Возвращение Дон Жуана (ХIХ век)

ХIХ век ознаменовался в русской культуре и искусстве тремя мощными произведениями, каждое из которых звучало так же жутко и фантастически, как голос в море, объявивший: "Великий Пан умер!" Все эти три произведения так или иначе - объявляли кончину Дон Жуана. Это "Каменный гость" Александра Сергеевича Пушкина (1830 г.), драматическая поэма Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) "Дон Жуан" (1860) и опера "Каменный гость" Александра Сергеевича Даргомыжского (1866-1869 гг.). Причем, Даргомыжский (1813-1869) не успел завершить сочинение «Каменного гостя», и оперу закончил Цезарь Кюи, а оркестровку создал Н. А. Римский-Корсаков, заодно чуть позже (в 1902 году) написав короткую увертюру.

Лучшим эпилогом к разговору об утраченных корнях нашей культуры, без которых уже, пожалуй и не понять настолько большой интерес к уходу этого озорника, будут строчки, взятые А.К. у Гофмана.

Но ужас грехопадения в том, что у врага сохранилась власть подстерегать человека и расставлять ему коварные ловушки даже в его стремлении к высшему, там, где человек выражает божественность своей природы. Это противоборство божественных и демонических сил рождает понятие земной жизни, точно так же, как одержанная победа — понятие жизни неземной. (с нем.) Гофман

То есть уход Дон Жуана воспринимался... как утрата собственной души. И, согласитесь, это совершенно не соответствует нашему представлению о нем. При этом следует отметить, что пишут о нем - прославленные сердцееды и дамские угодники. Но самое поразительное, что Александр Сергеевич Пушкин, о множестве романов которого мы, пожалуй, знаем лишь верхушку айсберга, пишет о Дон Жуане... трагедию.

Так что же мы перестали понимать после "эпохи всеобщего равенства", которая лишь показала, насколько коварные планы вынашивают те, кто не привык жить наравне со всеми. Но ведь о чем-то нас пытались предупредить... на протяжении всего ХIХ века, что-то хотели напомнить. И, очевидно, это было очень важно для нас, раз и смерть Даргомыжского не остановила работы над его оперой.

...Я ведь не раз говорила, что когда вы слшите "это надо читать" - то сто пудов, что именно это вам читать вовсе не надо. Помню, как на заре перестройки новоявленные моралисты сняли фильм силами натуральных зэков, показав в рекламе своего творения сцену насилия, из которой я запомнила безумное лицо какого-то уголовника с фиксами во рту. А потом с деланным сочувствием к тяжкому быту узилища некто заявил: "Это надо смотреть!"  Хорошо, что сейчас есть ролик про китайца, так можно на каждое подобное заявление ответить: "Очки н-надо?"

Здесь нарушается главный принцип искусства, которое должно делать человека немного счастливее. Или много. Но уж как получится.

Человек иногда и не настроен на серьезный разговор о жизни, поэтому в ХIХ веке еще строго разделяются и регламентируются жанры искусства - так, как это и было заведено изначально. То есть не было такого удара по психике, когда человек, настроившийся на вечер высокого искусства - вдруг получал бы плевок в душу с попутными пояснениями, какое он сам - дерьмо.

Для меня все "демократические преобразования" навсегда визуализировались в огромную рекламу фильма "Тело", который я не смотрела и смотреть не собираюсь. Эта реклама висела на развилке трамваев в центре и мне каждый раз приходилось отвечать на вопросы маленькой дочери, что это такое. На огромном плакате было изображено женское тело со всеми  физиологическими подробностями. У тела не было головы, поскольку она была неважна в этом произведении... порнографии. Устав отвечать на вопросы, где же у тетеньки голова, не холодно ли ей, кто забрал у нее одежду... я запретила дочери смотреть на эту гадость.

Но для себя отметила, что любая гуманитарная катастрофа отражается в искусстве полным стираем граней между тем, что предметом искусства никогда не являлось, поскольку начисто уничтожает сам смысл искусства. Несколько запутанно и туманно получилось, конечно. Но все-таки искусство существует для души, а вот для культуры тела существуют спа, фитнес и далее. Каждый сам выбирает, где ему остановиться. Ну и, когда разница стирается, а банная оргия возводится в ранг искусства, заменяя абсолютно все духовные потребности, то уж и о внутренней культуре разговоры излишни.

Некоторые вещи лучше действительно посмотреть самостоятельно. Проверьте, как мы из нашей современности воспринимаем этот парадокс, когда у женщины "для тела" есть душа, а у женщины "для души" - оказывается "тело белее известки и мела".

А речь здесь идет о том, что человек не должен терять собственную душу, распускаясь при "женщине для тела" - ведь у нее тоже есть душа. Просто для того, чтобы самому не оказаться возле женщины, у которой уж нет ни тела, ни души...

Это было в провинции, в страшной глуши.
Я имел для души
Дантистку с телом белее известки и мела,
А для тела -
Модистку с удивительно нежной душой.

Десять лет пролетело.
Теперь я большой...
Так мне горько и стыдно
И жестоко обидно:
Ах, зачем прозевал я в дантистке
Прекрасное тело,
А в модистке
Удивительно нежную душу!

Так всегда:
Десять лет надо скучно прожить,
Чтоб понять иногда,
Что водой можно жажду свою утолить,
А прекрасные розы для носа.

О, я продал бы книги свои и жилет
(Весною они не нужны)
И под свежим дыханьем весны
Купил бы билет
И поехал в провинцию, в страшную глушь...
Но, увы!

Ехидный рассудок уверенно каркает: "Чушь!
Не спеши -
У дантистки твоей,
У модистки твоей
Нет ни тела уже, ни души".

[Саша Черный "Ошибка", 1910 г.]

Прочувствуем уровень высокий душевных движений Дон Жуана, которые направлены у него к женщине "для души". Мужчинам я сразу замечу, что насколько бы не были высокодуховными отношения с вашей избранницей для души - ее тело "белее известки и мела" также будет в вашем полном распоряжении.

Почему именно ХIХ век  дал в России такой накал страстей возле, казалось бы, совершенно чуждого персонажа? А выпроверьте себя, насколько вас трогают эти терзания Дон Жуана, переведенные на китайский. Китайцы пытаются сегодня остановить его уход. Эпицентр драки за Дон Жуана переместился сегодня туда.

А в России в этот период считается, будто "надо читать" произведенье несостоявшегося провинциального учителя словесности Чернышевского "Что делать?" (1863). В нем нет ответа на вынесенный в заглавие вопрос, зато читателя убеждают шокирующими подробностями о том, чего, оказывается, не нужно делать с женщинами "для души". Оказывается с женой, давши клятву перед иконами о жизни "душа в душу", можно иметь разные спальни, живя с высокодуховной женщиной "по-товарищески".

По сути, это уходящий Дон Жуан пытается переломить зарождающиеся опасные тенденции, показать, что могут потерять люди с его уходом. Ведь его уничтожение - резко сокращает поле того, что является предметом искусства, а если уж точнее, то нивелирует под корешок главную вершину искусства, проявляющуюся в любви мужчины и женщины.

А здесь... считаю нужным погрузиться в куда более давние века, нежели ставший для нас историей век ХIХ. Просто потому, что повсюду уже сталкиваюсь с недоумением, непониманием того, что в культе Афродиты люди поклонялись двум ипостасям человеческой любви и страсти. И попытки объяснить этот факт - отчего-то всегда находятся вне человеческой природы.

Потому-то и возникают в каждом поколении достаточно отвратительные легенды на уровне огульных обобщений о том, что, дескать, "раньше девочки были другими", "раньше девочек воспитывали иначе". Но ведь все эти обобщения лишь попытка найти самому себе оправдание в неуважении к женщине... которое будто серпом оскопляет душу мужчины.

* * *

...Немезиду в античности считали куда более древней сущностью, чем боги Олимпа. Не было бы Немезиды, не случилось бы и схваток между богами,  произошедших задолго до появления человечества. Все олимпийские боги  (кроме Афродиты) - дети Кроноса или Крона, младшего сына бога Урана (неба) и титаниды Реи. Кронос (в римском пантеоне - Сатурн) персонифицировал собою время. Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время). То есть Немезида и Афродита, что называется, возникли с самого "начала времен". Во многих древних культах Афродиту считают некой творческой и животворной силой, пронизывающей Вселенную, которая находит то или иное воплощение.

Ура́н (др.-греч. Οὐρανός, «небо») — в греческой мифологии бог, олицетворяющий небо, супруг Земли Геи, относится к самому древнему поколению богов. Со времен Гомера о нем говорят "отец богов" (Гомер. Одиссея VII 243). Уран подразумевается и в наиболее древней формулировке помазания на престол - «Первый стал править всем миром» (Псевдо-Аполлодор "Мифологическая библиотека").

Согласно Гесиоду, Гея, вступив с ним в брак, породила горы, нимф и козлоногих сатиров, Понт (моря), титанов и титанид, циклопов, киклопов и сторуких исполинов — гекатонхейров. Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость, как у кролика. Своих детей от Геи Уран ненавидел, поэтому прятал их в утробу матери, причиняя ей тяжкие страдания.

Младший сын Геи, Кронос, не имея и малейших шансов на престол, и понимая, что без его "опппозиционной деятельности" это вообще может продолжаться до бесконечности, как бы "совершенно случайно" проникся внушенными ему идеями сострадания матери и... божественного возмездия (которое некоторые после назовут "классовым", претендуя на роль небожителей). Ворвавшись однажды к отцу, он оскопил Урана при помощи серпа. Если учесть, что стены отцовской опочивальни он рушил молотом, то античная аллегория будет полной.

Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель его семени, упавших на землю, родились  новые воинственные титаны и титаниды, с которыми олимпийцам предстоит выдержать схватку в будущем. А вот его капли крови тут же породили эриний (ириний). От крови и семени, упавших в море — родилась богиня Афродита.

Античные мифы не только отражают некие космогонические представления древних о зарождении нашей цивилизации, но и изменение общественной морали, углубления понимания жизни. Это уже как бы застывшая система понятий, некие шаблоны, которыми оперирует человеческое сознание, создавая образы. Уран с полчищами своих похотливых и кровожадных богов-чудовищ теряет власть, которая переходит к его сыну Кроносу. Он - само время, поэтому нам известна формулировка, иногда не сулящая ничего хорошего, "Время пришло!" Кронос - это время, которое может ворваться к любому в опочивальню... с серпом и молотом.

С момента побуды Кроноса Немезида получает целое созвездие Весов и свой главный атрибут - весы, но не в качестве базарного бизмена, а как "хронос" или хронометр. Кронос своим приходом к власти запустил новое измерение - время. Возникает новое понимание сущего и в человеческом сознании - "Всему есть предел". Но этот предел - вовсе не в руках Хроноса, он на локотке Немезиды.

При Кроносе на земле наступает золотой век. Кронос вступает в брак со своей родной сестрой - титанидой Реей, поскольку он теперь самый великий могущественный, ему теперь все можно и т.д. А мать Гея, глядя на революционную деятельность своего сына, предсказывает ему, что один из его детей поступит с ним так же и даже еще хуже, чем он поступил со своим отцом.

Надо сказать, что как только с воцарением Кроноса затикало время, так и все предсказания, пожелания, проклятия и проч. - получают особую силу. Золотой век Кроноса, кстати, является не только вечным праздником благоденствие вокруг рога изобилия, но и отмечен особой магической властью искусства. И в таком существовании, конечно, было куда больше от Неба, т.е. от Урана, чем от Геи, Земли. В сущности, земная жизнь с ее тяготами и заботами - отходит на второй план, а потом все дальше и дальше. А часики-то тикают... Желая продлить свое царствование, Кронос пожирает своих детей - одного за другим. Из аллегории с этим мифом, кстати, и потрясающая фраза, сказанная накануне казни Жоржем Жаком Дантоном (1759—1794): "Революция пожирает своих детей!"

Так Кронос проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.

Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка (а с Кроносом покончит тоже младший из сыновей), родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах. Пока маленький Зевс плакал, из его слез появлялись крошечные создания - куреты, такие божества травы и цветов. Это знакомые нам садовые гномы, достаточно шкодливые существа. Они поднимали невообразимый шум при плаче маленького Зевса, чтобы Кронос не понял, что плачет ребенок.

Зевс не только оскопил Кроноса, но и, расчленил его, сбросил в Тартар. Но существуют поверья, будто расчленный Кронос похоронен на Сицилии. Уже в виде бога, разделенного на мощи, от которого зависит возвращение века изобилия, он был главным божеством в Аравии, а также отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев. В Олимпии ему был сооружён храм, поскольку он считается прародителем всех искусств и покровителем престазателей и оракулов, к которым прислушиваются и "более молодые" боги. Жертвы Крону приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие.

Здесь я должна принести извинения, что называла в ролике Афродиту - Афиной. Разницу я знаю, просто одна мысль, не относящаяся к нашему исследованию, не давала мне покоя, пока я потом ее не обдумала. Не стану интриговать, но я задумалась над выбором Париса, которому Афродита после помогла... гм... войти в бессмертие.

Малограмотные считают Исиду - прототипом Афродиты. Но заметим, что на всех канонических изображениях Исида держит согнутую в логте руку. Да уж и собирание расчлененного на части супруга и требование божественного возмездия - мало отвечают предназначению Афродиты. Но все эти мифы, конечно, описывают некую космическую катастрофу, связанную с распадом некого космического "божества".

Более всего в современных описаниях культа Афродиты ужасает такая фраза: "Считается, что в более позднее время совместно существовали как бы два культа богини – культ Афродиты Урании и культ Афродиты Пандемос. Эпитет Пандемос, означающий «Всенародная» первоначально отображал всеобщий характер поклонения Афродите. Но впоследствии философы, и в частности Платон, в русле общей интеллектуальной деградации той эпохи, предпочли толковать этот эпитет как «пошлая», «доступная» и «низменная», а затем и вовсе низвели богиню в покровительницы гетер, дав ей эпитет «Гетерия», а в Коринфе и в Эфесе Афродита, как покровительница грубой и разнузданной страсти имела эпитет «Порн»."

И дальше идут уж какие-то совершенно сумбурные толкования. Заметим, что и Платон - это вовсе не "более позднее время", да и писал Платон о том, что дошло до него уже в виде преданий. Атлантида исчезла все же не в "более позднее время", а узнали о ней мы именно от него.

Храмы Афродиты всегда, с самого начала водводились как бы состоявшими из двух частей. Парадный вход с площадкой для празднеств и мистерий ограничивался статуей Афродиты, которая чисто в эллинской традиции никогда не изображалась обнаженной. Напротив, на ней был весьма замысловатый хитон с множеством  складок. Богиня-охотница и вечная девственница Диана - была куда более обнажена, чем Афродита, с ног до головы закутанная в струяшиеся ткани так, что невозможно рассмотреть, что же у нее "под платьем". Никакого пирсинга, тату или голого живота. На переднем плане всех греческих храмов стояла Афродита Урания - богиня высокой духовной любви.

     

 Статуя римской Исиды из Помпеи

 Statue of Aphrodite holding winged Eros  Фигурка Афродиты Пандемос

А вот за статуей Афродиты Урании находилась часть храма, в котору люди входили черех узкие боковые входы, засаженные зеленой изгородью. Это был вход для тех, кто хотел обратиться за помощью к другой ипостаси богини. Никаких статуй там не было, но можно было принести в жертву небольшую фигурку Афродиты Гетерос (Афродиты Пандемос), которая нам напомнит нынешние "произведения искусства", выставляемые на всеобщее обозрение под руководством Марата Гельмана и прочих "координаторов биеннале".

Эта Афродита была вовсе не предназначена для нашего с вами лицезрения. Она тайком, зажатая в руке, проносилась через уединенный вход в храм и приносилась в жертву с потаенной стороны Афродиты Урании, у которой было "семь одежек и все без застежек". Каждое божество принимало свои виды подношений. Афродиту можно было навсегда оскорбить одним видом крови. Но она благосклонно принимала фрукты и цветы, а также предметы искусства.

Но вот такие "предметы искусства" приобретались и изготавливались "не при детях". С задней стороны храм Афродиты посещали "жрицы любви" (именно отсюда их наименование), беременные женщины (отсюда ведется идиотская традиция не пускать беременных в храмы), люди с нарушением половой дисфункции, женщины в "критический период". Юные девушки заднюю часть храма Афродиты Гетерии не посещали ни под каким видом.

Надо понимать, что храмы даже во времена Платона были отнюдь не тем местом, где можно было продемонстрировать свою набожность или напротив - провести "панк-молебен", зайти "из любопытства". Но по соотношению частей храма Афродиты - приезжие судили об уровне нравственности достаточно обособленного кружка античного поселения. Мы уже не понимаем заложенного в словах античного философа осуждения, говорящего, что статуя Афродиты Урании в некоторых местах вообще выносится на площадку перед храмом, а уже и парадный вход посвящается Афродите Пандемос. На части, посвященной второй ипостаси богини любви обычно не делались окна, эта часть утопала в полутьме, всегда горели жертвенные светильники. Здесь будто всегда царила ночь, в отличие от парадной части храма, пронизанной светом. Но это был один храм, который, как и человеческая жизнь - включал в себя день и ночь. И надо было найти между ними гармоничный балланс.

Лаура и Дона Анна - как день и ночь в любви одного и того же человека. И главный грех, главная ошибка Дон Жуана, что вначале идет к Лауре, а лишь поздней ночью отправляется к Доне Анне, намеренно меняя эти приоритеты в своей жизни. Конечно, он - беглец, его разыскивают, он не может явиться к Доне Анне открыто, днем... но он на наших глазах опускает свою высокую, духовную любовь до уровня творений "инсталляций" Марата Гельмана, не понимая, что ночь - это не только непреодолимая власть Афродиты Гетерии, но и власть более серьезных сил, которые считают свое право на его душу - приоритетными.

И все это - потому что сам Дон Жуан нарушает приоритеты в любви, известные всякому, даже тем, кто с удивлением открывает для себя двойственность культа Афродиты. Потому и натужное "воспитание нового человека" было обречено на провал, потому и рассуждения о том, какие "девочки рождались раньше" - тоже лишены нравственного смысла и превращаются в оскорбление, а вовсе не в назидательный вывод.

В том-то и дело, что человек рождается с набором "скрижалей" внутри, с безошибочным компасом, который сразу подскажет, на какой части храма Афродиты он очутился. И каждый знает, что намного нравственнее подняться с парадного входа, вознести молитвы к Афродите Урании, а лишь затем, удостоверившись, что за тобой никто не наблюдает, войти в Царство Ночи, заручившись поддержкой Афродиты Пандемос.

Посмотрите, как изворачиваются сегодня толкователи этой ипостаси богини! Вроде уже полвека в России было вполне безклассовое общество, а нынче с нас вышибается "любоваь и уважение к 200-ста нациям"... а даже толкование древнего культа подается вполне созвучно "классовым теориям". Дескать, Афродита Пандемос - для "простого народа".

Ну, а какой уровень нравственности тогда демонстрируют сами "избранные"?.. Ведь все громкие разоблачения идут с "человеком, похожим на..." - вовсе не по линии Афродиты Урании. Да уж и выступление "Pussy Riot", всю возню возле них - не отнесешь к высокому вообще, а за их продвижением и выступлениями не увидишь ничего, кроме... ненависти к "народу-дебилу". Как все понимают, я имею в виду вовсе не самих "исполнительниц", не получивших нормального домашнего воспитания в семьях, которые принято именовать "неблагополучными".

У наших медиков, по эллинской традиции до сих пор приносящих клятву Гиппократа, есть термин "пандемия", который стоит на порядок выше понятия "эпидемия". "Пандемия" - это уже не эпидемия, а нечто негативное, болезненное, превратившееся во всеобщий признак.

Не правда ли, интересно, что термин "всеобщая", то есть "внесословная", "внеклассовая" - пытаются подать на манер совковой идеологии, как "Афродиту для простого народа-быдла"? И разве это - не отвратительно?

...Но где же настоящий Дон Жуан? Когда он говорит о том, что его душа принадлежит Афродите Урании, или когда он убеждает Лауру в том, что весь поглощен Афродитой Гетерией? Какая притягательная и почти невыносимо прекрасная Лаура предстает перед нами... Кто же из мужчин способен устоять перед ней? Кто способен не рассмеяться над ее шутливым упреком, что же она будет делать с мертвым телом воздыхателя? Живым он был ей нужен, а мертвяком-то зачем?

Каждый раз я вспоминаю эпизод со своим отцом, к котором еще очень сильно кипели и цыганские корни. Он не мог жить без дороги. А когда он вдыхал запах вагонов поезда "Тихий Дон" на перроне Казанского вокзала, у него мгновенно светлели и влажнели глаза.

Уже не раз вспоминала эпизод, когда всю поездку папе испортил молодой человек, родившийся явно уже после войны, ехавший в начале 70-х годов в Новочеркасск, поскольку отрабатывал там "распределение после столичного вуза... учителем истории. То есть весьма поднаторевший в политических диспутах по части "истории КПСС" Мне сегодня странно слышать от тех же самых людей - гнусное оплевывание советской истории, но больше всего я думаю, как скоро сам этот молодой человек перелицевался в ярого противника "политики партии"?..

Кроме меня, папы и молодого человека в купе вошла полноватая блондинка, тоже ехавшая до Новочеркасска. У папы глаза загорелись не в пример ярче, я уже с некоторым раздражением представила себе, как папа прочтет этой даме Есенина, Маяковского, Лонгфелло и Лермонтова... даже прикинула, что он выберет для этой приятной дамы из Пушкина, глядя, как папа тут же уступил ей нижнюю полку, как рассыпается в хорошо опробированных непритязательных комплиментах, которые, к моему удивлению, всегда производили впечатление на всех дам, независимо от их социальной принадлежности.

Бывало уступит место в общественном транспорте, а потом на тихие благодарные причитания потрепанной жизнью дамы, пристраивающей свои кошелки и авоськи, глубокомысленно скажет: "Ну, как же я мог не заметить такую молодую красивую женщину?" И все женщины вокруг вдруг начинали разглаживаться лицами, будто их только что обработали суперинтенсивным лифтинг-кремом.

Мне сейчас кажется, что молодого человека с явно местечковой "непринужденностью", вывело из себя то, что папа уступил нижнюю полку не ему. Или, может быть, его возмутил покровительный тон, когда папа предложил ему выйти из купе "чтобы дамы спокойно переоделись". Но дальше он с необычайной настырностью лез с "политикой партии" и объяснениями "как у нас все хорошо" в любые попытки папы наладить контакт с прекрасной попутчицей. Каждый раз он добивался, что в купе повисало неловкое молчание.

Вот и думаю, насколько же далеко он зашел в своей пропаганде? Как быстро он предал проповедуемые им самим с такой... даже не горячностью, а нескрываемой ненавистью - "идеалы"? В любом случае, при нем у всех пересыхало в горле, никому ничего не хотелось говорить, а женщина просто смотрела в темное окно с покрасневшими глазами, пока он не потребовал опустить штору.

Но в чем я твердо уверена, так это в том, что он никогда никого не любил, кроме самого себя - трусливой и жалкой любовью. А во всех своих "несчастьях" обвинял окружающих. Его "несчастья" я взяла в кавычки, поскольку у таких людей, умеющих так плотно подгонять свой образ мыслей под изменившиеся условия - не бывает "несчастий", ведь написал же Александр Сергеевич Грибоедов про "горе от ума". Но уж и настоящего счастья таким точно не светит, поскольку у молодого и вполне красивого мужчины были полностью разрушены зачатки отношений между мужчиной и женщиной. Настолько, что он считал, будто сидящему в купе "пандемосу" (не "демосу"!) - в ночной романтике дороги нужно напоминание о "политике партии", о "моральном кодексе коммуниста", а не ностальгические воспоминания, поэзия, знакомство с новыми людьми и... мимолетная мужская ласка в виде абсолютно невинного флирта с жесткими рамками Афродиты Урании.

Помнится, он цеплялся к папе, который хотел поведать даме, как он в диких непроходимых лесах строил мост, в какую цену покупал говядину для рабочих, как этот продукт подорожал нынче, что, на взгляд моего папы, говорило о начавшихся прпоцессах инфляции. Мне очень интересно, где сейчас этот человек пристает с нравоучениями, когда "проценты" инфляции выражаются в "тысячи раз"? И папа заговорил об этом, поскольку даме очень хотелось ему рассказать, в какую цену и что именно она купила в Москве.

После многочисленных социальных изломов в обществе на первое место выдвигается "жизнь на благо народа-дебила" - отнюдь не только официальных политиков, но и каких-то абсолютно неизвестных людей, которые ничем себя в жизни не проявили, но вот вдруг стали "лучшими представителями", "демократами", "оппозиционерами"... хотя все понимают, что лезут эти граждане, пихаясь логтями, как в толкучке общественного транспорта... поскольку не могут иначе решить и собственных проблем, которые ставит перед ними жизнь.

И пятачок искусства все более сокращается. К чему оно, если можно записаться в "Дом-2" и "построить свою любовь", не видя в ней никакого "божественного начала"? Давайте, прорубим главный вход сбоку, сорвав плющ и вырубив непроходимый кустарник при входе! Давайте вообще уничтожим главный вход в храм, все равно им давно никто не пользуется. В храме теперь можно скакать в лыжных шапках и задирать ноги, чтоб всем было видно отсутствие нижнего белья. И как бы противостояние этого "самовыражения" будет не с Афродитой Уранией (выше по статусу Зевса Кронида) - а с... этой... как ее там? Да! С властью! За "демократию"!

Сделаем вид, что гетериды, забывшие свое место, весьма удобно лезут туда, где их никогда не стояло. Что выступают они лишь против женского высокого начала, а вовсе не "против Путина", не "против церкви". Ими же озвучен "панк-молебн", как обращение к... Богородице, которую они призывают стать... председателем Центризбиркома!

...Афродита была женой бога войны Ареса, поскольку в любых гуманитарных катастрофах первыми страдают  самые слабые и незащищенные - дети, старики, женщины. Но вначале разрушается тонкая атмосфера нормальных отношений мужчины и женщины, когда мужчины вдруг начинают считать, будто "политика" или какие-то "политические деятели", "политические обстоятельства" - могут быть выше, чем правильный вход в храм Афродиты.

Давайте перечитаем развязку трагедии "Каменный гость" Александра Сергеевича Пушкина, в которой Дон Жуан заходит к Афродите Урании совсем с другого входа, спутав день и ночь. Он приходит, принося к Доне Анне запах крови только что убитого у Лауры соперника, после страстного объяснения с гетеридой. Что же он донес к ногам Доны Анны в своих окровавленных ладонях?.. Мы видим, что он хотел положить к ее ногам сердце, а привел к ее порогу смерть и тлен.

Дон Гуан

Я не Диего, я Гуан.

Дона Анна

О боже! нет, не может быть, не верю.

Дон Гуан

Я Дон Гуан.

Дона Анна

Неправда.

Дон Гуан

Я убил
Супруга твоего; и не жалею
О том — и нет раскаянья во мне.

Дона Анна

Что слышу я? Нет, нет, не может быть.

Дон Гуан

Я Дон Гуан, и я тебя люблю.

Дона Анна

(падая)

Где я?.. где я? мне дурно, дурно.

Дон Гуан

Небо!
Что с нею? что с тобою, Дона Анна?
Встань, встань, проснись, опомнись: твой Диего,
Твой раб у ног твоих.

Дона Анна

Оставь меня!

(Слабо.)

О, ты мне враг — ты отнял у меня
Все, что я в жизни...

Дон Гуан

Милое созданье!
Я всем готов удар мой искупить,
У ног твоих жду только приказанья,
Вели — умру; вели — дышать я буду
Лишь для тебя...

Дона Анна

Так это Дон Гуан...

Дон Гуан

Не правда ли, он был описан вам
Злодеем, извергом. — О Дона Анна, —
Молва, быть может, не совсем неправа,
На совести усталой много зла,
Быть может, тяготеет. Так, разврата
Я долго был покорный ученик,
Но с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю.

Дона Анна

О, Дон Гуан красноречив — я знаю,
Слыхала я; он хитрый искуситель.
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили?

Дон Гуан

Ни одной доныне
Из них я не любил.

Дона Анна

И я поверю,
Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,
Чтоб не искал во мне он жертвы новой!

Дон Гуан

Когда б я вас обманывать хотел,
Признался ль я, сказал ли я то имя,
Которого не можете вы слышать?
Где ж видно тут обдуманность, коварство?

Дона Анна

Кто знает вас? — Но как могли прийти
Сюда вы; здесь узнать могли бы вас,
И ваша смерть была бы неизбежна.

Дон Гуан

Что значит смерть? за сладкий миг свиданья
Безропотно отдам я жизнь.

Дона Анна

Но как же
Отсюда выйти вам, неосторожный!

Дон Гуан

(целуя ей руки)

И вы о жизни бедного Гуана
Заботитесь! Так ненависти нет
В душе твоей небесной, Дона Анна?

Дона Анна

Ах если б вас могла я ненавидеть!
Однако ж надобно расстаться нам.

Дон Гуан

Когда ж опять увидимся?

Дона Анна

Не знаю.
Когда-нибудь.

Дон Гуан

А завтра?

Дона Анна

Где же?

Дон Гуан

Здесь.

Дона Анна

О Дон Гуан, как сердцем я слаба.

Дон Гуан

В залог прощенья мирный поцелуй...

Дона Анна

Пора, поди.

Дон Гуан

Один, холодный, мирный...

Дона Анна

Какой ты неотвязчивый! на, вот он.
Что там за стук?.. о скройся, Дон Гуан.

Дон Гуан

Прощай же, до свиданья, друг мой милый.

(Уходит и вбегает опять.)

А!..

Дона Анна

Что с тобой? A!..

Входит статуя командора .

Дона Анна падает.

Статуя

Я на зов явился.

Дон Гуан

О боже! Дона Анна!

Статуя

Брось ее,
Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.

Дон Гуан

Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.

Статуя

Дай руку.

Дон Гуан

Вот она... о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку...
Я гибну — кончено — о Дона Анна!

Проваливаются.

Продолжение следует…

Читать по теме:

 

©2012 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

Комментарии (10) на “Возвращение Дон Жуана (ХIХ век)”

  1. Ирина Анатольевна, тема конечно меня поражает, ничего такого я не знал, но догадывался, что есть высокое влечение, а есть гораздо ниже, и лучше их вместе не сливать в один стакан. Меня и самого напрягает, когда некоторые вроде и «политические», а женщинам хамят как уголовные. Но что поражает в ваших видео, чем тема сокровеннее, тем вы как-будто больше начинаете светиться изнутри. Впечатление, что светлые сущности, о которых вы говорите — присутствуют где-то рядом и меня это почему-то очень волнует.

  2. agk:

    Это просто пиршество духа. Сколько мыслей и идей! Вот базисное понятие — смешение Афродит. В десятку! Рассказ про путешествие с молодым историком партии во мне четко срезонировал. Многие с подобным сталкивались. Вспоминаю наших наиболее отвратительных комсомолистов. Их, и правда, девушки сторонились, чувствовали что-то.
    А тот бокал вина, который я принес с собой сюда, я поднимаю за Вас, дорогая Ирина Анатольевна, и в Вашем лице за всех женщин, олицетворяющих Афродиту-1.
    Ура, товарищи!

  3. Anna:

    Ирина Анатольевна, огромная благодарность за поднятую тему, поскольку этот тяжелый пласт кроме вас поднять некому! Как бы многие вещи знаешь и понимаешь, а осознать всеоблемлюще без вас невозможно. Пьеса А.К. Толстого как — то прошла мимо меня, а оказывается интереснейшее произведение, где ангелы не смотря ни на что встают на защиту Жуана так и не позволив сатане утащить его в преисподнюю. Интересно, что сам Алексей Константинович попробовав себя в прозе пришел к выводу, что его удел все же поэзия. Проза романа оказалась для него тяжела. Зато стих отличный, а спор ангелов и демона в его «Дон Жуане» просто превосходен как неожиданность самого сюжета и покаяние в монастыре перед смертью. В общем весь ваш цикл интереснейшая, важнейшая, блестящая расстановка всего и вся по своим местам!

  4. v vanil:

    Надо же у Даргомыжского Дон Гуан — тенор, а у Моцарта — баритон…

  5. 4EPTUAKA:

    еще один кусок пазла, дособрался.

    как все банально оказывается.
    но только в том случае, если вы поднимите и раскроете тему.
    а если нет, бьешся головой ап стену, и недогоняешь -где же где…
    ..
    очень глубокие пласты заворочались и пошла перенастройка системы.
    казалось бы, и при чем здесь Дон Жуан.
    а вона, как оно получается.
    с детства в голове, нездоровостей накопилось…
    часть сам повытряхивал, но тольку немного было.
    пока вы кувалдочкой неприложили.
    ..
    это определнно одна из частей которой мне нехватало до большей степени гармонизации системы.
    обьем информации очень плотный.. и охват так же.
    вобщем комплекс..

    да еще что любопытно.
    очучается нечто вроде…
    -капитально воздвигнутого строения… на пустовавшем месте.. с мега фундаментом…
    даже не просто пустовавшем месте.. там какаято мего дыра… была.. топь, болото..
    а сейчас полностью другой пейзаж

  6. Naumova:

    Что-то здесь не так. Простите, Ирина Анатольевна,но представлять образ Дон Жуана именно так — легкомысленно. Возможно, я не права, но я знаю точно — как только мужчина отказывается отвечать за связь с женщиной духовную или физическую, так сразу возникает погост. Можно долго рассуждать что на том погосте — муж,честь, мечта, надежды, ребенок, жизнь непосредственно самой женщины…Женщина может быть трижды наивной дурой с разной самооценкой. Можно долго рассуждать над обстоятельствами поступка Дон Жуана, но факт остается фактом. Тем более что во все времена была своя Лаура. У Дон Жуана был всегда выбор.Не можешь отвечать за семью не лезь к донне Анне на пушечный выстрел. Можешь- сделай это достойно. Какой выбор у донны Анны? С одной стороны — спектрально широкий — хочешь в верх, хочешь вниз. Но попробуй шагни по лесенке в обе стороны и у женщины теряется уважение к себе, либо выбор предлагается нелегкий, ну и окружающие ведут себя соответственно. А то давай списывать — озорник. Природа не терпит насмешек и озорства — все всегда и во все времена более чем серьезно. Хронос приходит к каждому всегда вовремя и вполне с предсказуемой периодичностью, отсекая все лишнее от души и памяти серпом, убивая молотом все то, чем не воспользовался и не применил — ради прекрасного чуда жизни.
    И как посвященная Гекате, я против такой интерпретации образа Дона Жуана.Все было бы замечательно, если бы не было так грустно. Слишком веет дыханием могилы от мужской несерьезности и инфантильности. Хотя,опять же — может я не права.

    • Есть две вещи, которые надо учесть, требуя мужской ответственности там, где должны срабатывать устои чести женской.
      1. Изображать Афродиту обнаженной — очень поздняя традиция, как раз накануне утраты независимости и превращения в римскую провинцию. Да и соответствующие половые заболевания называются «венерическими», а не «афродическими». Образ обнаженной Венеры Милосской — это уже Рим во всем величии. А его закат ознаменовался всеобщим свальным грехом.
      Ну, уж не посвященной Гекате что-то говорить о «мужской ответственности» в таких делах. Посвященные Гекате как раз отлично умели «отвести глаза», избавиться от «нежелательных плодов любви» и проч.
      Мы вообще станем читать моральки об ответственности Дон Жуана, зажимая в руке мешочек с афродизиаком от Гекаты? А ведь от этой дамы можно было получить и нечто куда более существеннее. Геката… и «ответственность? Не смешите меня!
      2. Когда для Руси встал вопрос о том, к какой ветви христианства примкнуть, тоже ведь прикидывались многие факторы. Католицизм — был вполне достижимым «окном в Европу». И западные славяне приняли его. Был бы принят католицизм — и история была бы абсолютно иной, согласитесь.
      Но православие укоренилось как раз там, где были более близкие моральные устои в интимной сфере. Княгиня Ольга высказалась в процессе выбора веры — за близость к Греции и эллинским корням, сказав, что «там нет баб растелешенных». За точность фразы не ручаюсь, как мне ее передали, так и вам передаю.
      Но и у нас нынче основной «культурный обмен» с Западом, вплоть до пресловутой «демократии» — упирается в «норки нараспашку», говоря словами Курта Воннегута.

      Мне совершенно наплевать на «уважение к себе» у девок с панели, им нынче выдан слишком большой карт-бланш, слишком много уважения — и без меня.
      Кстати, Геката в западной традиции — Королева Маб, о ней читает монолог Меркуцио. Но даже дети в этой трагедии идут к священнику и женятся, а уж потом чего-то там «уж рассвело».

    • Приведу еще три старые, как этот мир, моральки, которые никому обойти не удастся.

      1. Обратилась к Гекате — не обращайся к Афродите, а уж тем более — к Немезиде.
      Это ведь все знают, даже те, кто не знает их имен.

      2. Чисто визуального плана. Последний раз облитые дегтем ворота видела в г. Морозовске Ростовской области в 1981 г.
      Станица Морозовская и до присвоения статуса города не была «медвежьим углом», это всегда была крупнейшая узловая станция с весьма «свободными» нравами, в сравнении с окружающими хуторами. Там я немедленно платок надевала.
      А за такой короткий промежуток времени люди не меняются, хоть с голым задом пляши на всех перекрестках. Тем более, что души-то рождаются, жившие при иных временах.

      3. Раньше про некоторых молодых людей говорили, что «он в храм Афродиты вошел не с главного входа» — и такому отказывали от дома или принимали на «нейтральной территории». Вот уж и про Афродиту никто толком не знает, почему же ей поклонялись небесной и земной, а что изменилось-то?..

  7. v vanil:

    Да уж! Много ли женщинам надо. Подхватил (не дожидаясь просьбы об этом)таксист купленную микроволновку, выслушал во время поездки радостный рассказ, как удалось сэкономить, донес тяжесть до лифта, на мелочь не позарился (от чаевых отказался), заметил, что дама не должна носить тяжести. Почти счастлива от встречи с таким милым мужчиной.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2019 (26)
  • 2018 (78)
  • 2017 (87)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация