Кодекс Хаммурапи. Часть IV

Интересно, что сама стела законов Хаммурапи, созданных  приблизительно в 1750-х годах до н. э., хоть и является одним из древнейших законодательных памятников, но найдена сравнительно недавно. Чёрная диоритовая стела была обнаружена французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии) - на территории современной провинции Хузестан в Иране.

Причем, сам текст идет в виде клинописной надписи, то есть на одном из вариантов дофиникийского алфавита. Но это все же не египетские иероглифы, это более продвинутый способ письма, свидетельствующий о большом и постоянном деловом обороте, о том, что указы, донесения и распоряжения в государстве - фиксируются и копируются.

Особенно интересным является пролог. Не только потому, что Хаммурапи доказывает в нем свое личное право закрепить таким образом законы и права всех других граждан. Он уже доказал такое право собственной жизнью на благо государства. Все же речь здесь идет о справедливости, о том, как боги взирают на ограничение естественного права человека - в позитивном праве.

А затем... весьма и весьма интересно, как этот пролог воспринимают... в различных "общественных формациях". Особенно это интересно, если вновь обратиться к работе В.И. Ленина "О праве наций на самоопределение", которую мы рассматриваем всегда... в тот момент, когда под этим предлогом начинают разрушать государство, законодательную систему и... жизнь каждого человека в той или иной степени (см. публицистический цикл Голос крови).


Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.

Красной точкой отмечен г. Диарбекир на реке Тигр, где была найдена стела Хаммурапи. Чёрным пунктиром обозначена приблизительная северная граница владений Хаммурапи, согласно академическим источникам.


Интересно, что после практически полного уничтожения российского востоковедения при лучезарном Владимире Ильиче Ленине, все же высылавшем философов на пароходе, а вот египтологов и специалистов по истории Междуречья отчего-то травившего голодом, - интерес к этой важнейшей ступени развития всего человечества возникает после Великой Отечественной войны.

Стела, найденная в самом начале ХХ века вообще-то многие доводы поставила под сомнение. Она объединила разрозненные источники. Но главное... кое-какие другие источники она тоже вдруг превратила... в разрозненные заимствования. Попросту говоря, в нечто вроде склада старьевщика, не представляющего ценность "старья". Тем не менее, с пеной у рта утверждающего, будто это не ворованное, а досталось ему от дедушки. Просто он уже сам забыл, по какому случаю и где - сам дедушка обзавелся этими вещами.

Это... простите, важный вопрос для любой "общественной формации"! Тем более, что в интересе, проявляемом казалось бы, совершенно "не зараженных вещизмом" советских исследователей - явственно читается неподдельный интерес... к собственности.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам.

Значение царского хозяйства было велико также в области торговли и обмена. Развитию частной собственности на землю способствовало расширение царем сети каналов.

Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями.

Частное землевладение было различным по своему объему; крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку).

То есть уже в начале второго тысячелетия до нашей эры прослеживается полная ретроспектива развития собственности: общинная (общественная), затем частная и общегосударственная (царская).

И здесь видно, что без государственной собственности невозможно поддерживать ни частную, ни общественную собственность. Хаммурапи решает сложнейшую ирригационную задачу, но все каналы, водохранилища, плотины, при возведении которых (а еще больше - при технической эксплуатации) требуется аккумуляция усилий всего народа путем централизации власти, - это уже государственная собственность.

Código-de-HammurabiРассмотрим саму стелу поближе. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Бог Солнца Шамаш являлся покровителем суда, так как нес в мир небесную справедливость. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: пролога, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были
стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

Увезенная эламитянами в качестве военного трофея диоритовая стела хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и других городов Месопотамии. Дальнейшее лучше всего процитировать по академическим источникам. Выделим в приведенном извлечении наиболее важные детали.

69Для работы с «Законами» необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи — так называемом  Старовавилонском периоде (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне — аккадской) династиями во главе.

Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770).

Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской  державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками.

Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а  затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.

«Законы» были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое  время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны  социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль  государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни,  как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Язык «Законов» — классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме.

ЛИТЕРАТУРА:
Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914;

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952. С.225-303;  История древнего Востока. 1/1. М., 1983;

Klengel H. Hammurapi von Babylon und seine Zeit. B., 1978; Driver G., Miles J.C. The Babylonian laws. 1-2. Oxford, 1955-1956.

И куда спрашивается, при этом - поместить нынешнее блеяние бесстыдных временщиков и дармоедов "у государства слишком много собственности"? Куда, простите, засунуть поглубже - это подлое плебейское вранье про "эффективных собственников"?

Кто-то еще не насмотрелся вдоволь на то во что превращается вся собственность - в руках тех, кто ее не создавал, кто полагает себя - эффективнее государства, еще вдобавок и подставляя свою национальность в качестве оправдания поступков, которые носят выраженный уголовный характер? Может, после такого туда же и все "изьмы" им засунуть? Начиная с "коммунизмов", где, оказывается, ни у кого вообще никакой собственности не предусматривается, а заканчивая - "экстремизмами" и "фашизмами", поскольку любой, у кого национальность считается выше совести и порядочности, - обычный изверг рода человеческого.

Многие исследователи критикуют этот первый в истории систематизированный законодательный свод как бы с нынешних помойных высот "нравственного развития". Лучше бы они этого не делали конечно. Иначе при этом стереотипные заявления нашей убогонькой "элиты" из кочевников и старьевщиков, понятия не имеющих о становлении и развитии системы государственного управления, выглядят... обычной уголовной мотивацией на уровне гельминта - "мне ведь надо сосать я и сосу!"

Здесь впервые выделяется легитимность приобретения собственности, ее правопреемственность закрепляется во всех видах, но начинается все с самых первых статей, где жестко оговаривается, что никто не может взять собственность "из ниоткуда", якобы на основании "социальной справедливости" или потому, будто он типа является куда более "эффективным", чем само государство.

Или еще того лучше! Вдруг заныть про "светлое будущее всего человечества", объявить себя попутно "гением всего человечества" - и потребовать массовых расстрелов в ходе "экспроприации экспроприаторов".

 (§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь,  сказал:  «Продавец-де мне ее  продал, при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца,  который продал ему эту вещь,  и свидетелей, при которых он ее купил,  и хозяин пропавшей вещи привел  свидетелей, знающих его пропавшую вещь,  то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели,  перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают,  и тогда продавец —  вор,  он  должен  быть  убит.  Хозяин пропавшей  вещи  может забрать свою пропавшую вещь,  а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

(§ 10) Если покупатель не привел  продавца,  продавшего  ему эту  вещь,  и  свидетелей,  перед которыми он ее купил,  а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей,  знающих  его  пропавшую  вещь, тогда покупатель — вор,  он должен быть убит,  а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.

(§ 11) Если хозяин  пропавшей  вещи  не  привел  свидетелей, знающих его пропавшую вещь,  то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.

(§ 12) Если продавец умер,  то покупатель может взять в доме продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере.

(§ 13)  Если  свидетелей  этого человека нет поблизости,  то судьи должны назначить ему  срок  до  шести  месяцев,  а  если  в течение  шести  месяцев  он  не привел своих свидетелей,  то этот человек — лжец; он должен нести наказание по этому делу.

В нормальном государстве никто не может заявить: "Этих денег уже нет! Они уже пропали!" В нормальном государстве ни один бюджетный вор не может хамить обществу, создавшему мощнейшую транспортную инфраструктуру, Российские железные дороги, - будто все общество решило "копаться в его грязном белье".

Любой должен не просто объяснить откуда он что-то приобрел, но и при каких обстоятельствах. И все это в установленном порядке должны подтвердить свидетели. Если человек представляет лжесвидетелей, их сговор рассматривается преступным сообществом. А не "партией КПСС".

Вот кстати... о большевичках. Кочевников интересует лишь чужая собственность, исключительно собственность, история и культура их не волнует совершенно, что мы и наблюдаем с оторопью сегодня. Меньше всего их интересует образование, а уж тем паче - медицинское обеспечение.

Это тот случай, когда они бы хотели все получить готовенькое, как после взрыва нейтронной бомбы - ни прежних людей, кто все это создавал, ни их мыслей, ни чувств, ни мечтаний, ни планов на будущее...

Меня при этом всегда занимал вопрос почему Ленин с кампанией единоверцев устроили гуманитарную катастрофу именно в России, а не поехали освобождать негров где-нибудь на плантациях сахарного тростника, как об этом бредила вслух ненормальная Анна Зегерс в "Карибских рассказах", написанных по одному клише. Ведь тот же Ленин лгал, будто ему совершенно все равно, кто по национальности станет его пролетариатом. Ему ж главное было - освободить, верно?

Даже испорченные часы два раза в день показывают абсолютно точное время. И  как раз в последнем случае Владимир Ильич говорил чистую правду, в том самом местечковом духе "интернационализма": ему и в самом деле было без разницы, кого освобождать... от ихней собственности. Хоть русских, хоть киргизов.

А я всегда говорила, что речь каждый раз идет о благовидном предлоге приобретения того, что тебе никак принадлежать не может. Под соусом какого-нибудь "изма" с кучей лживых моралек.

Если поскоблить любого морализатора... обнаружится кочевник, старьевщик с кучей ворованного, а чуточку дальше... ростовщик! Думаю, после пережитого недавно наезда распоясавшихся коллекторов от наших осатаневших ростовщиков, все могут самостоятельно проследить этот путь перерождения: от поганого гельминта - к ростовщику.

Но ведь об этом можно уже и поговорить, верно? После того как у меня изъяли компьютеры, после того, как по моим записям и после осторожных попыток выяснить, а знает ли еще кто-то, кроме меня то, что я писала о Рюриковичах с 2009 г. А главное, после того, как вдруг выскочил сатирик Задорнов лгать о своем необъяснимом интересе к этой теме и враньем, что это он писал в 2009 году ряд публицистических статей на эту тему.

Почему бы и не поговорить на эту тему, которая именно сейчас как-то не слишком волнует всех. Даже совпадение, что Прекрасный Иосиф Виссарионович вдруг проникся горячим интересом к ней - в точности также, как и сам Хаммурапи, за три года до смерти. Наиболее важные академические источники были опубликованы в начале 50-х годов ХХ века.

При Хаммурапи ростовщик - тамкар (купец), то есть... не от помойки, не через питерскую мэрию, правительство - в Сбербанк. Там кредитованием населения занимаются люди, полностью осознающие все предпринимательские риски. Они живут со своими должниками, надеясь жить и в дальнейшем. Они соображают, что, разоряя своего должника - разоряют и государство.

Затем мы у Цицерона неоднократно встречаем упоминание что от самых древних законодательных систем сохраняется положение о недопустимости повышения годового процента для кредитования в любых случаях - свыше 12%. Цицерон подробно поясняет, что брать свыше 12% - это не только уничтожать жизнь конкретного человека, это намеренно и цинично наносить ущерб государству, но и подрывать нравственные устои мироздания.

И пусть наши ростовщики из воров с помойки не говорят, будто ничего не знали и не ведали. Пусть их грех и святотатство падет на головы их подлого потомства, взращённого на чужой крови! Пусть это потомство сполна ответит за все разрушенное, за то, что их родители обирали всех умерших и еще не родившихся! Аминь.

...С едкой издевкой сообщается, как Хаммурапи едва взойдя на престол, прекратил издевательства над должниками.

Довольно подробно Х.з. регулировали договор займа. Характерной чертой Х.з. в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения, ограничивающие срок отработки долга (3 года), проценты, взимаемые ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.

Вот ведь какой жуткий эксплуататор Хаммурапи! Не разрешал продавать кому попало то, что ему не принадлежит и принадлежать не может. Продавать мог лишь собственник вещи доказав, что она - его собственность. У него таких "демократических преобразователей", как Михаил Ходорковский, торгаш ворованного, вор на стреме - тут же бы распилили по разным статьям Кодекса на составные части, а оставшееся - посадили бы на кол. Несправедливо!

Хаммурапи прекратил порочную практику продажи в долговую кабалу своих подданных. Должник мог лишь отправиться туда в совершенно безвыходных ситуациях, но только на три года. Причем, при полнейшей гарантии человеческого отношения к нему.

Кстати, все замечательные нашим критики рабовладельческого строя упускают несколько важных вещей. Это происходит потому, что мы все знаем те издевательства, которые продемонстрировала плебейская сволочь, став рабовладельцами в Новом времени в ХХ веке в колониях и Новом свете. Да и вообще ориентируемся больше по дикому отношению к согражданам в нынешней "колыбели западной демократии" - в Великобритании.

Надо сказать, что подобные примеры бесчеловечного отношения к ближнему, откровенного изуверства и садизма - не совсем уместны в отношении рассматриваемой эпохи. Хотя бы потому, что раб-мужчина стоил 300 дневных заработков мелкого ремесленника. К тому же раб - это не кошечка которую тоже надо кормить.

Если вы посмотрите ролики западных исследователей то обратите внимание, с каким душевным подъемом они клеймят рабство. Но рабство при огораживании в Англии, потом - при заселении колоний в Америки, потом для чернокожих рабов... в истории человечества можно сравнивать лишь с фашистскими концлагерями.

К тому же... нынче что-то подозрительно много желающих покривит душой за похлебку! Разве "реформа правоохранительных органов" или "судейской системы" - не добровольная продажа себя в рабство? Ах, они ведь могут поглумиться над согражданами, так что типа не совсем "рабы"?

В структуре законов имеется определенная система. Хотя клинописное право не знало деления на "гражданское", "уголовное" и т. п., статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т. д., причем каждая тема трактуется как с "уголовно"-правовой, так и с "гражданско"-правовой точки зрения.

Субъектами права признаются только свободный общинник (авилум - "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум - "падающий ниц"). Некоторыми правами (напр., правом на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права.

Несколько ограничивалась долговая кабала; устанавливался размер процента при займе у купцов и тарифы заработной платы для наемных работников. Наказания за преступления, как правило, суровы: смертная казнь, членовредительство, огромные штрафы. Преступления против личности карались обычно по принципу талиона ("равным за равное").

Законы Хаммурапи содержат важные сведения о структуре древневавилонского общества. Из них видно, что царь уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами (смертная казнь за укрывательство беглого раба), частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. Они позволяют также сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в этот период.

Смотрите, как "укрепляется рабовладение" - смертной казнью за укрывательство беглого раба. А вот самому рабу при этом грозить только дополнительное клеймо, членовредительства за побег не предусмотрено, раб - "объект права".

Но не стоит думать, будто кто-то станет укрывать беглых - из высокоморальных соображений. В августе прошлого года имела неприятную возможность наблюдать, как аналогичный беглый раз изымался из подсобного хозяйства одной моей знакомой. Он сбежал, кстати из свой в доску родной диаспоры, которая имела его по признаку национальной принадлежности. А уж верхушку диаспоры - имели, в свою очередь, наши мушкенумы из спецслужб.

Беглый раб получал у моей знакомой все же чуть больше, чем ему полагалось от диаспоры. К тому же у него даже комнатка была в мансарде и романтические вечера с хозяйкой. Его роскошному побегу пришел конец, когда он "засветился" в ближайшем магазине, когда им не хватило спиртного. Решил погусарить перед дамой сердца - и нарвался на своих- соплеменников, рыскавших повсюду в поисках беглеца.

А уж эти наши "падающие ниц", неполноправно свободные мушкенумы, ноющие "работа у нас такая", "наше дело - приказы исполнять" - многими советскими исследователями ошибочно принимались за "частичных рабов". Глубоко ошибочное мнение. Стоит лишь полюбоваться на современное рабство нынешних распоясавшихся холуев, которым временщиками отдаются в безраздельную власть и без твердой законодательной основы - отдаются целые регионы. Чисто на национальной основе.

А кто они такие? "Падающие ниц"! Помните, как Кадыров с чисто рабской велеречивостью заявлял, что отдаст жизнь за Владимира Путина? Выясняется, что готов это сделать далеко не во всех случаях. Вначале поторгуется. По принципу талиона.

Рамзан Кадыров разрешил силовикам республики открывать огонь на поражение по коллегам из других регионов России, если они проводят несогласованные с Грозным спецоперации на территории ЧР.

Этим заявлением чеченский лидер прокомментировал последствия спецоперации, проводимой в Ленинском районе Грозного.

Во время оного полицейские из Ставрополья ответным огнём застрелили при задержании гражданина, числившегося в федеральном розыске.

Наоборот, подчеркну, Хаммурапи избавляет своих подданных от кабального рабства, в которое они попадали исключительно из-за отсутствия ограничений ростовщичеству.

Сам Кодекс - это уже отход от принципа талиона (равное за равное), которым в народе пользовались до возникновения государственной законодательной системы. Здесь, кстати, уже можно откупиться от смерти в тех случаях, когда это предусмотрено законом, причем, при возмещении ущерба отнюдь не равным образом, а в тридцатикратном размере.

(§ 66)  Если  человек  взял  деньги  у тамкара и тамкар этот прижимает его,  а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару свой сад после опыления и сказал ему: «Финики, сколько их будет в саду,  ты  заберешь  за  свое  серебро»,  то  тамкар не должен согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару,  а остальные финики,  которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада.

(§ 71) Если он человек  отдает  зерно,  серебро  или  другое добро за дом повинности,  принадлежащий дому его соседа, который он купил,  то все,  что он отдал,  он теряет,  а  дом  он  должен вернуть его хозяину.  Если же это не дом повинности,  то он может его купить:  за этот дом он может  отдавать  зерно,  серебро  или другое добро.

(§ 73)   Если...   жилец  полностью  заплатил  хозяину  дома арендную плату за год,  а хозяин дома приказал жильцу выехать  до истечения  его  полного срока,  то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца  до  полного  истечения  его  срока,  серебро, которое жилец дал ему, он теряет.

(§ 88)  Если  тамкар  дал  зерно как процентный долг,  то он может взять за один гур 1/5  зерна  как  проценты,  если  он  дал серебро  как  процентный долг,  то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты.

(§ 89) Если человек,  взявший в долг под проценты,  не имеет серебра для возвращения долга,  а имеет только зерно,  то, следуя
царскому уставу,  тамкар должен взять в качестве процента  100 ка на 1 гур одним зерном.

(§ 90)  Если  тамкар  откажется  и превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и  взыщет повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.

(§ 93) (Если тамкар, давший в долг под проценты и получивший часть суммы долга зерном,  в соответствии с тем), сколько  он взял,  не  указал  уменьшения  долга и не написал дополнительного документа,  или прибавил проценты к основной сумме долга, то этот тамкар  должен  возвратить двойное количество зерна,  полученного им.

(§ 94) Если  тамкар  дал  в  долг  под  проценты  зерно  или серебро,  и,  когда он давал в долг, он дал серебро малой гирей и зерно малой мерой,  а когда получил назад долг, он принял серебро большой  гирей и зерно большой мерой,  то этот тамкар теряет все, что он дал в долг.

(§ 95) Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под  проценты без государственного контролера, то он теряет, что дал.

(§ 96)  Если  человек  взял у тамкара зерно или серебро и не имеет зерна или серебра,  чтобы вернуть,  а имеет  только  другое движимое имущество,  то все, что он имеет в своих руках, он может отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях; тамкар не может отказываться, он должен принять.

(§ 99)  Если  человек  дал  человеку  серебро  в  порядке «товарищества»,  то прибыль и убыток,  которые будут,  они должны поровну поделить перед богом.

(§ 100)  Если  тамкар дал шамаллуму серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие,  а шамаллум  в  пути серебро тратил, то если там,  куда он отправился,  он получил прибыль,  он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял,  и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару.

(§ 101) Если там, куда он отправился, он не получил прибыли, то  серебро,  которое  он взял,  шамаллум должен удвоить и отдать  тамкару.

(§ 102) Если тамкар дал серебро шамаллуму без  процентов, а там,  куда он направился, он понес убыток, то он должен вернуть тамкару только капитал.

(§ 103) Если при его продвижении в пути  враг  заставил  его отдать   все,   что   он   нес,  то  шамаллум  должен  произнести божественную клятву, и он свободен.

(§ 104)Если тамкар  дал  шамаллуму  для  продажи  зерно, шерсть,  масло  или  всякое  другое  добро,  то  шамаллум  должен сосчитать серебро и вернуть  тамкару;  шамаллум  должен получить документ с печатью на серебро, которое он дал тамкару.

(§ 105)  Ecли  шамаллум был небрежен и не получил документ с печатью на серебро,  которое  он  дал  тамкару,  то  серебро  без документа к счету не будет причислено.

(§ 106) Если шамаллум взял у тамкара серебро, а затем спорит со своим тамкаром, то этот тамкар может перед богом и свидетелями уличить  шамаллума  во  взятии серебра,  и шамаллум должен отдать тамкару все серебро, сколько он взял, в трехкратном размере.

Дословно шамаллум - означает «разносчик», это торговый агент тамкара, розничный торговец. Если в нашем печальном случае - так это коммерческий банк пари тамкарше из Центробанка Эльвире Набиуллиной. Ну, или наркодилер при наших спецслужбах, которые давно решили для себя быть на рабочем месте не только (ли не столько) мушкенумами сколько тамкарами. Чем они типа хуже других?

Тамкар  вручает шамаллуму определенный капитал, который тот должен  вернуть ему с процентами (см. ст.102). Смысл дела для самого
шамаллума заключался исключительно в высокой доходности внешней  торговли, которая позволяла ему нажить больше, чем сумма,
предназначенна к возврату. Отношения шамаллума и тамкара —  договорные (ст.105-106).

Захочет тамкар - отнимет лицензию (документ с печатями по Кодексу Хаммурапи) у шамаллума, а захочет - даст перехватить на пару недель тайком по ключевой ставке в 5,5% капиталец. Тем более что у нас нынче с постной рожей в тамкары отправляются такие нищеброды "олицетворять собой Россию", что от одного их вида... начинаешь глубже понимать устремления Рамзана Кадырова.

Шамаллум должен вернуть тамкару основной капитал, доверенный ему, отдельно сосчитать проценты, которые он должен был нажить по договоренности с тамкаром, из них возместить себе путевые расходы, подсчитанные согласно условному поденному расчету, а оставшуюся часть процентов отдать тому же тамкару.

Так что... какие "инновации" можно ожидать от граждан, навязывающихся после полной индустриализации экономики, завершенной еще в конце 50-х годов ХХ века - с "прогрессивными убеждениями", являющимися дилетантским "прочтением Кодекса Хаммурапи возникшего в начале второго тысячелетия до нашей эры?.. Все "модернизации" - на этом ветхозаветном уровне: как бы завернуть копчик таким винтом, чтоб обойти законы Хаммурапи?.. Чтоб и рыбку съесть - и на кол не сесть.

В отношениях шамаллумов и тамкаров, драматичность которых мы беспомощно наблюдали в конце прошлого года, понимая, что эти гады ради собственного бакшиша всех нас могут и передушить, предварительно пообещав проломить голову ребенку (см. публицистический цикл Время сказок), - Законодатель, несомненно, исходил из того, что внешнеторговые операции сами по себе весьма прибыльны, а шамаллум взял на себя ответственность за получение процентов для тамкара.

Это прямо указывается в академических источниках, поэтому можно с уверенностью утверждать что при всех ночных операциях на валютных биржах, совершаемых банками, имеет свой процентик как ЦБ РФ, так и все наше невообразимое правительство. Как им Хаммурапи прописал, правда, отнюдь не на государственные средства и не на средства вкладчиков. У Хаммурапи тамкар сам выбирает себе шамаллума, но и деньги ссужает свои, а не ворованные.

Дословно в Кодексе Хаммурапи отношения шамаллума и тамкара характеризуются «из милости». То есть,  шамаллум процветает из милости тамкара, о чем ему не устает напоминать Законодатель. Обычно тамкар предоставлял шамаллуму капитал под проценты, и именно эти их отношения сами посреднические сделки регулируются в ст.100-101. Поскольку и Законодатель понимает, что эти "милостивые" люди, если их отношения не будут урегулированы на государственном уровне гласно и открыто - могут такого накрутить, распространяя свою "милость" на окружающих... что стыда не оберешься. Как это и получилось нынче с Эльвирочкой Набиуллиной.

В Ст.104 оговаривается случай, когда тамкар вручает шамаллуму не серебро, а товар. Уровень развития товарно-денежных отношений виден уже по тому, что шамаллум должен возвратить тамкару не товар, а серебро.

Заметим, это высечено на диоритовой стеле, хотя имелись дубликаты в глиняных табличках, не говоря о папирусе. Это я о том, какой же тупой и отсталой скотиной надо быть, чтобы навязывать "бартер" - в индустриальном обществе "сокращая денежную массу" по требованию МВФ.

Пусть сгинет и будет проклято все поганое отродье сами знаете каких мерзавцев, отбрасывавших нас этим "бартером" - к кочевым племенам, жадно взиравших когда-то на все труды Хаммурапи...

...Итак, история всегда и везде повторяется: кто-то творит, работает, создает государство, а за ним с жадностью наблюдают пришлые кочевники. Захватывая чужое, они стараются закрепиться в умах, будто "всегда тут стояли, на минутку отошли".

Продолжение следует...

Читать по теме:

©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

Комментарии (25) на “Кодекс Хаммурапи. Часть IV”

  1. Evdokiya:

    Какой внятный и справедливый свод законов, даже организационно-правовая форма коммерческого предприятия уже наметилась в §99 «товарищество». Вот только §101 меня сильно смущает. Получается, что самое выгодное тамкару отправить шамаллума туда, где он не получит прибыли.

    • Нет, вы неправы!
      Видите, до чего доводит полнейшее пренебрежение предпринимательскими рисками?
      Мы уже настолько привыкли к тупой безнаказанной уголовщине… что ничего, кроме мошенничества — и вообразить не можем.
      У нас столько лет воруют из убытков и с наглым нанесением ущерба бюджету и всей стране, что в мозгах не помещается, — как это можно жить нормально и без этих дебильных паразитов? Присосались, простигосподи.

      С таким риском (ничего не получить и отдать вдвое) — не пойдет шамаллум.
      Он берет деньги — «под свой страх и риск». Для него главное, хоть рубль прибыли принести!

      • Evdokiya:

        Конечно,я умом понимаю, что шамаллум не будет брать кредитные деньги не просчитав планируемую прибыль и предпринимательские риски, но законодательство последних 20 лет пишется исключительно с целью оставить лазейки для недобросовестных барыг. В современных условиях этот кэш обязательно попытаются получить , чтобы потом поделить.

        • Да это понятно. У меня просто… слов нет! Но и жить дальше в этом вранье — просто невозможно.
          Но, чтоб не искать по привычке лазеек нашего тупого ворья — посмотрите, плз, п. 95. Он как раз выше! Там вполне учтена простая человеческая природа.

          • Evdokiya:

            Согласна. В этом Кодексе, в отличие от НК РФ, все продумано, все уравновешено, практически нечего не надо менять, кроме денежных единиц. Все жизнеспособно и в любой момент, при любом государственном устройстве может быть использовано.

  2. l k:

    «Вертеться ужом» — это вокруг цитаты, отрицая очевидное :) В противоположность всем другим исследователям, Д.Г. Мюллер выставил гипотезу, пытающуюся дать положительное решение вопроса о взаимоотношении обоих законодательств. Составив сравнительную таблицу норм закона Хаммурапи и Библии, к которым он присовокупил еще нормы наиболее древней кодификации римского права – законы ХII таблиц, – Мюллер стремится доказать, что в этой таблице известные группы норм расположены в одинаковой последовательности, а в пределах этих групп – отдельные постановления также изложены в одинаковом порядке. Таким путем Мюллеру удалось выделить следующие группы во всех трех упомянутых законодательных памятниках, расположенные в том же порядке: кража, взлом, поджог, потрава, самовольная порубка дерева (сохранилась еще только в XII таблицах, VII, 12), поклажа, брачное право (сохранилось только в Исходе 22, XV-XVI в одном постановлении, другие помещены во Второзаконии). В пределах отдельных групп опять-таки бросается в глаза идентичное расположение материала. Так, например, в Законе Хаммурапи после норм об уравнении всех детей от различных жен в правах наследования, следуют постановления о неудачном сыне (стр. 167-168). В такой же последовательности, вовсе не вытекающей из природы вещей, соответственные нормы излагаются во Второзаконии (21, 15-21). Постановления о клевете на женщину, о прелюбодеянии с замужней, о прелюбодеянии с обрученной – в обоих законодательствах расположены в одинаковом порядке. (Второзаконие 22, 23-27 = Закон Хаммурапи 127, 129, 130).

    Не менее замечательным является одинаковое местоположение норм о нанесении ран в драке, после которых следуют положения об убиении беременной, причем и наказания в этих случаях одинаковы. (Исход 21, 18-19, 22-25 = ст. 206-214).

    Такое идентичное расположение как целых групп законов, так и отдельных постановлений в пределах этих групп, отнюдь не может быть результатом случайности, в особенности если принять во внимание четыре сходства в системе денежных штрафов и поразительное совпадение стилистических приемов в обоих памятниках (ср. еврейский перевод у Мюллера).

    Ирина Анатольевна, Игорь Михайлович Дьяконов которого вы цитируете в статье (вдруг ускользнуло от Вас, заслуживает внимания) Киркенесская этика

    История его неясна. Я впервые увидел это сочинение в английском авторском автографе, — как обычно писал И.М, — в ученической тетрадке в клетку с оторваннной обложкой, исписанной мелким почерком (обычно черной пастой). Так выглядили его первые беловые автографы, и я могу полагать, что это был именно оригинал. Текст этот появился, если не ошибаюсь, в 1986 году по просьбе Жана Боттеро, французского ассириолога и близкого друга И.М. Между ними был примерно следующий разговор. Жан Боттеро говорил: «Что думают об этике люди, которые основываются на библейской традиции — это известно «. (Боттеро был в молодости католическим монахом, и посвятил свою жизнь изучению, в широком смысле, исторических корней Библии). — «А вот что думают люди, считающие себя атеистами? Не возьметесь ли Вы изложить, как эти вопросы представляются людям Вашего круга?» И.М. взялся и написал эту тетрадочку, которую впоследствии перевел на русский язык, — если я правильно запомнил, с некоторыми дополнениями. Издать ее в советском 1989 году как современное сочинение под своим именем он не счел разумным. Мистификации он любил, к тому же чем дальше отстоит сочинение от наших дней и от своего публикатора, тем убедительнее оно выглядит. Что не было никакого «молодого советского офицера в тех же летах и в том же звании», это было ясно и читателю «Знания-силы», где «Киркенесская этика» была впервые опубликована. А вот был ли этот текст действительно написан в Киркенесе в 1944 году (по крайней мере в своей нынешней форме) — это остается вопросом.

    Жан Боттеро умер в поселке Жиф-сюр-Иветт близ Парижа 15 декабря 2007 г. в возрасте 93 лет.

    • Evdokiya:

      Вы специально пишете в таком тоне про «почетного еврея» Игоря Михайловича Дьяконова, приходившегося некоторое время Ирине Анатольевне… свекром?

      • Да они все свое Второзаконие суют, в то время, как мы исповедуем Новый Завет.

        Здесь ведь главное даже не в том! А что на выходе? Вот у Хаммурапи — государство, уничтоженное кочевниками, а у этих что? До сих пор с филистимлянами грызутся. Зачем им закон? Они только и думают, как его обойти.

    • Evdokiya:

      Что значит «ср.еврейский перевод»? Какой это язык конкретно? У Хаммурапи — старый аккадский. То, что обычно называется «еврейским переводом» — это арамейский язык. Арамеи из Аравии не выходили и не были кочевниками в то время, когда возникали эти документы у евреев. И вышли они не из Аравийской пустыни, а из Сирийской. А это две большие разницы.

      • Мне особенно такое место нравится в «общей истории» этих народов:

        Период монархии особенно богат информацией об арамейских государствах, которые периодически играли роль в политической истории еврейских царств.

        • Evdokiya:

          Вот так , без знаков препинания? Значит арамейские государства периодически играли роль самих «еврейских царств»?

          • Там как раз вопрос с языком — ключевой! Далее все вскрывается чисто литературными методами. Поскольку… такое впечатление, что греблось все пылесосом, знакомым нам методом. Ничего нового.
            И в этой логике весьма хорошо объясняется как попала туда, например, Песнь Песней. Явно, что люди вставили это — не читая, как нынче это делают. Нынче ж они премии присуждают и книжки пишут — тоже не читая. Упорно и с гонором!

            Нездоровый барботаж по сети с этими законами Хаммурапи, как и цатый по счету, но первый пропущенный коммент этого гражданина… — выявляют какой-то нездоровый ажиотаж.
            Мало ли, чего я там типа «не учла»? Я ж не диссертацию пишу.
            А знают!.. Знают, что дальше вылезет.

  3. Evdokiya:

    Вылезают совсем отвратительные вещи. Второзаконие на самом деле вторично и хитроумно скомпилировано с законов Хаммурапи. Да?…неужели такое может быть?…

  4. Заставить бы этого вашего Додо самого прочесть то, что он сюда таскает… с выражением!
    Тьфу!

  5. agk:

    А что, интересно. Ветхий завет, таким образом, результат древнего копи-пэйста. Метод, отработанный в веках!

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2024 (41)
  • 2023 (56)
  • 2022 (60)
  • 2021 (26)
  • 2020 (41)
  • 2019 (58)
  • 2018 (80)
  • 2017 (90)
  • 2016 (104)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
  • 2001 (1)
Авторизация