Свежие комментарии

Упиться ап стену. Часть VI

Эскиз к картине "Иди за мной, Сатано". И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло

Эскиз к картине "Иди за мной, Сатано". И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло

Чувствую, что это как-то связано, но как?

Человек интересуется, как может быть связан этот цикл по творчеству Ильи Репина - с публицистическими циклами, которые сейчас выставлены в блоге "Технарь": "На кормежке" и "Прокурорские замашки".

Эти циклы непосредственно связаны, конечно, с последним эскизом, когда Илья Репин нашел то самое воплощение Сатаны - в облике обнаженной женшины, искушающая Христа доступностью "земных радостей". Это блудница, усыпанная дарами земли, возлежащая на ярких богатых тканях. Эскиз уже содержит колористическое решение будущего полотна (по многим причинам так и не осуществленного замысла), когда все теплые оттенки охры (цвета земли) - сосредоточены в женщине, уютно устроившейся на грани обрыва над адской бездной.

Мы видим, как пенное бурное море жизни в холодных строгих отенках ультрамарина и бирюзы переходят к панораме гористого берега... Путник движется от вершины - к вершине, вдоволь познав подъемы и спуски, может быть и падения. Вершины гор так высоки, что покрыты ослепительно белыми шапками снега, а клубящийся туман над ними делает почти незаметным переход к небесной лазури.

Все вокруг запрокинувшей голову женщины, будто ожидающей ответа на гостеприимный жест и мягкий грудной смех, - выполнено в одной гамме различных оттенков холодных цветов: от белого, светло-серого - до сумрачного ультрамарина теней. И кажется, будто стоит Христу сделать еще хоть один шаг - он неминуемо соскользнет в пропасть с покатого склона.

Мы видим, как мучительно и долго Илья Репин ищет образ... именно сатанинского искушения! Портрет усталого Христа, делающего то, что должно, но заранее осознающего, что немедленного отклика он не получит, -  у Репина был написан еще к середине 80-х годов.

Взгляд Христа с глубокой печалью устремлен в будущее и даже за грань этого мира. И если представить Сына Божьего над обрывистым склоном, то мы понимаем, что Христос внутренне колеблется вовсе не из-за предложения Сатаны, принявшего облик блудницы. У каждого из нас бывают такие моменты искушения, когда мы задумываемся, а стоит ли жизнь постоянного преодоления?..

Христос. 1884

Илья Репин "Христос", эскиз 1884 г.

Конечно, стоит! Хотя притягательность сатанинской неги над бездной порока нельзя не учитывать. Но грусть Христа выдает и понимание, насколько недолговечны эти земные радости, предложенные Сатаной... Фрукты сгниют, лицо покроется морщинами, старческие пальцы будут беспоморщно цепляться за каменистый валун, а высохшее тело будет беспомощно соскальзывать к ревущему внизу Океану.

Здесь надо в очередной раз отметить одну существенную деталь, касающуюся творчества Репина. Обычно его подают "русским-прерусским", хотя местечковость даже не происхождения, а зачастую и жизненного подхода, каких-то чисто обывательских принципов выбора той же натуры - здесь тоже присутствует... во всей теплоте оттенков охры.

Еще в конце ХIХ века возникли слухи, что полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданное в 1883—1885 годы, спонсировалось "иностранными инвесторами". Это произведение явилось своеобразным  подведением итогов под многолетними ожесточенными спорами и открытым недовольством тем фактом, что Ивана Грозного не оказалось на памятнике «Тысячелетие России» (монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь, авторы - скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман) .

Интересно, что первой жене Ивана IV, Анастасии Романовой, создавшей повод возникновения династии Романовых в России, - на Вечевом колоколе место нашлось. А Илья Репин увековечивает упорно распускаемые слухи о последнем представителе Рюриков, красочно иллюстрируя наиболее скандальную версию прекращения рода князей Московских в духе "виктимности", оговорки по которой обычно скрывают преступления. Мол, сам виноват, сам убил, никто ему не мешал, он сам был плохой.

Стоит вообще-то вспомнить, что с античности проводилась жесткая граница -  между видами искусства, в которых требовалось присутствие вдохновения муз, - и теми, которые приравнивались к ремеслам. Но, конечно, имеется в виду не ремесленничество (кстати, несправедливо опущенное теми, у кого руки растут не из того места), а ремесло - на уровне искусства.

Живопись с античности рассматривалась ремеслом, в котором главную роль играл заказчик, оплачивавший создание произведения. Ну, да... Так ведь и есть! Поэтому здесь нечего прятать голову от главного факта: зависящий от материальных результатов своего труда художник все равно изначально учитывает мнение своего заказчика и создает произведение так, чтобы угодить именно ему.

Литература, музыка, драматургия, хореография - имеют целью создание нематериального образа, поэтому невозможны без вдохновения свыше. Но и всем, кто в бренном мире мнит себя заказчиками, следует понимать, на чьей дороге они решили встать. Тут я, конечно, тут же вспомнила о пресловутой "партийности в литературе", благодаря которой мы сегодня имеем абсолютно безнравственное ворье в государственном управлении, распоясавшееся от вседозволенности, имеющее наглость заикаться о "духовных ценностях". Ну да, просто из "административного ресурса".

Но мы же видим, что все это появилось не 20 лет назад, вылупившись из неизвестной кладки, это все взрастало на почве длительного отсутствия нормального эпического искусства, являющегося прерогативой сложившейся нации.

Илья Ефимович творит  уже в иных условиях, когда  художник его уровня может не только выбирать заказчика, но имеет возможность творить "на века" - по вдохновению. А вдохновения в его полотне об искушении Христа... каждый  раз не хватает на весь эскиз. И ни разу оба образа (противоборствующих и антагонистических, в то же время являющихся частью одного целого) не получаются равноценными. Конечно, они  не равноценны в нравственном смысле, но и художественное полотно - это ведь даже не агиографическая литература.

И по эскизам Репина мы видим, что ему так не удается совместить эти два начала человеческой души одномоментно. Органичность в композиции возникает лишь тогда, когда он идет по чисто литературному пути построения образа, когда не столь важно реальное воплощение (зримое) героя, а важна суть, позиция - в вечном вопросе, который ставит искусство.

Важен сам вопрос, но он вовсе не в том, было ли это точно у серого валуна - или не было. Это даже не вопрос веры... Это многогранный вопрос, который ведь сам человек решает вне зависимости от собственного отношения к искусству: как относиться к собственной душе? Это же тонкая материя ("из которой хлопья шьют"), которая, казалось бы, столь же неуместна в нашем материальном мире... как и порядочность, да?

Пренебречь вечными исканиями и сомнения собственной души и... соскользнуть с вершины?.. Может, именно этого и достаточно, раз это выглядит в золотистых охристых, влекущих теплотою тонах.

Это эскизы к собственным сомнениям Ильи Ефимовича, уже почувствовавшего собственную силу, мощь таланта. Но канонический сюжет - для каждого и на каждый день... А вот то, что он не отпускает Репина, хоть и не вполне дается ему, говорит о том, что этот выбор пронизывает все слои общества и встал уже и на макроуровне.

Шуточки с историческими полотнами закончились. Это уже не "просто живопись", Репин и сам это чувствует. В эскизе 1896 года уже не Христос, а сам Репин стоит над пропастью, понимая, что с его неверным шагом - за ним может обрушиться и весь мир.

Именно в этом этюде сосредоточие зла не только в самой искусительной наготе близкого и доступного женского тела. Там ведь главное искушение - в намеренно подчеркнутой слабой женственности зла, изнеженности, в не опасности...

Ну, какая же может быть опасность? Местность глухая, каменистая... На парчовой подстилочке, шитой золотом, лежит абсолютно голая беззащитная дамочка, усыпанная перезревшим виноградом. Никто не видит, никто и не услышит, если она верещать начнет.

Такая бе-бе-бедная, одинокая...

* * *

 Это отнюдь не "случайные догадки", все это очевидно любому человеку, понимающему в живописи. Поэтому министр внутренних дел Плеве, возглавлявший комиссию по выбору автора для грандиозного полотна, изображающего юбилейное заседание  Государственного совета, выбирает именно Репина.

Он чувствует, что Репин уже поднимается в мировоззрении до макроуровня государственного управления, раз он начинает понимать... природу зла.

[Кстати, здесь ведь присутствуют участники последних "Дедюховских чтений", где мы говорили о женской природе зла. Это не означает, что зло - именно в женщине. Это показывает пути совращения, имеющие женскую природу. "В тихом омуте черти водятся" - сказано ведь про таких угодливых, скромненьких и услужливых дамочках, подворачивающихся под руку в "нужное время, в нужном месте". Таких бе-бе-бе-беззащитных...

Но любой, кто решает, будто кто из дам - "совершенно беззащитна", катится по склону в безвовратном процессе, да? Надеюсь, некоторым... я это вполне доказала? Или еще хочется сладенького?

Помните, господа, как я говорила, что вы имеете дело с голимым бабством, на которое нельзя реагировать так, как вам это навязывают? Здесь без литературных методов вы - ничто. Вам хочется... доказательства?

А чтобы сделал Христос, если бы говорил не "Иди за мной, Сатано!", а "Отыди!"? В рассматриваемом случае перед ним олицетворение греха - блудница. Если "отыди", так какие проблемы-то? Подошел, да и пнул посильнее! Пока она в пропасть будет лететь, никто в этой глухомани не расслышит ее жалкого писка, да?

Только вот "писка" или радостного насмешливого хохота?.. Не задумывались? А зря! Это ведь вы не позировали голяком на склоне... вернее, в моем случае - на верхней деке рояля, в пенной ванне и прочих неожиданных местах, так и призывающих оголиться. И лишь одноклеточные примитивы могут самовлюбленно решить, что кому-то так уж приспичило совращать их на самые идиотские поступки.

Придется разочаровать масеньких, но никто и не рассчитывает, будто искушение заключается в том, чтоб "совершенно случайный" прохожий решил скидывать сапоги, радуясь, как это "все удачно устроилось"... С ржанием стягивая из-под теплой задницы на себя парчевую подстилочку, чтобы устроиться рядом с этой мамзель на склоне... Не стоит быть настолько наивными, это... опасно!

А то ведь некоторые действительно легко совращаются на чью-то провокационную "бе-бе-беззащитность". Мол, как все неожиданно сошлось - один к одному! Один два раза завалил квалификационный экзамен, ему так теперь не терпится постороннюю дамочку в пропасть столкнуть. Да еще и в рамках выделенного гранта "на борьбу с экстремизмом".

Другому надо уничтожить важного свидетеля махинаций с недвижимостью и земельными участками... Третьему надо было двоюродную сестру-блудницу жильем снабдить... за чужой счет, конечно. Третьему надо поспекулировать на национальности, поскольку создать обещаный диссертационный совет он так и не смог... А еще есть люди, которым надо на кого-то спихнуть сомнительную "заслугу" организации государственного переворота...

Тут им непременно подставят... нечто. Канонический сюжет - всегда об общих для всех правилах. Там совершенно неважно, кто выступит в роли... неважно кого. Теперь... понятнее?]

Илья Репин "Портрет В.К. Плеве", 1894 г.

Илья Репин "Портрет В.К. Плеве", 1894 г.

Витте не решал подобных вопросов, хотя многие современники, отметив, как Витте выделен и на заднем плане полотна, считали, что выбирал художника именно Сергей Юльевич. Он всегда с такой ревностью отслеживал любые награды, самые незначительные "увековечивания", что никто не допускал и мысли, будто и здесь он не навязал художника, уверенный, что именно его портрет Репин сделает сам и без учеников, от начала и до конца.

Известен случай, когда он клянчил у Петра Аркадьевича Столыпина, которого ненавидел почти физиологически, - повлиять на комиссию, от которой зависело переименование улицы в Одессе. Естественно, в имени Сергея Юльевича. Столыпин с явной, видимой брезгливостью выполнил его просьбу.

Здесь небольшая контрамарка про местечковость. Из всех рассматриваемых персонажей наиболее местечковым будет Витте, а его самописанную биографию с намеками на "остзейских немцев" придется признать фальшивкой, поскольку весь этот пафос даже в воспоминаниях детства о том, сколько слуг было в доме - выдает пузырятину местечкового выкреста. Никакого отношения к менталитету немецких служак или настоящему русскому аристократизму это не имеет.

Мне это больше напоминает гордость местечковых дамочек, замечающих, что у них и в советское время всегда были кухарки, мол, никогда по дому ничего не делали. Вспоминаю свою армянскую бабушку-крестьянку и бабушку, до 14-ти лет бывшую аристократкой. Обе... абсолютно ничем не отличались в вопросах, кссающихся "женских обязанностей". И это, кстати, сделало переход из настоящей аристократии в крестьянство для второй бабушки - органичным и особо неприметным по их обычному распорядку дня.

Ни минуты они не сидели без дела, а уж на счет еды были особо избирательны, несмотря на то, что им обеим пришлось не раз столкнуться с настоящим голодом, на выживание. Они резко возражали и против "столовской" пищи, не говоря о том, чтобы "жить барынькой" и не крутиться на кухне. Так и моя мама отслеживала в доме главное - все заготовки, закупки и рацион, проявляя диктат и полнейшую нетерпимость к любой новоявленной "кухарке" даже в моем лице. Это не означает, что я не "кухарила", но в весь и весьма строгих рамках рецептуры, расходов, качества ингредиентов и самих блюд.

Мне сложно представить, будто кто-то из настоящих аристократок, выпускниц Смольного - позволил бы главенствовать в своем царстве на кухне - какой-то кухарке. Все воспоминания Сергея Юльевича выявляю главное: женщины его круга не умели вести дом. Обилие челяди вовсе не говорит об "аристократизме", это говорит о глупом расточительстве, попытке неумело подражать нуворишей, новоявленных богачей. Попытка пустить пыль в глаза и выдать себя за того, кем ты не являешься.

Но... там есть небольшая деталька, которую до сих пор превозносят местечковые биографы Витте, искренне считая эту позорную плебейскую мелочность... русским ("остзейским"?..) аристократизмом.

Смакование этой позорнейшей детали биографии Витте - сразу выявляет в "историческом исследователе" подзаборный местечковый уровень. Потом удивляются, почему золотые рубли называли "матильдорами", как вторую жену Витте - еврейку Матильду, из-за которой его не принимали ни в одном приличном аристократическом семействе.

Был бы хоть на йоту "аристократ", знал бы заранее, что никто в этом плане не "пойдет ему навстречу". И Ленский расстрел, случившийся из-за родственников этой дамы на склоне, - полностью подтвердил имевшиеся резоны подобной "ксенофобии", верно?

Нет, имеется в виду вовсе не Ленский расстрел, выявлявший мошеннические схемы с "зарубежными инвесторами". А то, что все местечковые с гордостью подчеркивают, что Александр III доплачивал Витте, когда он перешелш в министерство финансов и потерял в доходах.

А отчего бы для начала при этом не упиться ап стену? Вначале упиться ап стену, а уж после доказывать, каким незаменимым был Витте при жизни? И, конечно, таким аристократом, что ему (очевидно, из-за "остзейских" корней) даже в голову не приъодило - не заикаться о потере в доходах на столь высокой государственной должности?

Итак, мы знаем об эпизоде со Столыпиным, знаем, как ум-молял Витте Распутина, чтобы тот помог ему вернуть доверие Николая II, отдававшему отчет, что все его ошибки в управлении имеют один местечковый источник - Витте. И никакой "аристократизм" никому ведь не помешает представить себе, что это была за мерзость, когда Витте решил пробиться к вожделенному мундиру с золотым шитьем.

Только плебейская шваль полагает, будто ее не видно насквозь... сверху. Достаточно предъявить самые высокие требования к себе самому, чтобы с этой господствующей высотки были видны самые позорные двитжения ничтожных душонок.

Разве Александру III могло прийти в голову, аристократ начнет "отжимать" с него доплату? Конечно, нет! В государственное управление шли служить Родине и класть жизнь на алтарь Отчизны. Это аристократические определения. Они здорово поистрепались в период "партийной аристократии", разбавленной самыми никчемными холуями спецслужб. Однако в исконно аристократическом духе это было именно так.

Поэтому... о, как это отвратительно звучит с исполнении Сванидзе! Двже слышишь, как у него начинается неконтролируемое слюноотделение. Поэтому  Александру III пришлось доплачивать Витте из собственных средств. И там все равно этого было недостаточно, поскольку инженеры в предпринимальском секторе России получали больше высокопоставленных государственных чиновников.

Будь в Витте хоть капля чести и достоинства, он бы не только не взял ни одной копейки от самодержца (из личных средств! позорище-то какое! упиться ап стену!), но он бы заявил всей "демократической общественности", что оклады самых высокопоставленных чиновников - в шесть раз ниже того, что зарабатывается в предпринимательском секторе. Поэтому не стоит подогревать народ, будто там сидят "правители", потребляющие за всех. Как это происходит сегодня.

Но... никому из восторженных рассказчиков о таком великом государственном деятеле даже не пришло в голову то, что немедленно боевым сигналом ударит в башку любому русскому аристократу, для которого "алтарь Отчизны" - намного более высокое понятие, чем для нынешних "правителей".

Еще до того, как Витте закончил пресмыкаться перед  Александром III, объясняя, как он много потерял с приходом на государственную службу, попутно повествуя, какой он "бе-бе-бедный" и совершенно "бе-бе-бе-беззащитный",  Александр III  уже все понял... Он понял, что скандал на платформе, предшествовавший крушению, когда ему пришлось удерживать на мощных плечах вагон, как и само это крушение в том же месте... произошло не без участия этого хитрого оборотистого типа.

Опасный человечек, пафосный, самовлюбленный... с чисто плебейской жадностью... Если заставить его работать, можно использовать в "сложных ситуациях", он не пощадит своей репутации, ее у него никогда не будет. Как и прочных корней в исконной русской аристократии. Остается лишь проверить.

И спокойное, радушное и почти небрежное "Я буду вам доплачивать из собственного кармана!" - воспринимается Витте с восторгом! Ему будет доплачивать  Александр III! Он будет вместе с лакеями ждать доплаты во внутренних покоях! Он управляет самим царем!

И при этом нет даже тени мысли, даже морщинки невольной озабоченности... Ведь любой аристократ воспринял бы эту небрежную фразу, брошенную с напускным равнодушием - ударом хлыста по лицу.

Илья Репин "Портрет С.Ю. Витте", 1903 г.

Илья Репин "Портрет С.Ю. Витте", 1903 г.

 Продолжение следует...

Читать по теме:

©2015 Ирина Дедюхова. Все права защищены.

Комментарии (4) на “Упиться ап стену. Часть VI”

  1. agk:

    Как точно: «Любой аристократ воспринял бы эту небрежную фразу, брошенную с напускным равнодушием — ударом хлыста по лицу».

    И про плебейское стремление иметь кухарок — тоже в точку.

    Великолепная статья, магическая. Все понятно, потому что есть проекции на собственные базисные понятия любого нормального человека.

    СПАСИБО!

  2. LLIAMAH:

    Сдается мне, стремление завести кухарку, происходит от обеих сторон с семье, и от мужа, и от жены. Одна не может и не хочет вести хозяйство, другой мается животом от дрянной готовки и не хочет разбираться в вопросах семейной жизни.
    Таким образом, ни одна из сторон не хочет ничему учится. Симптоматичненько.

  3. LLIAMAH:

    У американских рабовладельцев была традиция. При рождении в семье раба ребенка отца из семьи изымали для повышения «производительности труда». К настоящему времени у американских негров в порядке вещей отсутствие отцов в семьях.
    Один из больших любителей рабского труда был и первый перзидент у них — портрет на однодолларовой купюре с характерной внещностью гусского националиста.
    К чему тут ювенальная юстиция и «размышления» о повышении производельности труда?

  4. Anna:

    Витте на портрете выглядит прикольно. Словно на кнопку сел, но терпит как бы в ожидании чуда. А ведь так и не дождался желаемого.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь вебинаров
Архивы
  • 2024 (25)
  • 2023 (56)
  • 2022 (60)
  • 2021 (27)
  • 2020 (40)
  • 2019 (58)
  • 2018 (80)
  • 2017 (90)
  • 2016 (104)
  • 2015 (90)
  • 2014 (68)
  • 2013 (71)
  • 2012 (78)
  • 2011 (71)
  • 2010 (91)
  • 2009 (114)
  • 2008 (58)
  • 2007 (33)
  • 2006 (27)
  • 2005 (21)
  • 2004 (28)
  • 2003 (22)
Авторизация