалась разноязыкая толпа народов.

Но задолго до этой катастрофы (названной в античности "Темными веками"), к концу XVII века до н. э. Вавилонское царство "вступило в полосу кризиса", чем воспользовались его воинственные соседи. Обычно, отступления от закона и называют "вступило в полосу кризиса". Причем, как все понимают, имеется в виду именно верхушка государственного управления.

Около 1595 года до н. э. войска Хеттского царства нанесли поражение Вавилонии, город был разграблен и подвергнут разрушениям, аморейская династия свергнута, а царство уничтожено. Междуречье на долгое время становится ареной борьбы пришельцев: хуритов и хеттов.

Справедливости ради заметим, что войны и разного рода противостояния в бронзовом веке были отдельным ремеслом, армии были немногочисленными. Это не полчища железного века из малограмотных уголовных ублюдков, вооруженных ужасным железным оружием с зазубриннами, чтобы намеренно выдирать внутренности.

Здесь отметим очень важное - сами эти "темные века" стали возможны из-за возвышения лиц с уголовными мотивациями, не придерживащихся традиционной нравственности, абсолютно неизменной со времен строительства египетских пирамид.

И эта "катастрофа бронзового века"... весьма и весьма напоминает темное время "Великой Октябрьской революции", когда лишь за первый год Россия потеряла около 16 миллионов человек, не говоря о прочих прелестях гуманитарной катастрофы. И столь же сильно происходившее в темные века напоминает то время, которое мы еще не всегда готовы воспринимать... в наиболее реалистических деталях - "лихие 90-е".

Отметим, что во все эти периоды искусство тут же ронялось до уровня утилитарного потребления среднестастистического уголовника. Неважно, кем он там себя возвеличивал: большевиком-партийцем, эффективным собственником, юристом-экономистом, борцом с фашизмом и экстремизмом или прочим... освобожденцем. В основе всего непременно будет грабеж чужого достояния и уничтожение чужих прав. "Экспроприация экспроприаторов".

Всегда при этом на самом деле происходило "освобождение" от норм человеческой морали, всегда при этом попирался закон. Такое общее правило. Но выражалось в практически полном уничтожении эпического искусства, замещением его каким-нибудь эрзацем уголовного разлива, с непременным навязыванием пошлости, безнравственной мерзости всему обществу.

...А в бронзовый век любое "нашествие" происходило... почти цивилизованно. Противники сходились в отдельных местах, где могли биться, не мешая сельхозработам. Это вообще отмечают абсолютно все историки, поэтому и возражать смысла не имеет.

Так все понимают, что профи на чужих огородах не станут оказывать "противостояние".  Им и зрители требуются! Бои гладиаторов - это ведь театрализованное отражение схваток времен бронзового века! Отсюда и дух воинского благородства, который в нашей современности иногда не по случаю распространяют на кого попало.

Да и самому грозному оружию того времени, колесницам, требовались не поля пшеницы в качестве основания. Воин в тяжелом вооружении бронзового века тоже не мог пройти по сильно пересеченной местности, а тем более - вести уличные бои, как это иногда показывают в блокбастерах.

До того скотства, в которое превратилась война в железном веке, а в особенности, в новейшей истории, когда, наконец, воссияли "гении всего человечества", сильно озабоченные чужой собственностью, - военное ремесло в древние времена не доходило.

Поэтому... все население, пришельцы и окружающие народы - продолжали... жить по законам Хаммурапи, руководствуясь ими в обычной жизни. Так ведь интересно, что и хетты, воюя против египтян, нанимали хапиру на деньги тамкаров - тоже по законам Хаммурапи!

 
Самым эффективным оружием хеттов были колесницы, которыми на огромной скорости управляли опытные колесничие. Воины направляли свои колесницы прямо на вражеские пехотные полки, что повергало тех в ужас и бегство.

Завоеватели пытались все это... как-то подстроить под себя. Но и при них как светское делопроизводство шло на аккадском, так и шло, их языки были не готовы принять на себя описание даже распределения обязанностей при поддержании системы ирригационных каналов.

То есть колесницу передрать могут, могут и орать друг другу: "греби отседа!", "ехай туда, урод!", "чо ты делаешь, нехороший человек?" и тому подобное. А вот создать продуманную систему государственной иерархии... не могут!

Язык - это аппарат формализации не только законов, но и государственной стратегии. На аккадском создан эпос о Гильгамеше, а вот и в старовавилонский период, когда государство ширилось, строилось и росло - на аморейском лишь переписываются старые тексты с новыми именами, не возникает никакого сюжета. Все сюжеты пересказываются в применении к современности, слегка "осовремениваются".

Но надо отметить, что народ там очень музыкальный, а в храмовых городах и отдельно стоящих храмах - богатая культурная жизнь, ставились мистерии  с пантомимой, танцы... Не говоря уж о кабацком веселье со знаменитыми плясками "блудниц вавилонянских".

Но уникального эпического искусства на аморейском так и не возникло. Нынче бы сказали - "у них не было своей идеологии". А я бы добавила, что нынче, если на языке нельзя формализовать задач сложной системы, то на нем нельзя и управлять. А эпическое искусство тем и отличается, что оно всегда сложная система.

Из-за темных веков, как мы уже отметили, после эпоса о Гильгамеше уникальное эпическое искусство в представительстве Гомера возникает лишь через тысячу лет.

Но то, что при Хаммурапи тщательно собирались глиняные таблички со стихами эпоса (а их было более трех тысяч), восстанавливались по изустным пересказам и записывались новые таблички - свидетельствует, что аморейский вот-вот мог родить нечто подобное. На образе Хаммурапи, как я считаю. Но... этому свершиться уже было не суждено.

Если хуриты еще были как бы союзниками амореев (хотя их союз так и не стал удивительным симбиозом аккадцев и шумеров), то хетты были кочевниками, при них не расширялась сеть ирригационных сооружений. А многие пахотные земли они застраивали виллами и дворцами, как нынче все застраиваются коттеджными поселками. Но там, конечно, шло немедленное создание национальной олигархии, которая становилась островками "государств в государстве", неизменно подтачивая устои собственной государственной власти.

Государства-то оставались, а никаких хеттов и хуритов в Междуречье больше не водится. И остались только те государства, которые были способны поддерживать самостоятельно и в государственной собственности - общую инфраструктуру.

Еще раз подчеркну, что даже в самые некультурные темные века человечество не давало воли уголовным элементам настолько, чтоб те заявляли, будто государственная инфраструктура у самого государства - "неэффективна", а вот как они к ней за всех присосуться, так все сразу расцветет махровым цветом.

А у нас ведь после этого... еще и идут душеспасительные беседы председателя Конституционного суда Валерия Зорькина... о пользе рабства, о "духовных скрепах" при очередном пахане... У нас после обрушения курса рубля, после кровопролития на фоне предательства населения Донбасса... некоторые решают "повышать патриотизм" и шлепают губешками о "духовности". И что по такому поводу сказать, кроме хуритского боевого ругательства?..

В Кодексе Хаммурапи мы видим существенное усиление роли государства в общественной и хозяйственной жизни страны. Отсюда, кстати, крылатые афоризмы времен Римской империи о том, что постоянная "доработка законодательства"... уничтожает само государство.

Хочется ведь вновь вернуться мыслью к нашим депутатам ГД РФ. Каждого "законодателя" взять в отдельности, - он за свое существование ответить не может, он будет ныть "от меня ничего не зависит", у него нет личной воли даже жить в рамках существующего закона! А он типа... всем волю навязывает. И ни за что ответить не может. Даже на вопрос, откуда у него часы на запястье.

Придумывают они, например, закон о преследовании всех, кто будет что-то отрицать в завоеваниях Великой Отечественной войны. Плохо соображая, что отрицали это сами, вернее, не они сами, а их хозяева. И ответить, почему разрушили законы страны, победившей в Великой Отечественной войне, что выразилось и в реальном разрушении жизненного уклада, государственной экономики - не могут! Станут рассказывать сказки о "международных санкциях" и неблагоприятной конъюнктуре международной торговли энергоносителями. А когда эта конъюнктура была благоприятной и даже спекулятивной... толку было ровно столько же.

...Конечно, сразу после Хаммурапи в верхушке государственного управления начинается чехарда. Но интересно, что (это опять-таки отмечается всеми историками, так что возражать бессмысленно) - основы и уклад жизни народа, установленный Кодексом... это все ничуть не меняет! Даже приведу фразу из профессора Дьяконова: "...как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже".

Это он говорит о втором тысячелетии до нашей эры, двести последних лет которого стали темными веками катастрофы бронзового века. Но, напомню, что можно, конечно, сказать, что правление Хаммурапи относилось к "началу тысячелетия". Но здесь ведь следует заметить, что сам Хаммурапи еще не был "библейским старцем", он не дожил и до 70-ти. А царствовать начал... когда "с начала тысячелетия" не менее трехсот лет прошло. Сами там посчитайте. Короче, жил он не с самого начала тысячелетия, как мы нынче.

Еще раз отметим очень важные вещи для общего понимания (и, как вы видите, не только древней истории) ситуации. Итак, Кодекс Хаммурапи написан на аккадском языке. До Вавилона (а правление Хаммурапи относится к Старовавилонскому периоду существования этого государства) здесь было... весьма и весьма интересное Аккадо-шумерское государство, где государственное делопроизводство, вся светская жизнь велись на аккадском языке, а религиозная жизнь - на шумерском.

Аккадский язык - это язык семитской группы. Аморейский и более поздний арамейский, воцарившийся здесь после катастрофы бронзового века, признаваемый государственным в Ассирии, - это языки семитской группы, родственные к аккадскому. А вот шумерский... не имеет аналогов или родственных связей заимствований с семитскими языками.

Тем не менее, шумерийская клинопись использовалась и для записи эпоса о Гильгамеше, созданного на аккадском. Шумерийская клинопись, пережила и катастрофу бронзового века, когда навсегда исчезли, например, микенская линейная и лувийская письменности.

Почему же до сих пор спорят, что такое Кодекс Хаммурапи?

ЗХ не предсталяют собой исчерпывающего свода юридических норм; например, в них отсутствуют статьи, касающиеся простейших  преступлений — обычной кражи, убийства, колдовства, хотя присутствуют нормы, связанные с обвинениями в этих преступлениях.

Очевидно, нормы, касающиеся таких преступлений, считались общеизвестными. То же касается многих важнейших областей жизни как частных лиц, так и государственного организма.

В ЗХ включены только статьи, касающиеся случаев, нормы по которым были впервые установлены или отредактированы Хаммурапи (в т.ч. выбраны им из числа противоречащих друг другу местных норм его огромного царства). Таким образом, ЗХ представляют собой не кодекс в точном смысле слова, а сборник юридических новелл (дополненный, возможно, нормами обычного права, которые царь счел необходимым, не изменяя, подчеркнуть и выделить, вставив в свой сборник).

Реально значительная часть этих норм не рассчитывалась на обязательное исполнение во всех случаях (полюбовные сделки частных лиц, несомненно, могли их обходить), а предназначалась для разрешения конфликтных ситуаций.

[Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952. С.225-303]

По сути, Кодекс устанавливает общие для всех правила в Междуречье, связанном единой государственной инфраструктурой. Но, как видим, он не взламывает общественную жизнь, как это любят делать с наглым цинизмом малограмотные выскочки вроде Ирины Яровой, вообразившей себя законодательницей, однако заведомо не способной ни сверстать бюджет, ни проверить его исполнение. Не говоря уж о том, чтоб самой соответствовать сложившейся системе законодательства.

Здесь происходит адаптация всех сложившихся и существовавших до Хаммурапи обычаев, законодательных норм, а главное... на новом уровне возрождается суть Аккадско-шумерийского государства. Передается дух закона, возрождается его смысл.

...Но здесь надо ведь вновь посмотреть: а как у нас? Помните холуйскую песенку Малинина "О, Вавилон!", когда он нивелировал весь советский период под миф о Вавилонской башне. А ведь тогда (независимо от идеологий, кстати) бережно возрождались языки, всем языкам была создана уникальная писменность, скрупулезно фиксировался фольклор, народные обычаи. То есть к темным векам советский период относить было бы заведомой ложью.

А как мы выяснили (если некоторые до сих пор "не выяснили" - могут и оспорить, если есть с чем) - миф о Вавилонской башне относится именно к темным векам. Не к потопу, как это говорится в Википедии и многих академических источниках.

А вот Александр Малинин с авторами его песенки - тоже считает, что вся проблема - в смешении языков. Удивительно лишь, что все, кто так считает, ни разу не выступил против "мультикультурности" Дмитрия Медведева, хотя... это ведь не что иное как "мультибескультурье".

С мигрантами, с намеренной попыткой сдать все государственное достояние "иностранным инвесторам" - это не Вавилонская башня?..

Вавилон, ты самый лучший город всех времен,
Над тобой цвели висячие сады.
По утрам шумел на рынках говор всех времен,
И никто не знал ни горя, ни вражды.

Мы стали чудо из чудес,
Мы строить башню до небес.
О, Вавилон, о, Вавилон,
Как ты могуч, как ты силен.
О, Вавилон, о, Вавилон.

Звездочет по нашей просьбе сделал нам расчет.
Все дела свои забросили мы прочь.
И с тех пор у нас строительство великое идет,
Башню мы до неба строим день и ночь.
По кирпичу для башни той
Мы разобрали город свой.

Зачем же Бог нам помешал,
Все языки племен смешал.
О, Вавилон.
И нашу башню, вот беда,
Нам не достроить никогда.

Вспомните, что сказал раввин из ролика о мифе о Вавилонской башне на вебинаре, посвященном Вавилону. Он сказал, что Господь смешал языки, после чего люди перестали понимать друг друга.

Он ведь так сказал, верно? А я лишь повторила слово в слово! Если кто-то желает спорить... то надо было сделать это чуточку раньше. Поскольку я сейчас одну вещь скажу, после чего... станет бессмысленным толкование Господа нашего некоторыми гражданами, причем на любых языках.

Потому что я сделала одну вещь, стоившую мне нормальной жизни. И очень хорошо, просто расчудесно понимаю, что на самом деле стоит за тем, что сказал раввин. Заметим, он сам не понимает, а я понимаю! И это слету, кстати, поймут все, кто видел, чем я занималась, с того времени, когда меня начали уничтожать хеттскими и ассирийскими колесницами, причем, без всяких правил.

А это самое у нас после чего началось?.. Господа, любая дама, говорящая на русском, отлично знает, что вы имеете в виду, когда вы орете на нее: "Ну, сейчас тебе и всыплю... за это самое! За все и сразу!" Хотя, конечно, все мы любим изображать искреннее недоумение: "За что, Вася? За что?.. А... за это самое? Прости, родной, никогда больше!"

В моем-то случае и гадать нечего! Вначале многие поняли, что я вовсю занялась этим самым. С момента публикации в сети романа "Повелительница снов".

А когда уж в ходе разборок я перестала выкручиваться с чисто женской изобретательностью и честно сказала, что подниму практически уничтоженный на тот момент русский - до действительно Великого и Могучего... этого самого. Что открою им новые миры и сделаю вначале четырехуровневое пространство, чтоб отсечь разных идиотов, а затем... подумаю еще... над количеством степеней свободы, бекицер.

Я ведь не "из зависти" наезжаю на компиляторов русской литературы вроде Миши Шишкина, которые его в блендере утрамбовывают под местечковый вой. Клогда он берет не свое - все смешивает с чем попало! Но сейчас ведь все поймут, куда они пойдут лесом, кому такое "нравится". Раз такое "нравится, так и я ведь не возражаю.

Но у нас на сегодня русский язык в виртуальном пространстве - второй по популярности. Однако ведь и это не предел. Русским языком... практически ничего не сказав... можно сами видите что обрушить... мизинчиком.

Русский сегодня решает все накопившиеся с темных веков вещи. А что там с английским-то? Ах, там можно взять парабеллум и уходить в горы, отстреливаясь: "Мы жили не за ваш счет! Мы вас не обворовывали! Вы всей страной жили от продажи нефти! Так Дмитрий Медведев сказал!"

Ну, нравится такой мир, так и я возражать не стану. Смысла не вижу. Просто ставим здесь маячок - и смотрим, что дальше будет.

Например, с тем же Дмитрием Медведевым, который ведь в начале этого года предпринял титаническую попытку загнать Великий и Могучий в прежнее стойло. Даже с пенсионеров потребовал - срочно обучиться английскому! Естественно, за бюджетный счет и накануне увеличения пенсионного возраста из-за достигнутого уровня кризиса.

Возможно, вы даже не заметили его внезапной активности, причем в старом, уже казалось бы навсегда отбитом русле 90-х, когда и бюджетный распил назывался "секвестром".

А я-то на подобные вещи весьма болезненно реагирую. Как говорил один урод из блокбастера "Убить Билла": "Я прореагировал!"

Так вот суть смешения языков - это в уничтожении души языка, в превалировании иностранных заимствований. Вначале... всяких "изьмов", а дальше - до уничтожения нравственных и?.. Ага-ага! Законодательных основ!

Вместо нравственных норм - навязывание догматов, за которыми стоит иной раз такое, что машинально креститься начинаешь. А для чего догмы-то навязываются, ась? А для того, чтобы тебя никто не понял, чтобы ты цинично врал, а все бы сходило... ну, не за "истину", а как бы "так и надо". Типа того.

Вот сейчас можно и поинтересоваться, отчего этих элементарных вещей даже раввин не знает. Не говоря о вас, хотя у подавляющей части присутствующий Великий и Могучий - родной язык, а не второй, как у меня. Но ни раввин, ни вы - не отгрызались с ним наперевес от уголовной шоблы осатаневшей сволочи...

Здесь я прервусь пока, лады? А то... как бы не наговорить лишнего подонкам, врущим про "экстремизм", когда отчего-то стало вполне допустиммо и даже почти порядочно - врать, лжесвидетельствовать, доносить... Много накипело! И прикрывалось-то этим враньем воровство государственной собственности в особо крупных размерах. Нормально же?

И при этом удобно ведь все рассматривать "вне контекста", составлять на свое усмотрение из разных слов свои тексты, по примеру Миши Шишкина. Ну, как это еще персидский жрец Эзра все научил. Типа... оне "не поняли".

Они ведь Вавилонскую башню строили, много иностранных слов из словаря почерпнули... Потому вообще перестали русский язык понимать. А когда кто-то на них ругается, так они перестают контекст улавливать... даже, если речь идет об уличных убийствах!

И сыпать... сыпать... сыпать... разными словами "вне контекста". Главное, чтоб слово было красивше и... непонятнее. Начинает доходить?..

Так вот смысл мифа о Вавилонской башне в том, что все, построенное на основе "папа режет, мама клеит, а затем включается блендер" - будет уничтожено по воле Господней и рассыпется в прах. Само "царствование" станет после - "предметом дискуссий". Аминь.

Продолжение следует...

Читать по теме:

©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

32e96ea8bb23b6681436ae80362bbd96

Комментарии (9) на “Кодекс Хаммурапи. Часть VII”

  1. agk:

    Сурово. Но справедливо.
    Кстати да, я уже и забыл про этот очередной пируэт Медведева — про обучение пенсионеров английскому. Этот человек ничего не делает просто так. То про расчленение России на 6-7 кусков для удобства зарабатывания денег заявит, то про «аннексию» Россией Крыма. И — неприкосновенен. Тупо финансирует антигосударственные действия либеральной оппозиции — и ничего, как с гуся вода. Чубайс №2.

  2. Полный снос башки… даже боюсь думать о дальнейшем. Хаммурапи становится своим в доску… Даже Додо слегка завял.

    • Evdokiya:

      Уважаемый Кот! Вы так верно выразили обуревающие меня мысли, особенно насчет компилятивности Ветхого Завета и восстановления связи времен, что просто нечего добавить. Только благодарность уважаемой Ирине Анатольевне. И с примусом пожалуйста поосторожнее, знаем — знаем, что происходит после Вашего тихого сидения рядом с огнеопасными предметами.

  3. Вот что крест-то животворящий делает! Только что все лежало… А перекрестились — все обратно возникло!

  4. Anna:

    Ужимки Клары Моисеевны напоминают растиражированое утверждение Лёвы Гумилева о том, что Александр Невский стал побратимом хана Сартака, сына Батыя. Утверждение, никакими первоисточниками не подтвержденное. Историки возмущаются, а на государственном уровне гумилёвщина тиражируется.

    • Но, как видите, тиражирование вранья — это очень давний прием. Клара Моисеевна капала на мозги детям в 60-х в СССР.
      А персидский жрец Эзра подобрал той же нарезкой в узелочек новым создателям храма в Иерусалиме.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2019 (45)
  • 2018 (78)
  • 2017 (87)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация