В этот день 10 лет назад

Эпический характер. Часть II

А. Рябушкин. Возвращение с ярмарки

Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил.

Ф.М. Достоевский  «Братья Карамазовы»

Кто не знает, не ведает о широте русских просторов и соответствующей им широте русской души, готовой вобрать в себя многое и многое, да, и продемонстрировать в состоянии. Всё это носит, поистине, эпический характер…

Существование на таких просторах и с таким характером создало свои способы жизни.

… Л.Н. Гумилев : «В Евразии политическая культура выработала свое оригинальное видение путей и целей развития. Евразийские народы строили общую государственность, исходя из первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно»[3].

Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии соборности. Это центральное понятие русской философии, слово, не поддающееся переводу на другие языки, даже на немецкий– самый всеобъемлющий по части философской терминологии.

Собор– это церковь, куда приходят все вместе,  следуют общему ритуалу, но каждый остается самим собой, возносит к Богу свою персональную молитву.

Соборность – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного.

На таких просторах есть где разгуляться индивидуальности, но и опасностей хватает, которые заставляют ценить «чувство локтя».

Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.

Такой лад среди разных народов неизбежно вел к «обогащению генетического фонда нации» и «антропологическому разнообразию». Что в ещё большей степени обусловливало широту характера и множество его проявлений. Вследствие чего, широта души и натуры (в смысле природы) проявляется и в такой форме, что практически любая культура, любой нации понимается и принимается естественно, легко и органично.

Читать далее в Литературном Обозрении "КНИЖНОЙ ЛАВКИ"

Вход в систему