Несколько разных слов о фильме Досталя "Штрафбат"
Сейчас по российскому телевидению идет сериал "Штрафбат"(или "Штрафники"? Вечно путаю имена и названия).
Это, безусловно, новый взгляд на войну. Необычайная популярность этого сериала во всех слоях общества объясняется не только "интересом к истории", но изначальной идеей: отношением власти к человеку, как скотине бессловесной.
Очевидно, у авторов сериала был некий изначальный замысел, вытекавший из ментального желания поплясать на давно истлевщих костях. Приблизительно такой же замысел присутствует во множестве литературных произведений авторов зон оседлости Москвы и ее зарубежья последних лет, посвященных "сталинизму" и т.п. больным темам. Впрочем, такая уж у нас история, что все, чего не коснись, кричит от боли. В особенности, когда истории намеренно касаются, чтобы сделать больно в настоящем.
Однако авторы фильма, сами того не подозревая, желая напротив показать выгоды настоящего момента, высказали мысль, которая вдруг до секунды совпала с сегодняшним настроением каждого: люди всего лишь пешки, которые (по-чубайсу) могут и "не вписаться в рынок", в эти кощунственные "реформы" и т.п. искусственные жизненные препятствия, создавать которые властьимущие в России большие мастера.
Страна, затаив дыхание, смотрит, как выкручиваются "не вписавшиеся" в ВОВ, прикидывая тяжесть ситуации на своё собственное вписывание в необъявленную войну с собственным народом.
Жаль только, что авторы фильма не читали мою статью "О технической деталировке в литературе". В теме, которую они подняли, врать в деталях - безбожно! И это - вовсе не мелочи. Гадость это и мерзость. Впрочем, они не перед нами, а перед Богом за это ответят.
Лично для меня непревзойденным образцом исторической деталировки навсегда останется "В августе 44" Богомолова. Здесь все отлажено до совершенства! Вплоть до исторических приказов о замене яичного порошка на шоколад в граммах, до медицинских рекомендаций о препаратах, поддерживающих работоспособность, до пометки на телеграммах "Воздух!"
Чувствуется, что в основе "Штрафбата" не было хорошей прозаической основы. Добротной, с проработанной деталировкой. Да и откуда ей взяться у местечковых, пишущих без любви к Родине? Вот и собирают с миру по нитке. Только фильмов с достаточным бюджетом не было так давно... страна думает, чем же ей нынче встречать 60-летие Победы... а тут Досталь на пару ниточек за бюджетный счет подсуетился.
Сценарий писался явно не про войну, не про подвиг народа. Вся эта "литературная" подноготина строчилась с целями, которые ни к литературе, ни к любому иному виду искусства не относятся. Поэтому в ход пошло все, включая навязший на зубах за последние интернет-баталии "антисемитизм".
Евреи странный народ. То они хотят быть отдельным от всех народом с собственной обособленной историей, "избранностью", исторической Родиной и индивидуальным Новым годом. А то вдруг они начинают претендовать опять-таки на особое место в чужой войне за чужую и совершенно не историческую Родину.
Итак, в штрафбат попадает еврей... за драку, поскольку капитан назвал его "жидом". Такие вот, оказывается, евреи нынче непримиримые и исключительно гордые. Они, оказывается, и перед штрафбатом не остановятся, лишь бы их называли по имени-отчеству и величали по воинскому званию. У меня бы морды на месте не было, если бы я по ней получала после каждого разговора по душам "А ведь ты, Левка, жид. И это никакой водкой не запить... ты человеком-то быть не пробовал? Хоть разок в жизни?"
Вот и Досталь решил быть не русским режиссером, снимающим фильм о Великой Отечественной войне, а всего лишь жидом. И размечтался, как он при этом будет отстаивать своё "человеческое достоинство". Которое, между нами говоря, жиду-то совершенно ни к чему. Но ведь снимал он фильм не в Израиле и не на "исторические деньги". Неужели можно с такой легкостью плевать в том числе и на свою собственную историю, чтобы взять подобную деталь для войны, в ходе которой многими-многими жертвами и вовсе не еврейскими, - каждый нынешний еврей был спасен от поголовного уничтожения?
Не было этого в армии вообще, поскольку настрой был в обществе на "единый советский народ", а после 42 г. в частности! Ведь в сентябре 41 г. прошли первые жуткие массовые казни на Украине, о чем уже сообщила советская пропаганда. В 43 г. пошли первые публикации о концлагерях.
Назвать "жидом" после Бабьего Яра для тех лет было уподобиться фашисту. Как можно в таких вещах врать? Ведь стоит только зайти в любой архив, и под рукой окажется столько кровавых, вопящих о "мелком" человеческом несчастье историй именно в самом попадании в штрафбат!
Эта деталь ничего не сообщает нового о войне, которая лакмусовой бумажкой выявляет все лучшее и худшее в каждом. Но принятая сегодня, перед 60-летием Победы она многое сообщает о спасенных евроейских "творцах". Избытка совести за 60-лет в них явно не образовалось. Но как касаться таких дат, пропитанных кровью, до сих пор отзывающихся горем в каждой семье без... совести?
Меня не надо направлятт в штрафбат, я топаю в штрафбате с начала "перестройки", такие, как я, заранее обречены на штрафбат. Поэтому я скажу, что эта деталь не прибавляет уважения ни к кому из евреев. Она лишь показывает, что никакой Досталь не режиссер, а просто жид.
Эта деталь смазывает великолепную игру актеров, удивительную правдоподобность работ художника картины (чего, кстати, не скажешь о работах художника в недавней постановке "В августе 44", как ни странно). Авторам надо было не ковыряться гвоздиком в собственных обидках на "этот народ" и "эту страну", раз решили снимать фильм все-таки уже о другой стране и другом народе. Где руководство отстаивает территориальную целостность страны, а не раскалывает ее по Беловежским Пущам под водку-селедку.
Надо было тщательнее работать с документальной основой, а не заниматься заcирательством и поисками "шовинизма". Ведь по кровавой ране режут! Можно понять, что это больно - когда плюют в душу решениями в Беловежской Пуще, отдавая по пьяни то, за что гибли родные, не какие-то... неизвестные в природе "жиды из штрафбата"?
Врать о действующей армии, в которой было колоссальное количество язв, но было фронтовое братство, врать с позиций нынешнего вранья об "антисемитизме" - это святотатство.
Но от этого святотатства - евреями именно здесь, в интернете были давно сделаны шаги за точку возврата к человеческим отношениям с окружающими. Все последние годы евреи упорно проводили селекцию мертвецам, зайдя в бесчеловечности куда дальше фашистов. Многому в этом общении с "борцами за права холокостников" перестала удивляться после глумливого смешка о том, что моих родственников цыган немцы закопали живьем на хуторе Грузины. Конечно, это же не евреи, поэтому какой-то исторической ценности не представляют. Это всего лишь люди, сражавшиеся за Родину, а не за спасение собственнной шкуры, не за навеличивание по имени-отчеству.
Особенно "смешно" выглядит наименование... цыганского хутора. Какая же может быть история без евреев? У евреев ведь ничего в истории не записано про цыганский хутор Грузины, так и печалиться незачем. Евреи могут в любой момент накатать свою самую историческую историю, забыв, что в России они сравнительно недавно и ничего, кроме уголовщины, по большому счету не вложили.
Мы как раз недавно обсуждали на форуме "Русского журнала" о том, чего евреи нынче не считают нужным упоминать в новоявленных исторических историях - о собственной руководящей и направляющей роли в октябрьском перевороте. А то мне, донской казачке, начинают приписывать какие-то "погромы", "звериный антисемитизм" и прочее, а вот своих комиссаров-евреев, руководивших "расказачиванием", где людей погибло куда больше, чем в немецких этнических чистках на Дону, отчего-то позабыли в историю записать. Как так?
В 66 году вышел роман Гинзбурга "Бездна", не оставив никого равнодушным. Никто ведь не тыкал евреям, что Томка, любовница начальника зондеркоманды, была точно еврейкой. Поскольку Гинзбург в муках спрашивает себя: "Томка, как ты могла?" Он встречался с ней. Она стала любовницей фашиста, уничтожившего в душегубке ее семью. Заканчивает он роман обращением ко всему советскому народу. Если рассматривать это вне идеологии, он обращается к нации, частью которой, как он считает, стали и евреи. Или так и не стали? А кем стали-то, пряча под подушкой запасную Родину?..
...Мой дед, служивший в Войске Польском, вернувшийся с отсохшей рукой, рассказывал, как в войну всех инвалидов собирали зимой в Абакане на медицинскую комиссию. Ну, ладно, у него рука была, но собирали и безногих, безруких. Если не явился - лишали аттестата. Это было равнозначно смерти. Собирали, как нарочно, в дикие морозы, ночевать людям было негде. Не хватает пока духа рассказать об этом кошмаре. Это - чистая правда, но не самая необходимая сейчас деталь!
Надо все же прикидывать, в какое время решаешь поднять столь сложный исторический пласт. Ведь есть архивы, и уж на такой теме тянуть соску отсебятины, врать - безбожно. Но подходящее ли сейчас время - бессовестно лгать, пытаясь сделать героев из евреев? Нынешний уголовный "героизм" глаза не колет? Да ведь достаточно посмотреть по архивам, сколько евреев воевало в штурмовой авиации и на катерах торпедоносцах... и? Навсегда заткнуться про местечковый "героизм". Чтобы не напомнили про унылые вереницы к пулеметному и гнезду - без чести, стыда и исподнего белья. Чтобы не сравнили процентное соотношение честно воевавших - и тихо пристроившихся в эвакуации.
Касаешься эпохи - дай ее дух, характер! А это можно сделать только абсолютно точными архетипами, точнейшими стереотипами самих героев. По неверным деталям видно, что авторы фильма были не прочь поглумиться над святыми вещами для потомков тех, для кого история войны не переписывается в "духе времени".
Скажи правду, что еврейчик попал в штрафбат из тюрьмы, где парился по уголовке. На фронте понял, что сделал огромную глупость, лучше бы срок тянул не под бомбежкой. В принципе-то фигура проходная, все равно у всех только под ногами мешался. Чего с таким передавливать некстати? Совершенно в совковом духе: тут за Родину надо сражаться, а вдобавок каких-то отстающих местечковых урок на буксире надо тянуть, особый еврейский "героизм" собою оттенять.
Фильм вытянули потрясающие актерские работы и полное созвучие нынешнему настрою общества: мы все штрафники, мы все смываем кровью непонятную нам самим вину. Родился в России – уже перед всеми виноват: русский ли, еврей или, как я, полармянки.
Но вот я докапываюсь до истоков этой самой вины. Пока я ее вижу исключительно в кримпленовых штанах, которые некоторые фигуранты носили в подростковом возрасте.
P.S. Редкий еврей, конечно, долетал до передовой, а что уж до штрафбата... Впрочем, удивляться не приходится. Через 60 лет после драчки можно и в штрафбате повоевать. Это как раз полностью в национальном характере. Только при этом в "грязи антисемитизма" зачем валять тех, кто не на Ташкентской киностудии воевал? Они с фашистами воевали, а не с жидами!
Вечно у меня фамилии в голове не держатся, но в конце 80-х прошел журнальный вариант повести "Гуга" о штрафниках. После каждой атаки - 90% убитых. "Гуга" - это вопль, который слышался, когда штрафники пытались кричать "Ура". Что, еще кто-то из евреев хочет в штрафбат? Да анус еврейский не того диаметра!
А вот посидели бы в архивах, поработали - выяснили бы, кем работал товарищь Мехлис в Политуправлении СА. И тогда бы до кочерыжки дошло, что как раз майор, гнобивший штрафников, посылавший офицеров в штрафбат и был по самой настоящей исторической правде, евреем. Поскольку большинство комиссаров и НКВДшников было евреями.
Но такого не хочется, да? Сейчас хочется о самих себе лучше думать? Очень удобно отправиться в штрафбат через 60-т лет после навсегда умолкшего крика "Гуга!"
"Жидами" их назвали! Еще хватает наглости рот раскрывать нынче - после Березовского, Гусинского, Чубайса, Абрамовича и прочих. И кто кого жидами-то назвал? Хотя ведь всей стране штрафбат в мирное время устроили!
Постановка фильма - грешит вторичностью. Не в архивах люди работали, они пустышку сосали, они кина, просмотренные в детстве, судорожно вспоминали. Вот корежит от явных постановочных заимствований из фильмов "А зори здесь тихие...", "Помни имя свое" и других. Один в один.
Но... человек предполагает, а Господь располагает. Авторы ведь не предполагали, в какую дырочку попали, они запросто пальцем в небо тыкали. Думаю, они сами будут не рады, когда до них дойдет, какой темы коснулись, какие силы разбудили. "Гуга!"
©2004 Ирина Дедюхова. Все права защищены.