Сталин в опере. Часть I
Виталий Комар. Сталин и музы
Ирина Дедюхова 14 февраля 2014 г. · Хотел, значит, Виталий Комар немного подшутить на Генералиссимусом, а ничего не получилось! Полотно "Сталин и музы" написано в хорошем таком социалистическом реализме. Музы пришли вручать Прекрасному Иосифу Виссарионовичу валентинку, а того и подкладочка кителя бирюзовенькая... хорош, орелик! Музы, чувствуется, робеют. Эт понятно!
Известно, что товарищ Сталин был "большой ученый", но он при этом не чурался и искусства, причем, не только кино и театра, но очень уважал/обожал оперу. Отчего-то расцвет высоких искусств выпадает на его эпоху? Интересно почему? Наверное, потому, что время великих свершений (которое тоже по странному стечению обстоятельств выпало на время его правления?!) требует неординарных личностей, причем в больших количествах. Неординарность - вещь не простая, требующая организации вокруг себя тоже некоей сложности (и в жизни, и в быту). Отсюда, воспитание на лучших образцах, имевшихся тогда уже у человечества, искусства и культуры.
К таковым, сами понимаете, относится и наиболее сложный (и в восприятии, и в исполнении) синтетический и условный , но зато монументальный, жанр оперы. Так вот, интересно же узнать, как всё было? С тех пор прошло много времени, современников практически не осталось, есть только мемуары. Массовый читатель (в моём лице) впервые познакомился с данной темой по книжке Галины Вишневской ещё тогда, в перестройку или чуть позже. С тех пор много воды утекло.
Интересно перечитать уже сейчас, что называется, другими глазами. И эти другие глаза уже видят не столько то, что хотела сказать Галина Павловна, а, надеюсь, нечто большее. Знаете, это так любопытно узнавать мнение деятелей культуры, полагающих себя мыслителями и носителями непререкаемого авторитета. Они как-то "забыли", что последним обязаны исключительно советской цензуре, которая не позволяла информировать общественность об их личной жизни без придания оной официозного глянца. Посему публика держала наших артистов и художников (в широком смысле слова) за приличных людей. В отличие от нонешнего времени, когда современный уже глянец не вывалил на наши головы всю их подноготную. Сами понимаете, что с авторитетом теперь стало гораздо проблематичнее. Особенно поражает (с нехорошими интонациями) моральный облик публичных фигур. Поэтому почитаем, что там Галина Вишневская понаписала про товарища Сталина. Есть возможность немного похихикать над её оценочными суждениями и видением реальности. А что делать? Коньюктура тогда в 80-х и 90-х была именно такой. Впредь другим мемуаристам наука - побольше фактов, поменьше оценок.