Гамлетовский вопрос. Часть II
А поскольку уже прозвучало, что монолог Гамлета - это прямой диалог с идиотским моралите Кальдерона "Жизнь как сон", сразу напомним и испанскую пословицу, которую попытался визуализировать Кальдерон. Мы ее хорошо знаем по страшной картинке Гойи. А может и не знаем, а может и забыли, но будем вспоминать...
И первое, что вываливается по ассоциации - вопль Александра Градского "Я - Гойя!" с таким некотороым удивлением... Он ведь помер не так давно (это только кажется, что он помер черти когда, а на самом деле сравнительно недавно). И там тоже попытались поскрипеть мозгами и как бы показать, как много он для нас значил. Ну, может и значил, конечно, но ведь не так много, как доказывают на похоронах, да? Однако никто из превозносящих достижения покойного при жизни отчего-то не вспомнил этот (ничем не оправданный) крик на стишки Вознесенского (тоже помер, знаете ли, как не старался).
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой… Я — Гойя!
О, грозди
Возмездья!
Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды —
Как гвозди.
Я — Гойя.Андрей Вознесенский, 1959 г.
...В нагнетаемой жути "Я - Гойя!" перед нами выходят два гамлетика проверить устойчивость обороны стратегического направления души через сны, через подсознание.
Такой сон разума... И уж каких чудовищ такое рождало, все в курсе. Вплоть до общества "Мемориал", предложившего в русле некрофильских практик свое собственное "мемориальное небо" неупокоенным погибшим в 1941 г. А от сладострастного образа "повешенной бабы" лично мне приходилось отбиваться с детства.
Это не искусство, это поганое еретическое камлание, оккультная наглая практика, наезд на все сущее.
А вы не пытались такое исполнить в более узком кругу, так сказать, "для души"? Или, может, у вас такое вызывало что-то, кроме оторопи и немедленного желания свалить? Неужели не хотеелось за такое послать обоих нахер и немедленно?
Интересуюсь из чистого любопытства. Там местечковыми суками взламывалась тонкая грань сущего, проход в снах.
Что, "Гамлет" типа особо никому не нравился, а такое вот сразу "к душе прикипело"? Ну, только не надо врать мамочке! Гамлет, положа руку на сердце, вообще никому не нравится, даже тем (а может, им-то в первую очередь!), кто его играет, бегая без штанов по сцене среди железяк Валерия Фокина в Александринке.
"Гамлет" Шекспира написан с той же целью - встать на пути оккультщины, вскрывающей спящий разум. И вроде как раз ему, в отличие от меня, повезло намного больше! Сложно обвинить англикашек в небрежении к этой пьесе, которая (повторю!) написана в пику "Жизнь как сон" Кальдерона.
Жизнь как сон (нарезка) 6 августа 2014 г.
Обратим внимание, что у нас все эти вопросы обострились именно в 2014 году. У нас пошла драма чести и Кальдерон, но рука об руку с Вечным вопросом, где сразу в презентации были вынесены вопросы первого акта "Гамлета".
И англикашки ни разу не вырезали первый акт, даже когда осовременивали драматургическое действо, перенося его в нашу реальность. Шекспир вообще выбрал и для своего времени достаточно "отдаленное прошлое", гораздо более раннее, чем то, к которому можно отнести бредовую пьесу Кальдерона. Но он сразу в первом акте ставит все вечные вопросы о том, какого спать и внезапно проснуться в области гос.управления.
Поскольку у нас первый акт "Гамлета" отчего-то не укладывается в мелконьких бошках тех, кто лезет взламывать наши сны, мне пришлось его прочесть самой для вебинара лета 2014 года на фоне фильма ВВС, переносящего действие пьесы в реальность, но тоже на почву отдельно взятого мегаполиса, города-государства (это я заранее извиняюсь, поскольку акценты делаю вне тела пьесы и художественных образов, но прямо на костяке тех вечных вопросов... однако у меня не настолько противный голос, как у Ирины Хакамады, все же в молодости у меня было вполне приличное контральто, а в детстве - первое сопрано).
Отметим, что у Шекспира речь идет о регионе (не о городе-государстве), а полу-исторический намек дан на датско-норвежскую унию, которая не проходила без почти ежедневного мордобития датчан и норвежцев (так им и надо).
Кроме того, что там рассказывается, что в несчастьях Древнего Рима тоже виновны какие-то некрофильские практики, сам сюжет первого акта заключается в том, что там собираются на караул люди, которые стоят горой за государство. Полоний среди них не шныряет, между прочим.
Из-за игрищ в танчики папаши Гамлета и папаши Фортинбрасса все поставлены в апокалиптические условия. Вкалывают, занимаются оборонительными укрепления и прочим. И когда это вдобавок переносится в наши дни, то становится немного жутковато... от ассоциаций с происходящим перед нами.
И призрат старшего Гамлета вопринимается ими как "дурной знак", как предзнаменование огромных бедствий для страны. А потом они отмечают, что призрака прогоняет крик петуха, как наваждение, как сон, равный смерти, морок.
Надо понимать, что вебинары "Книжной лавки" позволяют свести к минимуму маргинальную оккультщину нашего времени, которая готовилась задолго. Стоило обсудить, раскрыть, связать с нравственными императивами основные аспекты первого акта, как это срабатывает на уровне первых петухов. Неважно, слышат их или нет, но первые петухи прокуракарекали... "а дальше, хоть не рассветай!" (народная пословица).
А Козинцев убирает не только предисторию игрищ двух папашек Гамлета и Фортинбрасса со смертью (сука всем на башку!), но и смысл самого оборота "дожить до рассвета", который в литературе используется сплошь и рядом. Не только в повестях Василя Быкова, но, прежде всего, на сцене встречи Варенухи (в образе вампира-дракулы) с финдиректором варьете по фамилии Римский. И плохо знающим сука первый акт Гамлета никогда уже не понять, почему у финдиректора оказалась такая "нехорошая" фамилия.
"Лжет!" — воскликнул мысленно финдиректор. И тут вдруг его глаза округлились и стали совершенно безумными, и он уставился в спинку кресла.
Сзади кресла, на полу, лежали две перекрещенные тени, одна погуще и почернее, другая слабая и серая. Отчетливо была видна на полу теневая спинка кресла и его заостренные ножки, но над спинкою на полу не было теневой головы Варенухи, равно как под ножками не было ног администратора.
"Он не отбрасывает тени!" — отчаянно мысленно вскричал Римский. Его ударила дрожь.
Варенуха воровато оглянулся, следуя безумному взору Римского, за спинку кресла и понял, что он открыт.
Он поднялся с кресла (то же сделал и финдиректор) и отступил от стола на шаг, сжимая в руках портфель.
— Догадался, проклятый! Всегда был смышлен, — злобно ухмыльнувшись совершенно в лицо финдиректору, проговорил Варенуха, неожиданно отпрыгнул от кресла к двери и быстро двинул вниз пуговку английского замка. Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта.
Римскому показалось, что свет в настольной лампе гаснет и что письменный стол наклоняется. Римского окатило ледяной волной, но, к счастью для себя, он превозмог себя и не упал. Остатка сил хватило на то, чтобы шепнуть, но не крикнуть:
— Помогите...
Варенуха, карауля дверь, подпрыгивал возле нее, подолгу застревая в воздухе и качаясь в нем. Скрюченными пальцами он махал в сторону Римского, шипел и чмокал, подмигивая девице в окне.
Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене и портфель выставил вперед, как щит. Он понимал, что пришла его гибель.
Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.
И в это время радостный неожиданный крик петуха долетел из сада, из того низкого здания за тиром, где содержались птицы, участвовавшие в программах. Горластый дрессированный петух трубил, возвещая, что к Москве с востока катится рассвет.
Дикая ярость исказила лицо девицы, она испустила хриплое ругательство, а Варенуха у дверей взвизгнул и обрушился из воздуха на пол.
Крик петуха повторился, девица щелкнула зубами, и рыжие ее волосы поднялись дыбом. С третьим криком петуха она повернулась и вылетела вон. И вслед за нею, подпрыгнув и вытянувшись горизонтально в воздухе, напоминая летящего купидона, выплыл медленно в окно через письменный стол Варенуха.
Седой как снег, без единого черного волоса старик, который недавно еще был Римским, подбежал к двери, отстегнул пуговку, открыл дверь и кинулся бежать по темному коридору. У поворота на лестницу он, стеная от страха, нащупал выключатель, и лестница осветилась. На лестнице трясущийся, дрожащий старик упал, потому что ему показалось, что на него сверху мягко обрушился Варенуха.
Сбежав вниз, Римский увидел дежурного, заснувшего на стуле у кассы в вестибюле. Римский пробрался мимо него на цыпочках и выскользнул в главную дверь. На улице ему стало несколько легче. Он настолько пришел в себя, что, хватаясь за голову, сумел сообразить, что шляпа его осталась в кабинете.
Само собой разумеется, что за нею он не вернулся, а, задыхаясь, побежал через широкую улицу на противоположный угол у кинотеатра, возле которого маячил красноватый тусклый огонек. Через минуту он был уже возле него. Никто не успел перехватить машину.
— К курьерскому ленинградскому, дам на чай, — тяжело дыша и держась за сердце, проговорил старик.
— В гараж еду, — с ненавистью ответил шофер и отвернулся.
Тогда Римский расстегнул портфель, вытащил оттуда пятьдесят рублей и протянул их сквозь открытое переднее окно шоферу.
Через несколько мгновений дребезжащая машина, как вихрь, летела по кольцу Садовой. Седока трепало на сиденье, и в осколке зеркала, повешенного перед шофером, Римский видел то радостные глаза шофера, то безумные свои.
Выскочив из машины перед зданием вокзала, Римский крикнул первому попавшемуся человеку в белом фортуке и с бляхой:
— Первую категорию, один, тридцать дам, — комкая, он вынимал из портфеля червонцы, — нет первой — вторую, если нету — бери жесткий.
Человек с бляхой, оглядываясь на светящиеся часы, рвал из рук Римского червонцы.
Через пять минут из-под стеклянного купола вокзала исчез курьерский и начисто пропал в темноте. С ним вместе пропал и Римский.
"Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков, гл. 14 "Слава петуху!"
Вроде зачем давать эти подробности о финдиректоре варьете уже после описанного сеанса черной магии? А потому что Михаил Афанасьевич показывает, через кого и как валят кошмары в нашу жизнь, во что они трансформируются. И с его ведь романом стараются устроить такую же оккультщину, пытаясь направить то против Сталина, то против Берии... хотя, как я уже отмечала, став ведьмой, Маргарита летит громить квартиру критика Латунского и прочих вампиров-оборотней при ресторане литераторов, где те просто жрут при литературе, устроив себе оранжерею в сфере русской духовности. Да и сам бал проходит в квартире литератора Михаила Александровича Берлиоза (типично русская фамилия), не у Берии, не в "башнях Кремля".
Так вот в нужное время он дает сцену для этого пробуждающего крика петуха, который разгоняет всю эту нечисть, ставит ее на свое место. И кстати, придает сказанному Мастером в своем романе эту силу непреодолимого барьера перед некрофилией. И т.д., и т.п. Говорилось не раз и не два-с.
По этой же причине и Шекспир сразу начинает с первого акта "Слава петуху!" А вот те, кто го срезает, стараются навязать сеанс черной магии, но не в варьете, да и с тяжкими последствиями. По сути, Булгаков пытается замкнуть этот общий оккультный наезд на подсознание - голыми в варьете, легко купившимися на заграничные шмотки и доллары, сыпящиеся с потолка.
Именно все эти берлиозы-латунские не пустили роман сразу. А он был закончен как раз перед началом войны! Но это все равно крик петуха, сам по себе. Поэтому Победа была, но огромной ценой, которая могла быть неизмеримо меньше. Как-то так.
Выделим главную мысль, поскольку она и лежит в основе мировоззрения каждого человека с неуснувшей (навеки) душой, полностью совпадая и с целями и задачами искусства (хотя мне сам Гамлет тоже отнюдь не симпатичен, но его и нет в тот момент, когда обсуждаются главные идеи).
1. Незыблемая позиция нравственных императивов: ни один человек не должен быть равнодушен к бедам своей Отчизны, поскольку именно эти беды - общий Апокалипсис. Не его личные передряги или проблемы "мама вышла замуж", а несчастья на уровне государства. Они касаются всех, а первыми ударят по тем, ради чьей защиты и создается нормальное инфраструктурное государство. (Это вообще никак не касается тех, кто родился в СССР, говорит сука на русском, а орет "Украина - у нас отдельное государство!" Вначале каждый определяется, какая у него по счету Родина. Я вот, например, родилась в 1960 г., через 15 лет после Победы, но до сих пор дико извиняюсь, что не участвовала в предыдущем Армагеддоне. Однако, если обратите внимание, всем приходится так или иначе определяться со стороной в ВОВ.)
А в первом акте, где все собираются на Армагеддон и откликаются на пароль "Друг государства!", Гамлет спокойно дрыхнет и не спешит как-то помочь плотникам, перепутавшим в трудах обороны день с ночью. Как тупая сука!
2. Все, что уводит от главной идеи - ложное, жизнь как сон. А такое в период общего Апокалипсиса - смертный грех. К тому же... "сон разума рождает чудовищ". Это видно и по сериалу "Песочный человек".
3. Нельзи проспать собственную жизнь! Хотя бы потому, что когда вы спите (или притворяетесь, что спите), бла-блакают на общественной сцене те, кого в общество пускать неприлично. И тут у меня достаточно претензий ко всем, кто упорно притворятся спящим, когда некрофилия нагло лезла на мои позиции. Просто потому, что многие насильно спящие при этом лишались надежды даже на проснуться немедленно от этого кошмара, а многие вещи в жизни тех, кого мы должны были защищать, приняли форму настоящего апокалиптического кошмара. (А крик петуха уже был! Следовательно, никаких оправданий ни у кого нет!)
4. Каждый человек в жизни должен ставить перед собой высокие идеи! И по уровню, и по нравственности. Не допуская, чтобы ими шебуршали полонии за шторками там, где им не место. Потому что каждый человек имеет уникальные особенности, ни разу не повторявшиеся в истории, каждый должен выполнить свои задачи и реализоваться... но сука не за мой счет! И не тогда, когда я стою барьером, обсираемая сатанинской мерзостью. Вот тут для любой "самореализации" исчезает нравственная основа. Поскольку даже за моими барьерами вы оказываетесь в области, где вам не гарантируется вообще ничего. Что и произошло с Гамлетом.
Но... можно, конечно, особо и не задаваться этими вопросами, решив их на уровне киношки с Шварцнеггером.
Шварцнеггер в роли Гамлета. Последний киногерой (1993)
Типа именно такие "действия" и требовались от Гамлета, а он носки жевал. О, такому Гамлету никто не скажет, будто он спятил. Просто побоятся. Хотя сам фильм за гранью "снов разума", полная спячка.
У нас же, заметим, без первого акта (где не только петушинный крик, но и деятельное участие всех слоев население в защите и укреплении государства), в качестве Гамлета выставляли людей, способных захватить зрителя своим талантом, харизматикой... чтобы погрузить всех в частные проблемы "мама вышла замуж" в самый неподходящий момент, чтобы всем осложнить их решение.
Чтобы отрезать от государственного уровня так, чтобы невозможно было решить проблемы, которые оттуда валятся. Участие Высоцкого и Смоктуновского в постановках "Гамлета" отвращало всех от государственного уровня, где полонии становились "несчастными" и крайне несправедливо переживали свой холокост только потому, что на том гос.уровне очередной Гамлет (пообщавшись с призраком папаши) умищем ебнулся.
* * *
Теперь не полониях, а немного о себе. Но в целом, почему вообще-то нельзя позволять безнравственной плебейской сволочи давать устраивать всякие там раскардаши не только на государственном уровне, но и на общественном. К тому же... они там все равно не удержатся, они непременно полезут ко всем за шторки в частную жизнь.
Так вот обо мне. Приходится признать, что я не сумела и не смогла никого удержать от расчеловечивания, раскультуривания и т.п. Потому что, в отличие от гавняцкой плебейской швали я не могу пользоваться какими угодно методами. Чем отличается плебейская сволочь от человека, которому действительно необходимо искусство, который понимает настоятельную необходимость нравственных императивов, а потому может (при определенных условиях) воспользоваться их силой? Чисто практически (технически) этот человек вводит себе ряд ограничений... морального и нравственного характера, которые, прежде всего, выражаются в нравственном отношении к миру, к окружающим.
Плебейская сволочь не выбирает ни времени, ни места, а главное - не выбирает оружия [пользуется любыми методами при первой возможности ударить в спину, спокойно на булках не усидит].
Сейчас столько развелось поделок с виду "искусства", которые про то, как какя-нибудь плебейская шваль может решить все проблемы с мировой несправедливостью одними ногами, пользуясь приемами кон-фу, а в наиболее тяжких случаях мимикрируя практически до божественных "сверхспособностей". Ну, и много морального права такое на себя перетащило? Может, кому-то помогло пережить хотя бы дебильный морок "пандемии коронавируса"?..
А вся эта бредятина идет на базе того, что плебс ведь не отличается сегодня от аристократа, прежде всего, тем, что не подпускает к себе всякое на длину шпаги, не пользуется финкой в бок и т.д.
У нас вся говнотища повалила, когда плебейские рожи начали доказывать, что Сталин один виновен в этих своих сталинских репрессиях. А тогда все упирается в необходимость самому Сталину читать не менее 800 доносов в день, а приговоров подписывать уже до тысячи. Если следовать догике этих славных борцов. Вы же понимаете, что это физически невозможно, даже если бы Сталин обладал сверхспособностью подписывать все приговоры шестью руками, а читать восьмью парами глаз. как у гельминта.
С Берией масса неувязок возникала до такой степени, что я однажды взмолилась, чтобы хоть раз хотя бы на горизонте увидеть в реале, а не в бредовых росказнях мужика, который бы поднимал пять ведущих мировых отраслей с нуля и до 200%, работал бы ежедневно до 2 часов ночи, а при этом бы имел массу любовниц и ловил бы школьниц по ночным улицам Москвы. В жизни мы имеем одно гавнище из Минпромторга, которое обещает что-то там слегонца повысить не более как на 1-2%, а при этом сам знойный педераст и ни хера не понимает в производстве.
У меня иные методы воздействия. Они вообще никак не сообразуются с местечковой хуцпой некрофилии. Я ведь лишь готовлю поле нравственного выбора. А силу человек приобретает (или навсегда теряет), делая правильный выбор.
В принципе, я сделала все возможное и невозможное... По крайней мере, сделала намного больше, чем делал кто-то до меня, причем, в совершенно иных условиях. Хотя это самооправдание, конечно... Но вполне оправдывает и мой пинок в рыло каждому, кто попытается наширмачка преодолеть барьеры смертного сна совести. С этим... ариведерчи, амиго! На русский это переводится нынче "пошли в жэ!"
Ногами я тоже умею, как в монастыре Шао Линя. Руки заняты удержанием этого самого.
Продолжение следует...
Читать по теме:
- Гамлетовский вопрос. Часть I
- Гамлетовский вопрос. Часть II
- Гамлетовский вопрос. Часть III
- Гамлетовский вопрос. Часть IV
©2022 Ирина Дедюхова. Все права защищены.