Аллегорический натюрморт
Это аллегорический натюрморт. Все, кто закончил советскую художественную школу, это знает и без меня. В советских школах умели вбить основы. Даже излишне практичным жлобам, по каждому поводу ноющим, что ему все это "в жизни не понадобится".
Мы сейчас любуемся на их "жизнь", она вся на виду у таких особей. Им действительно в такой жизни пригодилось только то, чему учат в подворотне, а не в приличной школе.
Те, кому все эти картинки с черепами внове, обычно делают вид, будто поняли некий глубинный подспудный смысл. Ну, хотя бы подумали, что есть там какой-то смысл. Типа не просто демонстрация трофеев "в духе времени".
Но особо здесь задумываться не о чем. Аллегорический натюрморт стал самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. И ждать какой-то философской там... мировоззренческой глубины от этой европейской дыры в целом бессмысленно. Особенно в XVII веке. Это такая детская шарада, игра в угадайку. Хотя, как мы видим, получается все живописно, шикарно, достойно и богато. Предметы на таких натюрмортах содержат скрытую аллегорию быстротечности всего земного и неизбежности смерти, когда уж ничего с собой не захватить. И все такое. Ну и, конечно, что остается от человека, кроме черепа... на что действительно хотелось бы тратить жизнь, когда ее прожигали совершенно на другие вещи. Такое назидательное раскаяние перед тем, как позвать кабацких девок и напиться в зюзку под похабные песни.
Требовать лишнего с человека было не в духе местности, подарившей нам аллегорический натюрморт. Посозерцали живопись, слегка устыдились, перекрестили брюшко - и пошли по своим делам.
Для наибольшего художественного эффекта иногда вводилась символика Страстей Христовых и Воскресения. Но чаще всего вкладывался смысл суетности благ земных. Хотя сама картина... напрямую относилась именно к благам земным, являясь прекрасным дополнением интерьера жилья богатых бюргеров.
Тем там было всего две. Одна Vanitas - о суетности всего земного, вторая - Страсти Христовы, чтоб святоши не прикалывались. Vanitas (лат. — букв.: пустота) — суетность, эфемерность и тщета земных богатств. Обычно выделяют предметы, раскрывающие смысл аллегории:
- Череп — memento mori [лат. — помни о смерти], напоминающий, что всем суждено умереть;
- Песочные или обычные часы, свеча — указание на быстротечность времени;
- Перевернутый сосуд (чаша, кувшин или кубок) — указание на значение vanitas — пустота;
- Корона, скипетр, драгоценности или монеты — сила и богатства этого мира, которые забирает смерть;
- Мир изображается в виде земного глобуса → Держава;
- Меч (другое оружие) напоминает, что оно не может защитить от смерти;
- Цветы в этом контексте, особенно с каплями росы, — символ быстротечности жизни и увядания.
Часть смыслов уже была утрачена. Сами эти сюжеты тащились из античных аллегорий. Уж очень это понравилось фламандцам. Но песочные часы, череп - это еще атрибутика Хроноса, времени. Поэтому... вся назидательность и глубокомысленность здесь мимо денег. Это что-то вроде "как проходит слава мирская" или вообще по Екклесиасту "все пройдет".
В античности присутствием каких-то атрибутов Хроноса подчеркивалась быстротечность времени и бренности бытия. Не было там напоминания о смерти именно в таком слишком ординарном и даже примитивном латинском контексте. Там мысль о том, что время остановить еще никому не удавалось. Хотелось многим, а не удалось никому.
И это подчеркивается как бы исконными христианскими символами:
- Бокал вина, кувшин, предположительно наполненный вином, буханки хлеба — евхаристические элементы.
- В этом контексте ваза с цветами указывает на контраст земной жизнью с тем, что следует после нее.
- Плющ (вечнозеленый) — вечная жизнь, и, когда он венчает череп — победа Воскресения над смертью.
- Христианский аспект подчеркивают пеликан или феникс, украшающие сосуды;
- Со всей очевидностью христианское выявляется при изображении Распятия и четок.
- Птицы в этом контексте служат символом человеческой души, как и другие крылатые создания, особенно бабочки. Гусеница, личинка и бабочка все вместе — не просто жизненный цикл, но стадии земной жизни человека, смерть и воскресение. Птичье яйцо, особенно с треснувшей скорлупой, также внушает мысль о Воскресении.
Традиционные символы христианства — яблоко, гранат, черный и белый виноград, орех и др., обычные на картинах Девы Марии и Младенца XV—XVI вв. вошли в том же значение в аллегорический натюрморт XVII в.
Присутствие этих предметов не обязательно следствие сознательной аллегоризации натюрморта художником: они могут входить в традиционный набор предметов, которые художник привык писать.
Об истинном значении того же граната, символе Персефоны, мы уже говорили в Воображении, обсуждая фильм Питера Гринуэя "Контракт рисовальщика". Напомню, там незнание античной символики сыграло дурную шутку с... художником, который запросто рисовал в том числе и разные аллегории, считая, будто вкладываемый смысл ему в жизни не пригодится.
Миссис Герберт. Съев плод граната, мистер Нэвилл, Персефона была принуждена проводить часть года в подземном царстве — и все это время, мистер Пор-ринджер подтвердит, мать Персефоны, богиня полей и садов, пребывала в тоске, горевала… Она гневается и отказывается, упрямо отказывается одаривать землю плодородием. Ну а мой мистер Порринджер и ваш мистер Клэнси очень стараются противостоять власти граната, строя подобные сооружения, вы не согласны? Но построив и оборудовав их, усердно работая, что же выращивают люди? Подумать только: гранаты. И круг замыкается.
Мистер Нэвилл. Весьма поучительная история для садовников, миссис Герберт.
Миссис Герберт. А также для матерей, имеющих дочерей, мистер Нэвилл.
Мистер Нэвилл. Но, может быть, мадам … (Он откидывается назад.) …гранаты, выращенные в Англии, лишены такого зловещего аллегорического смысла.
В глубине открывается дверь, входит миссис Тэлманн и захлопывает ее за собой со стуком. Удивленный Нэвилл рывком поднимается, пытаясь застегнуть штаны.
Миссис Тэлманн.…Тепличные растения, по утверждению мистера Порринджера, плохо плодоносят.
Мистер Нэвилл(украдкой поправляя костюм). Достаточно хорошо, мадам, чтобы породить подходящие аллюзии… если не потомство.
Миссис Герберт расстилает на краю постели тряпку и разрезает ножом гранат надвое.
Миссис Герберт. Но это еще не все…
Мистер Нэвилл.Не все, мадам?
Миссис Герберт(глядя на него). Мистер Нэвилл, нам хорошо известно, что вы любите причудливые образы. Сок граната можно принять за… кровь… (Разрезав плод, она берет в каждую ладонь по половинке и сжимает их. Сок течет на тряпку.) …в особенности за кровь родовых мук — и убийства.
Мистер Нэвилл. Тогда, при ваших познаниях в ботанике, вы, наверное, усмотрели жестокую предопределенность в том, что меня уговорили привезти вам именно этот плод.Питер Гринуэй "Контракт рисовальщика"
А знай этот художник, что его снабдили плодами Персефоны в качестве... посланца в мир мертвых, он бы в тот гадюшник не вернулся бы ни за что. Дурных нема.
Так что... все эти аллегории надо воспринимать чисто эстетически. Все эти замечательные фламандские мастера на самом деле ничего сверхъестественного не имели в виду, а думали только о том, сколько бабла удастся срубить на очередной аллегории. Потом, конечно, все померли, но на он и XVII век.
Есть там скрытая аллегория воздаяния и справедливости. Долго объяснять, но она все же есть, поэтому нас что-то завораживает... при взгляде на эти полотна. Возникает такая мимолетная мысль, но мы от нее отмахиваемся, отдаваясь эстетическому наслаждению. Теплый колорит полотен радует взгляд, как-то отвлекает от чисто декоративного восприятия жизни, прежде всего, от мыслей о справедливости. Думаешь, какая разница? Все помрем... но не сегодня, это точно.
Искусство... это вообще, в целом, аллегория воздаяния и справедливости. Вне этого оно никакого смысла не имеет для отдельного человека. И лишь для искусства важна индивидуальность, человек, не безликая "масса". Хотя... здесь ведь тоже есть противоречие. Сами предметы искусства начинают приносить хоть какую-то отдачу непосредственному творцу лишь при весьма и весьма многочисленных поклонниках, но и они уже получают замкнутую эстетическую триаду с личностью тех, кто признал очередной шедевр.
Жалко выглядит, когда один раскрученный автор выступает "паровозом" у никому неизвестных. Обычно это не работает.
Это попытка заменить навязчивой рекламой - тот неуловимый флер ожившего художественного образа. Как это происходит... сложно объяснить. Но изначально человек обращается к какому-то произведению искусства, задумавшись о жизни, возможно, даже переживая какой-то кризис, будучи чем-то уязвленным. То есть... обращается именно как к аллегории воздания и справедливости.
Да... в сущности, по той же причине, по которой каждый оказывается рано или поздно в этом блоге.
...Как у всякого деспотического существа с экстремистскими наклонностями, у меня есть такая безответная подруга, у которой вошло в привычку восхищаться всем, что я не отмочу. Потом расскажу, как-нибудь, о ней. Хотя я только и делаю, что о ней рассказываю. Неважно.
Вот на днях я произношу при ней монолог примерно такого содержания. Она привыкла, молчит. Но ей это явно не нравится.
* * *
...Заметили, какая несправедливость по отношению ко мне-любимой... хотя, какая разница? Это же моя справедливость, а не ваша. Тут один момент надо выяснить... на счет вашей справедливости. В настоящий момент эта самая справедливость зависит только меня. Угу, не моя справедливость, а ваша.
Неужели вы всерьез считали, будто ваша справедливость зависит от выборов? Самим еще не надоело?
А тут такая неприятная деталь, что, независимо от результатов выборов, справедливость каким-то образом зависит от меня. И уж я свой ход не пропущу! Такую вам справедливость выдам...
Согласитесь, это весьма настораживающий момент, что и говорить. Ведь здесь надо учесть не только женскую природу (много вы лично видели справедливости от женщин?), но и то, что мою-то справедливость засунули... хм... сами знаете куда, от нее теперь рук не отмоешь. И что вам светит в таком случае? Бесконечное самосовершенствование и рост духовности. Лично прослежу!
Итак, ваша справедливость целиком и полностью зависит от того, насколько я эффективно сработаю. Да-да, от моей производительности труда. И желания, конечно. Расчет всегда на то, что подобное желание с моей стороны - вещь, которая сама собой подразумевается.
Здесь есть такая незначительная деталь. Все и подразумевалось само собой... до тех пор, пока вдруг и до меня не дошло, что ваша справедливость находится прямо на кончиках вот этих пальчиков... Насколько я понимаю, изначально-то предполагалось, что именно такое должно доходить в последнюю очередь, смекаете?
Уж точно никто не рассчитывал, что такое в цивилизованном обществе может дойти до... женщины. Вернее, что общество может докатиться до такого уровня, чтобы дать понять это женщине. А до этого, если кто помнит, я уже многих доставала "жалобами на жизнь", отмечая, что мне именно как женщине - хуже некуда.
Вы можете привести массу позитивных примеров, когда в вашем обществе многим женщинам как раз очень хорошо. Очень воодушевляет! Правда, это почему-то не имеет отношения к справедливости. Почему это, ась? Ой, да как же так?..
На счет прекрасного отношения к Евгении Васильевой еще и подписи нынче собирают под петицией. Отдайте мне должное, ни разу не пела про тапочки министра обороны. Кстати, куриц в супермаркетах не засовывала, в ХСС не скакала с воем "Богородица, Путина прогони!"
Да, справедливость... многим ли она нужна? У нас и любая вера заключается в допущении, что всем воздастся именно по справедливости. Ну, а в отношении нас лично... эта справедливость будет... высшей, такой просветленной, все понимающей и почти безразмерной.
Самое время объявить чушью само предположение, будто вместо Высшего Судии... у вас нынче я. И в этом случае вам не позавидуешь. Трудное детство, неудачные замужества и последующая травля... И ни капли справедливости, заметим. Ничего впереди и все сдалось за три копейки. Как вам такое? Вам ведь тоже не нужна подобная справедливость?
А другой не будет. Я тоже ждала, потом поняла, что поезд ушел. С моей справедливостью. А паровозик с вашей... А где ж ему быть, если, как все уже поняли, у меня право последнего слова… И что-то не внушает оптимизма воспоминание о том слове, которое Юрий Лужков после попробовал вставить.
Ой, а где это у нас Юрий Лужков? Сейчас он пребывает в бесконечном внутреннем монологе о несправедливости к нему лично. С чем многие, кстати, могут и не согласиться. Неважно. Осталось кое-что пояснить на практике. Сущие мелочи, вернее, такие милые пустячки.
В прежние времена тут бы мигом выскочил кто-то, чтобы устроить истерику по поводу. Да, так и слышу: "Конечно, ей-то справедливость нужна, она от нее прямую выгоду получит! Страшно подумать, сколько она всего загребет, если справедливость восторжествует! А у нас из-за этой справедливости вообще все обрушится, а мы уже привыкли жить... пусть не по справедливости, но комфортно!"
* * *
Все в таком духе. И моей закадычной подружке, пиявке и лягушке, верной приспешнице, стало не по себе от перспектив такой справедливости. Но я ее утешила, что ведь эта справедливость достанется всем, не только ей.
Как водится, сразу же пошли всякие душеспасительные разговоры... Больше для отговорки, конечно. Типа... а как же бог? Ну, с этим бы к Нему бы и обращались. И почаще бы раньше вспоминали, верно? Намного-много раньше. Сейчас-то какой смысл все это вспоминать?
Я заметила моей подруге, что все давно поменялось. Сразу все поменялось, как только наши попы стали олицетворением божественной справедливости, выезжая на дорогих автомобилях к службе, не говоря о всем прочем.
А потом ведь уже прошли с огромным коммерческим успехом разные блокбастеры о спасении мира некими героями-одиночками, спасающими мир.
Они - просто сосредоточие всех наших надежд на справедливость.
Та-та-та, - говорит пулеметчик.
Та-та-та, - говорит пулемет.
Что и говорить... нынешний аллегорический натюрморт мог бы выглядеть горой мускулов, огнеметом и парой гранат, дабы упрочить торжество справедливости во всем мире.
Так вот, кроме шуток. Все мои давешние терзания о справедливости мне самой, напрямую относились и к вашей. Кстати, на это намекал Михаил Афанасьевич фразой "Ваш роман прочли!" Здесь ведь намек на то, что в высших сферах имеют дело... с художественными образами, не с нашим суровым контингентом, грезящим о спасении мира и всеобщей справедливости при мощи огнемета. С огнеметом... оно, конечно, надежнее отстаивать... справедливость.
Долго объяснять. Однако... это сообщающиеся сосуды: вот ваша справедливость, а вот - моя. Ведь многие ловили себя на мысли, что при торжестве моей справедливости - чуточку меньше ее достанется вам.
...Все же проблема обыденного сознания в том, что человек зачастую не видит, насколько связаны его решения, мысли и поступки... с тем, что происходит в дальнейшем. Он не замечает, как потихоньку, понемногу, следуя совершенно мелочным мыслям, он смещается в сторону, где не предусмотрено никакой справедливости вообще.
Вначале он боится... за сущие мелочи. Потом приходится смиряться со все более крупными неприятными вещами. И дальше очень легко оказаться перед дилеммой, когда никакого выбора не предусмотрено вообще, по умолчанию. И за выбор все принимают фарс... в тот момент, когда остается лишь выбрать между жизнью и смертью. Я как-то пыталась это объяснить. Ну, что есть такая грань, за которой любой выбор теряет смысл.
Но все начинается с мелочей. Когда вы отказываете кому-то в справедливости. Делаете выбор! Вот, кстати, культура - не только защищает окружающих от нашей несправедливости, но и нас - от несправедливости окружающих.
Есть сфера сложных профессиональных решений, где весьма сложно удержаться на грани справедливости. За восстановление нормативного пространства я ратую, чтобы никто не брал лишнего греха на душу. Хотя, когда нормативное пространство работало безусловно, многое ведь и мне иногда казалось несправедливым. Но я понимала, что от требований этого нормативного пространства зависит справедливость для многих людей.
Искусство представляет собой площадку нравственного выбора. Без этики нет и эстетики. Нынче начинают к искусству относить что попало, а проверяется все просто: есть основа воздаяния справедливости по достоинству... или вместо нее у нас вымогается частная справедливость для никчемного ничтожества, не соображающего, куда оно лезет. Вот тут дилемма, куда ж потратить наше великодушие, тот еще светик-семицветик.
Посмотрим фильм о начале нынешнего века, который упоминала довольно часто из-за впечатляющего прохода Шварцнеггера с огнеметом. Просто, чтобы лучше запомнить небольшое примечание о справедливости. Ведь не зря же настоящее искусство ее возвращает. А вот как поступают люди с чужой справедливостью... в этой киноподелке отлично показывается на схемах.
Да практически одно и то же, что гранат, что гранатомёт, в наших-то условиях и в поисках справедливости. Символ Персефоны плавным движением руки превращается в гранатомет.
А ведь верно, Анна. Ведь граната играет ту же роль посланца, вспомнил выражение «получи фашист гранату», и последствия те же.
И голландцы с фламандцами так старались, наваяли массу черепов, а напоминание что всем суждено умереть даже на них не действует.