Музыка в камне: Алваро Аалто. Часть I

7f4be5b8b1bbf3eb188d67a92b1e0304Многие российские туристы в Финляндии ловят себя на мысли, что у них не возникает чувства, будто они так уж отдалились от Санкт-Петербурга. Какая-то особая скандинавская "экзотика" появляется лишь при посещении сельских районов Норвегии. Даже в Стокгольме "чувство заграницы" можно испытать лишь в самых старых районах, имеющих чисто туристический статус.

А при этом интуиция подсказывает, что подчеркнутый функционализм, которым проникнута современная скандинавская архитектура, имеет вполне российский источник. А уж первый туристический пункт в Хельсинки в виде памятника Александру II на Сенатской площади напоминает всем забывчивым на счет собственной истории "россиянам", что страна здесь вообще возникла и замечательно сегодня живет намного лучше нашего, благодаря российскому самодержцу.

Может, мы бы окончательно убедились в том, что так и не выехали из Северной Пальмиры, обнаружив где-нибудь на задворках памятник Ильичу на броневичке... Ведь, если верить историкам КПСС, Ильич был такой добрый-добрый, щедро раздавая то, что ему никогда не принадлежало и принадлежать не могло. Именно ведь он типа выдал государственную независимость Финляндии... А вот ему памятник так и не воздвигли, зато ревностно обсаживают цветочками и всячески облагораживают местность вокруг памятника Александру II... Вот и пойми этих финнов... Елочку даже своему памятнику посадили, чтобы Александру II было приятнее стоять посреди Хельсинки. Понять все эти феномены нам поможет творчество выдающегося архитектора Алвара Аалто.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Вход в систему