Сделать выбор. Часть II

596714a40afa820eb0Не имеет, наверно, никакого смысла скрывать, что я пытаюсь подойти к роману Уильяма Стайрона "Выбор Софи". Пытаюсь-то, в сущности, давно. Но как начать, если роман воспринимается до неприличия узко, настолько заштампованно, что и стереотипно, что... это уже становится просто опасным!

 Ведь подобные попытки уйти от сути - лишают очень многих людей нравственного выбора. Из романа обычно выделяется один эпизод из жизни главной героини - на платформе Освенцима, где ей предлагают сделать выбор, кого из  двух ее детей послать в крематорий немедленно, а кого оставить... умирать с гипотетической возможностью остаться в живых.

Само выделение этого эпизода и утверждение, будто именно тогда Софи и делает выбор - изначально безнравственно. разве кто-то не понимает, что Стайрон был не из тех мужчин, которые могут предоставить женщине (тем более, своей героине) подобный выбор. Его роман назывался "Софи делает выбор", а не "Выбор Софи".

Удивительно красивая женщина, "будто вся из тех материй, из которых хлопья шьют", прошла весь ад войны и концлагеря, послевоенного Бруклина, охваченного лихорадочным весельем ("мы остались живы!"), - и делает выбор на наших глаза по стихотворению Эмили Дикинсон.

Стайрон абсолютно бесхитростен со своим читателем, сюжет романа - иллюстрация самых известных стихотворений Эмили Дикинсон, которые Стайрон просто не называет. Но и тот страшный эпизод, который 99% людей, хоть что-то слышавших об этом произведении, ошибочно принимают за пресловутый "выбор Софи" - до последней строчки в прозе иллюстрирует несколько маленьких и "незначительных" стихотворений Дикинсон.

Читать статью в блоге "Огурцова на линии"

Вход в систему