Пермская аномалия
Весь месяц, пока мой мобильный отражал всполохи ночного пожара в «Хромой лошади», у меня возникали какие-то странные фразы в случайных разговорах, типа «Пермь опять отличилась». Причем, говорили такое сами пермяки, которых я лично уважаю. И в каком-то сумрачном, негативном подтексте. А один мой собеседник, с которым мы раньше увлеченно обсуждали проблемы инженерной геологии, зло бросил мне фразу, которую я, признаюсь, тогда списала на распространенное нынче состояние социальной мизантропии: «Да что там говорить… у нас нынче аномалия какая-то».
Сам по себе пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» не производит столь гнетущего впечатления с глобальными выводами в отношении Перми. Такое могло случиться где угодно. Но ведь Пермь еще на слуху, поскольку жестко ассоциируется с жутким крушением пассажирского Боинга, рухнувшего на железнодорожные пути в сентябре 2008 года. А буквально накануне пожара в "Хромой лошади", в самом конце ноября в пригороде Перми Закамске - не дотянул до аэродрома самолет с бизнесменами, которые летели на Алтай кататься на лыжах. И это, не упоминая громкой попытки инкассатора Александра Штурмана ограбить Сбербанк на 250 миллионов рублей. И когда столько всего, практически сразу и в одном месте... поневоле начинаешь размышлять о какой-то удивительной аномалии.
Хотя именно в Перми в последнее время, пожалуй, куда более иных мест на карте России делается все, чтобы новости из столицы Прикамья имели совершенно иное звучание.
Давайте все же уточним. Нигде в России на сегодня не реализуется столь амбициозных планов в области культуры. «Область культуры» - это неброский, незаметный с первого взгляда налет, покрывающий нашу жизнь почти невидимым флером, тонкой дымкой, придающей скучному повседневному быту многогранные размытые цветовые сочетания. Все происходящее сегодня в этой области в славном городе Перми, можно описать лишь с использованием весьма необычной для области культуры военной лексики – «культурный взрыв», «культурное наступление», «культурный десант»... Позиционные ожесточенные схватки и затяжные кулачные бои с переменным успехом. Непонятно только, кто победит – красные или белые, но, наверно, в этих кровопролитных сражениях все выиграют, раз на словах воюют за одно и то же.
Просматривая отчеты о культурной жизни в Перми, ловила себя на мысли, что все происходящее сегодня в Прикамье – намного круче, чем того, что устраивалось в Ижевске в 2004 году, когда киндерсюрприз по фамилии Кириенко среди ночи объявил мой город - «Культурной столицей Поволжья». Но отклики того, что несет в себе каждый «культурный десант», я, конечно, встретила и здесь.
Блоги «культурных деятелей» Прикамья нынче больше напоминают дневники «романтиков революции» накануне явления миру Прекрасного Иосифа Виссарионовича – какой-то истерический революционный энтузиазм, сплошные культурные заседания в многообразных учреждениях, разъяснения «политики партии» массам, митинги и демонстрации, окна РОСТа, схемки почти на пальцах для малограмотных и т.д. Культурная распальцовка.
Хотела прочитать, что написал культурного один из деятелей современного пермского искусства, а оказалось, что он не просто написал, а выложил в Интернете студийную аудиозапись своего культурного наезда. Хотя насколько я помню, в Перми лет сорок уже не расписываются крестиком в ведомости на зарплату, но кто знает?.. При такой "культуре"... действительно могли и читать разучиться. Этот деятель напугал всех моих котов, когда неожиданно заорал сорванным басом в динамик лаптопа: «Лимит на революции исчерпан!..» Причем, о революции он упомянул не столько из явного подражания Маяковскому, сколько из торгашеской спекуляции типа - "Покупайте, что выложено, - ничего другого вам не будет. Скинуть нас нынче можно только с революцией, а лимит на них - исчерпан". Ведь и не поймешь с разбегу, чем же человек решил одарить неблагодарное человечество: явлением культуры или панталонами с начесом?
Да, нечто такое попытались орать и у нас в Ижевске. Многие наши местные деятели тогда практически аналогично возбудились от близости к… культуре? Нет-нет, культура сама по себе не вызывает желания куда-то лезть по головам, распихивая всех задницей и локтями, сунуть каждому под нос свои «достиженья» - резким тычком в рыло.
Всех возбуждала тогда... близость к бюджетным финансовым потокам, доступность не столько по-настоящему культурного успеха, сколько его обратной стороны – материального достатка. Все в точности так же вполне адекватно отдавали себе отчет, что подобное "культурное" шебуршание в виде очередной галочки в плане «культурных мероприятий» - ни к каким "выдающим достижениям" российской культуры не относится по умолчанию. Чтоб такое себе вообразить, это уж надо быть клиническим идиотом, простите. А такие у нас перевелись еще до дефолта 1998 года.
* * *
Материальные преграды, сложность внедрения любых культурных достижений в жизнь - всегда стоят стеной на пути любого явления культуры. Но попытка силой взломать «сопротивление среды», навязать пусть самую высокую культуру искусственным путем, то есть вне логики жизни, да еще и под давлением сверху – навсегда уничтожает саму возможность того, что когда-то человек вдруг сам по себе сделает выбор в пользу того или иного артефакта культуры.
Культура – это ведь набор самоограничений, это осознанный нравственный выбор, который человек совершает сам по себе и в полном одиночестве. Это – как выбор оружия, который делается один раз. Ошибешься – и тебя ждет другой путь нашего общего путешествия по жизни. Правда, многие сегодня к подобным выборам относятся с неимоверной легкостью и "податливостью связей", слишком безответственно относясь и к самому бесценному дару жизни.
Признаюсь, такая "логика жизни" - выглядит обидной, прежде всего, для меня. Можно сказать, это моя главная "обида на жизнь". Но я отдаю себе отчет, что в таком, сложившемся задолго до нас, порядке вещей – заложен глубокий мировоззренческий смысл.
Да, за свои «Подсолнухи» Ван Гог при жизни заработал одни оплеухи и подзатыльники. Никто его никуда в виде «культурного десанта» не приглашал и «культурные плацдармы» не организовывал. Но сложно представить, сколько бы потеряло в своем культурном развитии все человечество, если бы Ван Гог получил за «Подсолнухи» лично и на карман – все нынешние миллионы, щедро отваливаемые сегодня желающими приобщиться к культуре. Если бы его «Подсолнухи» были удостоены премий-наград при его жизни и признаны культурным достижением немедленно. Если бы они стали навязываться на каждом углу с воем: «Лимит на революции исчерпан! Заткнись и жри «едоком картошки» одни «Подсолнухи»! Немедленно признай, что Ван Гог – пророк культуры и нет более, да и не было никогда никаких пророков, кроме него!»
Поэтому и я всегда говорила, что искусство и, прежде всего, литература, - большой погост. В культуре останется тот, кто, без всяких видов на миллионы, точнее отразит современный ему миг бытия, не пожалев для него всех красок собственной души. Распустив ее для этой цели на портянки. И сам этот процесс – весьма далек от той пасторальной картинки, какой наивные люди представляют себе творчество и вообще жизнь "людей культуры".
И, конечно, сам "творческий процесс" - весьма и весьма далек от тех загадочных поз и фигур, которые начинает корчить из себя плебейская немочь, возомнившая, будто именно она теперь навсегда будет определять всем порции жиденькой похлебки "пищи духовной". Как будто к лагерному пищеблоку из общего барака прорвались... выбились, наконец, в "культурные капо".
Ведь настоящий миг бытия, который и следует сделать артефактом культуры - происходит сейчас как раз в том бараке, где миллионов под нарами не водится, где ни в одной робе не сидит пока ни "бомонда", ни "сливок общества". Кстати, если вдруг подойти к моим иносказаниям слишком буквально и попытаться сделать из лагерников "бомонд" - мы получим в виде культуры то, что имеем сейчас. Поскольку культурная прослойка всегда очень тонкая, слишком тонкая, чтобы выдержать дополнительную нагрузку "сопутствующих интересов".
...Длинный список «культурных шоков» Перми, брезгливые отклики «простых пермяков» начали у меня складываться в какую-то странную мозаику. Культура – это отражение духовной жизни человека. И, пожалуй, единственное доказательство, что на этой земле жили те или иные поколения людей. Кому надо будет после нас – ставить галочку проведенных культурных мероприятий, если от всего списка веет чуждым настоящей культуре пафосом бездарей и напыщенностью ничтожеств? Если неуместные в отношении настоящей культуры слова «позиционирование», «амбициозность» и прочее – у нормального человека вызывают… желание сплюнуть?..
Такое ощущение, будто в неброскую и, не стану скрывать, не слишком мощную прослойку культурной жизни большого уральского города – намерена допущена… мертвечина. То, что заведомо не останется жить после нас. И все трагические события, что одно за другим происходят вокруг расползания трупного яда «культурного десанта», как бы заведомо совершенно не связанные и не имеющие никакого отношения к «бурной культурной жизни столицы Прикамья»… можно рассматривать лишь в качестве реакции материальной стороны нашего бытия - на уничтожение духовной составляющей.
* * *
Вообще… то, что можно наблюдать сегодня в Перми… это достаточно «революционно». Не скажу, что это уж так напрямую относится к "культурной" жизни всего населения Пермского края, поскольку целиком и полностью относится к личным представлениям о культурной жизни губернатора Олега Чиркунова. Все эти «амбициозные проекты» и «позиционирования» - являются средством в большом амбициозном проекте, позиционирующем пермского губернатора.
Ведь не зря и меня здесь представили как человека, который якобы предпринимал назойливые попытки попасть на глаза губернатору Чиркунову в его блоге. Типа настолько надоела своими статьями в блоге губернатора, что, наконец, у наиболее культурных людей Перми сдали нервы.
То, что Чиркунов является единственным губернатором в России, который ведет блог, прям, как простой смертный, – подается именно так, как каждый бы желал, чтобы его усилия были замечены общественностью, будь он губернатором: «Завидую пермякам!» Хотя лично я не заметила в этом блоге ничего такого, от чего бы, зная наше провинциальное бытие не по наслышке, - вдруг начинать давиться с зависти к пермякам.
Наткнулся на блог губернатора Пермского края. Интересно читать. Во многих регионах это абсолютно нереально, а там так запросто общается в блоге, оправдывается за дорожные нарушения :) Завидую пермякам.
С удовольствием читаю блог губернатора Пермского края Олега Чиркунова, и завидую Пермякам и прогрессу происходящему у них.
Еженедельный обзор блогов: «бредовый бред» о «Колизее», легкий ветерок Чиркунова, пессимизм Белых…На минувшей неделе было объявлено, что пермский губернатор Олег Чиркунов возглавил рейтинг чиновников-блогеров, подготовленный сайтом… Завидую пермякам:).
Разные сайты, разные люди, а вывод один: блог губернатора Чиркунова является предметом всеобщей зависти. Сама собою возникает навязчивая ассоциация с обычными психологическими наездами кампаний местечковых хамов с давно приевшимся подтекстом: тот, кому это не понравится - "сумасшедший" и "антисемит", завидующий самым умным и красивым.
Всем, кто в русском Интернете достаточно давно, для кого он составляет неотъемлемую часть современной жизни, понятно, что здесь немного иные ранжиры. В том числе и в уникальной среде сетевой культуры, которая иногда выглядит весьма некультурной из реала. Но, как все понимают при невероятном размахе диапозонов сетевых мнений, блогер ogurcova по своему статусу не может позволить себе неприлично суетиться в блоге никому неизвестного и ничем не примечательного юзера Чиркунова, возглавлящего какие-то "списки". Иначе это ваще уж. У нас здесь немного иные рамки «культурных шоков». Нас какими-то «блогерами» не удивишь, пусть у них будет ник… хоть Медведев, нано-презик нано-Раши. И, если мы не расчувствовались от зависти к самим себе при явлении сетевому сообществу занудного и пафосного "блогера" Медведева, то вряд ли что-то можно добавить к нашей «зависти» от появления губера Чиркунова. Разве что в плане – «еще один туда же».
У нас тут регулярно получают звездюля различные, куда более известные «блогеры», поэтому никто, кроме пермского юзера Чиркунова, с такой дешевой провинциальщиной более не раскатывает губки с претензиями на «явления культуры» и соискание «всеобщей зависти». Это ему не реал, госпидипрости. Там, наверно, при каждом его появлении в виде красного солнышка на крылечке - все, начиная с шофера и секьюрити, принимаются истерически рыдать, какой культурный шок вызывает каждый его шаг по уральской земле. Ведь, прям, такими культурненькими бизнес-ножками по нашей такой некультурной, такой землисто-грязной земельке - топ-топ, чики-чики...
Губернатор едет к тете, Нежно-кремовые брюки. Пристяжная на отлете Вытанцовывает штуки.
Только не надо с тем же самым провинциальным холуйством лезть в Интернет, господа. Ограничьтесь реалом, мать вашу. Неужели самим в реале не надоело копчиком вертеть? Можно хотя бы здесь побыть просто людьми? Не высматривать, кто здесь, кроме вас, решил из себя простолюдину покорчить. Ведь в жизни важно иметь хоть одно место, где каждый может чувствовать себя человеком.
"Революционность преобразований" губернатора Чиркунова именно в культурной жизни - отчего-то дает странный отклик... в реале. Здесь вдруг с угрожающей частотой начинают происходить события, которые могли бы произойти где угодно, но происходят именно в Перми. Типа ничего мистифистического, но как-то некошерно, да? Признаемся, что эксперимент Чиркунова действительно совершенно небывалый в истории человечества. Еще никому до губернатора Чиркунова не приходило в голову отдать на откуп всю собственную культуру - местечковым хамам, чтобы полюбоваться, как они "создадут" культурную среду.
* * *
Как советский преподаватель, я, конечно, сразу могу определить в человеке уровень образованности и культуры. Причем, не отделяя одно от другого. Поскольку одно, простите, по умолчанию предполагает и другое.
Поэтому, столкнувшись с «творческим коллективом» телекомпании ВЕТТА у меня не возникло никаких сомнений по поводу уровня ведущей пресловутой программы «Лобби-холл» или иных присутствовавших при записи программы.
Некультурный и необразованный человек, прежде всего, не способен связывать логически информацию, которую даже не приходится выяснять/добывать какими-то «журналистскими расследованиями», поскольку она уже лежит перед тобою на блюдечке. Сразу скажу, что за многолетний опыт преподавания самых сложных технических дисциплин неоднократно могла убедиться, что отнюдь не все люди изначально способны к обучению. И в этом случае необходимо проявить весь накопленный культурный потенциал, чтобы не обидеть конкретную личность, не растоптать в ней - человека.
Да, в чем-то ущербного человека. Но надо даже в самых безнадежных случаях пытаться оставить после себя не пепелище, а… любопытство. Причем, не к своей особе, а к новым областям человеческих знаний. То есть все же постараться доказать не очевидное и банальное «преподаватель всегда умнее студента в узкой области преподаваемой дисциплины», а, напротив, дать человеку возможность почувствовать себя увереннее (умнее/красивее) при тех знаниях, которые ему все же удается почерпнуть. Хотя в процессе познания ему приходится преодолевать самый высокий и сложный барьер в жизни – косность человеческого мышления.
В этом состоит смысл преподавательской этики и человеческой культуры общения. Поэтому сразу можно ставить диагноз, встречаясь с одноклеточными, которые понятия не имеют, что десять лет в России нет учебных заведений с наименованием «институт», сегодня есть только университеты и академии. Но когда все вузы раньше назывались «институтами», то среди них не было ни одного, который бы мог называться «технический институт». Были строительные, индустриальные, механические и… политехнические институты, но не «технические».
И когда тебя представляют доцентом «технического института», ссылаясь на мнение каких-то «специалистов», которые чего-то там… понимаешь, что человек не видел ни одного специалиста моего профиля и уровня, поскольку не способен поддерживать с ним какое-то общение по причине низкого уровня культуры. От человека, не понимающего, что он говорит о себе, произнося словосочетание "технический институт", стараешься... дистанцироваться, выставляя непробиваемым заслоном всю личную культуру перед теми, кто не соображает, что "техническими" могут быть только университеты.
Но, конечно, я заранее предупредила, что с удовольствием приеду в Пермь, где закончила аспирантуру. То есть людям заранее известно, что я – не просто выпускница пермской аспирантуры, но советской аспирантуры, а мой научный руководитель - Адольф Бартоломей. Не знать, кто такой знаменитый «Бармалей» в Перми – это заведомо иметь недоразвитый мозжечок.
Именно в Перми советские специалисты подтвердили мой статус профи. Было бы весьма глупо с их стороны сегодня доказывать, будто раньше они были продажными идиотами, а нынче – вдруг стали непримиримыми борцами с моим мнимым "профессионализмом", повысив свой собственный профессионализм с тех давних пор – до невиданных прежде высот. Разве сравнить нынешние объемы профессиональной деятельности - с советскими, хотя в Перми все же есть некоторое шевеление в сравнении с той же Удмуртией. Но с советским периодом и сравниваться глупо.
Сколько извилин требуется нормальному человеку, чтобы не соваться именно с профессиональной стороны к специалисту, который не просто сказал что-то где-то шепотом вслух, но пишет под своей фамилией? А сколько извилин требуется, чтобы понять, насколько сложно нынче заработать на жизнь инженером, а не в качестве телевизионной дебилки? Причем, не в Москве, не в Тюмени и даже в Перми, а в полной заднице с наименованием «Ижевск». Но я-то в данном случае уже раритет, поскольку являюсь наиболее важным сторонним доказательством, связующим элементом со всем, что именно в Прикамье еще можно отнести к слову «специалист» и «профессионал», а так же – к словам «образованность» и «культура».
Далее телевизионная дебилка Светланка намекает, что общается с какими-то «специалистами», которые высказывают «негодование и скепсис», то есть, ничего, кроме эмоций. Недопустимых в случае профессионального экспертного заключения по факту гибели полутора сотен людей. Выходишь разбираться в причинно-следственных связях, надо отставить все эмоции.
Но здесь тут же возникает другой вопрос: зачем нужна подобная «гостья» как бы вполне аналитической программы, представляющей нынешний бомонд Прикамья? Программа создана, чтобы пиарить разные пермские лобби в холле, куда такие "лобби" пустят лоббировать. Лично я ни к какому ихнему «бомонду» отношения не имею. Никто из них не мог честно ответить на мой прямой вопрос: зачем им я?
А действительно, зачем? Ведь люди погибли, но у них есть родственники, которые до сих пор испытывают боль от утраты. Зачем дополнительно причинять им боль – пригласив человека, «чье мнение о трагедии вызвало если не негодование, то скепсис»?
Вот это слово – «мнение» в данном случае определяющее. Специалист, эксперт не высказывает «мнения», как неграмотно пишут журналисты. Впрочем, у нас такие нынче «эксперты», которым, кроме «мнения», и поделиться нечем. Эксперт дает заключение.
На момент записи мое заключение уже подтверждено официальной экспертизой. Так что же за «мнение» пыталась озвучить вслух Светланка по малограмотности?
Надо действительно побывать в Перми, чтобы ощутить размах всех новых веяний местечковой «культуры». Сама передача с моим участием, когда пермский «бомонд» потеснился в очереди и даже на время прекратил обсуждать новые культурные тенденции в фасонах меховых шуб для мужчин, - должна была раз и навсегда поставить точку во мнениях, прозвучавших из разных точек России.
Ага, отчего-то не понравилось "мнение" именно той России, где местечковый десант решил накануне провозгласить Пермь – «культурной столицей». Что-то на их взгляд реакция России была… не слишком культурной. Вместо всеобщего траура Россия вдруг решительно задумалась о себе, кинулась не культуру до пермских высот поднимать, а запрещать пенополистирол и проверять помещения для детских елок. И в этих эгоистических заботах никто особо не обратил внимания на новые пермские культурные инициативы с установкой в центре Перми обелиска «памяти жертв пожара в «Хромой лошади». Хотя культурные люди могли бы и сами подобного вслух не произносить.
Крайней из всей России к Перми, конечно, оказалась я. Потому-то и Светлана наезжала на меня «за цинизм». Не скрою, я ей действительно достаточно цинично объяснила, как смотрится весь этот пермский «противопожарный героизм» из Ижевска – на фоне того, что творится по всей России. Блогеру Чиркунову достаточно в Интернете набрать «пожар в доме инвалидов», «пожар в детском доме», «пожар в доме престарелых», чтобы раз и навсегда отказаться от увековечивания на улицах Перми памяти тех, кто глупо погиб в расцвете лет, решив весело провести ночку в жилом доме, в «ночном клубе». Ага, как бы вслух говорить такое говорить о героически ломанувших спасать свои шкуры некультурно, раз им, так сказать, не довелось. Но раз до сих пор не поставлен памятник заживо сгоревшей медсестре, вытаскивавшей из огня погибающих стариков, то… ответ мой будет именно таким. Извините.
* * *
Не знаю, насколько культурным члены совета по топонимике при главе Перми считают установку памятника во дворе жилого дома, жильцов которого покойники доставали при жизни пьяными воплями и фейерверками, - но то, что вообще происходит нынче в Перми в области культуры... достойно если не креста , так хотя бы фанерной пирамидки со звездой Давида. Так зать, от всей российской культуры. Пока она еще не поменяла пол и не начала именоваться с привычной местечковой простотой - "Русское бедное".
Стартующий в Перми проект опровергает навязываемую нам альтернативу: либо современное – либо русское. Выставка показывает русское искусство как серьезную работу с социальной и национальной идентичностью – и одновременно как актуальный художественный поиск. «Русское бедное» – это способ существования современного искусства в России, искусства подлинного, глубинного, сущностного, где есть форма, диалог с историей искусства и социальная ответственность.
Художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из ценное, даже сверхценное. Русское «бедное искусство» – процесс создания красоты из ничего. [Из текста концепции выставки]
Юрий Шабельников. Солдатам труда | 2002 - 2003
Фрагмент инсталляции, окурки
Это инсталляция - как бы культурный такой знак уважения героическим работникам тыла Перми и всего Пермского края, которые типа вкалывали здесь в войну, не жалея себя, забывая о высокой культуре. В том плане, что, мол, примите и все такое. Большое спасибки всем, чего при этом было не жалко - тем, чья родина СССР, а из России их свалить не заставишь.
...Неожиданный расцвет культуры в Перми начался сразу же, как только губернатор Олег Чиркунов решил организовать "десант варягов". Хотя, пожалуй, в целом некультурно будет именовать евреев "варягами" на русском, все же под этим термином раньше имелось в виду немного иное.
Но отчего бы и не переехать в Пермь, если местечко "Москва" уже перенасыщено местечковыми культурными деятелями, а культура в столице России приподнялась так, что издалека псиной шибает. К тому же губернатор Чиркунов пообещал щедро оплатить все расходы, связанные с устройством нового "культурного форпоста", проявив щедрость за счет местного бюджета. У него возникло убеждение, будто предложенными местечковыми культурными деятелями методами можно поднять не только культуру, но и экономику края. Из чего все некультурные люди Перми поняли, что "самые культурные" опять их обошли, придумав новые способы чистки бюджета.
На Пятом Пермском экономическом форуме выяснили, что культура способна сыграть решающую роль в развитии экономики края. Марат Гельман считает, что Пермь уже может считаться культурной столицей России. Но согласны не все...
На сколь подмажешь, на столько и окультурим!
К тому же, многие приглашенные амбициозным Чиркуновым деятели толерантных искусств и до него чувствовали себя в Москве некошерно из-за невозможности пропихнуться через железобетонные задницы собственных соплеменников, которые пробивались, простите, задолго до того, как их "в очереди не стояло". С шестидесятых, со сталинского ГУЛАГа, с бульдозерных выставок, с книжек о "карательной медицине"... всего не упомнишь, что пришлось преодолеть пока до сокровищниц культуры добрались. А тут с развалом СССР понаехали всякие, понимаешь.
Честно говоря, в Москве стало настолько тесно, что назревал серьезный скандал. Куда-то надо было срочно... распространяться. Могло дойти до всякого. И как-то слишком уж вовремя Олег Чиркунов, чьи сыновья являются гражданами Швейцарии, а про него самого глухо говорят, что он имеет гражданство США, предложил совместными усилиями за бюджетный счет окультурить некультурный город Пермь, где до Чиркунова не водилось в загашнике практически никакого "культурного наследия".
Андрей Басанец. Духовное наследие | 1996
Объект, смешанная техника
Не знаю, много ли выиграла от этих местечковых "культурных демаршей" Пермь, но губернатор Чиркунов явно выиграл. Поскольку местечковые принялись пиарить его со всей своей хамоватой несдержанностью и экзальтированностью. Как же! От смертоубийств и поножовщины спас самых культурных и красивых.
И как только тот же молдавский переселенец без профессии Марат Гельман, подвизавшийся в Москве в качестве "гальериста", убрался из Москвы в Пермь, - так сразу все оставшиеся в столице евреи дружно заявили, что этот отъезд является "крупным вкладом в уральскую культуру". Ага, которой до Маратки в Перми и не водилось отродясь. Какой дружный, культурный с виду народ, сразу и не подумаешь. Чувствуется, многие вздохнули с облегчением, как только сей "культурный десант" перестал действовать всем на нервы в Москве. Впрочем, не все, некоторым еще дышится тесновато, поэтому они внимательно присматриваются к бытовым и жилищным условиям, организованным Чиркуновым их первопроходцам в Перми.
Вообще в Перми должны понимать, что главная их культурная достопримечательность до явления гельманов-мильграмов-шмульперзонов была и остается... губернатор Чиркунов. К примеру, Борис Мильграм, назначенный Чиркуновым самым культурным по Перми, так и заявляет при каждом удобном случае, что "главная ценность пермяков — это губернатор, Олег Чиркунов". В поддержку он имеет возможность пригласить за бюджетный счет режиссера Павла Лунгина, которому идея Перми как культурной столицы очень понравилась: «Губернатор — это всегда главная ценность! После него идет городовой. Читайте у Гоголя». Стоит ли задумываться, во что обошлось столь веское заявление краевому бюджету?
Да всем снаружи нравится губернатор Перми, все от него без ума! Наверно, с маасковской точки зрения, в Перми действительно больше нечего делать, кроме как читать Гоголя и любоваться на Чиркунова. А на что там вообще смотреть? Если не считать, конечно, того, что нынче принято в Перми обтекаемо именовать "арт-явлением". Явится такой "арт", так хоть коньки на крючок вешай.
Перед открытием выставки у здания вокзала выступил ансамбль ударных инструментов под руководством Марка Пекарского.
Александр Бродский. ЦПКиО | 1997
Необожженная глина, видеопроекция.
* * *
Честно говоря, глядя на эти «культурные наезды» на пермяков, я не совсем понимала… за что? Ну, конечно, в глубине души лично про себя я всегда знаю точный ответ на вопросы «за что» и «зачем». Не девочка, простите. Но в отношении пермяков… откровенно затруднялась с ответом.
Раньше пермяки цветущего возраста старались меня окультурить под ручку - в местном оперном театре. И это был единственный город во всем СССР, а, значит, и во Вселенной, где тогда в течение двух вечеров подряд давали многосерийную оперу Сергея Прокофьева «Война и мир».
Возможно, в детстве золотом на ней побывал и маленький Олежка Чиркунов. В целом постановка была вполне профессиональной и вовсе не заслуживала подобной мести – липкими ручонками на все готовых гельманов. К тому же на опере всегда старались сделать шикарный театральный буфет. И под шампанское с пермской кофеткой «Золотые купола»… все было достаточно культурно.
Но пермская балетная сцена помнит дебюты воспитанников местного балетного училища, составивших славу русского балета. Достаточно вспомнить легонькую и прозрачную Надежду Павлову.
Им всем и всему, чем для меня является уникальная пермская культура, начиная с древнего загадочного «звериного стиля» - инсталляция в окурках?.. За что?! Выясняется, что, в принципе, всегда есть за что. Оказывается, далеко не все пермяки желают становиться очередным "амбициозным проектом" губернатора Чиркунова.
За два часа до начала заседания площадь стала заполняться людьми. Пенсионеры с самодельными плакатами, представители общества инвалидов, бюджетники, молодежь. На транспарантах красовалось: "Чиркунов, мы - люди, а не проект!". Несколько человек держали портреты и. о. губернатора, перечеркнутые крест-накрест.
Вскоре с другой стороны организованно появилась колонна с синими флагами "Единой России". Они выстроились в шеренгу, как раз напротив митингующих. Чуть позже к ним присоединились местные лидеры "Единой России". Появился господин Рыбакин со своей свитой. Из здания гордо вышел с флагом в руках председатель комитета по социальной политике Борис Светлаков. Несколько пожилых женщин из стана оппозиции не сдержали эмоций и бросились стыдить депутатов за их наплевательское отношение к нуждам людей.
- Я 50 лет отработала в школе, теперь бутылки собираю. Это как? - возмущалась бывшая учительница. - Пенсия нищенская. Раньше покупала продукты подешевле на мини-рынке, так вы и его закрыли.
- Покупайте в супермаркетах, - посоветовала пенсионерке ухоженная, дорого одетая дама из "Единой России".
Что-то не тянет меня «завидовать пермякам» от разведенной возле губернатора Чиркунова местечковой «демократии». Но хотелось бы соблюдать главное – справедливость. Ведь повсюду стоит крик картавых, какой замечательный нынче пермский губернатор, какой он передовой, современный и культурный! Даже Медведев и Путин с удовольствием уступают ему пальму первенства в красоте и культуре. Того и гляди, даже признают его превосходство в интеллекте.
Протесты против насильного окультуривания окурками в Перми принимает характер открытого противостояния. Поэтому бюджет трещит по швам от количества и «звездности» приглашаемых на очередные мероприятия. Приходится привлекать и добровольных спонсоров, поэтому в конце пермских «биеннале» гости столицы Прикамья с удовольствием благодарят какого-то «Колю – владельца винного завода».
Усиленно формируется и местная «пятая колонна» из тех, кто доказывает, что надо просто «доказывать» гельманам, что они – лучше. И как бы все протесты против гельманов у пермяков напрямую вытекают из «комплекса провинциала». Такие упорно не желают замечать, что само приглашение маасковской шавки с помойки, никакого отношения не имеющего к культуре, в качестве «культурного десанта» - это и есть личный комплекс провинциала недоразвитого пермского губернатора.
Но, постоянно сталкиваясь с навязчивым пиаром «блогера Чиркунова», не совсем понимаешь, что же конкретно имеет в виду пятая пермская колонна, глухо намекая о каких-то «равных стартовых возможностях для пермяков»? Вообще, зная строчку из официальных биографий Чиркунова «пришел во власть из бизнеса, миллионер, знает цену инвестициям», зная о том, что сыновей он уже неплохо пристроил в Швейцарии, хотелось бы думать, что все эти «культурные прорывы» - нечто вроде личного меценатства яркого представителя «нового поколения мамонтовых-рябушинских». Что сам губернатор не прикидывается ветошью, а действительно считает, будто все это… «явление культуры». Как бы искренне заботится о людях и все такое. И делает все, что выше описано, по собственному почину и за собственый счет, в свободное от основной работы время.
Приписывая во всех своих замечаниях «за бюджетный счет», я ловила себя на мысли, что, ведь могу и ошибаться. А вдруг у пермского губернатора есть совесть? Ведь нельзя же исключать такое. Даже некультурно. Может, это пермяки сами некультурно набиваются на его счет постоловаться? Но какое их дело, кого принимает их губернатор-миллионер за свой счет в свободное от работы время?
* * *
При нынешнем уровне громкого «пермского окультуривания» совершенно фантастически выглядит само предположение, что стоящий на местном бюджете пустой «уютный особнячок» - можно было бы без недостойного личного пиара, скромно и по-человечески предложить для проживания матери с ребенком, умирающим от онкологии. Чтобы эти два самых беззащитных близких человека, уже полностью обобранных до нитки нашей замечательной «страховой медициной», могли бы проститься друг с другом вдали от житейской суеты, без тяжких мыслей о хлебе насущном. Ведь нормальному человеку… невыносимо больно просто представить себе такой крах человеческой жизни, как одинокая мать с умирающим неизлечимо больным ребенком. Мало ли таких в Перми? Да при реализации амбициозных местечковых планов их по всей России сегодня куда больше, чем когда-либо.
И если губернатору Чиркунову совсем не жалко тот особняк, то ведь не гельманам с помойки - отдавать им распоряжаться. Они-то здесь при чем? Он-то, в конце концов, не над ними губернатором назначен. У взрослого мужчины должно быть все же немного больше личной культуры, чтобы сообразить, что его усилия должны быть направлены, в первую очередь, не на гельманов и тех, кто типа может из себя извергнуть в окружающее пространство нечто культурное, а на благо самых беззащитных. Иначе о какой "культуре" можно вообще говорить? И уж не сегодняшних «деятелей» нашей похабной местечковой культуры там селить, а тех, на чьи средства создается бюджет Пермского края, кто не имеет никакой возможности и желания обворовывать его настолько циничным образом.
Да ведь и сама культура – создается людьми не для того, чтобы показать, какие «культурные» гельманы могут вшами завестись среди нас при общем потакании «культурным тенденциям», а чтобы сделать жизнь светлее и уютнее, чтобы подтолкнуть человека к поступкам, не мотивитированным «рентабельностью» и «чистой прибылью». К поступкам, которые ему самому дадут почувствовать… смысл жизни.
Чтобы в последние минуты перед вечным расставанием два самых близких, самых несчастных на всем белом свете человека – почувствовали, что они жили не среди отмороженных вонючих хамов, а среди людей, у которых… есть душа, а значит, и совесть имеется. Поскольку никакая «культура», никакое «образование» не смогут прикрыть нравственного гноища нынешнего пермского бесстыдства.
©2010 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Читать по теме:
Нет у меня нормальных слов для гамадрила гельмана после устроенной им выставки. Носит же земля таких творцов с их «звёздами».
Да напротив, отлично же все сделал, показал необходимый уровень, задал тон.
Теперь и голову ломать не стоит, как именно увековечить память жертв пожара в «Хромой лощади». Вообще-то люди пошли выпить-закусить. Звезда из окурков на память — очень органично. Инсталляцию, конечно, лучше эпоксидкой сверху залить, все же там атмосферные воздействия. Чтоб бомжи не расстащили. Чисто технические вопросы.
На счет эстетики и глубинных нравственных смыслов — все вопросы к гельманам. Их, кстати, можно заставить бегать вокруг в противогазе и ошейнике, бросаться с воем на прохожих. Думаю, все надолго запомнят. Увековечивать — так на века!
Здорово!
Слово «инсталляция» уже стало для меня тождественно слову дурновкусие. Страшно насколько далеко может зайти человек, вспомнила идиота какого-то, который сделал инсталляцию с умирающей собакой. А публика ходила, смотрела, возмущалась (а кто-то и проникся искусством, понял!), но почему-то никто не дал ему по морде и не забрал эту собаку… И это на фоне законопослушности, идеалов прав человека и т.п. Какой-то сюрреализм, а не реальность. А критику этого скотства некоторые называли непродвинутостью …
И это на каждом шагу. И далеко не каждый скажет, после посещения какого-нибудь центра Помпиду — а король-то, голый!
Римская Империя примерно так же потихоньку дохла.
Все началось с простой гигиены. Зачем убирать какашки с улицы? Проще их назвать «инсталляцией», иль какой там термин был в те времена расхож. Одним словом — зажрались. Вторым — расслабились. Третьим — огребли по полной. История развивается по спирали — и эта спираль раскручивается с каждым новым витком.
объясните мне, тупому, по-возможности, буду очень благодарен.
Вот инсталлирует гальюнист Гельман рухлядь, такую же как у него в башке.
Но дальше, не понимаю. Находятся люди которые в ‘восторге’ от помойки.
Ну а Гельман в восторге от другой, родственной �омойки (фильм Школа)
http://www.ura.ru/content/perm/14-01-2010/news/1052108644.html
И фильм Лунгина «Царь» — тоже ‘необыкновенный’!
Как это происходит? Врать и лицемерить, даже за деньги, тяжелейший труд. Но врут, как по команде.
Где эта команда спрятана? Приходит человек, смотрит тошнотворный фильм и начинает его хвалить. Почему? Как устроен этот механизм?
Это вы в Ученых Советах не сидели при защите научных «инсталляций». Есть жесткое табу на годы, когда на докторские диссертации ссылаться не рекомендуется, поскольку там сплошные инсталляции, еще и купленные.
А разве в виде правительства, президента ГД РФ или КС РФ — мы имеем не инсталляции? Причем, достаточно топорно сделанные.
А здесь – наезд на духовную составляющую личности человека. И ведь в искусстве не отследишь, действительно инициирован человек или нет. Когда я это говорю про себя – это раздражает многих моих знакомых, хотя некоторые видели, как это происходит и… ужасались. Но ведь справку с печатью при инициации не выдают.
Здесь разработана система получения справок с печатью.
На самом деле, нормальному человеку психологически сложно сказать убогому недоразвитому человеку, что единственное, на что он способен – это чистить ватерклозеты.
И ничтожество, которое способно только на это – очень многим жаль. Типа, куда он пойдет? Типа ведь жестоко заставлять его чистить ватерклозеты. Он же хочет говорить о высоком и думать об себе прекрасно.
Когда мы матом объявляли импичмент Путину (но вполне аргументировано) – тоже была предпринята аналогичная попытка психологического наезда на нас: «А вы подумали, куда Путин пойдет работать, если его выгнать из президентов? Ведь ему еще далеко до пенсии!»
Это все – отрыжка совка, который плодил социальное иждивенчество и изначально устраивался в интересах люмпенов, шариковых и швондеров.
Но с совком завершено, причем – еще худшей разнузданной уголовщиной. Потому пора бы избавляться, излечиваться от этой психологической травмы. Поскольку все это время никого никогда не интересовало, как, к примеру, я буду зарабатывать себе на хлеб. Мне никто поблажек не давал! Напротив, всегда говорили: «Ты же сильная, ты сможешь заработать в другом месте!»
Поэтому сильного можно облить грязью, лишить заработка – а вот такое надо кормить и грезить вслух, как с подобными ушлепками они станут «культурной столицей России».
Но… логика жизни в том, что правильные акценты все равно будут расставлены. Видите ли, на то, что у каждого имеется душа – ни у кого тоже нет ни справки, ни рентгеновского снимка. А душа терпит ложь лишь до определенного предела. Причем, с учетом лимита на собственную ложь каждого индивида.
А с Лунгиным я скажу просто. Будете жрать лунгиныx и терпеть от них все, что они вам не навешают – ровно до тех пор, пока не вернете мне мой трон. И вы ничего с ним не сделаете – без нормальной литературы. Он раздухарился только потому, что и в литературе — тупая жидва.
Ирина Анатольевна! Уважайте труд уборщиц!!! :)
Вы говорите: «единственное, на что он способен – это чистить ватерклозеты.» На этот счет есть большие сомнения. Хорошо «чистить ватерклозеты» — это тоже не так просто.
В свое время в армии (правда это была еще та, нормальная, Советская Армия), чтобы научить новобранца нормально и качественно «драить Очки» требовалось СТОЛЬКО сил, нервов, а также разных уставных и не очень способов! Причем чем «культурнее» и «образованнее» считал сам себя такой «молодой», тем труднее его было этому научить (и не только «чистить ватерклозеты», но и всему остальному — обращаться с вверенным ему оружием и военной техникой, строиться, заправлять койки, пришивать пуговицы, подшивать воротнички (и вообще — следить за собой и поддерживать вокруг себя чистоту)). Единственное, что такие очень хорошо умели, это «балаболить» и оправдываться в том, почему у них так плохо все получается, и кто в этом виноват.
Поэтому, доверяя таким «инсталляторам» «чистить ватерклозеты», вы очень рискуете превратить эти отхожие места в совершенно непригодные для посещения…
А Пермь — хороший город. Очень давно (с конца 80-х) в нем не был, но там живет моя сестра. Она закончила местное медучилище и долгое время работает медсестрой в реанимации одной из больниц. Кроме того, что вырастила троих детей, скольких людей «выходила с того света» — не пересчитать! Муж ее — много лет проработал технологом на местной птицефабрике. Родители — почти всю жизнь инженерами на одном из ведущих предприятий своей отрасли (сейчас, если не ошибаюсь — «Пермские Моторы»). Скольких пермяков знаю — все замечательные, доброжелательные, трудолюбивые, колоритные (со своим неповторимым пермским говором) люди.
И вот зачем им теперь вся эта «культура» ( http://faces.ng.ru/figures/2001-04-26/7_gelman.html ) — ума не приложу… :
———-
«…Через полчаса двери галереи с грохотом распахнулись, и на собравшихся с воем и визгом вывалился голый мускулистый человек в собачьем ошейнике. Мгновенно извалявшись в грязной снежной каше, он стал с лаем бросаться на собравшихся и проезжавшие мимо автомобили. Голого, стоявшего на четвереньках, держал на длинной цепи приземистый человек в трусах…
… широкая публика имела честь познакомиться с «актуальным» художником Олегом Куликом, перевоплотившимся в собаку, его поводырем — «актуальным» художником Александром Бренером и их куратором, «специалистом по современному искусству, галеристом» Маратом Гельманом…
… Следующие два года эти любимые художники Марата Гельмана продолжали шокировать публику. Александр Бренер прилюдно занимался онанизмом на вышке осушенного и подготовленного к переустройству в храм Христа Спасителя бассейна «Москва», в Пушкинском музее изобразительных искусств у картины Рембрандта доставал из трусов собственные экскременты и подносил их под нос журналистам, разбил бутылками с кетчупом пару окон посольства Беларуси…
… Не менее радикальный Олег Кулик фотографировался во время своих соитий с парнокопытными животными, сидел неделю в собачьей будке в одной из галерей Нью-Йорка, справляя на глазах у публики свои нужды, а в европейских городах бросался на пожилых дам и впивался зубами им в лодыжки…
… Краткий отчет о всей этой «проделанной работе» Марат Гельман представил осенью 1995 года на выставке, посвященной пятилетию своей галереи…»
———-
Пермь — город моей молодости. А к такому отношение особое, куда более приподнятое, нежели я бы там родилась или жила постоянно.
Поэтому мне вдвойне больнее от происходящих там перемен.
Не упоминая пока Гельмана. Но типа начинают люди позиционировать себя в качестве «Культурной столицы». Элементарно культурно организовать, представить свое заведение — уже не могут. Простите, на каждом углу шибает откровенным хамством от чуть-чуточной власти.
Чтобы мне, простите, какая мразь здесь нахамила?.. Да я уж преувеличила, будто это меня шибко здесь третировали в 2004 г., когда местные вотяки корчили из себя «Культурную столицу Поволжья». На самом деле все перекрестились двумя руками, поскольку я их прекратила третировать за внезапную «культуру». И больше о высоких культурах здесь всякая пакость не помышляет. Знает, что получит по чайнику.
Как в Перми-то до такой ручки от унитаза докатились? С каких щей?
Чтобы такая Светлана, малограмотная и убогая — хамила гостям столицы Прикамья? В принципе, вы за нее тоже не беспокойтесь, я совершенно спокойно, с милой улыбкой рассказала этой идиотке, чем ваша нацменовщина отличается от нашей и где им всем место. Уже помирать будет — не забудет. Передачка со мной — пик ее карьеры. Дальше ничего уже не будет.
Но мне рассказали, что творится в Перми с автобусниками! Там, оказывается, при такой высокой культуре, кондуктор может материть пассажиров при заоблачной стоимости билета, а все вместе эти автобусники (частники!!) — еще и с забастовками постоянно вымогают дотации. Я об этих аферах тоже напишу. Причем Штурман ограбил инкасаторскую машину, поскольку его, хоть он не требовал никаких дотаций — с рынка общественного транспорта выкинули.
Сколь раз с таким уе полезут в «культурные» — столь раз и получат в рыло.
Нет нормального общественного транспорта — так какая им «культура»?
Да и памятник жертвам хромой лошади — это отстой, а не «культура».
Потому что культура — это когда не грязным подонкам-гельманам потакают, а когда нормально можно приехать в город, и чтоб при этом тебе хотя ни одна тупая малограмотная шавка не нахамила.
Чтобы людям было комфортно, чтобы им всякая мразь нервы не трепала.
Но ведь это и люди сами распустились. Это они позволили, чтобы им такое под нос совали и предлагали доказывать жидовским ушлепкам, что они — «лучше» у себя в городе! Причем, за бюджетный счет!
Это ни прокуратуры нет, ни налоговой! Ни комитетов по бюджету — ничего!
Нет, если бы пермяки не распустились, ничего подобного бы не было.
Но с этим я быстро решу. Стоит только написать и назвать вещи своими именами, — все начнет меняться.
А с лунгиными и прочими «корифеями», которые более умные и осторожные, которые не дрочат публично и в собачьих ошейниказ не бегают — с ними сложнее, как я уже сказала. Хотя по своей сути — это одно и то же.
И зло берет именно потому, что такому дан ход в Перми. Не подмахни жидам подонок-чиркунов, они бы уже и самого лунгина сожрали в той же Москве.
Нет, чистить ватеоклозеты для них это слишком … гуманно, пусть начнут с люфт-клозетов.
Читая вашу статью, подумалось, что Пермская аномалия нечто вроде Содома и Гоморры. Именно там располагается Пермская фабрика Госзнака, на которой печатаются нынешние идолы (и проводники воровской политики) нашей власти — денежные купюры, всяческого рода дипломы и охранные грамоты с водяными знаками, подтверждающие нынешние трёхкопеечные регалии всяких деятелей от «культуры», «науки», «огромного вклада» в то и сё и прочего. Неудивительно, что вся эта шелуха и туфта сгорает в огне. Нечто вроде кары небесной, т. к. этот эзотерический момент в вашей статье есть, думается это не спроста и связано с упоминаемыми событиями.
..Аномалия эта, означает только одно, что враг прорвался на Урал, и это реакция организма на вторжение, ..Соддом Вы увидете там где уже ничего не происходит и все молча согласны..
Во-первых, Пермская фабрика Госзнак располагается не в Перми, а в г. Краснокамске.
Если вам лично так не нравятся денежные знаки, это ваше личное дело. Я ничего против них не имею, поскольку зарабатываю их трудом.
К тому же фабрика выпускает весь спектр государственных знаков, без которых не может существовать ни одно нормальное государство.
Возражать что-то по поводу — не является признаком адекватности, не говоря уж о культуре.
Сомневаюсь так же, что вы вообще поняли, о чем идет речь. А речь идет о влиянии на пермскую культуру — московского десанта культурных агентов. Которые отчего-то поголовно являются евреями.
Да и со мной все события произошли с большой оглядкой на «московскую культуру».
И подобные «версии» случившегося лично я тоже не могу отнести к элементарным проявлениям культуры. Такое впечатление, будто вы, по примеру гельманов, выскочили попрыгать в ошейнике и похватать всех за ноги, извините. Но, типа, с высокими идеями.
«современное искусство» в Перми прикрывают? — «Лебединая песня» Темы Лебедева.
хорошая новость, по-моему
здесь — http://59.ru/news/263190.html
честно говоря, узнала из блога http://ammosov.livejournal.com/647782.html?style=mine, там сказано более определенно, но матом.
Дай Бог