Теннесси Уильямс «Сладкоголосая птица юности»
Сладкоголосая птица юности — пьеса Теннесси Уильямса 1959 года, в которой рассказывается история жиголо и бродяги Ченса Уэйна, который возвращается в свой родной город в качестве компаньонки увядшей кинозвезды Александры дель Лаго (путешествующей инкогнито под видом принцессы Космонополиса), которую он надеется использовать, чтобы помочь ему пробиться в кино. Главная причина его возвращения домой — вернуть то, что у него было в юности: в первую очередь, свою старую девушку, отец которой много лет назад выгнал его из города. Пьеса была написана для Таллулы Бэнкхед, хорошей подруги Уильямса.
Сладкоголосая птица юности возникла примерно в 1956 году в виде двух пьес: двухсимвольной версии финальной пьесы с участием только Шанса и принцессы и одноактной пьесы под названием Розовая спальня, которая позже была преобразована во второй акт пьесы с участием босса Финли и его семьи.
Сюжет
В Сент-Клауде родной сын Чанса Уэйна бежал из своего родного города, стремясь извлечь выгоду из своей красоты и молодости в Нью-Йорке или Голливуде (в зависимости от того, что из двух). Когда он терпит неудачу как актер, а затем и как личность в обоих городах, он обращается к карьере внештатного жиголо. В качестве сопровождающего своего нынешнего работодателя Ченс возвращается в Сент-Клауд в попытке вернуть возлюбленную своего детства, сопровождая стареющую, подавленную, с алкогольной зависимостью кинозвезду Александру дель Лаго, которая убегает от негативной критики, которая, по ее мнению, является реакцией общественности на ее попытку вернуться в кинематограф в недавно вышедшем фильме.
Дель Лаго также убегала и погружалась в секс, алкоголь и наркотики, пока Ченс не узнал ее во время суеты на курорте Флориды. Он увидел в ней последний шанс построить отношения (заботился о ней во время их обратной поездки в Голливуд с ним в качестве сопровождающего). Он использует свою кажущуюся галантность, чтобы побудить дель Лаго присвоить ему звание звезды, которого он не смог добиться самостоятельно. Когда они с дель Лаго едут по маршруту Сансет обратно в Калифорнию, Ченс надеется, что он воссоединится с Хевенли Финли, возлюбленной своего детства, и вернет ее в Голливуд, где – с помощью дель Лаго — они оба добьются славы.
К сожалению, вернувшись в Сент-Клауд, Ченс обнаруживает, что Небесная — всего лишь тень девушки, которую он знал. Во время его последнего визита в Сент-Клауд она забеременела. Когда она обнаружила проблему, ей пришлось сделать аборт, и из-за ножа неквалифицированного врача она была госпитализирована, а аборт привел к гистерэктомии и ее бесплодию. Ее могущественные и коррумпированные отец и брат полны решимости заставить Ченса заплатить за травму, нанесенную Хевенли. Ченс беспокоится, что его постигнет та же участь, что и чернокожего мужчину в городе, на которого недавно напали и кастрировали.
Используя машину и средства Александры, Ченс пытается доказать городу, что он успешен, но его старые друзья разоблачают его блеф и видят в нем того, кем он стал. Тем временем Александра получает известие о том, что критика, от которой она бежала, на самом деле является похвалой и что ее возвращения ждут на сцене. Ченс верит, что он поднимется с ней на вершину, но Александра не желает, чтобы жиголо запятнал ее доброе имя. Когда молодость ушла, Ченс не знает, как жить дальше. Хотя она не будет рекомендовать его для работы в Голливуде, Александра убеждает его продолжать сопровождать ее, но он решает остаться и принять свое неизбежное падение в Сент-Облаке.
История производства
Пьеса Люблянского драматического театра 1961 года
До Бродвея
Уильямс начал работу над пьесой осенью 1959 года, назвав ее сначала Врагом времени. Как Сладкоголосая птица юности, в стадии разработки находилась пробная постановка с Таллулой Бэнкхед в главных ролях и Робертом Дривасом в Корал-Гейблз, Флорида, режиссер Джордж Китли[2] в его Studio M Playhouse в 1956 году[3][4] которая началась до того, как агент Уильямса Одри Вуд узнала, что у него есть новая пьеса.[5] Элия Казан видел это.[6] Казан и Шерил Кроуфорд были «причастны к тайне и обратились к Одри с просьбой разрешить им продюсировать и срежиссировать новую пьесу».[5]
Бродвей
Оригинальная постановка Шерил Кроуфорд открылась 10 марта 1959 года в театре Мартина Бека в Нью-Йорке. Режиссер Элиа Казан, в фильме снялись Пол Ньюман, Джеральдин Пейдж, Сидни Блэкмер, Мадлен Шервуд, Дайана Хайланд, Логан Рэмси и Рип Торн. Брюс Дерн также сыграл небольшую роль. Постановка была номинирована на три премии «Тони», включая лучшую женскую роль за роль Пейдж. Спектакль шел более года и насчитывал 375 представлений.[7]
29 декабря 1975 года в театре Харкнесса открылось возрождение в постановке режиссера Эдвина Шерина с Кристофером Уокеном в роли Чанса Уэйна и Ирен Уорт в роли принцессы Космонополиса в главных ролях. Уорт получила в 1976 году премию «Тони» за лучшую женскую роль.[8]
Постановку планировалось открыть в 2011 году с Дэвидом Кромером режиссером и Скоттом Рудином в качестве продюсера. В 2012 году постановка была показана в театре Гудмана с большим успехом, с Дайан Лейн в главной роли.[9]
Лондон
Спустя 26 лет Сладкоголосая птица юности появилась в лондонском Вест-Энде. Он открылся 8 июля 1985 года в театре Хеймаркет в постановке режиссера Гарольда Пинтера и представлен импресарио Дугласом Урбански; в нем снялись Лорен Бэколл и Майкл Бек с Джеймсом Граутом и Дэвидом Каннингемом. Позже это производство было перенесено в Лос-Анджелес под руководством Майкла Блейкмора.
Пьеса вернулась на лондонскую сцену 1 июня 2013 года в постановке в «Олд Вик» режиссера Марианны Эллиот с Ким Кэтролл в роли Дель Лаго и Сетом Нумричем в роли Чанса.
Чичестер
Спектакль был возрожден в 2017 году в Чичестерском фестивальном театре, который пройдет со 2 по 24 июня. Режиссер Джонатан Кент, в фильме снялась Марсия Гэй Харден в роли Александры дель Лаго / Принцессы Космонополиса и Брайан Дж. Смит в роли Ченса Уэйна. Среди коллег были Эмма Амос и Ричард Кордери.[11]