Приглашаем на вебинар из серии «Афёра века»!!! Всех!!!
Афера века: Военная реформа 2008 года в России
Российская военная реформа 2008 года, часто называемая реформой Сердюкова по имени ее инициатора, министра обороны Анатолия Сердюкова, была крупной структурной реорганизацией Вооруженных сил России, которая началась в 2009 году.
О значительных реформах российских вооруженных сил было объявлено в октябре 2008 года при Сердюкове, а крупная структурная реорганизация началась в начале 2009 года. Заявленными целями реформы были реорганизация структуры и субординации в Российской армии и сокращение ее численности.
Ключевые элементы реформ, объявленных в октябре 2008 года , включали:
-
сокращение вооруженных сил до миллиона человек к 2012 году;
-
сокращение численности офицеров;
-
централизация подготовки офицеров из 65 военных училищ в 10 «системных» военных учебных центров;
-
создание профессионального сержантского корпуса;
-
сокращение численности центрального командования;
-
вводится больше гражданского материально-технического обеспечения и вспомогательного персонала;
-
ликвидация кадровых формирований;
-
реорганизация резервов; реорганизация армии в бригадную систему;
-
реорганизация военно-воздушных сил в систему авиабаз вместо полков.
Ранее было предпринято несколько попыток реформ, таких как план 1997 года министра обороны Игоря Сергеева и программа 2003 года президента Владимира Путина (‘Неотложные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации’), последняя из которых была очень похожа на программу 2008 года, поскольку в ней уже подчеркивалась необходимость сокращения численности личного состава, постепенного сокращения использования призывников в пользу профессиональных солдат, создания профессионального корпуса сержантов и кардинальных изменений в подготовке и образовании офицеров. Программа 2003 года продвигалась очень медленными темпами, в основном из-за нежелания военных реформироваться.
4 апреля 2011 года генерал-полковник Василий Смирнов, заместитель начальника Генерального штаба, заявил, что реформированные вооруженные силы будут состоять из 220 000 офицеров, 425 000 контрактников и 300 000 солдат срочной службы.
Сокращение офицерского корпуса позже привело к нехватке офицеров во время СВО.
Корпус сержантов. Важным элементом реформ было создание профессионального корпуса сержантов. Такой корпус послужил бы основой для обучения солдат и военной дисциплины.[2] Корпус сержантов должен был состоять из специалистов с почти 3-летним (2 года и 10 месяцев) стажем. Первый новый учебный центр сержантского состава был создан в декабре 2009 года в Рязанском институте воздушно-десантных войск. Будущие сержанты будут занимать должности командиров и заместителей командиров мотострелковых, разведывательных, воздушно-десантных и автотранспортных взводов, а также первых сержантов рот и батарей. Планировалось ежегодно набирать 2000 кандидатов.
Однако введение сержантов в систему займет не 3-4 года, как предполагалось, а как минимум 10-15. Эта задержка может подорвать реформу, создав проблемы с управлением и укомплектованием тех родов войск, где относительно высокий процент офицеров задействован в непосредственной эксплуатации военной техники, таких как подводный флот, силы противовоздушной обороны и т.д.
В середине 2010 года было объявлено о реорганизации, которая объединит военные округа и флоты ВМФ в четыре Объединенных стратегических командования (OSK). Географически разделенные, четыре командования будут:
-
Объединенное стратегическое командование Запад – Западный военный округ (штаб в Санкт-Петербурге), включая Балтийский флот и Калининградскую область;
-
Объединенное стратегическое командование Юг – Южный военный округ (штаб в Ростове-на-Дону), включая Черноморский флот и Каспийскую флотилию;
-
Объединенный центр стратегического командования – Центральный военный округ (ШТАБ в Екатеринбурге);
-
Объединенное стратегическое командование Восток – Восточный военный округ (штаб в Хабаровске), включая Тихоокеанский флот.
В 2014 году было принято решение предоставить Северному флоту больше автономии и было создано пятое стратегическое командование:
-
Объединенное стратегическое командование Север – Объединенное стратегическое командование Северного флота (штаб в Североморске), Северный флот является основным компонентом командования.
«Министерство обороны Сердюкова также выставит на продажу некоторую недвижимость, которая вскоре освободится, например, штаб-квартиру МО в Москве (улица Полины Осипенко, Москва), штаб-квартиру МО на Дальнем Востоке (улица Серышева, Хабаровск).[7] Первоначальные запрашиваемые цены на эти здания и землю составят несколько миллиардов долларов США. Как и планировалось ранее, доходы от этих продаж, наряду с продажей Главного штаба Военно-морского флота, военно-учебных заведений и других военных учреждений в Москве, должны пойти на финансирование строительства жилья для военнослужащих, а также инфраструктуры военного гарнизона в новых местах дислокации армии.»
Сухопутные войска
До реформы 2008 года в Сухопутных войсках России (СВ) было 24 дивизии, а именно 3 танковые дивизии, 16 мотострелковых дивизий и 5 пулеметно-артиллерийских дивизионов, а также две военные базы численностью в Армении и Таджикистане и 12 отдельных бригад. Из этих 24 дивизий только 5 мотострелковых дивизий были в полном составе в 2008 году. Только около 13% армейских подразделений можно было считать постоянно боеспособными.
Было объявлено, что каждая танковая или мотострелковая дивизия будет разделена, как правило, на две бригады. Этот процесс начался в октябре 2008 года с расформирования 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии под Москвой. К концу 2009 года 23 из 24 дивизий были расформированы, а их элементы были использованы для создания 4 танковых бригад, 35 мотострелковых бригад (10 из которых были ранее существующими) и одной бригады «укреплений». Все бригады являются силами постоянной готовности.
Почти все бригады теперь обозначаются как отдельная (separate), при этом несколько подразделений сохраняют почетное звание «Гвардейские». Единственное оставшееся подразделение — это 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия на Курильских островах.
Количество воинских частей и соединений в Сухопутных войсках должно было быть сокращено с 1890 до 172 в течение трех лет.[2] Первоначальная четырехзвенная система командования и управления (военный округ — армия – дивизия – полк) была заменена трехзвенной системой (военный округ – оперативное командование — бригада).
Военно-воздушные силы
Количество подразделений в Военно-воздушных силах России (ВВС) должно было быть сокращено с 340 до 180. Количество авиабаз будет сокращено с 245 до 52. Военно-воздушные силы планировали ликвидировать сокращенные авиационные полки из двух эскадрилий (по 24 боевых самолета на полк). Новая организация ВВС установила авиабазу в качестве основного структурного элемента.
Каждая авиабаза будет включать ШТАБ, 1-7 авиационных эскадрилий (или авиационных групп), батальон аэродромного обслуживания и подразделения связи.[8] В ВВС Беларуси в настоящее время используется та же структура. Все штаб-квартиры авиационных дивизий были расформированы.
Все дивизии и корпуса противовоздушной обороны Сил противовоздушной обороны (ПВО), которые входили в состав ВВС с 1998 года, были расформированы и заменены 13 бригадами воздушно-космической обороны. Эти новые бригады были распределены между семью командованиями и состоят из авиабаз истребительной авиации, полков ЗРК и полков радиолокации.
Военно-воздушные академии имени Гагарина и Жуковского были объединены в новую военно-воздушную академию имени Жуковского-Гагарина в Монино.[
Военно-морской флот
Численность Военно-морского флота России (ВМФ) должна была быть сокращена почти вдвое, с 240 до 123 единиц. Боеспособность военно-морского флота была бы повышена за счет доведения различных подразделений до 100% их полной численности в военное время. Другими запланированными изменениями были передача невоенных активов, таких как жилье, передача некоторых рабочих мест на аутсорсинг гражданским подрядчикам и сокращение числа небоевых офицеров.
Флоты были подчинены новым Оперативно-стратегическим командованиям: Северный и Балтийский флоты входят в состав Западного военного округа, Черноморский флот и Каспийская флотилия входят в состав Южного военного округа, а Тихоокеанский флот входит в состав Восточного военного округа.
В рамках Государственной программы вооружения к 2020 году будет закуплено 100 военных кораблей.[11] Планировалась закупка 20 подводных лодок, 35 корветов и 15 фрегатов.
Военно-морские школы и научно-исследовательские институты были объединены в территориально распределенный научно-учебный центр Военно-морской академии, который состоит из Военно-морской академии, Высших специальных офицерских курсов, пяти военно-исследовательских институтов, трех научно-исследовательских институтов МО, Нахимовского военно-морского училища в Санкт-Петербурге и Морского кадетского корпуса.
Морская авиация и подразделения обеспечения были реорганизованы в 13 авиабаз, которые на втором этапе были объединены в территориально интегрированные структуры. Как и в случае с реформированными Военно-воздушными силами, каждая новая авиабаза состояла из штаба, подразделений поддержки и одной или нескольких авиационных групп (бывших авиабаз).
Несколько подразделений Российской морской пехоты изменили свой статус. 61-я отдельная бригада морской пехоты Северного флота стала полком, 810-й полк Черноморского флота стал бригадой, 55-я дивизия Тихоокеанского флота была расформирована и заменена 155-й отдельной бригадой морской пехоты, а 77-я бригада Каспийской флотилии также была расформирована.
Воздушно-десантные войска
Первоначально планировалось преобразовать четыре существующие дивизии Воздушно-десантных войск России (ВДВ) в 7-8 воздушно-десантных бригад, среди ряда других сокращений и изменений, которые вызвали ожесточенные протесты со стороны резервных и действующих воздушно-десантных войск, опасавшихся потери статуса.
Однако генерал Владимир Шаманов, который был назначен новым главнокомандующим ВДВ в мае 2009 года и который в целом поддерживал программу реформ, отменил все сокращения и изменения в ВДВ и объявил, что воздушно-десантные войска будут усилены.
Сердюков объявил, что не видит необходимости в создании независимых сил быстрого реагирования. «В Вооруженных силах уже есть такие подразделения в ВДВ. Они будут усилены, и в каждом военном округе будет воздушно-десантная бригада для выполнения срочных миссий и операций в непредсказуемых обстоятельствах.»
Дивизии были усилены, и теперь есть четыре независимые воздушно-десантные бригады.
Ракетные войска стратегического назначения
В ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) должны были сохраниться 8 ракетных дивизий вместо двенадцати ракетных дивизий.
Космические силы
Количество частей / соединений Российских космических сил (КВ) должно было быть сокращено с 7 до 6.
Реформа военного образования
Централизация и сокращение системы военного образования были тесно связаны с запланированными сокращениями офицерского корпуса. Российская система военного образования была основана на предыдущем наборе советских военных академий. Сердюков объявил, что 65 высших военных учебных заведений (15 академий, четыре университета, 46 колледжей, включая Суворовское и Нахимовское училища – и институты) будут сокращены к 2012 году всего до десяти «системных учреждений»: трех научно-исследовательских и учебно-методических центров, шести академий и одного университета. Новые институты будут служить не только для подготовки офицеров, но и для проведения исследований. Они будут создаваться в соответствии с территорией, а не родом войск. На данный момент все существующие объекты станут филиалами этих десяти центров; решения о возможном закрытии должны были быть приняты позже. Сердюков подтвердил, что весь профессорско-преподавательский состав существующих военных институтов будет сохранен и включен в новую систему, и что будет сокращен только управленческий слой. Он также сказал, что многие бывшие военные специальности, такие как юристы, теперь будут получать образование на гражданских объектах.
Закрытие военных городков
Когда Сердюков стал министром обороны, в России было 27 000 укрепленных поселений / военных баз, которые на практике были закрытыми городами. Реформы 2008 года сократили это число до 500. Проблемы с этим начались, когда начался поиск альтернативных владельцев. В основном местные советы были вынуждены принять их, но это создало проблемы, которые заставили местные советы сопротивляться. Не было надлежащего надзора за жителями, во многих городах было много криминальных или бездомных элементов, которых местные правоохранительные органы не могли затронуть, поскольку закрытое учреждение находилось под военной юрисдикцией. Также жилые дома и инфраструктура были в плачевном состоянии, и у местных советов не было ресурсов для ремонта. Пока эти города находились под контролем военных, жители этих учреждений могли подавать письменные жалобы. Однако большинство этих жалоб исчезли, были проигнорированы или просто не получили ответа. В основном жалобы были бесполезны, и ответственные люди, обладающие властью что-либо изменить, были недоступны. Местный совет, который после реформ Сердюкова должен был взять власть в свои руки, однако доступен. Учитывая, что жители этих городов также получили право участвовать в местных выборах после вывода войск, большинство руководителей местных советов вообще не хотели их принимать.
Взятие финансов под контроль и сокращение полномочий Генерального штаба
Несмотря на значительное увеличение расходов на оборону до того, как Сердюков стал министром обороны, улучшения финансирования не было видно, потому что оно испарилось.[требуется разъяснение] По-видимому, первой задачей Сердюкова было установить контроль над движением финансов, что объясняет, почему он создал департамент финансового контроля в Министерстве обороны и укомплектовал его людьми из Федеральной налоговой службы. Это еще больше обострило и без того взрывоопасные отношения между Сердюковым и Генеральным штабом, поскольку традиционно все, что связано с обороной, находилось под контролем Генерального штаба. Увольнение генерала Юрия Балуевского из Генерального штаба, проведение реформ в 2008 году и продвижение по службе генерала Николая Егоровича Макарова было тактикой нарезки салями в стиле сокращения полномочий Генерального штаба. Следующим шагом Сердюкова было сокращение огромных расходов на содержание, поскольку российские вооруженные силы до реформ были, по сути, сокращенной версией Советских Вооруженных сил. С 1991 года существовало множество планов по реформированию российских вооруженных сил до постсоветского уровня и сделать их более подходящими для нужд национальной обороны России; однако из-за сопротивления Генерального штаба и захватывающих структур большинство из них были реализованы только по названию. Реформы 2008 года были первой четко реализованной реформой, в ходе которой сопротивление Генерального штаба было сломлено.
В Генеральном штабе было несколько примеров нецелевого использования
средств. Самый известный инцидент произошел с российской подводной лодкой «Екатеринбург» (К-84). 29 декабря 2011 года около 12 : 20 UTC в Екатеринбурге произошел пожар в плавучем сухом доке PD-50. Согласно некоторой дате, в тот день произошло 3 пожара, и последний вышел из-под контроля, что привело к опасному инциденту с находящимся на борту вооружением, включая ядерное оружие. Официальные лица первоначально подтвердили, что все вооружение было вывезено из Екатеринбурга ранее, но вице-премьер Дмитрий Рогозин лично руководил расследованием и пришел к выводу, что Екатеринбург “не выгружал боекомплект для ремонта: на нем были торпеды и обычные баллистические ракеты”. Одной из причин недовольства Москвы было то, что были выделены средства на вывод вооружений из Екатеринбурга на время ремонта, но они, скорее всего, исчезли.[14][16] Другой проблемой были взрывы при хранении боеприпасов и на складах боеприпасов, такие как катастрофа в Североморске, время от времени возникавший риск. До реформ 2008 года российская военная промышленность использовала 150 000 тонн боеприпасов в год. К 2011 году на складах боеприпасов хранилось 4,5 миллиона тонн устаревших боеприпасов. Некоторые из находящихся на хранении устаревших боеприпасов были изготовлены в 1920-х годах для артиллерии, а также имелись боеприпасы для танков Т-34, которые уже были сняты с вооружения Российских Вооруженных Сил. К концу 2012 года на российских военных полигонах было взорвано 3,6 миллиона тонн этих боеприпасов. Военной промышленности России, которая отвечала за хранение этих боеприпасов, это не понравилось, поскольку оказалось, что это наносит ущерб их бизнесу.
Вебинар состоится 26 июня 2024 года. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.