От сумы и от тюрьмы
Золотая полка "Литературного обозрения":
От сумы и от тюрьмы. Часть I
От сумы и от тюрьмы. Часть II
...Все мы выросли на истории мести графа Монте Кристо, в тени мрачного замка Ив. А потом уж как-то так получилось, что каждый сделал из этой истории собственные, далеко идущие выводы.
Сегодня в России отношение к заключенным самое бесчеловечное. Странно себе представить, будто нынешние тюремщики не читали "Графа Монте Кристо". Означает ли это, что, читая страницы романа Дюма, они мечтали, как будут истязать людей, оказавшихся в их безраздельной власти?..
Некоторые, как мы видим, непрочь спекульнуть на общем сочувствии к несчастному аббату Фариа и устроить очередной "панк-молебен". Но, как показывает практика, если уж намерения изначально нечестные, то и добра от подобных "заступников" ждать нечего.
Ведь каждый раз возникает вопрос, почему вдруг все наши правозащитники, оппозиционэры и прогрессивные светочи современности начинают слаженно кричать, будто на перекличке в концлагере, лишь после явной спекуляции? А раньше-то что? Даже "Графа Монте Кристо" не читали?..
Все-таки к решению таких сложных щекотливых вопросов надо подходить... без сторонних интересов, пользуясь исключительно литературными методами. Это ведь не предмет очередной скоротечной кампании, чтобы поставить галочку в графе "культура и нравственность". Здесь каждому надо обо всем подумать - спокойно, без внешнего давления и истерических воплей, как на советской майской демонстрации. Здесь надо ощутить тяжесть засовов, боль чужого одиночества и унижения... Чтобы задуматься о жизни! А не о том, как нынче вопят: "Не подпишете петицию Толоконниковой, так с вами такое же может случиться! От сумы и от тюрьмы не зарекайтесь!"
Вы заметили, что как только жизнь начинают рушить основательно и бесповоротно - начинается этот страховательный шантаж? Нас уже как только не застраховали! Сейчас хотят обязать страховать жилье, как автотранспорт, будто мы мало платили все эти годы, чувствуя себя в собственном доме, как в тюрьме. Осталось лишь от натуральной тюрьмы подстраховаться петицией Толоконниковой...
Все же предложу решить этот вопрос так, как... как только он и может быть решен! В непрерывных "реформах" и "демократических преобразованиях" мы несколько позабыли, что человечество решает эти вопросы не революциями, волеизъявлениями или петициями, а литературными методами. Связывать существующую проблему, выявляющую уровень цивилизованности всего общества, - с конкретным человеком и его личными проблемами... заведомо неприлично! Даже самые благие намерения могут быть втоптаны в грязь, если пытаться их решить заведомо неприлично.
Человечеством давно избран путь решения нравственных проблем - на условных художественных образах. А гуманное отношение к заключенным в существующей системе наказаний - именно нравственная проблема. Поэтому многие и испытывают сейчас дискомфорт, понимая, что положение заключенных у нас сегодня ужасное, но... чувствуют оторопь, когда проповеди на эту тему начинает читать девица с сомнительным жизненным опытом, пытаясь вновь привлечь внимание к решению своих личных проблем. И как же решить нравственную проблему, стараясь не замечать явной безнравственности этой гражданочки?
...Среди множества произведений, где действие происходит в тюрьме, где раскрывается путь преодоления тяжкого чувства несвободы, неволи, - есть два очень известных романа, полностью перевернувших отношение к системе наказаний во всем мире.