Псевдокультура и… частная собственность
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Анна Ахматова "Тайны ремесла", I
Название этого цикла статей выглядит достаточно громоздким, если подходить к нему строго в канонах звучания Великого и Могучего, к чему у меня несколько более тонкий слух, как у любого человека, которому русский покорился отнюдь не сразу и с большим трудом. Моё восприятие русского не настолько «замыленнoе», как у тех, кто получил его «просто так», поэтому я понимаю, что статью следовало бы назвать «Культура и псевдокультура».
Но смысл этого цикла... несколько в другом. Хочу подчеркнуть мысль, которая тревожила меня всякий раз, когда приходилось рассматривать различные замещения настоящих явлений культуры - псевдокультурой: подобные замещения вызываются вовсе не чьей-то недостаточной личной культурой, а исключительным желанием присвоить чужую частную собственность, причем, лиц, напрямую не связанных с производством артефактов культуры.
Сразу отметим, что речь идет вовсе не о плагиате или ином присвоении плодов творчества одного деятеля культуры - другим, псевдокультурным или, напротив, более культурным.
Хотя русская литература имеет длительный спор о «плагиате» между Гончаровым и Тургеневым, надо сказать, что благодаря этому доказанному заимствованию фабул, идей и схематичных образов Тургеневым - мы имеем редкую возможность сравнить два совершенно различных подхода к развитию одной и той же темы смены жизненного уклада. Кстати, этот спор многое объясняет в творчестве Тургенева, где, в отличие от абсолютного реализма Гончарова, присутствуют явные «скандальные» нотки в пользу разночинных «демократических движений».