Июнь 2013
Отдаленные последствия
...Новостные блоки и "обзор событий за неделю", куда наваливаются все неприятности разом, все больше начинают напоминать... знаменитое полотно Сандро Боттичелли. Утомившийся в своих бесконечных разрушениях Марс прилег возле Венеры. Понятно, что по Уголовному Кодексу Венера обязана его любить, уважать и охранять его сон. Страшно подумать, что он может ей устроить, стоит ей проявить чуточку "экстремизма"... хотя бы ка-апельку!
Она и "не возникает"! Просто смотрит... молча. Очень настороженно и остраненно. Взгляд почти ничего не выражает, ведь Марс может и притворяться, тайком наблюдая за ней из-за чудесных густых ресничек.
Как женщина, я отлично могу спрогнозировать все "отдаленные последствия" этой "тихой семейной идиллии". Но как женщина я понимаю и то, насколько бесполезно советовать Марсу - прекратить показушно храпеть и хоть раз отнестись со вниманием к мнению своей лучшей половины. Чтобы избежать уже маячащих в самой композиции "отдаленных последствий".
Мне кажется, намного органичнее было бы назвать эту картину "Отдаленные последствия". Но кому это поможет их избежать?.. Знаете, что всегда раздражало во всех отдаленных последствиях? То, что когда они наступают, все, кто так артистично делали вид, будто у них "фаза глубокого сна" - вдруг начинают цепляться за подол и просить... выслушать их. Это даже не смешно!
Но пока... давайте послушаем их забористый храп и посмотрим "обзор событий за неделю" с нашего главного телевизионного канала страны.
Парнасские сестры. Часть IV
- Глава 7. Клио
- Глава 8. Терпсихора
КЛИО
отрывок из главы
Однажды, остановившись у фонарного столба с расписанием автобусов, Анна медленно соображала, как ей пристроить сумки на ноги, чтобы они не извазюкались в грязи. Был у нее такой негативный исторический опыт, потом сумка ни черта не оттерлась. Еще издалека она заметила, что прямо к расписанию какая-то несознательная сволочь прилепила рекламное объявление, написанное от руки. Что характерно, все бумажки с телефонными номерами под объявлением были оторваны, поэтому Анна заинтересовалась содержанием бумажки, налепленной наискосок автобусного расписания, которая давно выучила назубок на личном горьком опыте без всякого расписания. На остановке, кроме нее, никого не было, лампа фонаря едва горела.
В этих потемках Анна попыталась с сумками подпрыгнуть повыше, но получалось плохо. Вдруг сильный порыв ветра сорвал объявление, и листок бумаги плавно спланировал прямо на лоб Анны, которой все же удалось немного подпрыгнуть. Клеили объявление домашним клейстером, поэтому сумки пришлось составить в грязь, чтобы двумя руками снять с лица тетрадный листочек и липкую кашицу из ржаного хлеба, на которой он держался на грязной жестянке автобусного расписания. Текст, нацарапанный шариковой ручкой на измятой бумажке, был больше похож на какое-то издевательство.
Подумать о душе
Все ищут какого-то скандала в интервью, данном Ксении Лариной Николаем Цискаридзе. Ой, ведь это скандал, когда человек сказал то, что он уже отлично понял на момент своего увольнения. Что бы он ни делал, каких бы профессиональных высот ни достиг - оценивать его будут ничтожества, которые сделают все, чтобы не стоять с ним рядом. Это "все" - в буквальном смысле, из разряда того, что все мы умели сомнительное "удовольствие" лицезреть.
Но для меня наиболее скандальным моментом этого интервью является заявление самой Ксении Лариной, которое говорит, что в мск давно забыли о том, для чего существует искусство. Немудрено было забыть в текучке, когда в мск вошло в привычку думать исключительно о собственном кармане, о том, будто вся страна должна проживающим там гражданам, а тем... можно заниматься вандализмом с присказкой, которую озвучила вслух Ксения Ларина.
Сегодняшние жалобы о том, во что превратилась столица - начинаются как раз с рамок дозволенного самими себе нашими славными жителями мск. Заметим, что ведь не вначале баранов у метро режут люди, не имеющие столичной регистрации, а вначале в мск воспринимают как должное и несущественное... уничтожение Манежа. Потом упорно орут, какая чудесная "реконструкция" происходила в ГАБТ. Время не течет в обратную сторону. Поэтому вначале начинают уничтожать историко-архитектурные ценности под вопли Лужкова о том, что чем "реконструировать", так лучше снести и построить новое (забывая, что историко-архитектурные ценности не реконструируются, а РЕСТАВРИРУЮТСЯ!!!), - а после начинают с экранов телевизоров вещать о том, будто кому-то НАДО "изучать культуру гастарбайтеров". Не соображая, где может быть культура, а где ее искать не следует.
Человеки в футлярах. Часть IV
Сегодняшние человеки в футлярах в точности так же, как чеховский Беликов, стремятся влезть со своим уставом в каждый дом, создавая себе футляры из понятий, которые всегда составляли смысл жизни в России - дом, семья, правосудие, управление, государство, да и само слово "Россия".
На наших глазах каждый предмет закономерной гордости в их руках предстает в виде футляра достаточно отвратительных человеческих качеств, которые раньше было не принято выставлять напоказ.
...Что, к примеру, может быть нравственного или элементарно достойного уважения в способах приобретения и вывода средств на Кипр? Ничего. Ведь и само стяжательство, как и ростовщичество, пусть даже в рамках абсолютно законных способов существования в качестве финансового механизма, - выявляют не лучшие стороны человеческой души. Но когда вывод капиталов из России является основной макроэкономической проблемой, требующей иных механизмов финансового регулирования и давно назревших мер юридической и экономической санации внутренней жизни, то перечисленный давеча списочек направлений "научной" деятельности ученых, которые с легкостью могут сбежать в Париж с пафосным намеком на собственную "прогрессивность"... вызывает тяжелое чувство меланхолии.
Сегодня оно стало настолько привычным по любому поводу, что воспринимается совершенно иначе, нежели в античные времена, когда было введено в обиход. Тогда к этому чувству относились вполне серьезно, понимая, что оно мешает жить и органично воспринимать сущее. Это душевная тяжесть, которая дает знать, что общество давно живет не по божеским законам.
Термин был предложен ещё в древности «отцом медицины», греческим врачом Гиппократом. Нынче, когда принято все сводить к микроуровню, объясняя, что человек сам виноват, раз испытывает подобные чувства, обычно поясняют, будто "...слово переводится с греческого как «чёрная желчь». На протяжении столетий причиной меланхолии считался избыток в организме этой жидкости". Хотя это уже изначально тревожно, поскольку рвота с темными желчными сгустками была признаком тяжелого отравления. А раньше люди питались более здоровой пищей, они не употребляли в таких количествах консерванты, нитраты, пищевые красители и разного рода "добавки".
Поэтому... некоторый "избыток жидкости" черного цвета в рвотных массах в качестве "меланхолии", согласитесь, сам по себе вызывает... некоторую опаску.
Парнасские сестры. Часть III
Представляю следующую часть романа:
- Глава 5. Телксиепия
- Глава 6. Окипета
Телксиепия
отрывок из главы
...Возможно, для нее самой обаяние сирены заключалось немного в другом. При виде Телксиепии у нее затеплилась слабая надежда, что та хоть в чем-то может оказаться полезной в дикой отчаянной ситуации, о которой и рассказать-то было никому нельзя, кроме нее. Ведь это она, одержимая темой смерти, постоянно изображала в своих фильмах некое «мифическое существо», сопровождающее человека к гибели, рискуя быть обвиненной в публичных призывах к суициду. А ее провокационные разговоры о любви вовсе не мешали ей откровенно рассуждать о «питательности» этого чувства, о том, какие души они с сестрами больше любят. Хотя на все попытки выяснить ее «политическое кредо» сирена твердо и осмотрительно отвечала, что настроена резко против гомофобии, расизма и фашизма.
Один популярный писатель даже как-то остроумно заметил вслух, что она «привила себе сумасшествие» подобно тому, как врач прививает себе вирус для изучения недуга. Многие пытались опустить ее неподвластное человеку обаяние до бытового оскорбления «городская сумасшедшая», на что Телксиепия абсолютно невозмутимо парировала, явно намекая на нее: «Мне нравятся городские сумасшедшие. Они вдохновляют меня гораздо больше, чем модели из журналов!»
Человеки в футлярах. Часть III
Мы все плывем на этом корабле! И каждый отлично понимает, что корабль пока не остановился и не пророс вечным Древом - только... из-за нашего любопытства, а иногда и вредности.
Хотя... нынче вокруг столько нездоровых стремлений насильно "успокоить" в болотной тине опьяняющих иллюзий огромную страну с миллионами людей, которые стремятся к счастью. И счастье практически все понимают в возможности самореализации, во всех видах человеческого творчества.
Перед бесконечностью познания этого мира - каждый может счесть себя... дураком. Но ведь не по подсказке очередного человека в футляре, до сих пор не сообразившего, что все его морали, сводящиеся к "кабы чего не вышло" - происходят из низкой культуры и малой образованности.
Как, впрочем, и разговоры, кто это у нас нынче - "интеллигенция". Стоит кому-нибудь устроить свою жизнь без производительного и действительно необходимого обществу труда, перестать работать над собой, начать цепляться к другим, а главное, выучить парочку моралек на затрепанные темы - как он уже начинает мнить себя "интеллигентом", так и не поднявшись с уровня премудрого пескаля и человека в футляре.
Если человек задается вопросами, ищет ответы, руководствуется нравственными категориями, не мыслит свою жизнь без труда и вне общества - он же не "интеллигентный", верно?
"Интеллигент" - это такое рафинированное и субтильное человекообразное, задумчиво ковыряющее в носу и медленно, с трудом ворочающее мозгами... за всех! Поскольку на марксистско-ленинской философии ему объяснили, что есть такая работа - думать за всех.
Ясно же, что когда другие делают работу, которая ему не под силу, выполняют обязанности, которых он счастливо избежал, - они же не думают вовсе! А потому к ним можно обращаться запросто, так сказать, "просвещать народ".
Подарки под ёлочку
Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету... Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо.Присядут бывалоча старушки на лавочку да поведают внучатам несмышленым старые сказочки, а сказочки непростые, все со смыслом, давно известные истины надо вложить в головушки пока ещё несведущие. Послушают так, послушают детишки занятные истории, глядишь и ума-разума наберуться, научатся жить-поживать да добра наживать, а не перед людями добрыми позориться. Прочитать остальную часть записи »
Парнасские сестры. Часть II
Вроде начинаю разогревать меха, спасибо за поддержку. Подготовила вторую порцию нашего чтива:
- Глава 3. Сфейно
- Глава 4. Эвриале
Сфейно
отрывок из главы
...Подъезжая к дому Сфейно, Эрато еще раз поняла, до какой степени она ненавидит всю старую московскую архитектуру, напоминавшую ей самые неприятные вещи не только приверженностью к классической традиции, но и более поздними наслоениями эклектики и модерна.
Утром, припарковав машину, Эрато шла на важную встречу по Печатникову переулку мимо двух старых зданий, находившихся в запустении. Она опять увидела небольшой двухэтажный дом, украшенный затейливой лепниной и кариатидами, одна из которых в ходе «демократических преобразований» уже потеряла голову. И по личным причинам ей бы хотелось, чтобы этот «памятник архитектуры и зодчества» не торчал бы посреди переулка, а составил бы перечень навсегда утраченных шедевров зодчества с сайта «Потерянная Москва».
Человеки в футлярах. Часть II
Не успели кое-как разобраться с "сколковскими лекторами", а тут и вовсе, бяда... Начались причитания по поводу неправедной обиды от... поляков. Поляки проявили вопиющую бестактность, поэтому Интернет наполнился "легким недоумением": как типа полякам можно путать "клановую оппозицию" и "уличную оппозицию"?
А это в России кто-то различает? Стоит человеку опрокинуть био-туалет на митинге, он ведь автоматически становится "лидером" и "активистом". Понятно, что перевернуть био-туалет можно лишь из крайних оппозиционных соображений. Потом... не все же на сцене с речами поместятся, кому-то надо и... того.
Простите, но так называемая "клановая оппозиция" постоянно подначивала и провоцировала "уличную". Уверена, они и деньги у Суркова выпрашивали по принципу, - кто больше людей "выведет на улицы". Это вообще-то делалось при всех, а поляки вовсе не ослепли, как новорожденные кролики.
Короче, все несколько перевозбудились после польской статьи "Как Сурков кормил оппозицию деньгами Путина" . Назвать это "статьей" - было бы слишком шикарно. Это была небольшая заметка, написанная по наблюдениям российской "политической жизни", - на уровне среднего поста в социальных сетях. Просто наши московские "оппозиционеры" привыкли упорно "не замечать" выводов, которые про них делает Россия, а уж в Польше они были абсолютно уверены. Ведь даже на Украине господина Суркова проводили скорбно и пафосно, угрожающе намекнув, что вот такой выдающий и прогрессивный - без власти-то проживет, а выживет ли эта власть без такого светоча современности?..
О нас, о нашей реакции - речи не шло, конечно. Когда создается подходящий футлярчик из самых бесстыдных дифирамбов очередному ничтожеству, мнение окружающих обычно игнорируется. Нынче все дифирамбы производят отталкивающее впечатление, потому что произносятся не по случаю каких-то творческих побед и свершений, какой-то видимой и ощутимой пользе, принесенной Родине и всему обществу, - а совсем наоборот. Поэтому они и произносятся с наглым уголовным нахрапом - чтобы заткнуть рот всем желающим пискнуть "а король-то голый!"
Человеки в футлярах. Часть I
...Такое впечатление, что наблюдаешь за разбушевавшимися "человеками в футляре", за внешней благопристойностью которых скрывается пустота. Недавно поднимали "бурю в стакане воды" по поводу "неизвестного" Чехова, но и она не продемонстрировала, что кто-то понял, о чем говорил вполне известный Антон Павлович.
Даже присоединившийся к тем, кто декларирует знание о факте существования такого писателя, Борис Акунин - не смог показать, что он сам способен элементарно переосмыслить творчество Чехова современными образами.
Нет, понятно, что все начали рыться в карманах Антона Павловича, выискивая что-то "неизвестное", после статьи в "Литературном обозрении" - "Человек в футляре".