Джон Гей «Опера нищего»

Опера нищего (англ. The Beggar’s Opera, также «Операнищих») — балладная опера втрёх актах, написанная в 1727 году Джоном Геем и ИоганномКристофом Пепушом. пародияна итальянскую оперу-сериа, главным представителемкоторой в Англии в то время былГ. Ф. Гендель«Опера нищего» — первый образец жанрабалладной оперы, который вАнглии и США пользовалсяпопулярностью на протяжениидвух столетий. Создатели его вкачестве своей художественнойплатформы провозглашали господство народных и бытовых мелодий, и, поскольку это был жанр пародийный, в качестве текстоварий, помимо английских, шотландских и ирландских народных баллад, могли использоваться оперные арии и церковные гимны.

30 августа 1716 года Джонатан Свифт написал письмо Александру Поупу, в котором высказал идею написать ньюгейтскуюпастораль, действие которой происходит среди проституток и воров. Идеей воспользовался Джон Гей. «Опера нищего» сталаодновременно сатирой на всю политическую систему Англии начала XVIII века: «Высшие и низшие круги, — писал Гей, — такпохожи в моей пьесе, что трудно решить, подражают ли знатные джентльмены джентльменам с большой дороги, илиджентльмены с большой дороги подражают знатным господам». Одновременно «Опера нищего» была пародией на модную в товремя в Лондоне итальянскую оперу, присущие ей штампы и бессодержательность либретто. Неслучайно газета «Нью-ЙоркТаймс» писала следующее: «Гей написал скорее анти-оперу, чем оперу».

Гей был основным автором оперы; И. К. Пепуш, немецкий музыкант, обосновавшийся в Англии, считается одним из авторов 69 песен, звучавших в спектакле. По традиции ему приписывается аранжировка и всех остальных песен, основанных на народныхмелодиях — английских, ирландских, шотландских и французских, а также на сочинениях Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Дж. Бонончини и других оперных композиторов. Премьера «Оперы нищего» состоялась в театре Линкольнс-Инн-Филдс 29 января1728 года. Опера выдержала 62 представления — и к тому времени это был самый длинный цикл представлений в театральнойистории. Опера пользовалась такой популярностью, что в 1730 году была напечатана колода игральных карт, посвящённая этомупроизведению. Эта опера стала самым большим успехом Гея, с этого времени она почти не теряла популярности. В 1920 годуопера была возрождена Музыкальным театром Хаммерсмит и выдержала 1463 представления. Это был один из самых длинныхциклов представлений в истории музыкального театра того времени. Является единственным не забытым и по сей день образцомнекогда процветавшего жанра сатирической балладной оперы.

Вебинар проводит 12 октября 2018 г. в 20:00 (времямосковское) Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Программа вебинаров октября

5d74b0c14d0bb4d879755a41d6c52067

Вход в систему