ФИЗИКИ И ЛИРИКИ. ЧАСТЬ II

10.10.2013

Шутка такая, из сетевого общения:

— О совести нормальные дети узнавали ещё в детском саду от воспиталки, когда она обращалась к нашкодившему малышу с проникновенным вопросом: «У тебя совесть есть?», — плохо скрывая угрозу в голосе…

«В 19 веке западные ученые с удивлением вынуждены были отметить, что в русском народе обыденно, в быту, в повседневности в масштабе целого народа преимущественно соблюдаются все основные нормы поведения и мотивации поведения, которые на Западе только силой уставов или длительного воспитания прививают монахам.
Понятно, что речь не о целибате, а о других нормах.
Неприязненное отношение к гордыне, стяжательству, нечестности, жестокости, властолюбию, лености, суетливости, разврату, рисовке и т.д.
Наоборот, уважение к мудрости, трудолюбию, мастерству, доброте, скромности, честности, подвижничеству, способности постоять за правду и т.д.
Причем соответствующие установки соблюдаются не только на людях, но и тогда, когда осудить, поощрить, оценить поведение некому, когда человек предоставлен самому себе. Продолжением этих норм является нравственное поведение не только в отношении к людям, но и в отношении природы. Хороший пример дед Мазай с зайцами.
Важный элемент народной этической традиции — требовательность к ближнему. — В отличие от толерантности, допускающей все, что не запрещено законом. Будь человеком, совесть имей и т.п. — это сугубо русский подход.» (С.Покровский)

Отсюда, делается несложный вывод о прямой связи культуры и совести, т.е. что наличие совести формирует культуру человека. А без оной о какой культуре можно говорить?

И кто об этом не знает? Того просветит президент.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Вход в систему