Важное интервью Е.М. Примакова
Корреспондент «Файла-РФ» взял интервью у Евгения ПРИМАКОВА.
– Евгений Максимович, как вы оцениваете ситуацию вокруг крупных компаний с государственным участием? Надо ли их приватизировать?
– В конечном итоге, разумеется, надо. Но сейчас не время. Почему вопрос приобрёл такую значимость? Мне кажется, дело не только в фискальных соображениях… Конечно, они имеют значение, но в целом положение в экономике остаётся стабильным: цены на нефть не рухнули. В то же время, если говорить о концентрации, централизации производства, в большей степени достичь этого смогут государственные компании. И особенно те, от которых зависит наполняемость бюджета.
– Как вы, теперь, 14 лет спустя, оцениваете предпринятые возглавляемым вами правительством шаги, которые стали началом выхода из драматической ситуации, в которой оказалась Россия? Не сыграли они роль трамплина в социально-экономической политике?
– Я не считаю, что только благодаря моим усилиям страна вышла из кризисной ситуации. Заслуга в этом всего правительства, которое состояло из очень опытных людей, умных, хорошо понимающих обстановку. Было определённое давление на нас, чтобы подтолкнуть к сомнительным шагам – широкой национализации, возврату монополии на всю внешнюю торговлю, – но мы на это не пошли. Однако отказались и от бездумной приватизации, выборочной поддержки отдельных крупных предпринимателей. Начали борьбу с коррупцией. Я тогда сказал, что по амнистии освобождаются 90 тысяч заключённых, а их места займут экономические преступники. Березовский, который являлся одним из моих личных врагов, тут же переиначил всё и заявил, будто Примаков обещает посадить на нары 90 тысяч бизнесменов. На самом деле было не так.
За восемь месяцев моего пребывания главой правительства нам не поступило ни одного цента из-за рубежа. Потенциальных зарубежных инвесторов интересовало только, куда девались деньги, которые они предоставили до моего назначения на пост. Мы решали трудные социально-экономические вопросы самостоятельно. Это ещё один показатель того, какими огромными возможностями обладает Россия. Добавлю к тому, что нефть тогда стоила 9–10 долларов за баррель.