Вебинар: Основные черты античной трагедии в романе «Парнасские сестры»
Вопреки бытующим представлениям, создателем и покровителям театра в античности считается бог виноделия Дионис. В его вакханалиях неизменной спутницей выступает муза Мельпомена. Свою трагическую маску она получила "в наследство" от древнего земледельческого культа Диониса, когда пахарь перед сезоном посевных работ делал своими руками трагическую маску Диониса из глины и подносил этому непредсказуемому "веселому" божеству в качестве мольбы, чтобы все его труды не обернулись крахом.
Дионис (у римлян Вакх) - бог виноделия, бог вина, в Греции "пришлый" бог, принесенный из Фракии. Празднества в честь Диониса важны были тем, что они послужили началом театральных представлений в Афинах. Во время празднеств в Афинах (великие Дионисии) выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и исполняли особые гимны - дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской. Из этих дифирамбов создалась трагедия (само слово можно объяснить как "песня козлов").
На сельских же празднествах в честь Диониса (сельские Дионисии) исполнялись шуточные песни, которые тоже начинал запевала; они тоже сопровождались плясками; из них произошла комедия.
Удивительно, что первые трагедии, ставившиеся в античности на всем известные сюжеты, продолжались почти все время вакханалий, а это два-три дня. Лишь позднее трагедии начали ограничиваться вначале одним днем, а затем - с полудня до первой звезды.
Согласитесь, в самом знакомстве с понятием "античная трагедия" много неожиданного, фарсового. Как же не вспомнить героиню романа "Парнасские сестры" музу Каллиопу, которая старалась трагические обстоятельства своих героев обернуть фарсом.
Интересно, что сам роман не только знакомит нас со многими ранее не замечавшимися нами подробностями античной мифологии, но и с основными чертами античной трагедии. Прежде всего, в том, что за основу сюжета взяты всем известные события. А дальше за этой завесой обыденности, которая вызывает лишь негодование, усталость, понимание, что все произойдет "как всегда" и крайне несправедливо... мы видим второй, третий, четвертый пласт... Мы понимаем, что присутствуем при битве, разыгрывающейся на наших глазах.
Если задуматься, то трагический сюжет "Иллиады" Гомера тоже несет для каждого читателя всем известный безрадостный конец. Но что же заставляет погрузиться в плавный пересказ всем знакомого мифа? Столкновение судеб, характеров, в духовный мир героев... "и все такое", как любит приговаривать Летописец наших трагедий.