Возвращение Дон Жуана
По сложившейся исторической традиции принято - упрекать одних дам в излишней склонности... гм... к мужской порочности. В последнее время на женскую "неразборчивость" делаются и политические расчеты на самом высоком уровне. В общественной провокации с «Pussy Riot» вполне проглядывает этот расчет на женскую "глупость", предполагаемую женскую "склонность" к шокирующим поступкам, к тяге выставлять напоказ какие-то интимные аспекты своего бытия.
А ничто так не "разоблачает" женщин, как их особая любовь вовсе не к девкам в лыжных шапках на физиономии, а к... Дон Жуану, чье имя стало нарицательным по причине крайне отвратительного поведения с дамами. Однако странно, что, несмотря на дурную славу, образ Дон Жуана тревожил... отнюдь не только женское воображение. Дон Жуан возвращался не раз, обогащенный новыми талантами и посвежевшим, - исключительно благодаря... стараниям мужчин.
В каждой эпохе этот образ при всей его "историчности", испанской самобытности, - становился именно там, где накапливались некоторые... гм... неразрешимые противоречия в отношениях мужчины и женщины. Он будто придавал новое дыхание вечной истории , в результате которой мы все появились на свет.
Дон Жуан никогда не отвечал на философские вопросы о том, что же толкает мужчину и женщину в объятия друг друга. Именно он, ветренный любовник, разбивший множество женских сердец, изначально был не в состоянии ответить на этот вопрос. В самой легенде не дается ответа на вопрос, отчего же Дон Жуан сразу терял интерес к женщине, как только понимал, что сумел разжечь ее сердце. Попытки кратких пояснений начинаются на уровне обычных идиотских моралей о женском легкомыслии - и заканчивается поговорками вроде "Подлецу - все к лицу!"
А поскольку Дон Жуан всегда возрождался и возвращался почти исключительно стараниями мужчин, то секрет необычайного успеха и обаяния этого образа - никак не раскрывался, а принимался как данность.
Или... расплывчато объяснялся на уровне героев эпистолярного романа «Опасные связи» французского генерала Шодерло де Лакло: "Это выше моих сил!". Интересно, один из лучших французских романов XVIII века увидел свет в 1782 году - накануне кровавых событий Великой французской революции (1789—1794 гг.), закончившейся в литературе натурализмом и животным попранием любой "романтики" в отношениях между мужчиной и женщиной в твореньях маркиза де Сада.
Особые трансформации этот образ подвергся в России, существуя как бы в параллельном измерении. Ведь даже большевики при нагло навязываемых образах "угнетенных женщин", забитых и малограмотных, которых можно и "обобществить", предложить браки на пару часов, - ничего не смогли сделать с общественной моралью, выставлявшей барьеры распутному "донжуанству": "Мужик на бабу идет - города отдает! А взявши, так и деревеньки жалко!" Причем в некоторых регионах эта до сих пор используемая народная мудрость говорит не о "деревеньке", а о "погосте".
Жалкого потрепанного временем Дон Жуана мы видим на полотне Ильи Репина, который вдруг обращается к этому образу - в момент назревающего общественного перелома, причем, его Дон Жукан, подкарауливает Донну Анну вовсе не в церкви, как у Пушкина, а на кладбище, на том самом погосте, который пожалеет потом для соблазненной им женщины. И можно прислушаться, как же звучит это слово "погост" на русском, сразу напоминая нам, что все мы здесь - гости, погостим, да и отправимся восвояси... И важно, с какой памятью о себе ляжем на погост...
Но разве Репин изобразил Севилью? Может, конечно, наш прославленный мастер именно исторического полотна и придерживается каких-то канонов, но сама используемая палитра подсказывает нам, что Донна Анна и Дон Жуан встретились под пронизывающим ветром где-то на кладбище возле Санкт-Петербурга. Да и статуя Командора подозрительно напоминает мраморные обелиски времен Первой мировой войны. Почему-то сразу возникают странные мысли, а пережили ли герои картины Гражданскую? И мы понимаем, что, скорее всего, Дон Жуана в ЧК замели в 19-м году...
В "русских" Дон Жуанах важен каждый штрих, каждая "мелочь", вполне отражающая истинные причины очередного возвращения пламенного севильца в Россию. И нигде, кроме России, не проходит такой разительной грани между очередной беспомощной попыткой возрождения Дон Жуана - и натиском грубого хамского, явно наносного "эротизма" очередного общественного потрясения. Нигде так отчетливо не проявляется попытка обшманать мертвого дамского угодника, наскоро напялив на себя его плащ, стянув сапоги с охладевшего трупа.
И, пожалуй, нигде больше гибели Дон Жуана не посвящался такой пронзительный и горький поэтический цикл, как "Дон Жуан" Марины Ивановны Цветаевой.
На заре морозной Под шестой березой За углом у церкви Ждите, Дон-Жуан! Но, увы, клянусь вам Женихом и жизнью, Что в моей отчизне Негде целовать! Нет у нас фонтанов, И замерз колодец, А у богородиц - Строгие глаза. И чтобы не слышать Пустяков - красоткам, Есть у нас презвонкий Колокольный звон. Так вот и жила бы, Да боюсь - состарюсь, Да и вам, красавец, Край мой не к лицу. Ах, в дохе медвежьей И узнать вас трудно, Если бы не губы Ваши, Дон-Жуан! 19 февраля 1917
Только в России можно написать: "Уложили Дон Жуана в снежную постель".
И все-таки, этот неунывающий субъект так и норовит очнуться и вновь ткнуться влажными губами в женскую ладошку, с легкостью преодолевая какие-то слабые упреки и возражения... нисколько не сомневаясь, что его возрождение ожидалоось с неугасающим за века интересом.
* * *
Дон Жуан (дон Хуан) — лицо историческое. В хрониках и списках рыцарей ордена Подвязки упоминался некто дон Жуан Тенорио, придворный кастильского короля Педро Жестокого (XIV в.). Он принадлежал к 24-м самым знатным семьям Севильи, являясь младшим сыном адмирала Алонзо Тенорио, который погиб в бою с маврами в морском сражении близ Трафальгара, сжимая в одной руке меч, а в другой — знамя.
По преданию, дон Жуан, человек испорченных нравов и непостоянный в любви, убил однажды на поединке командора ордена Гонсалеса де Ульоа, защищавшего честь своей дочери; тогда монахи-францисканцы заманили дон Жуана в монастырь и убили. Чтобы скрыть убийство, распространили слух о том, будто дон Жуан был низвергнут в ад оскорблённой им статуей.
Испанский литературовед Рамон Менендес Пидаль указывает в своей работе «Об источниках «Каменного гостя», что у многих народов существуют сходные предания о мести оскорблённых мертвецов. В Испании, например, пели романс (народную песню) о том, как юноша схватил каменную статую за бороду и пригласил её на ужин, и только чудо спасло его от гибели.
Смелые любовные и дуэльные похождения дон Хуана Тенорио в реальности оставались безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, короля Кастилии Педро I (1350—1369), вошедшего в историю как Педро Жестокий.
Этот монарх родился 30 августа 1334 года в Бургосе. Его отец Альфонсо XI был настолько увлечён любовницей Леонорой Нуньес де Гусман, от которой имел девятерых сыновей и дочь, что полностью возложил воспитание сына на свою жену, Марию Португальскую. В результате этого в юности Педро находился под сильным влиянием матери, вместе с которой жил в крепости Севильи, и её фаворита Хуана Альфонсо де Альбукерке.
26 марта 1350 года Альфонсо XI умер от чумы во время осады Гибралтара, и Педро в возрасте шестнадцати лет вступил на престол. Начало его царствования было омрачено противостоянием с инфантами Арагона и бастардами покойного отца, которые обладали богатством и высокими титулами — например, один из внебрачных сыновей, Энрике, носил титул графа Трастамарского, а другой, Фадрике, являлся магистром ордена Св. Иакова (Сантьяго).
Сразу после коронации Педро по просьбе матери отомстил любовнице отца, арестовав Леонору де Гусман, а затем казнив её в Талавера-де-ла-Рейне. Дон Жуан, по-прежнему остававшийся его другом, был возведен в звание обер-келлермейстера. Чума шла по пятам и сопровождала все царствование этого короля. Первоначально Педро Жестокий обручился с Джоанной Плантагенет, дочерью Эдуарда III, короля Англии. Но Джоанна умерла от чумы на пути в Кастилию 2 сентября 1348 года.
Став королём, он сильно увлекся шестнадцатилетней дочерью кастильского гранда Марией де Падильей. Однако 3 июня 1353 года Педро Жестокий заключает политический брак с Бланкой Бурбонской, дочерью французского герцога Пьера де Бурбона. Через три дня после свадьбы Педро, заточив Бланку под неусыпным надзором стражи в крепости Аревало, покинул дворец в Вальядолиде и воссоединился со своей возлюбленной Марией в замке Монтальван. Об этом периоде борьбы за корону Кастилии можно с наслаждением почитать в романе "Бастард де Молеон" Александра Дюма.
Сама историческая подоплека легенды о Дон Жуане давала образ жестокого насилия над женским стремлением любить и быть любимой. Легенда возникла при взламывании вековых устоев куртуазного общения между мужчиной и женщиной и отношения к любви - как торжеству жизни. Европа погружалась в хаос и смерть, вера в любовь угасала. Удивительно, что сам смысл легенды получился иным: Дон Жуан превратился не в искателя похотливых утех и новых острых ощущений, каким и был в действительности, по легенде он становится вечным странником той Любви, которая навсегда покинула Севилью при Педро Жестоком вместе с эпохой менестрелей и трубадуров.
Неудивительно, что в литературе образ Дон Жуана появился лишь через 300 лет, когда "исторические аналогии" были основательно позабыты. В 1630 году появилась пьеса испанского драматурга Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость». Дерзкий нарушитель моральных и религиозных норм Дон Жуан изображен обаятельным "озорником", а не циничным сердцеедом. Он не знает ни страха, ни раскаяния и бросает вызов самой смерти. С ним, после надоевшего засилья церковной морали и догм о греховности всего земного, после векового отношения к женщине, как "сосуду греха", вдруг проявляется сам дух народа. А Дон Жуан будто старается отлюбить всех женщин подряд за все то время, пока их слишком мало любили по-настоящему.
С XVII века до наших дней появилось множество литературных, театральных и музыкальных произведений о дон Жуане, по-разному освещавших его образ. На его фоне рельефно выступает образ донны Анны. В ранней версии легенды она - дочь командора. В её сердце происходит борьба между чувством и долгом, который, по старым понятиям о чести, обязывал её мстить дон Жуану. Поэтому уже в более поздних произведениях донна Анна становится женой командора.
На тему легенды о дон Жуане писали Мольер (комедия «Дон Жуан, или Каменный пир», 1665), Байрон (сатирическая поэма «Дон Жуан», 1819–1820) и многие другие. Заметим, все они находили отчего-то комический и даже сатирический аспект грехов его тяжких. Вместо чумы над человечеством нависала куда большая опасность... венерических заболеваний. Нда, какие времена - такие нравы.
Мужчины имеют замечательное свойство - умение от души посмеяться над собой! Как жаль, что иногда они забывают об этом милом качестве, которое приносит им столько обаяния, делает женщину совершенно беззащитной, рушит все тщательно выстроенные западни и замковые рвы.
Дон Жуан появлялся в литературе под разными обличьями. И разве без этой легенды о вечном любовнике мы поймем столь любимую в России "Собаку на сене" Лопе де Вега, где прототип донны Анны решает изобразить из себя... Дон Жуана да еще и самое статую Командора в одном лице? Разве это не смешно, когда так нелепо нарушаются любовные амплуа?
Вот и умудренная жизнью дуэнья лукаво напевает героине, куда с большей страстью, чем легендарная донна Анна разрывающейся между честью и поразившей ее любовью... к совершенно недостойному ее "предмету" воздыханий: "Ах, если б можно, если б можно было... чтоб сердце самовольно разлюбило..."
А что же исполняет при этом тот, кого взбунтовавшаяся честь вдовы заставляет забыть навсегда? Еще и разбив ему в кровь физиономию личности напоследок! О, он в этот момент испытывает типичнейшие донжуанские терзания, томным взглядом подтверждая, что подобное любовное непостоянство, из пламени в холодный мрак, - по плечу только настоящему мужчине. То город отдаем, а то и погоста многовато будет.
Накануне огромных перемен в Европе вечную жизнь Дон Жуану в музыке дал Моцарт, шестилетним ребенком пристававший к австрийской принцессе Марии-Антуанетте с просьбами выйти за него замуж, как только он подрастет.
Как он плакал и отчаивался, зная, что никто больше не будет любить его с такой нежностью. Конечно, не его самого, а его музыку, твердо веря, что мир за стенами, где она звучит, - непоколебим и неизменен. В опере «Дон Жуан» (1787), написанной им на либретто итальянского драматурга Лоренцо да Понте, Дон Жуан противостоит натиску гранитного холода смерти - своим страстным желанием жить и любить.
Продолжение следует...
Читать по теме:
- Возвращение Дон Жуана
- Возвращение Дон Жуана (продолжение)
- Возвращение Дон Жуана (ХIХ век)
- Возвращение Дон Жуана (ХХ век)
- Возвращение Дон Жуана (окончание)
©2012 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Да, дождешься от них самоиронии (наболело)! Может с возрастом(с надеждой в голосе)?
Нет, мы скрупулезно проведем исследование (торопиться некуда), выявим причины… утраты энтого самого, сменим постель (условия) — и, полагаю, приведем все в норму. Дон Жуан — это настолько неуничтожимый персонаж, что он непременно воспрянет из своей «снежной постели». Мы выстроим регрессионное уравнение, встанем в точке экстремума — и у Дон Жуана просто не останется другого выхода!
А мне кажется что Дон Жуан был не слишком привержен самоиронии, больше некоторому подобию искренних чувств, пробуждаемых страстью вызванной женскими добродетелями и прелестями.
Да возможности проявить самоиронию после запрета сеточки с ботфортами и прозрачного нижнего белья значительно сузились. Но нам не привыкать. Ничего не сказано о том, какой ирокез можно оставлять на макушке и об уголовном преследовании за частичное сбривание щетины квадратно-гнездовым способом. Так что остаются возможности для творческих экспериментов.
Предупреждаю, изыски по вариативному бритью могут быть негативно восприняты дамами, исключительно по прозаическим причинам. В случае непосредственного соприкосновения с кожей эффект близок к воздействию наждачной бумагой … Дерматит обеспечен …
Да-а-а, парень попал … :-)
И в современном взгляде на личность Жуана авторы не смогли обойтись без приметы времени — психологического тренда.
Между тем дамам всегда стоит вглядываться в мужчин с интересом, задумавшись, а не скрыт ли и в них этот самый «обаятельный озорник»?
Забыла отметить, что под современностью имеется ввиду 1995 год и фильм «Дон Жуан де Марко». А погорячилась таким образом, видимо, от впечатлительности.
Вот им я как раз хотела продолжить. И не только им, конечно.
А так как вы умеете никто и не сможет продолжить!
Честно говоря, не ожидал такой темы и такого поворота сюжета. Чувствую, что интерес мой к женщинам вырос в геометрической прогрессии. Возможно в выходные не удержусь и стану Дон Жуаном. Хищно присматриваюсь к розовым штанам, в которых россиянам разрешили гулять по воскресеньям. Женьщины держитесь: «Иду на вы»!
Я Вас уже боюсь …
Очень долго втыкал начет самоиронии, типа…
-что бы это значило???
В итоге собралось.
…
Черезмерно серьезная фокусировка на какой либо из граней,
чревата нездоровым фанатизмом.
Если не забывать о здоровом скепсисе, и о том что грань воспринимает всего лишь доступную ей проэкцию, являсь в некотором роде проэкцией сама.
Это позволит избежать искажений в восприятии, повысит его эффективность.
И так же повысит эффективность при действиях через эту грань.
Хорошее объяснение. Запомнилось из когда-то читанного что энта вещь считается в некотором роде базисной для адекватного развития сознания, в частности у Кастанеды в виде понятия «быть симпатичным», местами несерьёзным в первую очередь по отношению к себе.