Об издательской деятельности
Ну, что такое "издательство"? Нужно ли лезть в издательство, когда это всего лишь - сомнительный бренд и неоправданные накрутки. Лицензию на издательскую деятельность получить не проблема. Еще проще - пойти по пути, к примеру, издательства Эвелины Краевской, т.е. заявить себя некоммерческой организацией, тогда и налогов никаких.
Сеть распространения вынесена повсюду в отдельное юридическое лицо, даже в самых небольших издательствах. Совместно они нынче работают плохо, хотя и находятся под одной крышей. Взаимно ненавидят друг друга. Это хоть ЭКСМО взять, хоть, ОЛМУ... Все монстры, с юридической точки зрения - скопище мелких фирмочек. Запутывается движение черного нала, прячется прибыль, а в результате ни один из творческих работников не может влиять на политику, стиль издательства.
Но такая система гораздо лучше управляема людьми, имеющими нетипичную для собственно литературы мотивацию. В результате в самой системе возникает постоянное психологическое давление, полная неизвестность, расплывчатость целей и планов для рядового редактора. На филологов, творческих людей все это действует безотказно, рождает апатию и фатализм.
В таких условиях шедервы не создаются. Надо все-таки выбирать золотую середину между сокрытием доходов и литературной деятельностью.
Организовать подобное издательство можно в течение одного дня. Никакого положительного звучания раскрученные бренды не несут хотя бы после прошлого года, когда по книгам лучшей писательницы года и неукротимой оптимистки, госпожи Донцовой, на складах после насильной рассылки ходили ногами. Ходить надо по паркету или линолеуму, по книгам ходить ногами нехорошо. Не надо доводить до такого рынок.
Лучшие художественные редактора стоят по Москве в среднем 20 рублей лист. Профессионалы всегда стоил недорого. Верстальщики с отличной полиграфической школой - вообще копейки стоят. Художники, выпускники лучших институтов полиграфии, не стоят вообще ничего! Просто за рекламу имени в хорошей книжке!
Я не говорю, что это хорошо. Так не должно быть. Но это - следствие нынешней политики издательств. А если чья-то политика неверная, то правильная политика может принести отличные результаты.
Так какой смысл лезть в эти огромные машинки зингер, вставая рядом с чепухой, которую они непрерывно шлепают, если прибыль все равно не тут.
Я прошла весь путь, я знаю, какие отношения у всех издательств с типографиями, складами и т.д., я знаю всю коммерческую информацию. Зачем мне какие-то издательства, если там сидят чудилы-мученники, которые ничего не решают? Вот они не видели, кто решает за них, а я видела. Сомневаюсь, что эти люди вообще читать умеют.
Еще недавно в этом секторе рынка делались хорошие деньги на совковом голоде по хорошей книге. Время упустили, а брендов, равных лучшим советским образцам литературы, книжного дефицита - не создали. Ведь и Кинг - дефицит, созданный в совке. Нынешним летом все "крупняки" делали деньги на... Пикуле. Вот до чего довели оголодавшего потребителя.
Рынок - это рынок. Но я знаю, кто и как захватывал государственные издательства, как громились государственные издательства, растаскивались по кусочку. Как жгли друг у друга склады с готовой продукцией - я тоже знаю. Я даже знаю оборот черного нала с каждого тиража Мураками. Я ведь не только писательница земли русской, а кроме строительного, я имею финансоваое и юридическое образование, не считая разных там ученых степеней и званий. Поэтому мне понятна мотивация уркаганов, которые нынче разруливают этот бурный поток.
Помню, как подруга привезла книги обменного фонда в сеть "Новых книжных". На разгрузку собрались все грузчики, стали выхватывать книги, они у нас были поштучно, не в пачках. С такой жадностью! Потом один нормальный с виду мужчина сказал: "Какие у вас книги! Мы так давно нормальных книг не видели! Тысячами этот красно-желтый ламинат разгружаем!" Он с матом, конечно, это сказал.
Нет, издательство в этой системе само себе ничего не значит, не надо щеки надувать. Они выпускают ламинат. А я хочу систему, в которой выпускают КНИГИ. Либо я стану писателем небольшого издательства, либо заведу свое. Но ничего страшного не произойдет, если и вообще не стану печататься.
Тут ведь никто не учитывает, почему Маринина и другие творцы разумного и вечного были организованы в стайку шавок, нападавших на сетевые библиотеки. А это вообще - конец этой системе! Матершина в этой ситуации никого не спасет. Зачем читать ламинат, если все есть бесплатно в сети, да еще и куда лучшего качества?
Научная, техническая интеллигенция давно все скачивает из сетевых библиотек. Если инета нет дома - он есть на работе.
Так что мне гораздо проще плевать в потолок. Я два раза уничтожала свои разделы в сети, - начинались такие истерики, что приходилось устанавливать все обратно. Хотя крупная проза, казалось бы, вообще несетевой формат.
Но когда эти наши издательства-машинки зингер читатели к чертовой матери ногами забьют, я никого жалеть не собираюсь. Да и в суде их оправдают.
Прав был Плутарх, сказав, что вслух говорят о жалости только те, чье положение безнадежно. Это из времен междоусобной войны греческих городов.
©2004 Ирина Дедюхова. Все права защищены.