М.В. Барро Мольер — Его жизнь и литературная деятельность. Часть VI

Глава VI. «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Последние годы

«Тартюф». — Впечатление от пьесы. — «Тартюф» на частных сценах и на чтениях. — Придворные покровители и враги. — Мольер и Конде. — «Скарамуш-пустынник». — Труппа Мольера получает название «Королевской». — Памфлет Пьера Рулле. — Кто Тартюф — иезуит или янсенист? — Аббат ла Рокет. — Предшественники Мольера по изображению Тартюфа. — «Дон-Жуан». — Легенда о Дон-Жуане и ее разработка. — Сганарелъ. — Первые представления «Дон-Жуана» и его издание. — «Любовь-лекарство». — «Мизантроп». — Мольер и Алъцест. — «Лекарь поневоле». — «Мелисерт» и «Сицилиец». — Болезнь Мольера. — «Тартюф» в первый раз на сцене Пале-Рояля. — Распоряжение Ламуаньона и архиепископа Перефикса. — Произведения 1668 года. — Окончательное разрешение «Тартюфа». — «Ученые женщины». — Смерть Мадлены. — Мольер на улице Ришелье. — Его библиотека. — Театралъные костюмы Мольера. — Мольер как актер. — Внешний вид Мольера. — Воспоминания Пуассон и портреты Минъяра. — Третий ребенок Арманды. — Арманда и Барон. — Охлаждение между Мольером и Людовиком XIV. — Болезнь Мольера. — «Мнимый больной». — Смерть Мольера. — Похороны. — Могила. — Заключение.

По свидетельству современников Мольера, в Версале были поставлены только первые три акта «Тартюфа». Как ни ограничено было при этом число зрителей пьесы, весть о небывало дерзкой комедии быстро распространилась по Парижу. Смущение и гнев в известных кружках были тем сильнее, что все признавали, хотя и молча, верность в изображении предполагаемых прототипов. Сочувствие короля, быть может, отвечавшего этим сочувствием на глухой ропот за его связь с Лавальер, лишь увеличивало гнев недовольных.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Вход в систему