Возвращение Дон Жуана (ХIХ век)
ХIХ век ознаменовался в русской культуре и искусстве тремя мощными произведениями, каждое из которых звучало так же жутко и фантастически, как голос в море, объявивший: «Великий Пан умер!» Все эти три произведения так или иначе — объявляли кончину Дон Жуана. Это «Каменный гость» Александра Сергеевича Пушкина (1830 г.), драматическая поэма Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) «Дон Жуан» (1860) и опера «Каменный гость» Александра Сергеевича Даргомыжского (1866-1869 гг.). Причем, Даргомыжский (1813-1869) не успел завершить сочинение «Каменного гостя», и оперу закончил Цезарь Кюи, а оркестровку создал Н. А. Римский-Корсаков, заодно чуть позже (в 1902 году) написав короткую увертюру.
Лучшим эпилогом к разговору об утраченных корнях нашей культуры, без которых уже, пожалуй и не понять настолько большой интерес к уходу этого озорника, будут строчки, взятые А.К. у Гофмана.
Но ужас грехопадения в том, что у врага сохранилась власть подстерегать человека и расставлять ему коварные ловушки даже в его стремлении к высшему, там, где человек выражает божественность своей природы. Это противоборство божественных и демонических сил рождает понятие земной жизни, точно так же, как одержанная победа — понятие жизни неземной. (с нем.) Гофман
То есть уход Дон Жуана воспринимался… как утрата собственной души. И, согласитесь, это совершенно не соответствует нашему представлению о нем. При этом следует отметить, что пишут о нем — прославленные сердцееды и дамские угодники. Но самое поразительное, что Александр Сергеевич Пушкин, о множестве романов которого мы, пожалуй, знаем лишь верхушку айсберга, пишет о Дон Жуане… трагедию.