Воры и любовники
Мы все приходим в этот мир с таким запасом любви, что удивительно, почему жизнь Казановы или Дон Жуана является , скорее, исключением из правил, нежели нормой. Какую любовь ко всему сущему испытываем мы при виде цветка, божьей коровки, былинки, майского жука... Как запоминаются на всю жизнь катание с горки зимой или пробуждение природы весной. Почему наша жизнь, как только мы вырываемся из плотной опеки родителей, сливается в череду неразличимых между собой будней, когда под грузом тягот и забот мы забываем о главной роскоши в жизни - роскоши человеческого общения?
Мы разучились нищим подавать,
Дышать у моря высотой соленой,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор - золото лимонов
(Николай Тихонов)
Привычная колея взрослого человека "семья, дом, работа" - все дальше отдаляют нас от юношеских надежд "у меня все будет иначе", желания изменить жизнь и распространить чудо любви, заключенное в каждом, на все человечество. Чем дальше, тем больше мы вдруг пытаемся "защититься от мира", навсегда утратив чувство причастности к каждой перемене в природе, все дальше отходя от твердого убеждения, будто весь мир проникнут нашей любовью и создан только для нее.
И когда любовь все-таки настигает нас, вырывая из нашего привычного течения жизни, она уже приходит не как дар свыше, а как месть, кара за то, что в нашей жизни было слишком мало любви. Человек устроен так, что как он не оберегает себя от этого чувства, да с собой, как в песне про ямщика, его еще никому унести отсюда не доводилось: "А любовь свою, я с собой унес!"
Размышляя, что же в очередной раз "не срослось" с нашей любовью, мысленно возвращаясь к ней в памяти, - рядом с теми, кого мы любили, каждый раз с тянущей тоской мы обнаруживаем пустые глаза ("Безглазые глаза - как два пупка") очередного вора. Что поделать, но чем дальше мы продвигаемся от детской уверенности, что все в этом мире нам рады и любят нас, тем больше каждый из нас чувствует себя обкраденным на всю жизнь.
Удивительно, как безошибочно они различают легкий запах тлена созревшего плода чужой любви, неважно - будь то любовь к детям, к делу, к Родине... Они не прикоснутся к тому, во что мы еще не вложили душевные силы, мечты, надежды и силу нашей любви. И если мы иногда с трудом различаем, где же заканчивается то, что мы делаем за деньги, по обязанности, из чувства долга (во что у многих перерождается чувство любви), а начинается сама любовь, - то эти своим безошибочным обонянием жука-могильщика никогда не ошибутся, выхватывая именно то, что составляет для нас смысл жизни.
И все же мир полон любови!
Очень хотелось бы, чтобы жизненные вехи мы отмечали встречей с новой любовью. Но мы переживаем время воров, время тех, кто считает себя "творцом" лишь лакомясь самыми изысканными кусками даров божьих. Но остается искусство, где вдруг прорывается вся неизлитая любовь к человеку и жизни. Каждый раз мы остаемся потрясенными, когда Творец, даже заранее зная, как с плодами его труда может расправиться самый отвратительный циничный вор с "внутренней канализацией", - выливает на нас, кого не знает и никогда не увидит, чудо божественной любви...
Питер Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте, Уэльс, в семье представителей среднего класса. Когда его отец, проведя четыре года на фронте, вернулся домой, семья трёхлетнего Питера покинула Уэльс и переехала в Лондон.
Питер был двоечником по математике, но с головой уходил в литературу и историю, в особенности, средневековья. Он интересовался европейской живописью, Гринуэя особенно заинтересовала пейзажная живопись.
Отец часто брал его на выходные в Нидерланды наблюдать за птицами на дикой местности, и Питер был очарован пейзажами. В 16 лет Питер открыл для себя творчество Борхеса, ставшего его любимым писателем. В 1957 году вышла «Седьмая печать» Бергмана. Питер пересматривал фильм по два раза в течение пяти дней. Фильм произвёл на юного Гринуэя огромное впечатление и стал началом увлечения европейским авторским кино. Гринуэй сосредотачивается на Антониони, Пазолини, Годаре и Рене.
Первый фильм Гринуэя, романтичный и меланхоличный, содержал образы «Офелии» Миллеса и Смерти из «Седьмой печати». Он был снят на четырёх крупных кладбищах Лондона, в том числе на Хайгейтском, где был похоронен Карл Маркс.
Стилю фильмов Гринуэя свойственна тщательная проработка каждого кадра. Гринуэй превращает фильмы в потоки прекрасных картин. Поэтому иногда кажется, что за подобной эстетикой сюжет и проблематика картин теряют свою доминирующую роль. Этот прием подчеркивает неповторимость каждого мгновения жизни нашего бытия и взгляда каждого «случайного наблюдателя».
Сюжеты творений Гринуэя кажутся условными и даже гротескными, нарочито переусложненными. Но так кажется только тем, кто плохо знает живопись, мифологию, всем известные библейские притчи.
Одним из источников вдохновения для Гринуэя являются географические карты. Карта, как идеальная метафора, поражающая воображение. Известный своими парадоксальными заявлениями, Гринуэй считает, что кино — не повествовательное искусство. Действительно, каждая его работа является серьезным исследованием человеческой природы.
Особое место в его творчестве занимает голландская живопись. Он из его проектов — «Ночное наблюдение» (Nightwatching), выполнен по полотну Рембрандта «Ночной дозор» (1642). Ресторан в фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник» так и называется «Голландцы», а на стене висит картина голландского художника Франса Халса «Банкет офицеров гражданской гвардии Святого Георгия».
Открытые цитаты отсылают нас к библейскому мифу о Саломее и царе Ироде, а мальчик с кухни исполняет композицию «Miserere», где есть слова: «Purge me with hyssop, and I shall be clean: wash me, wash me, and I shall be whiter than snow» (Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.) — это цитата из Псалтыря 50:9, перекликающаяся с профессией мальчика — он мойщик посуды.
Фильм «Повар, вор, его жена и ее любовник» является одноименным ремейком французского фильма 1935 года, снятого накануне Второй мировой войны. Но Питер Гринуэй в своем фильме, при явном смаковании самых шокирующих деталей, поднялся над незамысловатой идеей фильма, положенного в основу: любой преступник полностью растлевает свое окружение.
©2012 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Ирина Анатольевна, великолепно раскрыли тонконсти сюжетной линии переплетающиеся с современным жизненным отстойником. Жуткие проявления человеческой сущности, во исполнение желаний, подчеркивает мрак происходящего в красных тонах. Дьявольская тема. Особенно это видно в конце фильма, когда падает как отрезанное слово — «КАННИБАЛ». Желание исполнилось, но и конец оказался мгновенным.
А вот для меня впервые стало открытием, что на самом-то деле в фильме — это роскошнейший, отличный ресторан. И это делает мысль о поедании себе подобных в таком месте — еще более кощунственной.
Это ужас для любого места. Если вспомнить жизненный вывод, что не место красит человека…,о котором, возможно, трудно впомнить в процессе просмотра, картинка превращается в тихий ужас исполнения человеческих желаний. Он этого хотел, кричал даже, она ему лишь, помогла исполнить.
Потрясающе впечатление. А какой мощный музыкальный финал!
Это притча об исполнении желаний воров и о том, что из этого неминуемо следует. Ворам на заметку, особенно уже отведавшим человечины.
Как емко и точно, какой виртуозно сыгранный дуэт Ирины Дедюховой и Питера Гринуэя, ни одной фальшивой ноты. Блюдо для гурманов Гринуэя — так тонко могла прочувствовать и подать только Дедюхова. Спасибо!!!
Мне кажется, вы ухватили самую суть!
Ныне принято все валить на Путина, читая «открытые морали взрослому человеку».
Все думал, почему меня тревожит эта советская привычка. Как раньше собирали на собраньях, где мы должны были в личностном подходе клеймить «мировой империализм». А тут понял, что это не только бессмысленно, не только воровство времени, отпущенного на жизнь, но и хорошее прикрытие для «ближних воров».
Говорят же в народе: от своего вора ничего не утаишь!»
Мне в этих разговорах «про Путина» хотелось свернуть тему — на ближних воров. И только от фильма, где происходят «локальные конфликты» вынес надежду, что кем бы они не прикрывались (как сейчас прикрываются Путиным), а все для них уже решено.
Фразы про «короткую шоковую терапию», «ты не менеджер, а гаденыш», сама эта история с особями, готовыми сожрать все, — погружает в личные ассоциации.
А мысль о том, что искусство — это неизлитая любовь к людям, заставляет понять, почему мне так противно все современное «искусство».
Спасибо!
Вот-вот, почему так тошно от пусек?! Потому как они «предмет современного искусства». Вот такое вот искусство, вот такой предмет, который пихают в рот зрителю, как И.А. и Гринуэй рассказывают в начале фильма …
То да! Вчера не смог поймать мысль до конца, а как вы привели пример с пусси, до меня дошло, могу доформулировать, хоть эта мысль, наверно, покажется простой.
Любить проявления современного искусства в окружающую среду вместе со всеми… не привлекает. Раньше я предполагал, что это из-за «технической простоты». Есть ведь «технические сложности исполнения», которым надо долго учиться. Потом есть такое выраженние «вложил душу» — мне тоже казалось несколько бездушным, но вот насколько?
Входишь в книжный, возникает одна меркантильная мысль, что все выстроились обманом выманить у меня деньги, которые нелегко нынче достаются. Хоть и говорят о низкой производительности труда, но ведь моя производительность моего труда делится на огромное количество прокладок и посредников, такого ведь тоже никогда раньше не было.
И вот с тем, что тебе осталось, думаешь, а что же эти прекрасно раскрашенные книжечки-то мне могут дать за мои деньги? Сколько же они сами вложили этого «вдохновенья»? И почему их вдохновенье оценивается нынче для меня так дорого?
Здесь я увидел абсолютно точный критерий оценки, насколько какой-то предмет искусства принадлежит действительно к искусству — это неизрасходованная любовь к людям, которую человек не может унести с собой.
А все нынешние «деятели искусства» делают «карьеры», занимаются пиаром, модной «благотворительностью», им наплевать на меня! Они меня боятся и ненавидят, сделают все, чтобы не услышать моего мнения.
Про пусси мне понравился риторический вопрос нашего классика: скажите, а почему для общественной защиты надо непременно навязывать нечто неприличное, спорное, заранее разделяющее общество на враждующие лагеря?
Да! действительно, почему?!
И почему (как отметил в одном из своих недавних выступлений дьяк Кураев) церковь, в лице Чаплина, этому расколу подыгрывает? Кураев прямо использует термин «игра» и говорит о том, что действия Чаплина выстраиваются по законам постмодерна, это осознанно отыгрываемый сценарий.
фильма маштабная… отхожу помаленьку…
пригрузило, совсем нипадетцки…
…
по «качеству/весу» пригруза очучения смахивают на книгу «Армагедон N3″.
а вот сами очучения от просмотра… как то.. уж очень странные…
…
жутью веяло… замогильной… и нечеловеческой.
хотя и тема не из простых.
..
ну и да… -звучит симфония заката…
как то постоянно на фоне фильма, что то такое проявлялось… за кадром.. за спиной..
Я всегда до шока поражаюсь Путину. Как он вообще смотрит людям в глаза после катастроф с человеческими жертвами, являющимися прямым следствием его головокружительной карьеры вместе с дружбанами. Он походу вообще неотдупляется что уже сидит за этой страшной трапезой и у него совсем не осталось времени до финального выстрела.
На какой-то прямой линии ему в лоб задали вопрос — «Вам не стыдно?» И это с улыбочкой ответил короткое «Нет». Этож кем надо быть чтобы не понимать, что если тебе вообще задали подобный вопрос это уже все.
Еще поражают бесконечные заграничные саммиты с с переливанием из пустого в порожнее по поводу кризиса. На эти рожи только посмотришь и уже понимаешь, сейчас отвернется камера и они все уйдут в черный запой чтобы забыть про свою черную клоаку внутри. Они загнали себя в полный цуцванг. Они не могут ничего придумать такого чтобы выйти из кризиса чистенькими. Любые разумные меры приведут к тому что им придется раскрыться во всей своей «красе». И они прекрасно знают что за этим последует — всех нормальных людей стошнит от их мерзости.
Вот! Сработало! В том смысле, что прямо сейчас во мне сработала мысль фильма: заниматься открытыми нотациями взрослому человеку могут уж точно не «творцы».
Во-первых, Путин — законноизбранный президент страны. В обиходе говоря, «человек-функция». Поэтому личностный подход к нему не совсем корректен. Мне было напротив отвратительно, когда «дедушка Ельцин» как-то попросил у всех прощения. Тошно стало.
Смотрю тут с упоением сериал «Игра престолов», там реклама идет с одной фразой, которой я уже по утрам кофе запиваю: «Власть — это тень, маленький человек может отбрасывать очень большую тень!»
Смысл в призрачности власти, во всех отношениях.
А когда смотрел этот фильм, меня сразу пригвоздила мысль о том, что каждый из нас имеет множество воров прямо рядом с собой. В фильме Гринуэя собственно представителей власти мы видим тогда, когда надо убрать разлагающиеся останки еды в фургонах. А все милые поедания друг друга происходят без Путина, извините за каламбурчик.
Власть не может иметь никакой выгоды от поведения распоясавшегося Вора, т.к. может получить с него лишь небольшой процент. И процент с дохода Ричарда или малазийского ресторана она может получить намного больше в виде налогов.
Конечно, тогда она должна будет уважать Ричарда, торговца китайской едой, должна будет считаться с их мнением.
И все же бессмысленно требовать проявлений основ морали — с тени на стене. Сама тень изменится, если изменить условия преломления света. Ведь каждый знает, кто его конкретно обкрадывает и на сколько.
Опять не могу до конца уловить мысль, буду вам признателен, если поможете, как давеча девушка с накладными ноготками.
Думаю, вначале каждому надо приучиться требовать себе только самого лучшего, не второго и третьего сорта с поправкой на наших «творцов». Это уже изменит ситуацию в корне. Говорю даже не про искусство, а хотя бы про строительство. Ведь такие бывают трагедии у людей только потому, что доверитлись мнению людей, лишенных стыда, лгавших, будто «Дедюхова — непрофессионал».
Можно за свои деньги получить дерьмо в душу, отравиться в ресторане и проч.
Сегодня произошло вот что.
Я приехал в командировку. Работа начинается завтра, и вечером было свободное время. Поселился в маленькой такой гостинице двухэтажной. Один. Никого кругом нет. Тишина. Спокойствие. И я посмотрел с начала до конца в сгущающихся сумерках, а потом в темноте этот фильм. Вот здесь:
http://movie-watch-online.com/the-cook-the-thief-his-wife-her-lover-movie-watch-online-6682.html
Проняло до печенок. Действительно, во-первых, сказано правильно: каждый кадр — это полотно голландского мастера. Можно поросто любоваться картинами. Во вторых, поражают параллели с нашей действительностью. Хотя в краткой рецензи на сайте и сказано, что это «аллегория на тэтчеризм». Может и на тэтчеризм тоже, не знаю. И на древний Египет, наверное, тоже, и на средневековую Японию. Дело в том, что это притча вроде библейской, которая найдет отклик в душе любого человека.
На протяжении фильма происходят незаметные изменения. Вокруг вора сначала много прихлебаев, они сидят за столом, едят, пьют, слушают его нравоучения, терпят его выходки. Потом их становится все меньше, а в самом конце остается только один.
Вор содержит свою свиту на ворованные деньги, он играет короля, эти деньги даже и не кончились еще, но свиты уже нет.
Вор постоянно пыжится, старается самоутвердиться. Но как? Трудиться, создать что-то он не может, может только грабить. Остается одно — оскорблять, топтать, унижать окружающих. И да, конечно, еще читать морали окружающим. Зритель постоянно слышит его непрекращающиеся поучения. Ну до боли же знакомо!
Майкла он не просто убивает, а терзает, замучивает до смерти. Также он терзает ребенка, ангела-посудомойщика, калечит его. Тоже закономерное развитие событий. Все приедается, хочется новых остых ощущений. Может быть поэтому он и Джорджи, свою жену, тоже избивает и прилюдно унижает. Так он чувствует себя живым, ведь внутри у него только внутренняя канализация, по его же словам. И Повар ему, как мы помним, говорит: «снимите ваш дорогой пиджак, чтобы не чувствовать себя таким пустым внутри».
Очень важно, что кухня ресторана работает несмотря на все происходящие события. При всем желании все растоптать и изгадить со стороны воров и пожирателей человечины, жизнь все равно продолжается — тоже вполне ясная мысль. Когда Повар и его люди накануне развязки вышвыривают вора из ресторана, и тот кричит, что все, этот ресторан закончился, Повар у него спокойно спрашиивает, а где же вы собираетесь кушать?
Отдельно стоят любовные сцены. Несмотря на всю обнаженную натуру, нет никакого ощущения чего-то стыдного или возбуждающе-эротического. Потому что это любовь. Это молитва, священнодействие.
Ну а конец у всех воров будет один.
Аминь.
Зарегистрировался! Смотрю, меня блог приветствует, приятно. И тебе привет, любимый бложек!
Фильм Гринуэя пробовал смотреть раньше, не смог. Сейчас понял почему.Многое напоминало жизнь, тяжелые моменты. «Венецианского купца» и смотреть не стал, думал мне бы их проблемы.Согласен с 4EPTUAKA, фильм масштабный, но материал самому осмылить тяжело в одиночку. Авторы здешнего фильма приняли на себя удар этой «замогильности» желаний, сделали что-то совершенно новое, как будто новое блюдо.
Лично меня сразу пронзила мысль о том, что мы все имеем своих воров рядом. Поэтому и трудно раньше было смотреть фильм Гринуэя. И про перспективу отношений с вором хорошо сказано. Не согласен только с концовкой у Гринуэя. Мне кажется, стрелять Вора было уже ни к чему. Ему подали воды и заставили сожрать Майкла. Его потом надо было отпустить жить. Подумал, что Гринуэй просто не знал, как могут жить людоеды. А мы знаем, они живут среди нас.
Здравствуйте! А хорошо когда машина тебя встречает приветствием, так все же лучше, согласитесь, чем то, что визуализовано в «Матрице», люди-батарейки для машин. Вот решил после вашего комментария про удар «замогильности»(впечатляющее сравнение) сам фильм не смотреть, думаю мне достаточно отрывков любезно предложенных нашим классиком, что бы понять глубину сделанных выводов.
Наконец-то смог посмотреть. Ирина Анатольевна! Еле прихожу в себя. Хотя несмотря на тяжесть происходящего в фильме, внутри появилось какая-то легкость, как-будто тяжесть какую-то сбросил. Просветление что-ли? Спасибо! Сам фильм позже посмотрю.