Как завещал Конфуций
Любите ли вы подсматривать за поисковиками так, как иногда люблю это делать я? А напрасно, напрасно... Да, признаюсь, это не совсем благородно. Но удивительно, сколько запросов в последнее время в поисковиках по этому самому, казалось бы, такому простому слову - "благородство"!
"Благородство это", "благородство души", "благородство википедия", "благородство синоним", "благородство в литературных произведениях", "благородство натуры это", "благородство цитаты", - и далее список граней благородства довольно внушительный, вплоть до одноименного индийского фильма в трех сериях. Как все понимают, я это обнаружила, поскольку Гугл подает некоторые мои статьи в качестве иллюстрации этого загадочного свойства, вдруг вызвавшего горячий интерес публики.
Сижу вот и нарочно теги расставляю... Ви хочите благородства? А с каких щей, пардон?.. Плыть вольным предметом в проруби, вдруг воспылать... этим самым. Такое запускать не следует, это сразу лечить надо, иначе потом поздно будет. Яндекс, как всегда, ссылок на меня не дал! По Яндексу все благородные давно померли, по Яндексу это такое качество... несовместимое с жизнью ("Хочешь жить - умей вертеться!").
Рекламные сайты тоже подсуетились с цитатами. А в Яндексе лучше всего выбирать сайты, которые идут первыми. Во-первых, потому что все ныне ищущие благородства - обычно ими и ограничиваются. А во-вторых, сайты эти Яндекс никогда б не поставил вверх, если бы там не содержалось того, что жаждут обрести все, кого внезапно посетили мысли о благородстве.
Тут, конечно, самое время в макушке почесать... Как говорится, жили-были и дожили. Вот ведь до каких высот техника дошла! Нынче о благородстве из Яндекса узнаем... Проникаемся, так сказать. И вообще просвещаемся, откуда оно в других зародилось.
Изучив вопрос, замечу, что зря современные "исследователи элит" не провели такого поиска по благородству. Может они, конечно, как раз этого не сделали умышленно. Поскольку многое тогда становится очевидным. Даже... слишком очевидным. Неважно.
Итак, для широкой публики в этом понятии нет ничего нового, повсюду вначале идут хрестоматийные цитаты, давно всем известные.
Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.
(О. Бальзак)Истинно благородный человек не рождается с великой душой,но сам себя делает таковым великолепными своими делами. (Франческо Петрарка)
Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью.
(И. Гёте)Благородная кровь — случайность судьбы; благородные поступки характеризуют великое.
(К. Гольдони)
В последнее время появилось множество дополнений к этому цитатнику... из никому неизвестных граждан, которых мы цитировать не станем, так как благородство их разглагольствований на эту тему пока не нашло подтверждения у потомков. Но есть, конечно, и новые светочи, вошедшие в цитатники сравнительно недавно. Они увидели... иные, симптоматические грани благородства, до них подразумевавшиеся по умолчанию, т.е. в прежние времена вслух не обсуждавшиеся.
Благородство — это готовность действовать наперекор собственным интересам.
(С. Довлатов)
Это как бы... люди из толпы, кого раньше лишь малый круг знакомых мог бы уличить в благородстве... но почему-то при жизни счел это не самой сильной чертой характера.
А еще в последнее время развелось много брахмапутр, в которых тоже, оказывается, встречаются упоминания о благородстве. Но... все это на какой-то комсомольский манер. А скромная гибель за счастье народное... мало кого нынче вдохновляет. Все понимают, что, может, это на самом деле именно так, но даже мне такая постановка проблемы кажется чрезмерной. Ага, все будут неблагородными, а мне типа своих переживаний недостаточно. Короче, брахмапутру сразу вычеркиваем!
Те люди благородны, которые отказались от поисков собственного счастья и стремятся к счастью для всех живых существ, которые искренне страдают страданиями остальных людей.
(«Викрамачарита»)
Мир, как известно, значительно расширился... в появлением Интернета и выбора услуг провайдеров. Поэтому нас уже не пугают новые имена в этих цитатниках. Если, конечно, никого не напрягает, что "X. Казвини" в Википедии расшифровывается как "Хамдаллах Мостоуфи Казвини" - иранский философ и историк XIII-XIV веков, чьи предки были правителями в Казвине в IX-X веках... Ну, что-то такое историческое... и тогда точно никаких санкций против Ирана не было.
Суть благородства в том, чтобы совершать втайне дела, которых не будешь стыдиться, если о них узнают.
(X. Казвини)
Согласитесь, мысль разумная. Но ее лучше цитировать поменьше, верно? Какая-то уж очень прямолинейная и прагматическая мысль... А ведь благородство... ну, сами понимаете! Это же все такое высокое! Чтоб все сами сразу поняли, что лучше рта не раскрывать. А еще лучше - сразу постараться не узнавать ничего такого. "Молчание - золото!" И когда все молчат, тогда и стыдиться нечего. Хотя непонятно, как могло прийти в голову потомку правителей на Востоке... такое?
Любое благородное дело сначала кажется невозможным.
(Т. Карлейль)Томас Карлейль (также Карлайл, англ. Thomas Carlyle, 1795—1881) — британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского» (1858-65). Исповедовал романтический «культ героев» — исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей.
Хорошо, конечно, любому благородному человеку иметь под рукой, на всякий случай, такого Томаса... Да где их нынче встретишь? Сами знаете, какие нынче публицисты... Мало того, что стараются буквально обо всем высказаться негативно, будто совершенно ничего хорошего не делалось за последние годы! Так ведь нынче каждый оппозиционер старается возвыситься над толпой ограниченных обывателей ("сетевых хомячков") - намеренно приписывая себе толику благородства на фоне поступков, которые раньше всем казались невозможными, поскольку за них по УК РСФСР значилось от 15 лет строгача, а затем сразу вышка.
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
(Квинтилиан)Марк Фабий Квинтилиан (лат.Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35, Каллагурис, совр. Калаорра, Испания — ок. 96) — римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria)[1] — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.
Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» — Цицерона.
Тут ведь сразу отпугивает не столько Цицерон, сколько "наилучший образ". А если что-то знаешь... не слишком хорошим образом, а делиться ни с кем не хочешь? Тогда... начинаются "китайские церемонии" и в цитатниках о благородстве - щагу не ступить без преподобного Конфуция.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
(Конфуций)
Просто и удобно! И понимать можно... да как хочешь, собственно! Давно (и не нами) замечено, что Конфуций - самый удобный мыслитель прошлого. Его афиризмы гибкие... как сопля! И клеются буквально ко всему, куда не намажешь. Каждый може стать... не просто благородным, а "благородным мужем", что, согласитесь, как бы изначально вызывает желание присесть и крикнуть три раза "ку!"
Сколько благородства в походке! Орлиный взор и все такое... Ведь как заметно благородство, если... заставить всех весьти себя неблагородно или выставить их быдлом, нестойным определения Конфуция. А этот древний мудрец все определил нужным образом, потому его учения и живут века, так как всякому они удобны и полезны.
Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
(Конфуций)
Во ведь оно как получается... А мужики-то не знали! Между прочим, наукой установлено, что афоризмов Конфуция улучшается пищеварение. Этот процесс настолько проникается благородным урчанием, что способен переварить что угодно.
Конфу́ций (кит. 孔子, пиньинь: Kǒngzǐ, палл.: Кун-цзы, реже кит. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ, палл.: Кун Фу-цзы, латинизировано как Confucius; собственные имена 孔丘 Кун Цю и 孔仲尼 Кун Чжунни, ок. 551 до н. э., близ Цюйфу — 479 до н. э., Цюйфу) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.
Предлагаю еще раз посмотреть тот ролик, за который Германа Грефа в чем только не обвинили! Ну, у нас это больше любят именовать массонством, а на самом деле Герман Греф слегка перефразирует Конфуция из раздела поучений благородному мужу.
Иногда полезно возвратиться мыслями к тем временам, когда еще никто не подозревал, что банкам, уже осознавшим, какие неблагородные им попались клиенты, будут рассылать пачками отзывы лицензий. Неожиданно, конечно, как-то получилось, неблагородно. Но и Конфуций никому гарантий не давал, будто следование его заветам - гарантия того, что банковскую лицензию продлят навечно. Это даже не гарантирует от падения курса рубля. Скажем, это придает благородный оттенок происходящему, дает понять, что отзыв лицензии вовсе не повод для того, чтобы употреблять некрасивые выражения вроде "банковская помойка" - для описания деяний благородных мужей.
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости. (Конфуций)
Чувствуете? У нас все благородные мужи - в точности следуют поучениям Конфуция. Остерегаются! И делают выводы, конечно. Вначале надо остерегаться женщин, относиться к ним... соответственно, без увлечений, чтоб свое место знали. Затем приходится изобрести ряд уловок, дабы полностью избавить себя от соперничества в любой мыслимой области, хоть в пилотировании истребителей, неважно. А уж потом... завернуть нечто столь необычайное, чтоб, как говорил один благородный муж нашей с вами обозримой истории: "Все флаги в гости будут к нам! И запируем на просторе!"
Понимаете, тут ведь такой интересный... выбор получается! Если "страты" рассматривать с точки зрения системного анализа, общественного производства (которое Марксу, ни дня не работавшему, и не снилось даже в кошмарном сне), то встает чисто правовой вопрос к прокуратуре: а кто такой этот Герман Греф, чтобы заявлять всем неконституционные циничные вещи, не поставив общество в известность, что говорит он это все в самый разгар банковского беспредела? Там уже неинтересно даже, какие они желания дружно удовлетворяют, выводя средства за границу самым неправовым путем. Вопрос один - не забыли ли органы прокуратуры о своих конституционных обязанностях?
Но, как известно, вместо этого мы слушаем нечто из буддизма, узнаем много нового о сложной внутренней жизни Германа Грефа, который отнюдь неслучайно пришел к конфуцианству. Перед ним стояла дилемма: дать возможность работать для страны и общества всем, кто способен продвинуть его развитие, удлвлетворить как можно больше желаний всех... или удовлетворить собственные желания, которые идут вразрез со стремлениями подавляющей части населения страны. И ответ Герман Греф нашел у Конфуция!
И не он один, между прочим. У нас ведь давненько даже вопросы о на тему профориентации проводятся под соусом конфуцианства, вы просто внимания не заостряли.
Схожего мнения придерживается немало россиян, принявших участие в нашем предыдущем исследовании. Они считают, что если работа не приносит удовольствия, а коллеги раздражают, то, какой бы простой в исполнении эта работа ни была, она будет казаться самой тяжёлой.
На третьем месте рейтинга также оказалась не профессия, а в некотором роде занятие, порой не лишённое привлекательности, – безделье. 6% опрошенных назвали ничегонеделание самой лёгкой работой.
Видите, как удобно следовать Конфуцию? Сразу такое благородство по всему телу распределяется... Но понятно, что кто-то должен обслуживать благородных господ, выбравших профессией трудную стезю конфуцианства. Никто ведь даже не задумывается, как сложно - каждый день делать только то, что нравится, но чтобы при этом не было скучно.
И больше всех, между прочим, приходится работать Государственной Думе, поскольку там почти ежедневно приходится переписывать уголовное законодательство, следуя Конфуцию: чтобы избранная (благородная) часть общества делала то, что им нравится, а чтобы все прочие смирялись с тем, что их желаниям сбыться не суждено.
Благородный муж винит себя, малый человек винит других. (Конфуций)
Это вообще напоминает детскую считалку по Конфуцию: "У меня в кармане вата - я нив чем не виновата!" Если вас обворовали, оболгали и прочее, то не благороднее ли во всем обвинить себя... правильно! Следуя замечательному принципу виктимности, навязываемому непосредственно из Конфуция, которым давно прониклись и депутаты ГД РФ, более всего ратующие за... справедливость. Разве не справедливо будет к тому, что вы уже претерпели - добавить и самобичевание?
Российские парламентарии посетили город Цюйфу, где осмотрели дворец и храм Конфуция. Делегация Совета Федерации возложила цветы к мемориалу. В беседе с журналистами С.Миронов подчеркнул историческую роль учения Конфуция, послужившего нравственной основой формирования личности и искусства управления государством. «Не путь красит человека, а человек — путь», — процитировал он слова великого философа. Председатель Совета Федерации высоко отозвался об избранном китайским руководством пути проведения реформ. Вечером российская парламентская делегация прибыла в город Циндао.
Путь, конечно, мало кого может нынче украсить, А вот благородный человек с широкими возможностями и нужными связями - любому пути может придать шикарный флер общественного престижа.
Когда нам говорят и "поисках идеологии", хоть это и неконституционно, - то безбожно лукавят. Все наши идеологи с упоением нашли себя в конфуцианстве. Оно мягко убаюкивает и ум-моляет ни о чем не беспокоиться. Все сами во всем виноваты, а благородные мужи должны искать духовную опору в своем благородстве. Э-эх, еще бы само благородство найти...
Благордство (от благой и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».
Это очень посещамая страничка Википедии. И воспримается сие определение обрывочно и дискрено. Но хоть после него становятся более понятными те обостренные претензии по защите «чувство собственного достоинства» - которое присуще у нас лишь некоторым "социальным группам". Все строго по Конфуцию! Если начать уважать достоинство всех граждан, то как же выделить, кто из них благородный, а значит, может заниматься тем, что ему вздумается, чтобы ни дня не работать?.. Философия!
Благородство — высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Эту дрянь мы пропускаем, тут еще пупок надоровешь... от самоотверженности. Но в Википедии оставим для идиотов.
Благородство — возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность Благому». Согласно древним христианским религиозным представлениям, благим является только один Бог — см. Матф.19:17, Мар.10:18, Лук.18:19. Как правило, под благоро́дством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.
Здесь надо добавить уже в духе конфуцианства, что основное правило благородненьких по христианству - тут же вторую щеку подставлять, верно? Потому как если кто после первой оплеухи не подставит вторую щеку, то... сами понимаете!
В конфуцианстве благородство рассматривалось как важный этический компонент.
Но больше, конечно, эстетический. Что неблагородно - то безобразно, поэтому все блародное должно обретать визуализацию. Как там Чехов-то говорил? Вот! все в человеке (благородном) должно быть красиво! Хоть и Чехов, а в конфуцианстве понимал! Все должно быть красиво! Известно, что самые красивые часы - швейцарские, стоимостью не менее трех миллионов рублей, тут уж не ошибешься. И выглядит все... на редкость благородно. Без всякого парада, чисто - как в трамвае! Надел часы за три миллиона - сразу видно, что благородный!
Правда есть небольшая загвоздочка... для дальнейшего продвижения идей конфуцианства в жизнь. Эти идеи вступают противоречие с другими идеями о благородстве, которые уже на слух не ловится чисто лингвистически. Однако известно, что эти идеи - надрелигиозные.
Возвышенные мотивы поведения человека не обязательно связаны с религиями. Всеобщие моральные и этические принципы человечества (доброта, сострадание, стремление к справедливости и т. п.) существуют вне зависимости от конкретных религиозных учений и чаще являются продуктом коллективного жизненного опыта тех или иных обществ.
Возможно, эти идеи и являются "продуктом коллективного жизненного опыта", но избавить от них невозможно и при разрушении коллективов - даже объединенных общими трудовыми задачами.
Реформа ракетно-космической отрасли, которую давно анонсировал «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин и которая де-юре началась в понедельник с подписанием соответствующего указа президента Владимира Путина, может не стать панацеей для этой сферы. По крайней мере, производственного «бума», анонсированного главным идеологом создания ОРКК, никто не ждет. Более того, руководители ФГУПов, которые должны перейти под крыло вновь созданной корпорации, весьма по-разному оценивают начавшуюся реформу и цитируют Конфуция.
...В течение двух лет будет проходить и процедура акционирования нижнесалдинского ФГУП «НИИ машиностроения», где с долей известной осторожности и даже настороженности относятся к последствиям начавшейся реформы. «Отрасль переразмерена сегодня, и ею надо управлять, – пояснил «Новому Региону» руководитель «НИИ машиностроения» Анатолий Долгих. – В целом, я думаю, что все будет хорошо, но потом – года через три. А сейчас – всегда все перемены поначалу приводят к плохому. Конфуций сказал: «Упаси бог жить в эпоху перемен».
Столь же сдержанные оценки и прогнозы ракетостроителей касаются загруженности предприятий отрасли, о которой с таким оптимизмом говорил Рогозин. «Все знают, что хотят – а как делать это, не знают. И он (прим. НР – Рогозин) тоже не говорит – как. Там звучит слово «оптимизация», которое означает обязательное сокращение количества работающих в отрасли, и за счет этого сокращения оставшееся количество будет загружено. Это называется: «Мы придумали, а вы решайте», – отметил Долгих. – И теперь перед «ОРКК» будет стоять задача: убрать лишние ракеты, которые «в воздухе висят», определиться с конкретным составом задач и под этот состав построить всех занятых в отрасли. Конечно, все это будет сложно, но все идет в правильном направлении. Лучше сейчас было принять решение, чем сидеть и ждать, когда все окончательно разрушится».
Я думаю, что подходящую цитату из Конфуция можно найти для иллюстрации любого, самого сложно объяснимого решения наших благородных мужей, уже оказавшее отрицательное влиние на нашу жизнь. Ведь по Конфуцию мы сами во всем виноваты! И создаваемые нам трудности в осуществлении насужных жизненных нужд (не будем о высоком!) - по Конфуцию лишь повод к этическому самосовершеноствованию.
Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности. (Конфуций)
Типа... а разве это не так? И, возможно, когда человек сыт, обут и одет, имеет крышуемый государством бизнес, счета за границей, уверен в будущем своих детей (а конфуцианство - это строго индивидуалистическая система ценностей "Моя хата с краю!", ничего коллективного и государствннного, строго для личного внутреннего использования) - так очень удобно сказать, что при равных возможностях... остальные просто не нашли в себе достаточно благородства, чтобы стать светочами современности. Работать над собой надо! Или, как принято нынче говорить, "Расти над собой!"
Несложно заметить, что эта система тут же трещит по швам, стоит лишь приложить к ней... объективные макроэкономические показатели результатов труда в свое удовольствие всех наших благородных мужей. Их, конечно, это не остановит... сразу, но даже не заставит задуматься. Хотя мы видели, насколько цинично и кощунственно все это звучит даже в исполнении того же Грефа.
Современное конфуцианство успокаивает совесть, на все душевные сомнения находит... подходящую спекуляцию на чужом благородстве. Стоит нашим благородным мужам оказаться в обществе, члены которого не зависят от их решений и благородных результатом труда, - как доводы по Конфуцию становятся крайне неуместными и оскорбительными. Рано или поздно всякий из них убедится, что после подобных заявлений всюду следует вопрос: "А от кого я это слышу?" Что характерно, никто и нигде не собмрается слушать подобное... за бюджетный счет, в качестве олицетворения намедни акционированного государственного банка.
У каждой медали две стороны, их все равно нельзя слить воедино, забывая о том, что каждый из нас должен вписываться со своей системой ценностей - в общество, причем так, чтобы не выглядеть самозванным китайским инператором не на своем месте. Конфуцианство - действительно неплохая (а точнее, не плохая, не хорошая, а просто... китайская) система личных критериев такого... контакта личности с общественным уровнем. Но и только!
В русском языке настолько точные поговорки-афоризмы на эту тему! Если уж так потянуло на благородство, то надо хотя бы прочесть до конца русские поговорки, чтобы ощутить на русском смысл, вкладываемый в это понятие веками. Мы же и свои поговорки привыкли до конца не дочитывать, а это... весьма чревато разного рода последствиями. Ну, как после этого краткого спича Грефа относиться к рекламе банковских кредитов: "Проценты ниже - возможности выше!"?..
Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса].
Собаку съели, [хвостом подавились].
Ума палата, [да ключ потерян].
Два сапога пара, [оба левые].
Дураку хоть кол теши, [он своих два ставит].
Рука руку моет, [да обе свербят].
Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо].
Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].
Гол как сокол [а остер как топор].
Голод не тетка [пирожка не поднесет].
Губа не дура [язык не лопата].
За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].
За двумя зайцами погонишься – ни одного [кабана] не поймаешь.
Кто старое помянет – тому глаз вон [а кто забудет - тому оба].
Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
Молодые бранятся – тешатся [а старики бранятся – бесятся].
Новая метла по-новому метёт [а как сломается - под лавкой валяется].
Один в поле не воин [а путник].
От работы кони дохнут [а люди – крепнут].
Пьяному море по колено [а лужа - по уши].
Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].
Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит].
Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].
У страха глаза велики [да ничего не видят].
Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].
Шито-крыто [а узелок-то тут].
Язык мой – враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].
Первая часть поговорки - по Конфуцию, а продолжение - по-нашему, по-русски. По Конфуцию можно сказать "ума палата", а весь наш не шибко благородный люд тут гыгыкнет: "Да ключ потерян!" И про работу, оказывается, от которой "кони дохнут", в народе говорят: "А люди крепнут!"
Конфуцианство в России... без осмысления происходящего, все больше походит на бред спросонок. Впрочем, как некогда заметил сей благородный муж: "Потеря сознания не ведет к утрате власти".
Что ж, можно и согласиться с этой констатацией или точным наблюдением... как угодно. Но глубины мысли здесь особой нет. Да и изречение это не забыто, в силу того, что последствия "работы в свое удовольствие" граждан на престоле, чье сознание оказалось утраченным/израсходованным, - каждый раз заставляло вспомнить об этом наблюдении... неисчислимыми народными бедствиями.
И никто не нанимался, простите, искусственным образом поддерживать чье-то свежеиспеченное благородство, если человек неспособен выполнять принятые на себя функции. Но поскольку все, кто заведомо неспособен выполнять функции желали бы с удовольствием использовать полномочия, то простой с виду вопрос обретает чуть ли не вселенское звучание. Конечно, по Конфуцию, так как русский человек бы в этом месте "неблагородно" сострил бы про пару левых сапог.
Судьям нравится цитировать Конфуция, потому что очень не хочется переходить к сути дела. Запрос депутатов Государственной Думы относительно толкования 92-й статьи российской Конституции пролежал в Конституционном суде полтора года. В этой статье Конституция говорит о том, в каких случаях президент отрешается от власти навсегда, а в каких - временно передает власть премьеру. И при каких обстоятельствах могут состояться досрочные выборы.
Товарищ Шахрай и другие авторы Основного закона в общем-то ясно ответили: НИ-КО-ГДА. Конституция 1993 года в этой части сработана очень крепко. Ни отрешить президента от должности, ни передать на время его полномочия другому лицу не может никто. Такова была задача сочинителей Конституции, и они ее выполнили.
Однако депутаты законодательного собрания время от времени делают вид, будто в Основном законе им что-то неясно, и принуждают конституционных судей поискать между строк какую-нибудь лазейку. Не может же быть, рассуждают они, чтобы в конституции правового демократического государства (так в ней написано) не предусматривалась возможность досрочного прекращения полномочий президента или их временной передачи в случае острой объективной необходимости. Судьи же, со своей стороны, вместо того чтобы сказать правду, делают озабоченные лица и начинают искать лазейку, которой нет.
Прошедшие в КС на прошлой неделе прения были достойны пера Ионеско. Вдруг выяснилось, например, что "полномочия", о которых идет речь во 2-й части ст. 92, совсем не то же самое, что "обязанности", упоминаемые в 3-й части. Озадачившись этим фактом, профессор Валерий Лазарев, эксперт со стороны Госдумы, после очередного цитирования Конфуция задумчиво произнес: "Господа судьи, весьма вероятны случаи, когда человек с удовольствием исполняет полномочия, будучи не в состоянии исполнять обязанности".
Так что... по Конфуцию и получается, что ежели благородный муж съедет с катушек, то при всем многолетнем ухудшении объективных показателей и даже при общем понимании того, что дальше-то плыть некуда, типа приплыли, - объясняться бесполезно. Ибо!
Благородный муж сам знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор. (Конфуций)
Помните детский мультик про тринадцатого чертенка? Мы думали, это взрослые шутят... а они постигали конфуцианство!
Люби себя, чихай на всех!
И в жизни ждет тебя успех!
©2014 Ирина Дедюхова. Все права защищены.
Уважаемая Ирина Анатольевна, спасибо!
И какое ш и к а р н о е слово: благородненькие.
Не, вообще-то это очень удобно — ограбить миллионы сограждан, постоянно унижать этих же сограждан и ненавидеть эту «лишнюю» страну, после этого быть назначенным главой Сбербанка. Теперь можно, состроив глубокомыслие на фэйсе, предаться конфуцианству. Греф — ненавистник России и враг народа. Его конец будет ужасен.
Задолбали уже этим Конфуцием российские управленцы, завороживающиеся различными идеями тем сильнее, чем они мельче. Как будто в истории России не было государственных деятелей, искренние мысли которых действительно стоит цитировать. Так нет же, своё исконное сознательно пытаются затоптать, чтобы носиться «как дурень с писаной торбой», то с конфуцианством, то с евроинтеграцией.
Очень верно, Аня.
Нечто такое чувствовал и Г.К. Честертон:
.