Понравилось, да? А это всего лишь 89 рублей с моего счета пропустили. (с. ИАД)
Отзыв лицензии у КИВИ-банка указывает на курс по полному вытеснению криптовалют в нелегальное поле и порождает серьезные вопросы к Банку Россию.
Особенностью и конкурентным преимуществом КИВИ-банка долгое время оставалась возможность относительно легальных транзакций с криптовалютами - это был последний провайдер, который позволял покупать их с помощью банковской карты.
На условном Западе происходит последовательная легализация криптовалют, но для россиян возможность работы с ними через соответствующие иностранные сервисы была давно заблокирована.
В то же время остальные российские банки четко осознали сигнал Банка России, который постоянно указывал на повышенные риски со стороны криптовалют, и не выдвигали подобных инициатив, хотя некоторые из них озвучивали амбициозные проекты по созданию криптобиржи еще в 2021 г.
С точки зрения обеспечения финансовой стабильности в государстве подобные меры являются оправданными. Санкции в отношении криптовалют могут действовать еще эффективнее, чем в отношении расчетов по счетам. Механизм блокировки кошельков не менее прост, чем отключение от той или иной платежной системы. При этом многочисленные операции, проходящие в условно серой зоне, в силу своей децентрализованности слабо подвержены как контролю, так и потенциальным санкционным ограничения. Так что, данный прецендент, скорее, является проявлением государственного курса.
Воздействие подобной меры на нелегальный бизнес в России будет невысоко - так как не это являлось целью. Вместе с тем, в связи с явно плановым характером мероприятия, возникает несколько вопросов, в первую очередь - к Банку России.
Во-первых, снова встает вопрос об использование инсайдерской информации. Совпадение по времени закрытия сделки почти на 24 млрд руб. по продаже российских активов компании с «внезапной» реакций Центробанка на нарушения, который последовательно фиксировались с 2020 г., выглядит неслучайным.
Регулятор традиционно старается обходить вопросы инсайда, даже когда они более чем очевидны, но в данном случае особую пикантность происходящему придает участие в схеме самого Банка России.
Во-вторых, одним из следствий отзыва лицензии стала проблема с осуществлением платежей и ограничением операций в целом ряде банков. Отсутствие четкого, заранее спланированного сценария по устранению сбоев и обеспечению стабильности работы банковской системы в целом может указывать на то, что Банк России не обладает необходимыми возможностями или компетенциями в этой сфере.
В-третьих, Центробанк снова ярко проявляет свое управление по тенденциям, а не работу на опережение. Еще в 2021 г. он «обещал» изучить возможность страхования средств на электронных кошельках, однако сейчас выясняется отсутствие каких-либо наработок в регулировании этого вопроса и, соответственно, отсутствие страхования, хотя отзыв лицензии уже сказался на блокировке средств граждан на кошельках.
При этом, успокаивающие заявления: «у банка хватит средств», чтобы вернуть эти деньги с электронных кошельков граждан, являются попыткой скрыть полное отсутствие работы в течение нескольких лет по важному направлению. Теперь снова заявляется, что «Банк России готов дополнительно оценить необходимость изменения действующего регулирования как в части страхования средств на электронных кошельках, так и в части идентификации через банковских платежных агентов».