Музыкальная пятница!!! Да еще какая!!! Приглашаются все!!!
Исаак Дунаевский: музыка к фильмам 30-х годов
Исаак Осипович Дунаевский (30 января 1900, Лохвица, Российская империя — 25 июля 1955, Москва, СССР) — советский композитор и дирижёр; народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951).
Автор 12 оперетт и четырёх балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен.
Родился в городке Лохвица (ныне — Полтавская область, Украина) в еврейской семье, отец был банковским служащим.
С детства проявлял незаурядные музыкальные способности: в пять лет подбирал на фортепиано по слуху мелодии маршей, вальсов, импровизировал на домашних вечерах. Посещал выступления гастролировавших оперных и драматических трупп. C восьмилетнего возраста брал уроки скрипки.
В 1910 году семья переехала в Харьков, и Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке у профессора Константина Горского, затем И. Ю. Ахрона. Обучение у Ахрона по классу скрипки продолжил в Харьковской консерватории, уже студентом много сочинял, его учителем по композиции был С. С. Богатырёв.
Исаак Дунаевский в 1914 году
Окончив консерваторию в 1919 году, пришёл в Харьковский драматический театр, возглавляемый Николаем Синельниковым, где сперва был скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижёром и, наконец, заведующим музыкальной частью театра. Дебютировал там как театральный композитор, сочиняя музыку ко всем новым спектаклям. Читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью, организовывал музыкальные студии и кружки при воинских клубах, заведовал музыкальным отделом губернского отдела народного образования, сотрудничал в газетах.
В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву. С 1924 года являлся музыкальным руководителем театра «Эрмитаж». C 1926 года — руководителем музыкальной части Театра сатиры и Московского театра оперетты, где в 1927 году с успехом состоялась постановка его оперетты «Женихи».
В 1929—1934 годах был музыкальным руководителем и главным дирижёром Ленинградского мюзик-холла, по другим данным — до 1935 года. Первый же спектакль с его музыкой — пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» — был запрещён после нескольких представлений. В эти же годы начал сотрудничать с Леонидом Утёсовым. В поисках стиля «советского джаза» искал опору в народной музыке и написал программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен. В 1933 году вместе с авторами Владимиром Массом и Николаем Эрдманом создал для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском Мюзик-Холле с успехом шла оперетта Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш» под названием «Небесные ласточки» (1933).
Один из основоположников советской оперетты и музыкальной кинокомедии, И. Дунаевский сделал музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Совместный с кинорежиссёром Григорием Александровым и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом фильм «Весёлые ребята» (1934), как и ряд последующих, принёс композитору широкую известность. С 1934 по 1940 годы сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучании, играл на рояле и пел. Симфонический дар Дунаевского высоко ценил композитор Дмитрий Шостакович, об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» (1936) он писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…». Автор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.
В 1937 году в должности художественного руководителя возглавил ансамбль песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров.
С 1937 по 1941 годы возглавлял Союз композиторов Ленинграда. В 1938 году избран депутатом Верховного совета РСФСР 1-го созыва от Ленинградской области.
С 1943 года работал в Москве. В годы Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников, неоднократно выступал перед бойцами в воинских частях и госпиталях, перед рабочими на оборонных заводах.
Композитор часто сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многие его произведения на еврейские темы[источник не указан 392 дня].
В последние годы занимал посты председателя секции массовых жанров Союза композиторов, зампредседателей музыкальной секции ВОКСа и музыкальной секции Дома кино, был членом художественного совета Радиокомитета СССР, членом правления Союза композиторов, членом редсовета редколлегии журнала «Советская музыка» и музыкального издательства.
Скончался 25 июля 1955 года в Москве от сердечного спазма. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Последняя оперетта «Белая акация» (1955) была посмертно завершена Кириллом Молчановым.
Вебинар проводят 29 ноября 2024 г. в 20:00 (время московское) Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Принять участие в вебинаре