Тамаз Суладзе «Реквием для демона с оркестром…»
Люди в возрасте в большей степени подвергнуты приступам ностальгии. Можно, дабы замаскировать неизбежные процессы увядания, обозвать это явление рафинированным термином «рефлексия». Хотя, если учесть актуальную тему каждого начала сентября, то можно применить более привычное словосочетание «работа над ошибками»…
А, ведь, эти ошибки были. Неплохо бы их выявить. Как ни призывали нас учителя учиться на чужих, а доходчивее получается в большей степени на своих…
Вот перестроечный текст уже знакомого нам автора, Тамаза Суладзе. Сразу вспоминаются годы, эдак 88-ой, 89-ый. Увлеченное штудирование каждого свежего номера «Огонька». Были ещё какие-то газеты и журналы, но «огонёк» затмевал… Дефицитное было издание даже пр том фантастическом тираже, который «переплевывал» только «АиФ». Лавина новой интересно и агрессивно поданной информации. Требованием времени было переосмысление нравственных оценок известным и вновь открывшимся фактам прошлого. Процесс, надо сказать, захватывающий…
Вот сейчас читаю нижеприведенный текст и вспоминаю те ощущения. Затем включается «ум», которым крепок, то есть «задний»… Что делать? Приходится работать над «ошибками». Видишь, как легко велась на клише про «демонизм» ряда исторических персонажей, выявить который из предложенной фактологии статьи не получается. А вот картинка типичного «гадюшника» в среде, на которую свалилось большое число преференций, и где началась борьба «на выживание» с «выживанием» не очень полюбившегося ближнего, прям, до жути напомнило недавние реалии, хоть в том же Большом…
А всё отчего? А от того, что серость разводить не следует… Почему? Ведь так иногда бывает жаль нечто серенькое, которое всегда оказывается «ближним человечком». Даже, иной раз, не по родству естественному, а просто потому что не всем ведь быть… слепяще яркими, настоящими звездами, к которым далеко не всегда в отношении преодолеваешь завистливый червячок мысли «а почему это им?..»
И как тут не вспомнить лаконичные пояснения Ирины Анатольевны Дедюховой о целях и задачах искусства? Решить их серость уж точно не в состоянии. Да еще и в условиях, когда идея искусства — одна на все времена. Это борьба добра со злом в душе человека. А серенькое, ни черное, ни белое, ни верх, ни низ, серединка на половинке….не дает ни почвы нравственного выбора, ни повода его сделать, куда-то двигаться, расти и развиваться.