Заявка на свяость
Из архива «Литературного обозрения» 06.11.2014
Поговорила во вторник утром по скайпу с подругой. Речь зашла о прошедших недавно памятных датах (благо беседовали во время одной из них). Я помянула двухсотлетие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, она же (как человек воцерквленный) вспомнила о ста пятидесятилетии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Причем, отметила, что для неё это событие важно в бОльшей мере…
Действительно, не сложно заметить, что юбилей Лермонтова многими воспринимается, как дежурная дата хрестоматийного поэта, строки которого о голубых мундирах и преданном им народе, известные со школы, по мнению ряда литературоведов объявлены нынче (как нынче же и выражаются) фейком. А посему, его творчество для особо «буйных» и «борцов с существующим строем» стало не больно-то актуальным. Кому в наше время надо вспоминать о такой героине, как Бэла? Или о произведениях, посвященных Кавказу и кавказской войне? Даже не повторили записей с рассказами Ираклия Андронникова, серьёзно занимавшемся творчеством Лермонтова. Там же виден мирный и благополучный край советского времени. Кому нужны сейчас такие сравнения не в свою пользу? Ну, это a propos…
Вернемся к Елизавете Федоровне. Она канонизирована. Помните период кампании по канонизации семьи последнего царя? Там была ещё громкая история с идентификацией и захоронением останков, на погребение которых патриарх не явился. Поэтому до сих пор ходят слухи о бОльшей информированности церкви о судьбе Романовых и, соответственно, строятся гипотезы о том, что семья осталась в живых. Тема бесконечная в силу своей «мутности» и неакуальности…