Возобновление «Ивана Грозного» в Большом: Диалект Григоровича
На этот раз «Иван Грозный» предстал в новой редакции — ужатым с трех до двух актов. Но сокращения носят косметический характер: даже чистый хронометраж нового спектакля тот же, что на старых пленках. На месте остались не только все второстепенные персонажи оригинальной версии, но и сцены, дуэты, монологи ведущих солистов.
«Иван Грозный» был поставлен Григоровичем на гребне признания: за спиной уже оставались «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак» и«Лебединое озеро», на лацкане блестел значок лауреата Ленинской премии, длинный список званий завершался священным «народный артист СССР», для реализации идей в подчинении была труппа Большого театра, все постановочные принципы были сформулированы, фирменные приемы найдены.
Неудивительно, что в ткани «Ивана Грозного» легко обнаружить скрытые и явные цитаты из его предыдущих постановок(так же как в музыке Прокофьева узнаются его же «Золушка»,«Ромео и Джульетта»,«Война и мир»), да и изучение опыта хореографов-предшественников Григорович тоже не скрывает.