Приглашаем на литературный (и не только, как всегда) вебинар!!! Всех!!!

Эжен Скриб «Тайны мадридского двора»

0dab2ff7b6045d9cdb436aafaffa2ea1.gif

Тайны Мадридского двораХодили в Малый театр на Тайны мадридского двора.. в восторге!!!

Огюстен Эжен Скриб — французский драматург, автор комедии «Тайны мадридского двора» («Les contes de la reine de Navarre», 1851). Огюстен специализировался на комедиях и водевилях. К сожалению, на русский язык его произведение не переведено.

Классика всегда открыта для новых смыслов и интерпретаций. С другой стороны, классический репертуар подразумевает бережное отношение к материалу. Режиссер — постановщик спектакля- народный артист России Владимир Бейлис говорит ,что постарался взять эпизод большого произведения французского драматурга и при помощи сильного актерского состава, музыки , декораций поставил на сцене Малого театра такую легкую комедию с достаточно небогатым, но запутанным сюжетом. В Москве комедия ставится уже более 13 лет. В месяц по пять – семь раз. Однако зрительный зал по-прежнему полон.

Итак, сюжет. Действие происходит в 18 веке на территории Испании. Сестра французского короля прекрасная и обаятельная Маргарита, приехала с целью возвратить брата из испанской темницы . За несколько дней она добилась симпатии и уважения у всего двора, кроме одного человека-испанского императора Карла 5. «С председателем совета она рассуждает о дипломатии, секретарю она читает стихи , с великим инквизитором она …. Толкует о богословии. Словом, любой член совета императора готов погнаться за любой бабочкой, которая понравится Маргарите». Она умеет крутить, шантажировать, обольщать и продумывать тактику. Через некоторое время в ее руках оказывается и сам император, уже почти и испанская корона на голове. Но слишком много тайн во дворе , и они постепенно раскрываются

Отдельно хотелось отметить художника оформителя спектакля — Энара Стенберга . Как только открывается занавес , зритель попадает в испанский дворец, чувствуется атмосфера тех веков. Одно из главных достоинств Малого театра – яркие декорации и эффектные костюмы героев. Музыка и хореография соответствуют стилю персонажей .

Мы попадаем в залу с железными рыцарями, с огромными окнами, мощными дверями, далее спускаемся по потайной лестнице (которая кстати, тоже является некой тайной императора и его сестры) в тюрьму с зажженными свечами на стенах, далее попадаем ещё в одну залу с картинами и красивой мебелью . Во дворце балы и приемы служат как отбивки между любовными интригами, политическими спорами и тд .

Костюмы актеров яркие , сверкающие . Продумано все: от обуви до аксессуаров .

Игру актеров надо отметить, все они живо и свежо играют комедию. Каждый по- своему интересен. Мимика Карла 5(В.Езепов), королевская грация Маргариты(Екатерина Харитонова) , ухмылка первого министра(Петров), наивность , глупость Изабеллы(О.Пашкова)

Маргарита выделяется не только разнообразием ярких и дорогих нарядов , но и своим неординарным поведением, чем не дама, которая что-то затевает. Кстати, как признается актриса, в жизни она тоже любит интриговать, поэтому эта роль ей особо подошла. Можно даже сказать она играла саму себя. Маргарита способна любого окрутить вокруг пальца. И вот уже сам испанский император устилает дорогу лилиями и ползает на коленках перед дамой . В общем , она умеет затуманить разум любому. Маргарита прекрасно поет ,ее голос пленяет всех в этой комедии. Не зря ее называют ведьмой! «Из-за нее строгий Мадрид стал разгульным Парижем»,- докладывает министр императору.

Карл 5 (актер В.Езепов) просто великолепен! такой и должен быть Король! Мимика, жесты , предельная аристократичность мгновенно передаются в зал зрителям, и мгновенно откликаются. Чувствуешь себя сопричастным к событиям, происходящим на сцене , или даже во дворце..

Принцесса Изабелла тоже хранит свою тайну. Она крутит романы с министром, будучи невестой императора . Ее совсем не заботят политические дела. Все ее «ахи» и «охи» исходят из глубины. Она играет дурнушку, которая много болтает , хлопает глазами, падает в обмороки ,а между тем , у нее горе- она не может наконец-таки сделать выбор : император или министр .

Настоящая комедия, легкая, полная легкого бытового юмора. Там нет балагана, пошлости и цирковых ужимок. Несмотря на свой почтенный возраст, постановка весьма современна, а многие фразы из спектакля запоминаются и могут смело рассчитывать на известность в качестве расхожих афоризмов.

«Министры никогда не отказывают. Министры говорят : Ваша просьба будет удовлетворена в ближайшем будущем, как только позволят государственные дела» . «Мать была очень ревнива. А отец ее очень любил и не хотел ее огорчать». «Если она так любит своего мужа одноглазого, то как она будет любить мужчину с двумя»

Можно отметить небольшой минус. Изначально действие немного затянуто , разворачивается вяло, но к середине 1 –го акта приобретает динамичность , неожиданные повороты, интриги, открытия . А второй акт длится в два раза короче первого, и как то все неожиданно быстро заканчивается. Но, в целом, спектакль легко смотрится, дает представление о времени и месте, погружает в данную эпоху. Актеры, избавленные от необходимости изображать аристократов крови, чувствуют себя свободно и уверенно

Эжен Скриб, Е.Легуве «ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА»
Малый театр (филиал), 2002. Режиссёр — Владимир Бейлис.

Красивый изысканный спектакль с величественными декорациями, царственными костюмами, завораживающей музыкой, в котором переплелись любовь и политика, коварные интриги и возвышенная романтика. В центре внимания — бурлескный, искрометный поединок двух ярких личностей: испанского короля Карла V и французской принцессы — писательницы Маргариты Наваррской. По ходу действия решаются геополитические вопросы, выясняются любовные отношения, строятся заговоры, расследуются преступления — остроумно и патетично, замысловато и экстравагантно.

«Чего только не сделаешь, чтобы не иметь Вас своим врагом. Ведьма!», — с досадой, но не скрывая и восхищения, восклицает в финале Карл, обращаясь к своей сопернице-победительнице Маргарите. А та великодушно советует побежденному обратить поражение в акт высокой политики: «Я так хочу!»

В спектакле замечательные насыщенные образы: великолепная, блистательная (а как она поет!) Маргарита (Елена Харитонова), шикарный энергичный Карл (Вячеслав Езепов), коварный изворотливый Гватинара (Николай Верещенко), брутальный страстный Франциск (Антон Хомятов), смешной нелепый Бабьека (Виктор Низовой), пылкий романтичный Анри (Александр Вершинин), кокетливая кукольная Изабелла (Татьяна Скиба), кроткая отважная Элеонора (Людмила Суворкина).

смотреть спектакль на странице вебинара

Произведения Эжена Скриба а «Книжной лавке»

Вебинар 21 сентября 2024 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Программа вебинаров сентября 2024 года

Вход в систему