Август 2012
Жертвоприношение
Каждый раз, стоит лишь абсолютно научно, без грана политики или идеологии сделать очередную попытку анализа принципов самоадаптации сложных систем, происходят некие "знаковые" события, которые полностью меняют первоначальные представления. Все же... хоть руководящие лица уже привычно собираются на Валаам с крестами и поклонами, брезгливо пряча руку от поцелуев священнослужителей, но пока еще не принято учитывать в анализе значимым фактором нечто с обозначением "Господь Бог". Как-то более "реалистично" предполагать, что это нечто... не имеет собственных планов.
Видя, как сбываются "по щучьему веленью, по моему хотенью" людей, чьи личные достоинства вызывают множество сомнений, иногда думаешь, что, наверно, на "научном атеизме" говорили чистую правду... и нет никакой Высшей воли, Высшего разума - кроме "хотенья" очередного ущербного субъекта, решившего поправить свою жизнь за счет твоей. Вернее, позаимствовать "безвозмездно" твою жизненную энергию, поскольку... по какой-то причине, он не имеет собственной.
И в какой-то момент, когда давление становится невыносимым, понимаешь, какая пустая зависть движет таким подобием человека, какое желание доказать самому себе за счет окружающих, что он - настоящий. Потом "совершенно случайно" сталкиваешься с тем, что подавляющее большинство людей хотят жить нормальной жизнью, руководствуясь... совестью, которую тоже очень сложно учесть в анализе. И даже удивляешься этому про себя, ведь, согласитесь, в нашем обществе сегодня не принято учитывать, будто в ком-то из окружающих заговорит совесть.
Возвращение Дон Жуана (ХIХ век)
ХIХ век ознаменовался в русской культуре и искусстве тремя мощными произведениями, каждое из которых звучало так же жутко и фантастически, как голос в море, объявивший: "Великий Пан умер!" Все эти три произведения так или иначе - объявляли кончину Дон Жуана. Это "Каменный гость" Александра Сергеевича Пушкина (1830 г.), драматическая поэма Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) "Дон Жуан" (1860) и опера "Каменный гость" Александра Сергеевича Даргомыжского (1866-1869 гг.). Причем, Даргомыжский (1813-1869) не успел завершить сочинение «Каменного гостя», и оперу закончил Цезарь Кюи, а оркестровку создал Н. А. Римский-Корсаков, заодно чуть позже (в 1902 году) написав короткую увертюру.
Лучшим эпилогом к разговору об утраченных корнях нашей культуры, без которых уже, пожалуй и не понять настолько большой интерес к уходу этого озорника, будут строчки, взятые А.К. у Гофмана.
Но ужас грехопадения в том, что у врага сохранилась власть подстерегать человека и расставлять ему коварные ловушки даже в его стремлении к высшему, там, где человек выражает божественность своей природы. Это противоборство божественных и демонических сил рождает понятие земной жизни, точно так же, как одержанная победа — понятие жизни неземной. (с нем.) Гофман
То есть уход Дон Жуана воспринимался... как утрата собственной души. И, согласитесь, это совершенно не соответствует нашему представлению о нем. При этом следует отметить, что пишут о нем - прославленные сердцееды и дамские угодники. Но самое поразительное, что Александр Сергеевич Пушкин, о множестве романов которого мы, пожалуй, знаем лишь верхушку айсберга, пишет о Дон Жуане... трагедию.
Возвращение Дон Жуана (продолжение)
Как не хотелось бы мне вернуть Дон Жуана, позвав его дважды, но, к сожалени, поняла, что даже мне не под силу вернуть его... вот так, сразу. Тем более, что пока мало кто ощущает необходимость именно его возвращения. Думаю, и от меня многие ожидали бы рассуждений о необходимости возвращения, скорее, Сталина, а не Дон Жуана, верно? Поэтому и возникла некоторая пауза, заминка, ожидание ясности, а для чего мне-то самой вдруг понадобился Дон Жуан?
А вы поглядите на этот обильный список наиболее значимых явлений Дон Жуана лишь в наиболее известной литературе и задумайтесь, зачем же такому количеству корифеев понадобилось кликать Дон Жуана ("Елочка! Зажгись!") собственной персоной, если они легко могли создать совершенно другой образ, которому могли бы придать его черты? Что же вынудило их в отчаянии обращаться к нему напрямую?
Обратим внимание, что чаще всего, конечно, к этому овеянному легендами образу обращаются поэты, большая часть творчества которых напрямую зависит от веры чителя в любовь. Сами поэты - легкомысленные созданья, мысли которых должны парить в эмпиреях человеческого духа и прямо там же облекаться в рифму, дабы, так сказать, донести до нас "музыку мирозданья". И как только эта планка начинает стремительно снижаться до превалирования одного чувства "как выжить?", поэты первыми начинают ощущать утрату духовной связи с читателем. Сами-то они привыкли кормиться на любовных томлениях, являясь своебразными Дон Жуанами от литературы.
А прозаики люди куда более сурьезные и основательные. Но если уж и они начинают строчить романы о юности Дон Жуана, то дела у человечества плохи, как никогда. Правда, еще ни разу дела не обстояли столь плачевно, чтоб о Дон Жуане слагалась трилогия "Детство. Юность. Мои университеты". Поскольку за поэтами сразу рвутся в бой прозаики с драмами вроде "Дон Жуан приходит с войны".
Синопсис романа. Часть I
Любое преступление оставляет следы, а любое уголовное преступление - экономические следы и прямые улики. Именно поэтому и раскрываемость преступлений раньше, когда не было такой мощной научной базы судебной экспертизы, которая имеется сейчас, - была намного выше. Было бы желание!
И хотя сейчас можно по микронным частицам определить ДНК преступника, - а раскрываемость преступлений куда ниже, чем у прославленного Агатой Кристи Эркюля Пуаро, который просто наблюдал человеческие отношения, драмы отдельных людей, решивших преступить черту.
Полагаю, все это связано с тем, что как ни пыжатся наши "русские Агаты Кристи", а не получается у них запечатлеть реальный образ нашей правоохранительной системы в масштабной форме большой русской прозы.
И чтобы как-то усилить читательский интерес к чтению... гм... не только в местах, так зать, уединенных, придется, наверно, опять все делать самой. Все же необходимо пробудить менее практический интерес к книге, с горечью описанный Честерфилдом сыну: "Они покупают дешевое издание Горация, вырывают из него страницы две и уносят их с собою в нужник, где сначала читают, а потом уже приносят в жертву Клоацине..."
Возвращение Дон Жуана
По сложившейся исторической традиции принято - упрекать одних дам в излишней склонности... гм... к мужской порочности. В последнее время на женскую "неразборчивость" делаются и политические расчеты на самом высоком уровне. В общественной провокации с «Pussy Riot» вполне проглядывает этот расчет на женскую "глупость", предполагаемую женскую "склонность" к шокирующим поступкам, к тяге выставлять напоказ какие-то интимные аспекты своего бытия.
А ничто так не "разоблачает" женщин, как их особая любовь вовсе не к девкам в лыжных шапках на физиономии, а к... Дон Жуану, чье имя стало нарицательным по причине крайне отвратительного поведения с дамами. Однако странно, что, несмотря на дурную славу, образ Дон Жуана тревожил... отнюдь не только женское воображение. Дон Жуан возвращался не раз, обогащенный новыми талантами и посвежевшим, - исключительно благодаря... стараниям мужчин.
В каждой эпохе этот образ при всей его "историчности", испанской самобытности, - становился именно там, где накапливались некоторые... гм... неразрешимые противоречия в отношениях мужчины и женщины. Он будто придавал новое дыхание вечной истории , в результате которой мы все появились на свет.
Дон Жуан никогда не отвечал на философские вопросы о том, что же толкает мужчину и женщину в объятия друг друга. Именно он, ветренный любовник, разбивший множество женских сердец, изначально был не в состоянии ответить на этот вопрос. В самой легенде не дается ответа на вопрос, отчего же Дон Жуан сразу терял интерес к женщине, как только понимал, что сумел разжечь ее сердце. Попытки кратких пояснений начинаются на уровне обычных идиотских моралей о женском легкомыслии - и заканчивается поговорками вроде "Подлецу - все к лицу!"
А поскольку Дон Жуан всегда возрождался и возвращался почти исключительно стараниями мужчин, то секрет необычайного успеха и обаяния этого образа - никак не раскрывался, а принимался как данность.
Или... расплывчато объяснялся на уровне героев эпистолярного романа «Опасные связи» французского генерала Шодерло де Лакло: "Это выше моих сил!". Интересно, один из лучших французских романов XVIII века увидел свет в 1782 году - накануне кровавых событий Великой французской революции (1789—1794 гг.), закончившейся в литературе натурализмом и животным попранием любой "романтики" в отношениях между мужчиной и женщиной в твореньях маркиза де Сада.
Особые трансформации этот образ подвергся в России, существуя как бы в параллельном измерении. Ведь даже большевики при нагло навязываемых образах "угнетенных женщин", забитых и малограмотных, которых можно и "обобществить", предложить браки на пару часов, - ничего не смогли сделать с общественной моралью, выставлявшей барьеры распутному "донжуанству": "Мужик на бабу идет - города отдает! А взявши, так и деревеньки жалко!" Причем в некоторых регионах эта до сих пор используемая народная мудрость говорит не о "деревеньке", а о "погосте".
Оно само обвалилось!
Проект "реконструкции" набережной Ижевского пруда, а по сути, наглого и хамского захвата земель общего пользования для хищнической застройки. Из серии "широко шагаешь - штаны порвешь!"
А так выглядела набережная до частичной" реконструкции" 2010 г. По научно-обоснованному градостроительному решению, не учитывавшему частные интересы узкого круга лиц, возле пруда оставалась водоохранная зона, являвшаяся зеленой и пешеходной зоной, местом отдыха горожан.
24 июля успели до грозы снять с ГТРК Удмуртия сюжет на набережной вместе с потерпевшей девушкой, провалившейся яму, образовавшуюся возле самого ограждения набережной Ижевского пруда. Ижевчанка Яна, что называется, "кровь с молоком", отнюдь не субтильной конституции, из разряда тех, кого сложно не заметить, когда они проваливаются в какую-нибудь "ямку" за плинтус. И если такая девушка получила травмы выше колена и даже была вынуждена обратиться в травмотологию, то и "ямка" была... под стать потерпевшей, зло сжимавшей губы при одной мысли, что вместо нее в яму мог провалиться чей-то ребенок. Юлия не только самостоятельно выбралась из ямы, не только обзавелась справкой от травмотологов, продемонстрированной ею на камеру, но стала гвоздем местных новостей с комментарием специалиста. Да, есть женщины в русских селеньях!
Я тоже водила камерой туда-сюда, пока потерпевшая удивлялась, что плиточку на яму, в которую она накануне провалилась по колено, уже скоренько заляпали ночью, будто и не было. Тогда же, 24 июля в местных новостях в 19-40 я дала интервью на варварски засыпанной части акватории Ижевского пруда, которая тихонько сползает в пруд вместе с проснувшимся оползнем высокого берега, подножия Михайловской горки. Стояла и думала при этом, сколько же еще раз будут снимать здесь зияющие провалы перед тем, как все рухнет?..
Осторожно, двери закрываются!
Бывает, что троллейбус вдруг срочно срывается с маршрута в парк, дальше не идет, приходится тащиться пешком. Как бы тут нечего и в ЖЖ писать, у каждого таких неприятностей навалом, как-то не принято окружающих подобной ерундой грузить.
Но, оказывается, бывают посадки "по политическим мотивам", а бывают и высадки... по почти политическим мотивам. Вся проблема в том, как такое воспринимать.
Как выяснилось, Ксения Собчак любит кататься в общественном транспорте с экскортом, от которого троллейбусы ломаются. Мало кому приятно служить транспортом Ксюшиной агитбригады, поэтому Ксюше приходится проявлять бдительность и выявлять недовольных. Кому ж из пассажиров хочется внезапно оказаться на несанкционированном агитационном мероприятии Чириковой и Собчак прямо в автобусе.
Прочитать остальную часть записи »
Стрелка с Немезидой
- Раньше я шутила о феномене, который возникает, как только юристы прорываются к власти. Потому что сразу начинается правовой беспредел. Теперь мне не до шуток, начались какие-то опасные игрища с правосудием. Они просто не понимают, что делают, - рассеянно прихлебывая кофе, сказала я знакомой, пришедшей похвастать, как она славно отдохнула на море.
- Конечно, тебе же выгодно, чтоб везде было справедливо и повсюду царило правосудие! - с некоторой долей сарказма заметила она, разворачивая четвертую конфету с нугой и цельным орехом, хотя в вазочке оставалась лишь одна такая же. - Если у нас будет правосудие, тогда от тебя отстанут! Тебе же это выгодно! Вот ты этого и хочешь!
- А ты не хочешь... этого? - растерявшись спросила я, так и не успев завладеть последней конфетой с нугой.
- А мне без разницы, - сказала сквозь нугу, от которой на ее постаревшей физиономии отпечаталось что-то вроде удовольствия, напополам с удивлением. В других домах нугу от нее точно прятали, услышав елейный голосок в домофон. - Кому я-то нужна? Я живу тихо, никуда не высовываюсь, ни с кем не ссорюсь...
Слушая эту назидательную ерунду, я понимала, что этой рано поседевшей и выцветшей бывшей девушке - бессмысленно напоминать, как она не могла дочь на учебу пристроить, как прибегала занять деньги на еду, как ее выгоняли с работы, а после никуда так и не взяли... Понятно, что до таких проблем, которые могу себе создавать я сама, она до гробовой доски не докатится. Но неужели мнение этих вот, абсолютно никому не нужных, может окончательно определить отношение общества к правосудию - как к чьей-то... выгоде?
...В последнее время приходится с растущим чувством недоумения наблюдать за тем, как государственным обвинением из-под удара слепой Фемиды нежно выводятся провокаторы, которых заранее искренне заверили "ничо ни будит". Да и саму богиню правосудия все изображают вполне зрячей и с хорошим таким ножичком. Кого ни спросишь из правоохранителей о каменной гостье, все уверены, что это и есть - Фемида. Чуточку не соображая, чью же статую установили... предусмотрительно встав у самого ее жертвенника.
Куда уводят мечты
Как известно, Баба Яга - существо бесмертное и бессменное. Только отстоит сменку у одного поколения, так уж ему на смену другое на подходе. Уверена, самые умудренные жизненным опытом помнят еще, как эта неугомонная старушка что-то пыталась всем доказать на Новогодних елках. Самыми экстремистскими методами, конечно.
А поскольку нынче милицией маленьких уже пугать неактуально, а полиции (с превратно воспринятыми расширенными правами) откровенно боятся все взрослые, включая депутатов, - решила я тут начать пугать несмысленышей Бабой Ягой, вызвав у них горячий интерес к ее личной жизни и, так сказать, "предыстории".
Привыкли они, что все наши "звезды", которыми только пьяных по подъездам пугать, - самым подробным образом докладывают все свои злоключения в жизни по телевизору. И после этих вопросов я поняла, что знаю в деталях, как женились Алла Пугачева и Филипп Киркоров, как шатенка из "Дома-2" съела пиццу с ракушкой, а потом ее жених бросил... а про Бабу Ягу, которая в последний раз меня доставала в 20 лет с мультиком "Баба Яга против" (то бишь, против Московской Олимпиады в 1980 г.), - не знаю практически ничего!
Изучив вопрос в тонкостях, скажу, что меня в очередной раз огорчила убогая фантазия наших филологов, проявленная ими при толковании "смысла, заложенного в этот образ".
Воры и любовники
Мы все приходим в этот мир с таким запасом любви, что удивительно, почему жизнь Казановы или Дон Жуана является , скорее, исключением из правил, нежели нормой. Какую любовь ко всему сущему испытываем мы при виде цветка, божьей коровки, былинки, майского жука... Как запоминаются на всю жизнь катание с горки зимой или пробуждение природы весной. Почему наша жизнь, как только мы вырываемся из плотной опеки родителей, сливается в череду неразличимых между собой будней, когда под грузом тягот и забот мы забываем о главной роскоши в жизни - роскоши человеческого общения?
Мы разучились нищим подавать,
Дышать у моря высотой соленой,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор - золото лимонов
(Николай Тихонов)
Привычная колея взрослого человека "семья, дом, работа" - все дальше отдаляют нас от юношеских надежд "у меня все будет иначе", желания изменить жизнь и распространить чудо любви, заключенное в каждом, на все человечество. Чем дальше, тем больше мы вдруг пытаемся "защититься от мира", навсегда утратив чувство причастности к каждой перемене в природе, все дальше отходя от твердого убеждения, будто весь мир проникнут нашей любовью и создан только для нее.
И когда любовь все-таки настигает нас, вырывая из нашего привычного течения жизни, она уже приходит не как дар свыше, а как месть, кара за то, что в нашей жизни было слишком мало любви. Человек устроен так, что как он не оберегает себя от этого чувства, да с собой, как в песне про ямщика, его еще никому унести отсюда не доводилось: "А любовь свою, я с собой унес!"
Размышляя, что же в очередной раз "не срослось" с нашей любовью, мысленно возвращаясь к ней в памяти, - рядом с теми, кого мы любили, каждый раз с тянущей тоской мы обнаруживаем пустые глаза ("Безглазые глаза - как два пупка") очередного вора. Что поделать, но чем дальше мы продвигаемся от детской уверенности, что все в этом мире нам рады и любят нас, тем больше каждый из нас чувствует себя обкраденным на всю жизнь.
Прочитать остальную часть записи »