Святитель Киприан, митрополит Московский, Киевский и всея Руси

Митрополит Киприан (ок. 1330 — 16 (29) сентября 1406) — митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375—1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406), христианский политический деятель, переводчик и книгописец. В 1472 г. был причислен к лику святых. Роль этого человека в российской истории велика. Цели, ради которых трудился Киприан, его политика и деятельность столь значительны, что заслуживают более пристального внимания и серьезного изучения.

На Руси в это время шла упорная борьба за первенство между двумя силами: Москвой, с одной стороны, и великим княжеством Литовским в союзе с Тверью – с другой. Несмотря на татаро-монгольское нашествие и захват Ордой фактически всей Восточной Европы, Константинополь сохранял на этой территории свое церковное управление. Более того, Орда принимала этот фактор как абсолютно законный и считалась с ним при организации своей административной системы даже после того, как в начале XIV века в Орде было принято мусульманство. Именно поэтому Русская Церковь, в отличие от русских княжеств, была освобождена от дани Орде. Признанным главой Русской Церкви был Константинополь.

В борьбе за первенство княжеств на территории Восточной Европы Константинополь явно поддерживал Москву. Еще святитель Петр, будучи в 1309 году поставлен на Русь как митрополит Киевский и всея Руси, поселился не в Киеве, а, в конечном счете, в Москве и стал проводить откровенно промосковскую политику. Литовский князь, естественно, был этим недоволен, поскольку митрополит всея Руси управлял православными церквями и в Литве. Князь жаловался в Константинополь и требовал поставить в Литву своего митрополита. Следующий митрополит, Феогност, был грек, но он сразу же приехал на жительство в Москву, тоже вел политику промосковскую и тоже вызывал недовольство Литвы. Алексий, следующий митрополит Киевский и всея Руси, который из-за малолетства князя Дмитрия Ивановича и вовсе был фактическим правителем Москвы, был русский и в интересах Москвы совершал иногда очень смелые политические шаги. И опять Литва была недовольна, и опять литовский князь писал жалобы в Константинополь и требовал дать им своего митрополита. Константинополь вел себя осторожно, но при этом, что называется, стоял насмерть и только посылал жалобщикам грамоты, в которых уговаривал их не ссориться с митрополитом всея Руси, а иногда даже советовал просить у него прощения.

Читать "Государственное управление России в исторических портретах"

Вход в систему