Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Системы уравновешивания
Выносные пяты — Из различных приемов уравновешивания прежде всего напомним остроумный прием, позволяющий уменьшать и лучше направлять распор при помощи выкладки напуском нижних частей свода (рис. 67).
Скрепления — Почти все своды, носящие на себе печать иранского, а также и византийского влияния, поддерживаются, по крайней мере в период стройки, деревянными связями.
Аркады большой мечети Амру в Каире сохранили деревянные связи, воспринимавшие распор. Большая часть куполов, особенно луковичные купола XVI в., содержит в самой кирпичной кладке одно или несколько звеньев деревянных скреп. Часто эти связующие кольца еще усиливались поперечными затяжками, которые спиливались, когда конструкция получала нагрузку. Незаконченный купол в Дех-Абаде (рис. 72) еще сохраняет свои вспомогательные связи.
Система распределения опор — Мусульманские архитекторы обычно помещают опорные элементы внутри здания, так же как древние иранцы, римляне и византийцы. Планы двух главных мечетей Адрианополя (рис. 74) составлены в точном соответствии с этим принципом; А — план древней мечети, воздвигнутой в XIV в. Мухаммедом I, В — план мечети, построенной в XVI в. султаном Селимом.
|
Рис. 74 |
Встречаются здания, в которых система распределения опор применена так же умело, как и в сооружениях средневековой Франции.
Мечеть Султаниэ, общий план которой приведен на рис. 70, является в отношении статики образцовой: цилиндрические своды высоких галерей служат настоящими аркбутанами, превращая стены галерей в опоры главного купола.
Распор этого большого купола, расположенного на несущих его подпружных арках, преобразуется ими в распор, приходящийся на углы здания. Чтобы обеспечить устойчивость угловых устоев, их нагрузили тяжестью минаретов. Эти минареты играют роль дополнительного груза и совершенно эквивалентны тяжести пинаклей па вершинах контрфорсов христианских церквей. Силы распора, столь искусно воспринимаемые, в свою очередь ослаблены насколько возможно благодаря легкой конструкции верхушки свода, полой во всем своем сечении.
За исключением готики, ни одна архитектура не дает такого глубокого анализа распора в сводчатой конструкции и не находит более остроумных и изящных способов для борьбы с ним. Это уже совсем не то, что мы видели в римских постройках на растворе: там — инертная масса, оказывающая противодействие, здесь — живой и работающий организм.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture