Семь самураев

Иногда я даю ссылки на свои литературные вещи, но должна с горечью констатировать, что сегодня у большинства нет ни времени на участие в содании собственных жизнесособных образов, ни средств для их визуализации. Хотя именно отработка многих вопросов на литературных образах - избавила бы наше общество от многих проблем.

Вместо этого нам подсовываются другие образы - которые либо намеренно изматывают душу своей заведомой нежизнеспособностью, либо агрессивно пытаются в нее влезть, с тем, чтобы неправильным образом поменять наше отношение к действительности. По своей сути, это - идеологическая диверсия, а не образы.

К счастью, подходящих образов всегда под рукой достаточно. Важно лишь придать им современное звучание, выставив правильно ассоциативные связи и... конечно, расставив нравственные акценты. Сегодня мы воспользуемся образами, созданными для нас режиссером Акира Куросава в фильме 1954 г. "Семь самураев".

Однако для начала я хотела бы поинтересоваться, а какая мысль больше всего тревожит вас, когда вы читаете статьи блога, не имея возможности погрузиться в прозу? Что конкретно вы хотите услышать в этих самодеятельных фильмах, прочесть между строчек?.. Я ведь не ошибусь, если скажу, что вы все приходите с одной изматывающей мыслью. Ведь сюда никто не приходит "отрываться от жизни", все изначально знают, что окунутся в самые актуальные обсуждения.

Уверена, что вас, как и меня тревожит один вопрос: "Когда мы начнем побеждать?.." Мы слишком долго живем на коленях, спутанные, будто Гулливер в стране лилипутов - множеством условностей и ограничений. Мы с удивлением понимаем, что серость и убожество легко обходят нас на поворотах, мы чувствуем, как наши силы уходят в пустоту...

И знаете, спутавшихся мыслей и чувств на тему "Как с нами такое могло приключиться?" - у нас с вами вполне созвучны тем, что обуревали когда-то японское общество. Нас, простите, пока только  не подвергли атомной бомбардировке, хотя войны на собственной территории с ковровыми бомбардировками от собственной армии... пожалуй,, сравнивают наше положение.

В этот момент Курасава, изначально желавший снять такую этническую фольклорную ленту про ритуальные самоубийства... вдруг снимает фильм про ронинов, то есть тех деклассированных самураев, которые решили жить, вместо того, чтобы кончать жизнь самоубийством.

Мы знаем, что потом с японской нацией произошло нечто такое, что крохотное островное государство сейчас входит в состав ведущих мировых держав. Акира Куросава стал необычайно почитаем на родине. И "Семь самураев" японцы с удовльствием называют в его фильмографии первым.

Вот и мы докатились до такого момента, что этот фильм, который многие видели в советское время и воспринимали совершенно с иными чувствами... стал про нас, про нашу с вами жизнь. Ну, не воспринимать же всерьез сказки нынешних "мыльных опер" или наглое вранье "Президент и его внучка".

Чувство победы, чувство утраченного достоинства - вот, что все мы упорно добиваемся в этой жизни, что ищем в искусстве. Но нам нужна не просто абы какая победа, "любой ценой". Нам нужно то, что таилось во всех победах России - чувство нравственного перевеса.

Ежегодно на 9 мая мы слышим и видим тех, с кем совсем не хотелось бы делить ту Великую Победу наших предков, которая придает нам силы и сегодня, которая служит постоянным укором всем нам. Выясняется, что "одна на всех" победа нам не нужна! Слишком много воды утекло, отнюдь не со всеми сегодня хочется "побеждать", стоя статистами на митингах, или слушая бесконечные самовосхваления по телевизору.

Не правда ли, господа, мы все на сегодня - ронины! Разве я не такой же ронин, выживающий, благодаря умению пилить дрова или прятаться в канаве? Но и вы... чего греха таить? Мы же давно бросили с вами читать возвышающие душу стишки и писать восторженные рецензии по поводу новой прозы... Да уж и сколько ее не было-то - той прозы?

Казалось бы... каждый из нас делает для личной победы все... но почему же у нас не возникает этого чувства? И как раз в этот момент извечной тоски ронина по упущенной победе - давайте пересмотрим этот фильм, отдавая себе отчет в том, что он (как всякий предмет искусства) создавался не только для нас, но и о нас.

 

 
©2012 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

Animation

Комментарии (34) на “Семь самураев”

  1. Leo:

    Круто! Всем самураям — смотреть! А уж тем, кто сдал свои позиции, и не может найти выхода — обязательно! Выход есть!

  2. Leo:

    Нет, как все-таки верно. Мы не выходили на бой, все решили без нас, решили бой не принимать, сдать под вой «лишь бы не было войны».

  3. agk:

    Превосходно. Блестящий анализ, точные параллели. Сколько новых граней открылось в этом замечательном произведении гениального Куросавы.
    В этом фильме для меня всегда вершиной была последняя сцена, когда крестьяне сажают рис под флейту и бой барабанов. А когда девушка, только что расставшаяся с любимым навсегда, стиснув зубы, становится в строй и подхватывает песню, это вообще удар молнии.
    Вот так настоящее искусство делает нас выше.

  4. Лично мне в фильме потомственного самурая импонирует наличие непреложных истин по стратегии. Размышляя об элементах выстраивания обороны деревни, ронин говорит: «Защищаться всегда сложнее, чем нападать!»
    Есть у него и другие, проверенные веками и тысячелетиями, замечания по тактике. Они настолько важны, а фильм опять получился огромным, что ради них пришлось с болью расстаться с двумя эпизодами о деревенской старухе, которую самураи тайком подкармливают, как бездомную кошку. Затем ее приводит старик-мельник, чтобы она убила взятого в плен разбойника, отомстив за уничтожение своей семьи.
    Понимаете, нас еще все время заставляют защищаться и оправдываться по самым диким и надуманым поводам! В то время, как люди на государственной службе должны ОТВЕЧАТЬ за происходящее, за свои действия и решения! А читать моральки — это не их стезя! За моральками мы все ходим в церковь, мечеть или синагогу. Если нам очень этого захочется. А не захочется, так и без моралек обойдемся.
    Одно дело — терпеть моральки в детском садике от воспиталки, а совсем другое дело — выслушивать это от воров государственной собственности, никчемной серости, сковывающей 20 лет потенциал страны.
    Вообще-то этим господам надо выбрать: либо получать с нас налоги и подушную подать в ЖКХ, либо заниматься нашим воспитанием. Но уж, простите, и платить им надо, как детсадовским воспиталкам!
    А то вылезает хамье, не научившее себя вести в обществе, даже не потрудившись вытереть засаленую физиономию, — и начинает читать морали ради «защиты достоинства неустановленного круга лиц»! Но как можно защищаться от претензий неустановленного круга лиц? Сегодня у них одни претензии, а назавтра другие!
    Нет, надо черпать уверенность и поддержку в искусстве, а затем просто убирать мешающие жить, абсолютно незаконные и безнравственные «линии обороны».

    Если этих господ так не устраивает наш моральный уровень — им надо указать на дверь! Значит, они знают то общество, которое достойно их душевной красоты. Вот пускай туда и валят!

    • agk:

      Когда наиболее «успешные» чтецы моралей таки отвалят в вожделенное общество, достойное их душевной красоты, они с удивлением обнаружат, с каким омерзением на них будут смотреть хозяева, приказы которых они так рьяно выполняли здесь, разрушая страну. Повезет, если в живых оставят. Ну а наворованное бабло отберут «по-любому».

  5. Потрясающая ассоциация с самураями. Отлично показывает, что у «вождя» должно быть стратегическое видение и системные знания. Остальное уже зависит от того, насколько видение правильное, восприятие ситуации адекватное и «низы» управляемы.

    В этом плане, конечно, все наши «вожди» просто в *опе и шансов на что-то хорошее с ними нет.

  6. slade9:

    Спасибо, было интересно!
    Но все же вопрос о Победе так и остался висеть в воздухе. Когда? Что лично мне для этого нужно сделать?

    • «Когда?» — вам время назначить типа «в шесть часов вечера после войны»?
      Вам не кажется, что в складывающейся ситуации вопрос не только глупый, но и… странный. Если не сказать — провокационный.
      Во-первых, у каждого своя победа, а какую личную победу можете вложить в общий котел вы? У вас все комментарии — едва удерживаются на некой грани. Вы сами-то кого хотите победить? Вначале ведь каждый побеждает себя. А у меня иной раз складывается впечаление, будто вы стремитесь победить… меня. Может, я ошибаюсь, конечно.
      Но в любом случае ваши претензии по поводу нехватки лично у вас в тарелке кусков общей победы — я не приму.

      Надо вообще-то соображать, во что обойдется всему обществу ваша личная победа — и что все общество приобретет, если мне хоть в чем-то удастся одержать победу.
      Вы в состоянии соображать, что ваши претензии на победу — отнюдь не равнозначны моим? Но если вы это в состоянии сообразить, так, наверно, сможете онять, насколько по-хамски требовать от меня, чтоб я, находясь в моем положении, — еще и сопельки вам вытирала. Как же, такой бедненький! Устал от отсутствия чувства победы!

      Вопрос о победах я закрыла первой фразой в самом начале: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти!»
      А заканчивается резюме самурая-ронина: «Путь воина — это путь постоянных потерь!»
      Задумайтесь над этим. Чтоб не понять простую истину слишком поздно.

    • Evdokiya:

      Когда? К 2036 году. Что делать? Сохранить душу и помнить, что «Путь воина – это путь постоянных потерь!»

  7. Вообще у меня, конечно, возникает сложный комплекс чувств по поводу «прямого вопроса» slade9, решившего, я ему тут обязана систему пооперационного контроля написать. Он будто «невзначай перепутал» меня с провокатором Беркемом Атоми, науськивающем всю округу обзаводиться автоматами и мародерствовать, поскольку типа только так и «можно выжить». Там у него — все на блюдечке! и я помню, как дружно его стали «продвигать» те, кто оговаривался о собственной принадлежности к правоохранительным органам и спецслужбам.
    Вот и slade9, удивительным образом «позабыв» обо всем что говорила, а не господин Главный Мародер, вдруг начинает поторапливать, мол, «пора колоться». Но он «забыл», что ко мне весь последний год приставали с подобными уговорами.
    Однако можно хотя бы прочесть коротеньку преамбулу? Коротенькую! С картинками!

    Победа в России невозможна без нравственного перевеса. Кулаки и АК здесь ничего не решат, как уже не решило «мочилово в сортирах» и ковровые бомбардировки.
    А многие вещи произошли лишь по причине, что общество вовремя и однозначно не ответило! Только лишь потому, что обществу в виде русской литературы заткнули рот — в результате НЕ ДАНА НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПРОИСХОДЯЩЕМУ.
    И только, господа! Инициированный должен был ВСЕГО ЛИШЬ сказать «ай-я-яй!» — но он должен был ПРИНЗНАННЫМ на тот момент всем обществом.

    Нет, я обязательно об этом поговорю сама с собой, но вы тоже не молчите.
    Ведь посмотрите, человек явно побывал там, где получал готовые рецепты вплоть до инструкций по обращению с АК. Но он ЗНАЕТ, что у Беркема спрашивать о победе — мимо денег. Он ЗНАЕТ, что такие, как Беркем… могут привести лишь к… НРАВСТВЕННОМУ КРАХУ, к Пирровой победе. Но раз была нужна НАСТОЯЩАЯ ПОБЕДА, так надо было думать раньше — с каких позиций ее можно достичь.

    Ну, и, конечно, о том, что защищаться — всегда сложнее, чем нападать. Ага, поэтому он и нападает. Забывая, что и неграмотные крестьяне с целью защиты выставили самураев. Но ведь никто и не нападает на slade9 — ни с мечом, ни с АК! На него нападают по нравственным критериям, говоря, что теперь очень хорошо и даже здорово — грабить, мародерствовать, лгать, разрушать экономику и «пилить бюджет». При этом ему (чтоб скорей в кутузку замести) — подсовывают автомат.
    А тут, простите, кто-то должен на образах показать, насколько все это отвратительно — и морок начинает рассеиваться. Но ведь при этом надо держать строй, стиснув зубы! Надо набраться терпения и решимости!

    Короче… ни черта вы не сделаете без русской литературы. А все грани победы (личные и общественные) — как и прежде завязаны на вашем нравственном выборе. Выберете себе нечто с ворованной нравственной позицией… отряд не заметит потери бойца. То, что должно свершится — непременно произойдет, только это не будет вашей личной победой.
    Кстати, казалось бы… а ведь это здорово! Кто-то пластается за вас, а вам потом можно будет к чужой победе примазаться, да?.. Но только… не пеняйте потом, что никому не дано повернуть время. Ведь и сегодня многие «белые ленточки» не могут объяснить своего «нравственного прозрения», почему упорно молчали раньше. А это ведь можно объяснить лишь отсутвием — либо мозгов, либо совести, либо и того и другого сразу.

    • slade9:

      Спасибо, Ирина Анатольевна! В конце концов, мой вопрос должен был быть задан, хотя бы для того чтобы получить Ваш столь интересный ответ. Прочитал и стало как-то веселее. Наверное, это называется укрепление морального духа, как в вашем фильме про солдата, не умевшего плавать, но увидевшего возле реки плоты. Все же в Вашем блоге, комментарии зачастую сравнимы по ценности с самой статьей, а однотипные комментарии «потрясающе, великолепно» — мало обогащают ценность живой ткани блога, по-моему мнению.

      • Что такое вообще нравственная оценка? Да это пострашнее любого проклятья будет! Люди дают нравственную оценку — и там неважно, получит человек наказание в зале суда, иди будет вздрагивать от каждого шороха в сумерках. Можно ведь осудить человека с ИНН, паспортными данными, а можно… навечно заклеймить позором то, что у него там заместо души.
        И последнее… будет, пожалуй страшнее. Именно это и демонстрируют всем те господа, которые сунулись ко мне, задумав развал России. В их шикарной «борьбе с экстремизмом» им отчего-то показались совершенно ненужными — вполне официальные защитнички «страдающего Русского народа», задолбавшие всех провокационной истерией и нагнетанием. Они вообще были вынуждены нехотя ими заинтересоваться лишь после наших неоднократных обращений в Генеральную Прокуратуру. Ну, поскольку уж совсем неприлично выглядело то, что они будто бы их «не замечают».
        Нет, самым страшным оказались обычные застольные беседы, как завещал великий Плутарх и учат все остальные любители поболтать на людях лишнего.

        Рушатся вековые бастионы лжи. Именно сейчас, а не при выдаче очередной «свободы» имени воров государевой собственности. Что такое свобода? Прежде всего, это духовная свобода! Это свобода от унизительной необходимости прикидываться в канаве, будто тебя уже нет в живых. А далее там следует много степеней свободы. Лично для меня свобода — в отсутствии необходимости выслушивать очередные моральки от людей, которые получают жалование отнюдь не за морализаторство.

        Нет, я поняла, что вы взвинтились от комментария Татьяны «Потрясающе». Как поняла и то, что вас гнетет нечто такое… мало связанное с «обогащением живой ткани блога».
        Понятно, что люди чувствуют себя не в своей тарелке, когда тут шпики шастают и пытаются прицепиться к любому слову.
        Но Татьяна была четвертой, а пятой — Евдокия. А когда пять человек сообщили «великолепно» и «потрясающе» — они замкнули достаточно сложную эстетическую триаду. Несколько человек поставили «мне нравится» от Фейсбука, несмотря даже на то, что 2 часа надо мое бубнило слушать. Для меня лично «потрясающе!» — что нашлись люди, способные на такое.
        «Волшебная сила искусства» отнюдь не в окультуривании отмороженных субъектов, решивших, что им куда приятнее жить без совести. Нравственная оценка, выставленная таким образом, — тут же дает себя знать… прямо у них внутри. Так, что от любого «потрясающе» начинает подбрасывать.

        А ведь это… отнюдь не конец, это лишь самое начало. И все сразу же попадает туда, откуда никто это не вынет. Пусть хоть как хорохорится и заверяет, что ему ничуть даже не щекотно, но тогда зачем на меня всех натравливать, да?
        И смешно предполагать, кто же победит в результате. Тем, кто все же сомневается, вновь рекомендую воспользоваться советом господина Маркеса из «Сто лет одиночества» — будет весьма полезно повесить себе на стенку памятную записочку «Бог есть!»
        Бог все равно победит в душе каждого. Вопрос опять-таки в том, будет ли это вашей личной победой? Что же останется в душе после такой победы? А у некоторых ведь вообще могут остаться одни головешки.

        • Natachka 80:

          «Лично для меня свобода — в отсутствии необходимости выслушивать очередные моральки от людей, которые получают жалование отнюдь не за морализаторство».

          Здорово!!! Я как то толком и не осознавала, что же меня так коробит-то, когда слышу выступления с высоких и не очень трибун…Конечно — ну кто бы учил меня жить!!! А мне сразу по губам:

          «Молчи, дура, неудачница. Пиши что прикажут в своей убогой деревенской газетенке, и не смей и думать пищать супротив сих великих людей. Когда станешь наравне с ними, тогда и получишь право на слово!»

          Ну и молчу я … не пищу… не смею.. Во блин, осознание пришло.

          • agk:

            Да, это поразительная особенность дедюховских текстов — что-то вдруг щелкает в мозгу , и появляется ясность и простота.

  8. Nar:

    Мне этот фильм тоже понравился, но как-то спокойнее чем два предыдущих. Привык что-ли? Опять даёт пищу для души … Не возникает вопрос: что же делать дальше — «душа обязана трудиться».
    Тут недавно говорилось, что в настоящем искусстве нет прямых моралек — фильмы так и сделаны, на образах и непрямых коментариях. Образы — «сразу же попадают туда, откуда никто это не вынет» , а дальше работа души, а если не соответствуют тому что есть в наличии — то скрести будет, пока не усвоишь.

  9. А мне вообще иногда хочется сказать прямым текстом: «Не туда смотрите! Не теми интересуетесь!» И при этом вовсе не себя подсовывать, а постараться обратить внимание каждого, какой уникальный инструмент дан каждому свыше! Собственная душа!
    Не ценить ее — все равно, что плевать на Образ Божий!

    Сейчас многие протестующие, всякие «белые ленточки» и «парнасы» испытывают то же самое разочарование и душевную опустошенность, что и крестьяне, кормившие рисом и напоившие саке — уличного хулигана, решив, будто это и есть нужный им самурай. Все они с горечью говорят, что нет у них вождя и проч. Они пребывают в заблуждениях, в кольцевых стереотипах.
    Самураем в информационной войне является вовсе не крикун с митингов, не «партийный лидер», им является… инициированный писатель.
    А я постоянно вам пеняла, что вы не тех кормите! А разве я не показала за прошедший год, что могу отбить нашу деревню и противостоять всему миру — в самом небоевом с виду состоянии?.. Ну, и кто на это способен?
    Быкова или Акунина и пугать не надо — мы уже видим, как Быков всех начал уговаривать «прислушаться к Путину», будто все его мало слушали ежедневно с утра до вечера в течение 14 лет. А Быков чего-то еще не дослушал. Хотя именно он, а не я, писал, как всех рвет от Путина.

    Отсутствие настоящих «лидеров», «вождей» — каждый ощущает в реальной жизни и без митингов. На каждом посту висят гроздья серых никчемных субъектов, на которых рассчитывать не приходится ни в чем. В другое время они бы постыдились вылезать на общую сцену с подобным «интеллектуальным запасом», но у нас долгое время разного рода «коллективами» и «авангардами» принижалась человеческая личность. У нас 70 лет утверждалось, что «ум, честь и совесть эпохи» находится вне конкретных хомо сапиенс, — а снаружи, в своре партийных начетчиков. И сейчас видно, сколько в них чести и совести скопилось на самом деле. Но это означает, что каждый день, без всяких митингов — каждый должен дать локальный бой серости, заставить считаться с собой. Без расставленных большой прозой нравственных аспектов — это НЕВОЗМОЖНО!

    А кто с этим пойдет? Быков или Акунин? Простите, они очень хорошо понимают, что в таком случае надо быть не просто самураем, а камикадзе. Ну, или ронином.

    Но как только люди начинают немножко задумывать о насущном, о том, как им протянуть до нового урожая — так им подсовываются ложные кумиры. Вот ведь у нас какой отчаяный самурай Ходорковский! Как ведь он за бабло сражаться умеет!

    Или… вдруг с НТВ начинают на жалость давить:

    «Кстати, вчера по НТВ неожиданно прервали передачу «Заграница нам поможет». Интересный факт.»

    Нет, то, что происходит в ящике — давно никому неинтересно. Мне всегда было намного интереснее, что при этом происходит в душе конкретного человека. НТВ давно и прочно стал желтым каналом, они там, конечно, «страдают», но зарплату получают регулярно и без протестов. То, как они у меня в блоге вышаривают «острые темы», показывает, что зря они ждут «свободы слова» — их собственные слова давно никому не нужны. Даже тем, кто платит им зарплату.

    Вообще слово, мысль — они интересны той подспудной душевной работой, дающей слову огромную творческую силу. Искусство вообще легко разделяется на кич и настоящее именно по тому, как меняется жизнь вокруг. А ведь у нас все то, что подсоваывается вместо искусства — сегодня лишь закрепляет стереотипы, а сложившемуся ненормальному порядку вещей вместо Фауста с готовностью шепелявит: «Остановись мгновенье! Нам и тут хорошо!»

    • Nar:

      По первому абзацу этого поста всплыл переиначенный призыв: «спасайте свои души…». Обычно местами считается, что только на склоне лет актуален тезис: «пора подумать о душе». Сейчас не так.
      Казалось бы — личное дело каждого. Однако здесь не так… Здесь получается что есть кто думает и делает иначе.

      Чтение последних двух ваших постов закончилось появлением чего-то типа тихой радости, вплоть до ‘отклика тела’ в виде улыбки на лице. Отклик(?) на свет … истины.

      Вот в предыдущем посте сразу врезалось:

      «Что такое вообще нравственная оценка? Да это пострашнее любого проклятья будет! «

      Раньше много было про нравственную оценку, но сейчас как-то глубоко воспринялось, кратко в самую суть.

      «…их собственные слова давно никому не нужны.»

      Похоже, что собственных слов у них уже нету, как у зомби.

  10. 4EPTUAKA:

    смотрел сие действо на ночь глядя.
    как раз уже было 1е.

    как закачал и запустил… так и понял что попал и серьезно.
    думал..
    -ща чуток гляну, завтра досмотрю, уже позно на работу рано вставать.
    ага.. щаззз.
    пока недосмотрел полностью не отпустило.
    максимум небольшие перерывы на перекур, и бегом бегом, смотреть обратно.
    ..
    в общем зацепило неподетски.
    мыслю… этот фильм знаковый во многих отношениях.
    и сам по себе, и как фактор перехода монтажа на новый качественный уровень.
    все мысли о каких либо шерховатостях на уровне сборки видео и обработки звука…
    потерялись и находится нехотять напрочь. ,).
    как то в процессе просмотра было недоних.
    а запускать по новой, баюся..
    очень уж крепкая весчь получилась.
    как нить попозже пожалуй.
    надо осмыслить все что навалилось.

    большое спасибо за этот шедевр.
    цепляет, вставляет, доганяет и разрывает.

  11. Antik:

    Спасибо за самураев. Каким адреналином накачан фильм. Когда самураи стоят перед могилами и спрашивают, что что же осталось нам? Они ведь все-таки получили что-то. Что они получили? Свободу?

    • Leo:

      Да, интересный вопрос :) На него однозначного ответа, конечно, нет. Подумал, что так же интересно было бы понять, что они хотели получить :) Миску риса и кров получили, по крайней мере. :)
      Но если они отдали куда больше — некоторые и жизни отдали, то, возможно, им не так было важно получить, как отдать? :)

    • Они сохранили свою честь. Для чего вообще нужна победа? Чтобы сохранить свою честь.
      Это лесным бандитам победа нужна, чтобы измываться над людьми и набить себе карманы чужим добром.
      А самураи слишком долго прятались в канаве и спасались бегством. Неужели вы думаете, что их так прельстила жалкая трапеза крестьян и их непритязательный быт?

      …я весь год наблюдала, как реагировали мужчины, работники этих наших, казалось бы, весьма самурайских прослоек общества — на очень легкое служебное задание в отношении моего «экстремизма». Все они были молодыми, полными сил. И каждый раз на кон выставлялась их будущая карьера, ложно понимаемая честь.
      К тому же им и самим было забавно, что такие мощные карательные органы используются вовсе не для действительной защиты гражданских прав населения, где они могли бы столкнуться с разными рискованными ситуациями, опасными для жизни. Здесь им предстояло… ну, то, что вообще-то нормальный мужчина считает обычно… ниже своего достоинства. Но почему бы нет, верно?
      Те, кто мог отказаться — однозначно отказывались. Я хорошо понимала, что против меня вышли такие, кто уже не мог себе позволить отказаться участвовать во всех подобных «следственных мероприятиях».

      Но мне все это тоже было очень интересно! Масса мелочей, которые можно ощутить лишь в такой ситуации! К примеру, они не могли смотреть мне в глаза. Никто! Понимая, что все мы в данной ситуации лишь статисты, я имела редкую возможность наблюдать, как человек ломает себя… вполне самостоятельно. Это было захватывающе смотреть, как поначалу человек, уверенный, что ему придется «всего лишь» ломать меня, вдруг осознает, что это он сейчас будет делать отнюдь не со мной, а с самим собой, причем, при жадном любопытстве с моей стороны. Я же писатель! Когда я еще смогу вживую наблюдать такое действо! Мне бы пришлось это фантазировать, попутно проделывая мысленно такое над собой, — а тут все как на ладошке. Какое там харакири! Вы не представляете, что может проделать с собой человек, отступивший от правил приличий, от собственной чести.
      Именно тогда я поняла, что чужое достоинство можно защитить, лишь сохранив свое собственное. И наоборот.

      Так вот каждый в определенный момент понимал, что же такое он в результате сделал с собой, по собственному желанию лишая себя чести прямо при мне. Понимая, что с моей стороны не может рассчитывать и на толику сочувствия к его «мильону терзаний». Хотя все они были взрослые люди, все изначально знали, на что шли.
      Признаюсь, я с огромным интересом впитывала в себя этот момент, когда до них самих доходило… с чем же они выходят из этой своей «победы». До каждого момент истины доходил по-своему. Тем более захватывающе было наблюдать, кто и как из них реагировал на явную утрату чести, мужского достоинства, каких-то элементарных профессиональных принципов. Они это осознавали прямо при мне, глядя в сторонку. Класс!

      Честно говоря, я считала их… бесчувственными и уже лишившимися каких-либо принципов задолго до меня. Оказывается, многим еще было что терять… Конечно, им было, что терять, поэтому они и пошли на это. Но они не предполагали, каково будет терять то, что они никогда в себе не ценили.
      О, это не понять прямым текстом! Но это было нечто вроде ритуального самоубийства прямо у тебя на глазах. Некоторые держались, а иные считали, будто я — «во всем виновата». И мы так же расходились — как эти крестьяне с самураями.

      • Antik:

        Нет, не быт конечно. При этом получили даже те, кто умер. Равновесие-то соблюдается.

      • Antik:

        Всегда в таких фильмах хочется знать что было потом. Вот на следуюший день. Куда они пошли, о чем говорили. Как стучал тяжелый дождь по крыше где они обедали и все было сыро, а им было некуда идти. Пока некуда.
        В реальной жизни не бывает конца, что бы раз и все закончилось. И всегда наступает завтра. Как бы хорошо не было вчера. И это завтра требует все начинать с начала.

    • Nar:

      Кое-что проклюнулось в связи с вышим вопросом: «Что они получили? Свободу?».
      Но пока собирался написать, практически опоздал после ogurcova: 5 февраля 2012 в 10:18.
      Как вам такая версия(вопрос риторический)…
      Им представилась возможность действовать в направлении спасении своих душ, и они сделали свой выбор, и наверное были внутренне готовы к этому. Ведь лучше всего это получается в реальных действиях по жизни.
      В том числе и те, кто погиб. Допускали или знали, что даже это не вечер.
      Большую свободу — получили в том числе — чем чище душа тем больше настоящей свободы.

  12. Antik:

    И для тех винтиков, что издевались над вами, тоже наступит завтра. Но не хотел бы я сидеть с ними в одной придорожной забегаловки ислушать их дождь. Он у них будет до гулкости пустым. По-настояшему.

    • Это вообще очень интересная человеческая история. Просто какая-то иллюстрация к закону сохранения массы.
      Бандиты и не сомневаются, что крестьянам деться абсолютно некуда, никто не придет к ним на помощь, никто не защитит. Их не нужно охранять, строить ГУЛАГи, у них и так ГУЛАГ под открытым небом. Надо лишь немного подождать, когда они соберут урожай проса.
      И у крестьян основная «рабочая версия» — утрата чести и достоинства. Уверена, что все они там неграмотные, это про них можно с легкостью сказать, как нынче говорят про нас: «Народ у нас — дебил! Россия — заповедник идиотов!»
      Лежат кверху попой и рыдают… самое время сказать нечто по случаю, что сегодня приходится выслушивать нам.
      И вдруг это «скопище идиотов» решает… нет, они вовсе не помышляют о «революциях», они решают дать отпор бандитам, они решают сохранить свою честь. Уверена, что они стараются с такими намерениями особо не светиться, ведь их там тоже могли обвинить в «экстремизме», в нетолерантности. Ясно, что у бандитов была национальность, диаспоры и редкостное чувство собственного достоинства. А в такие моменты всем выгоднее подумать о достоинстве уголовников, нежели обычных законопослушных граждан, за чей счет кормишься. Чтобы лишний раз не смотреть этим гражданам в глаза.

      Но здесь ситуация… блин, как во всем известном примере соединяющихся сосудов. Физика, 6-й класс.
      Такие вещи как честь и достоинство — нельзя потрогать руками, а их зримые проявления бывают весьма ошибочными. Первый самурай, набросившийся на крестьян как бы из чувства достоинства — оказывается придорожным пьяницей, окончательно утратившим честь.
      Интересно и то, что понятия о чести и достоинстве — ВНЕкастовые, общечеловеческие. Ведь честь самурая — и для крестьян и для самих самураев — означает одно и то же. Хотя мы видим время, когда даже бандиты отказывают крестьянам в чести и достоинстве. Прямо все, как у нас!
      Выясняется, что честь и достоинство проявляются лишь в сравнении и по отношении к чему-то. Мы видим горделиво шествующих самураев. Но много ли в них чести, если они проходят мимо запредельной человеческой трагедии?.. Если такое происходит при них, полных сил и вооруженных до зубов — так кому же нужна их жалкая «честь»?
      При них три бугая могут избивать беззащитную девочку в детском лагере, а их предводитель будет заявлять, что это сама девочка виновата, т.к. она проявляла «желания, несвойственные ее возрасту». Но ни сами бугаи, ни предводитель, ни те, кто грудью встанет на их защиту — не понимают, что честь и достоинство можно потерять лишь один раз.

      Разве самураи не могли отнять у крестьян все, что им нужно? Они не только это делали, мы в фильме видим этому подтверждение. На сходке мы слышим фразу, которую все пропускают мимо ушей: «Ты же убиваешь самураев! Почему не бандитов?»
      Интересно, правда? Так ведь и среди бандитов — немало самураев! Самураи соображают, как бы они напали на деревню — и не ошибаются в действиях противоборствующей стороны. Против них выступают такие же самураи! Они наворуют проса, потом уедут на Мальдивы и будут на пляже корчить из себя аристократов крови.

      А крестьянам достаются самураи, которые колят дрова старикам, останавливаются полюбоваться на игру маленьких оборванцев на улице, спасают младенца… т.е. полностью утратили честь и достоинство с точки зрения их официльной версии.
      Но и у нас ограбить ближнего, разрушить государство, уничтожить градообразующее предприятие, оставить после себя гуманитарную катастрофу, а после рассуждать о «невиданном подъеме экономики» — сопряжено с запредельным чествованием таких… гм… граждан. Им нынче памятники ставят, о них ежедневно рассуждают, что ведь без них мир рухнет! Все только на таких и держится, хотя за 20 лет они не собрали и чашки риса.

      Самураи соглашаются, поскольку это — ВЗАИМОВЫГОДНОЕ предложение, несмотря на его дикость. Они помогают сохранить крестьянам честь, но и те дают им шанс сохранить собственное достоинство!
      Много ли надо чести и достоинства, чтоб стоять кверху попой по колено в грязи с пьявками и мошками под бой барабанов? Но самураи видят, что эти люди выпрямились. И непонятно, чья жизненная задача сложнее. Вообще даже непонятно, кто же из них бОльший самурай по жизни… Ведь что-то там орет и машет руками, как крыльями, — человек, чью личную трагедию мы наблюдаем в фильме. Его жена, которую бандиты увели с собой, как раз и совершила то самоубийство, о котором хотел рассказать Куросава. Она бросилась в огонь. А это будет пострашнее любого харакири.

      Я тут глубокомысленно намекаю, что самурай-то я куда лучше Быкова и Акунина. Но ведь и мне сохранить честь и достоинство помогли отнюдь не правоохранительные органы, неплохо кушающие на мои налоги. И понятно, что мы бы сейчас не размышляли о пути воинских потерь, если бы мне не сунули пару чашек риса. Так кто же из нас — самурай?..
      Уж во всяком случае не тот, кто может обвинить девочку в том, что ее избили три бугая. И не тот, кто может ворваться в чужую деревню, защищая достоинство «неустановленного круга лиц», якобы предотвращая некие гипотетические преступления, которые пока не совершились, но имеют мизерную вероятность совершиться.

      Что думать о тех, для кого честь и достоинство ближнего — не стоят и чашки риса? Выбор каждый делает сам! И до некоторых лишь после утраты собственного достоинства доходит, что проявить его можно лишь в отношении достоинства конкретного человека. И тут-то ни одному самураю пенять нечего, будто он чего-то не понимал! Речь шла о защите достоинства женщины, чего-то сказавшей по поводу публичного издевательства над ребенком. Но они предполагали, что ведь «все одним миром мазаны»! Они всех рассудили по себе. Они решили, что смогут доказать мои уголовные мотивации, ни разу не выступив против явных уголовных мотиваций граждан, наносящих огромный ущерб государственному строю, из-за которых нынче говорят, что «вся Россия на коленях», «когда Россия поднимется с колен».
      Но они и обо всех нас подумали, что все мы кинемся спасать свою шкуру. Даже предвкушали, как я буду валяться в пыли и уммолять о капле жалости. Ага, будто я не смотрела фильм «Семь самураев» и уже не была вынуждена вытерпеть всякое за сохранение толики предыдущих урожаев.
      Вот после и выясняется, что чести и достоинства в окружающих отнюдь не становится меньше со сменой «общественной формации» и утратой части урожаев. Как гритца, обшиблись маненько. Но честь они утратили сами, вполне добровольно, тщательно просчитав все варианты. Решив, что «так бы поступил любой на моем месте».

      • slade9:

        Спасибо! Почему-то ваше печатное Слово воспринимается мной лучше, чем в формате кино.

      • agk:

        Вот это силища. На этом фоне любые комментарии меркнут. Остается трепетать от восторга. До печенок пробирает.

        А вот теперь я задумываюсь о серых людишеах, читающих это по долгу службы, возможно планирующих новые операции против экстремистки Дедюховой с новым масштабным финансированием. Они-то какие эмоции испытывают?

        Жалкие, пропащие люди. Неужели так дорога иудина пайка, что за нее можно себя самого растоптать НАВСЕГДА?

  13. svetl35:

    Когда-то смотрела этот фильм про «таких» самураев.Остался в памяти, но из-за некой его театральности не смогла почувствовать главного смысла.А с комментариями, честное слово, просто прошибает.Нам сейчас предлагают «стабильность», видимо, взамен на наше чувство собственного достоинства.По-моему у нынешней властной верхушки его нет, этого чувства достоинства.Разве оно может быть у тех, кто постоянно лжёт сознательно.А нам оно поможет победить.Много мыслей в голове и чувств в душе(не только благодаря прочитанному здесь, но и в том числе), опасаюсь изложить неудачно.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2018 (53)
  • 2017 (87)
  • 2016 (103)
  • 2015 (90)
  • 2014 (67)
  • 2013 (68)
  • 2012 (71)
  • 2011 (71)
  • 2010 (90)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация